Какой Новый год без маскарада? Практически - никакой, а значит - пришла пора доставать маски и примерять карнавальные костюмы. Традиция «рядиться в чужую личину» известна повсеместно. Меняя свой облик, человек стремится хотя бы к частичной неузнаваемости и, как правило, использует для этого переодевание как в безобидных зверюшек и сказочных персонажей, так и во всевозможных «арлекинов» и «коломбин», цыганок и звездочетов.
Сменяя лик на личину, «харю», «чертову рожу», ряженый заодно меняет пластику и даже дикцию. «Пираты» начинают рычать, «звездочеты» картавить и морщить ученый лоб, «мушкетеры» расправляют плечи и бряцают картонными шпагами, «медведи» косалапят, «зайчики» прыгают, «снежинки» кружатся, «цыганки» неестественно громко смеются. Для многих - это веселая игра на одну ночь, но, примеряя чужие маски, можно раствориться среди всех этих образов, погрузившись в пучину потусторонних страстей так глубоко, что есть риск не выплыть.
По верованиям многих народов, маска является выражением невидимого и неведомого мира. Поклоняясь природе и «очеловечивая» ее, наши предки создавали маски, в которых видели посредников между этими двумя мирами. Одна маска могла быть оберегом, другая - ритуальной: свадебной, погребальной и так далее. В масках просили об урожае, о дожде или об удачной охоте. Надевание маски было частью обрядов, в том числе и тайных, когда маска переставала быть просто символом, а условность жертвоприношения становилась реальностью.
В древнейшие времена на покойников одевали маски, чтобы духи, с которыми они встретятся на пути в загробный мир, не причинили им вреда. Этот ритуал культивировался у многих народов мира и в более поздний период. Сегодня, когда говорят о масках, в первую очередь вспоминаются африканские маски и маски венецианского карнавала. Но карнавальная «личина» не так безобидна, как кажется.
Широко пользоваться масками начали еще в Древней Греции. Эллада знала шумные и веселые праздники в честь Диониса - дионисии, которые сопровождались маскарадными шествиями с песнями и плясками. Римские сатурналии, от которых идет традиция устраивать карнавалы, славились большой вседозволенностью. На время этих гуляний рабы, надев маски, превращались в господ, которые в свою очередь также скрывали лица и прислуживали рабам. Поменявшись местами, римляне выбирали лжекороля, который до конца праздников получал невиданную власть и мог гулять и куражиться, как хотел. Расплата за «звездный час» была страшной - в последний день веселья обезумевшая от возлияний толпа убивала своего лжекороля. Иногда примерившего венценосную маску вынуждали совершать самоубийство.
Карнавалы и маскарады затевались не только для того, чтобы бедняк мог на пять минут почувствовать себя хозяином жизни. В средние века две карнавальных недели и богачи, и бедняки могли при желании предаваться всем страстям и искушениям. Между прочим, детей, появившихся на свет через девять месяцев после этого гульбища, нередко так и называли - «карнавальные», при этом загулявших родителей в неверности не обвиняли.
Венецианцы, самые большие любители карнавалов, в прошлом носили маски не только во время праздника, но и в будни, пытаясь скрыть не только личность и социальное положение, но даже пол. Особенно полезными маски были для любовников, которым при таком раскладе было гораздо проще скрывать свои тайные похождения. Впрочем, всемирно известные веселые венецианские карнавалы знали и мрачные времена средневековых запретов. Еще в XIV веке местные власти, озаботившись моралью горожан, издали декрет, запрещавший ходить в маскарадных масках по городу ночью и веселиться «с целью препятствовать падению нравов». Спустя сто лет посчитали недопустимым «мужчинам в дни карнавала одеваться женщинами», кроме того, «маскарадчикам» не разрешалось вступать в беседы с монашенками и носить оружие, способное причинить увечья. В XVII веке венецианцам разрешили надевать маски только на специальные банкеты и праздники. Нарушителям полагался штраф, два года тюрьмы и 18 месяцев работ гребцом на галерах. Женщин-нарушительниц ожидал прогон под плетями от моста Риалто до площади св. Марка, где их выставляли на обозрение.
Христианство никогда не принимало маски, присущие язычеству, но избавиться от них церкви так и не удалось. В России карнавалы традиционно проводили в рождественскую пору, на святки. В эти дни устраивались различные игрища, хождения ряженых по домам, праздничные торги, базары, гадания. Ряженье для святок было обязательным и представляло собой смешение языческих и христианских обрядов. В деревнях очень часто «обряжались» в людей, имеющих знания, недоступные обычным крестьянам: кузнецов, мельников, коробейников, цыган, а также представителей потустороннего мира: Бабу Ягу, кикимору. При этом ряженым полагалось надевать такой костюм, который смотрелся бы со стороны как странный, диковинный, ни на что не похожий. Человек под маской на время святок как бы выводился из рамки обычных норм поведения. По преданию, основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие живых.
Традиция устраивать карнавалы и маскарады распространена по всему миру. Наряжаться в костюмы шутов и факиров, драконов и зайчиков, вампиров и «шреков» любят как в Европе, так и в Америке, Африке и Австралии, а бразильский карнавал, так же как и венецианский, уже давно является событием мирового значения. Это лишний раз подтверждает живущее издревле в людях желание хотя бы один раз в году примерить на себя чужую жизнь и шагнуть за грань дозволенного.
По верованиям многих народов, маска является выражением невидимого и неведомого мира. Поклоняясь природе и «очеловечивая» ее, наши предки создавали маски, в которых видели посредников между этими двумя мирами. Одна маска могла быть оберегом, другая - ритуальной: свадебной, погребальной и так далее. В масках просили об урожае, о дожде или об удачной охоте. Надевание маски было частью обрядов, в том числе и тайных, когда маска переставала быть просто символом, а условность жертвоприношения становилась реальностью.
В древнейшие времена на покойников одевали маски, чтобы духи, с которыми они встретятся на пути в загробный мир, не причинили им вреда. Этот ритуал культивировался у многих народов мира и в более поздний период. Сегодня, когда говорят о масках, в первую очередь вспоминаются африканские маски и маски венецианского карнавала. Но карнавальная «личина» не так безобидна, как кажется.
Широко пользоваться масками начали еще в Древней Греции. Эллада знала шумные и веселые праздники в честь Диониса - дионисии, которые сопровождались маскарадными шествиями с песнями и плясками. Римские сатурналии, от которых идет традиция устраивать карнавалы, славились большой вседозволенностью. На время этих гуляний рабы, надев маски, превращались в господ, которые в свою очередь также скрывали лица и прислуживали рабам. Поменявшись местами, римляне выбирали лжекороля, который до конца праздников получал невиданную власть и мог гулять и куражиться, как хотел. Расплата за «звездный час» была страшной - в последний день веселья обезумевшая от возлияний толпа убивала своего лжекороля. Иногда примерившего венценосную маску вынуждали совершать самоубийство.
Карнавалы и маскарады затевались не только для того, чтобы бедняк мог на пять минут почувствовать себя хозяином жизни. В средние века две карнавальных недели и богачи, и бедняки могли при желании предаваться всем страстям и искушениям. Между прочим, детей, появившихся на свет через девять месяцев после этого гульбища, нередко так и называли - «карнавальные», при этом загулявших родителей в неверности не обвиняли.
Венецианцы, самые большие любители карнавалов, в прошлом носили маски не только во время праздника, но и в будни, пытаясь скрыть не только личность и социальное положение, но даже пол. Особенно полезными маски были для любовников, которым при таком раскладе было гораздо проще скрывать свои тайные похождения. Впрочем, всемирно известные веселые венецианские карнавалы знали и мрачные времена средневековых запретов. Еще в XIV веке местные власти, озаботившись моралью горожан, издали декрет, запрещавший ходить в маскарадных масках по городу ночью и веселиться «с целью препятствовать падению нравов». Спустя сто лет посчитали недопустимым «мужчинам в дни карнавала одеваться женщинами», кроме того, «маскарадчикам» не разрешалось вступать в беседы с монашенками и носить оружие, способное причинить увечья. В XVII веке венецианцам разрешили надевать маски только на специальные банкеты и праздники. Нарушителям полагался штраф, два года тюрьмы и 18 месяцев работ гребцом на галерах. Женщин-нарушительниц ожидал прогон под плетями от моста Риалто до площади св. Марка, где их выставляли на обозрение.
Христианство никогда не принимало маски, присущие язычеству, но избавиться от них церкви так и не удалось. В России карнавалы традиционно проводили в рождественскую пору, на святки. В эти дни устраивались различные игрища, хождения ряженых по домам, праздничные торги, базары, гадания. Ряженье для святок было обязательным и представляло собой смешение языческих и христианских обрядов. В деревнях очень часто «обряжались» в людей, имеющих знания, недоступные обычным крестьянам: кузнецов, мельников, коробейников, цыган, а также представителей потустороннего мира: Бабу Ягу, кикимору. При этом ряженым полагалось надевать такой костюм, который смотрелся бы со стороны как странный, диковинный, ни на что не похожий. Человек под маской на время святок как бы выводился из рамки обычных норм поведения. По преданию, основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие живых.
Традиция устраивать карнавалы и маскарады распространена по всему миру. Наряжаться в костюмы шутов и факиров, драконов и зайчиков, вампиров и «шреков» любят как в Европе, так и в Америке, Африке и Австралии, а бразильский карнавал, так же как и венецианский, уже давно является событием мирового значения. Это лишний раз подтверждает живущее издревле в людях желание хотя бы один раз в году примерить на себя чужую жизнь и шагнуть за грань дозволенного.
Обсуждения Костюм для маскарада