Древность, древние эпохи и древние люди... Что скрывается за этими понятиями? Как давно это было? Что думал древний человек? Как воспринимал явления природы? Пытался ли он их объяснить? Каким ощущал себя?
История дает нам две версии происхождения человека: творение и эволюция.
История дает нам две версии происхождения человека: творение и эволюция.
Принимая во внимание первую, можно предположить, что в древности человек неразрывно был связан с «творцом». Возможно, он умел «слушать» творца и «слышал» Его. Тогда возникает очередной вопрос: как это происходило?
Наскальные рисунки и узоры древней керамики, узорочье ручного ткачества, знаками и схематическими изображениями, встречающиеся практически во всех уголках земли. Что это? Совпадение восприятия людей древности или что-то другое, идущее из глубины подсознания? Часто эти рисунки не являются природосообразными или визуально воспринимаемыми через среду человеческого бытия. Тогда, быть может, эти знаки и схемы определённый способ общения – но с кем? – или передачи информации? Тогда о чём же пытались рассказать древние?
Анализ одинаковых схем и знаков, их сопоставление, композиционное решение, сам факт их устойчивого существования заставляет задуматься: не было ли это фиксацией наиболее устойчивых и значимых для человека понятий, условным изображением Мира или отпечатком его мировосприятия.
Для того чтобы разобраться с этим, видимо, необходим анализ духовной культуры не только последний двух тысячелетий, но и тех древних эпох, когда начинали формироваться понятия и представления человека о мире. Попытки реконструкции смысла древних графем большинством исследователей сводят их мнения к единому: человек воспринимал Мир как целостную систему и себя в нём как часть. Поэтому в обрядах, обычаях традициях отразились способы взаимодействия человека и Мира.
Русская народная культура дает нам множество примеров космического миропонимания наших предков, поскольку вобрала в себя элементы мировоззренческих основ предыдущих эпох. Так, в русской свадебной лирике жениха часто называют «гоголем», «селезнем», а невесту – «утицей». Разве это не доказательство того, что свадебный обряд отражает мифологему о «сотворении» мира водоплавающей птицей. Жених и невеста «со-творяют», «создают» новую семью, целью которой является продолжение рода человеческого – рождение детей.
Каковы же были представления человека древности о его космическом доме, о Вселенной? Рассматривая устойчивые мифологемы, можно выделить три группы представлений о виде Вселенной.
1. Зооморфный вид Вселенной. Например, Вселенная как Космическая черепаха. Верхняя часть панциря черепахи считалась небом, нижняя часть – землёй, четыре ноги – опорами между небом и землёй.
2. Антропоморфный вид Вселенной. Это представление о Космическом человеке, появляющемся из эмбрионального яйца и выполняющем впоследствии роль мировой оси.
3. Фитоморфный вид Вселенной. Вселенная как Мировое Древо, ветви которого уходят высоко в небо (в мир божественный), корни – под землю (в «преисподнюю»), ствол соединяет, как ось, небо и землю (образуя земное пространство сущего мира).
Последняя модель наиболее известна современникам. В горизонтально-вертикальной структуре Мирового Древа условно объединены понятия о пространстве и времени. По вертикали Мир условно поделён на семантические оппозиции: «верх» (мир Богов), «низ» (подземный мир) и «середину» (мир людей и животных).
В мифологии имеется представление о многоуровневом небе. Так, скандинавская мифология повествует о мировом древе, ветви которого образуют различные небеса, где живут боги, в мусульманской и ведической традициях имеются представления о семисферном небе, русские народные сказки сохранили представления о «тридевятом царстве», «тридесятом государстве». Мифологическая иерархия небес отражает и ценностную ориентацию, которая породила представления об «иных» мирах, недоступных человеку.
Рассмотрим подробнее мифологическую схему «небес», представляющую собой три уровня: верхнее небо, среднее небо и нижнее небо. Предположим, что: верхнее небо – это сфера Абсолюта, Творца; среднее небо – это сфера Великой Праматери, прародительницы всего сущего на земле; нижнее небо – это сфера небесных светил (солнце, луна, планеты и звёзды), задающая пространственные и временные параметры на земле. Верхняя и средняя небесные сферы невидимы человеком (но ощущаемы!). Нижняя сфера видима, материальна и имеет название «Космос».
В сферах подземных семантически расположен мир, зеркально отражённый от «верхнего», но по качествам прямо противоположный ему – «низ». Верхние сферы (небесные) дают земле свет, тепло и жизнь. Нижние сферы (подземные), являясь миром зеркально отраженным, проявляют прямо противоположные качества – тьму, холод и смерть. Человек, находясь между «небом» и «землёй», «верхом» и «низом», призван гармонично соединить в себе «верх» и «низ», «духовное» и «материальное».
Это стало основой в учении о триединстве. С древнейших времен это учение несло знания о гармоничном единении «верха» (духа) и «низа» (тела) посредством души. Человек наделен свойствами «верха» и «низа». Свойства «верха» проявляются в духовных качествах, нравственных поступках, творчестве, способности следовать законам природы, космоса. Свойства «низа» проявляются преобладанием в человеке «телесного, материального» над «духовным». Находясь в среднем мире, человек должен уметь гармонизировать в себе «верхнее» и «нижнее». Это умение приобретается в процессе опыта и называется Жизнью.
Таким образом, вертикаль Мирового Древа семантически и символически показывает рождение сущего, жизнь и смерть (закон триединства).
Логически объяснить рождение сущего на земле можно следующим образом: чтобы идея отца (духа) о проявлении себя на земле в виде сущего (сына) проявилась, необходима мать, которая дает «сыну» пространственную форму (тело) и отрезок времени длиной в жизнь. Таким образом, земную триаду «рождение-жизнь-смерть» предваряет небесная (божественная) триада «отец-мать-сын». Религиозные учения утверждают, что человек создан «по образу и подобию божьему». В мире символов божественную троицу (даже в религиозных учениях) принято изображать в виде равностороннего треугольника. Символом мужского начала, как созидательной мужской, творческой силы, стал равносторонний треугольник, обращенный вершиной вверх. Символом женского начала, как плодородного лона, стал равносторонний треугольник, обращенный вершиной вниз. Если же наложить эти два знака друг на друга, то это будет означать объединение созидающего и порождающего начал, из которого рождается всё.
Горизонталь Мирового Древа семантически означает соединение пространства и времени, что характерно только для материального (явного, земного) мира. Понятие пространства в земном измерении (задается небом) выражается сторонами света: север, юг, восток и запад. Понятие времени нашло выражение в четырех временах года: зима, лето, весна, осень. Ветви мифологического Древа уходят высоко в небо и «уводят широко в безмерную синюю даль» (К.Бальмонт), распространяясь в направлениях по четырем сторонам света. Корни Древа «гнездятся глубоко в земле и в бессмертном подземном огне» (К.Бальмонт) и ориентированы так же, как и ветви по четырем сторонам света. От корней «текут млеком и медом 12 источников» (рукопись XIV века). Таким образом, понятия пространства и времени, характерные только для земного измерения, в символическом виде можно изобразить знаком равностороннего креста, концы которого ориентированы по сторонам света. Свет рождается небом и распространяется над землей по четырем направлениям, давая жизнь всему сущему.
В символике Мирового Древа соединены жизненно важные, базисные символы неба (круг), бога (треугольник) и земли (крест). Эти символы стали устойчиво бытовать не только в религиозных учениях, но и в народной культуре. На основании этого можно реконструировать смысл, вложенный в украшение жилища, костюма, предметов быта и т.д.
Семантика Мирового Древа многоаспектна. Рассмотрим те аспекты, которые важны для установления подобия Мира и Человека (Макрокосма и Микрокосма), которое как основание фигурирует в народном костюме.
- Мировое Древо как модель Вселенной (Макрокосм). Ветви его уходят высоко в небо, в мир богов; корни уходят глубоко в землю, в преисподнюю; ствол как мировая ось находится между двумя уровнями (небом и землей).
- Мировое Древо как идея сохранения способности к плодоношению и постоянному возрождению через смерть старого, отжившего.
- Мировое Древо как родовое божество, в котором сохраняются и потенциально существуют души людей. То есть, Мировое Древо=Праматерь, дающая жизнь всему сущему.
Первый аспект – Мировое Древо как модель Вселенной рассмотрен выше.
Второй аспект. Дерево, в отличие от всех других живых существ, растет всю свою жизнь. Жизнь его длится сотни лет. Оно обладает способностью ежегодного воскрешения через смерть, т.е. умирает зимой, возрождается весной, цветет летом, плодоносит осенью и вновь умирает до нового воскрешения. Это делает дерево символом бессмертия, так как оно преодолевает смерть через жизнь, непрерывность и повторяемость жизненного процесса. Человечество же связывает свое существование с идеей бессмертия через веру в то, что предки умирают, а на смену им рождаются их потомки. Таким образом не прерывается и цепочка человеческой жизни, выраженная триадой «предки – настоящее – потомки».
Третий аспект. Образ Мирового древа слился с образом родового божества, которое является вечно рождающим центром. Мировое древо выступает как прообраз материальной жизни, начало которой неизменно пребывает в корне. В стволе древа в примитивном зародыше потенциально существуют души людей, которые потом расцветают через ветви.
Поскольку именно женское начало (растения, животные, человек) вынашивает в своей утробе «новую жизнь» до появления её на «свет божий», и это некоторое время остается тайной, в народе некоторое время бытовало представление, что таинство рождения человека принадлежит только женщине. Считалось, что определенную роль в этом играла и Великая Праматерь (Небо), которая давала жизнь всему сущему.
Поклонение Древу как родовому божеству-прародителю и небу как великой праматери легло в основу семантической связи Мирового Древа и Великой Праматери.
Библия говорит, что человек создан по образу и подобию Божьему. Следовательно, можно установить цепочку семантической связи: Женщина=Мировое Древо, Человек=Вселенная, Микрокосм=Макрокосм. В земном человеке соединяется «божественное» (дух, проявляющийся через разум, мысли) и «антибожественное» (инстинкты).
По вертикали человека, так же как и Древо, условно можно поделить на три уровня: «верх» - голова; «низ» – живот и всё, что ниже живота; «середину» – грудь, сердце. Голова человека, наделенная разумом, способностью мыслить, накапливать (собирать) знания, осознавая их значимость, символизирует «верх», «мир богов». Плечи и грудь символизируют «середину», «мир явный». В центре груди расположено сердце – источник чувств и эмоций, которому надлежит гармонизировать положительное и отрицательное. Живот человека – это система пищеварения и размножения, т.е. существование на стадии плотской (земной) жизни.
Таким образом, тройственная структура Мира отразилась на Человеке. Вертикальное условное деление на «верх», «низ» и «середину» отпечаталось как принцип в конструкции и орнаменте народного костюма. А именно: головной убор семантически несет идею «верха» и украшен символами неба; рубаха и другая верхняя одежда несет идею материальной земной жизни, выражающуюся в плодородии, и украшается знаками земли, сущего. Хотя живот и всё, что ниже живота, символически относится к миру «нижнему», человек стоит ногами на «низе» (на земле), поэтому в костюме мир «нижний» не обозначен. Семантически линия тверди земной относится к подолу одежды и ногам.
Горизонтальное условное деление Мира (времена года) нашло отражение в назначении костюма какому-то событию и времени года.
Подводим итог вышесказанному.
Народный костюм это система, отражающая миропонимание человека. Смысловыми элементами этой системы являются части костюма: головной убор, рубаха, пояс, передник, понёва, навершник, порты, обувь, украшения. Форма этих частей и их украшение (символы) и есть средство выражения миропонимания.
Наскальные рисунки и узоры древней керамики, узорочье ручного ткачества, знаками и схематическими изображениями, встречающиеся практически во всех уголках земли. Что это? Совпадение восприятия людей древности или что-то другое, идущее из глубины подсознания? Часто эти рисунки не являются природосообразными или визуально воспринимаемыми через среду человеческого бытия. Тогда, быть может, эти знаки и схемы определённый способ общения – но с кем? – или передачи информации? Тогда о чём же пытались рассказать древние?
Анализ одинаковых схем и знаков, их сопоставление, композиционное решение, сам факт их устойчивого существования заставляет задуматься: не было ли это фиксацией наиболее устойчивых и значимых для человека понятий, условным изображением Мира или отпечатком его мировосприятия.
Для того чтобы разобраться с этим, видимо, необходим анализ духовной культуры не только последний двух тысячелетий, но и тех древних эпох, когда начинали формироваться понятия и представления человека о мире. Попытки реконструкции смысла древних графем большинством исследователей сводят их мнения к единому: человек воспринимал Мир как целостную систему и себя в нём как часть. Поэтому в обрядах, обычаях традициях отразились способы взаимодействия человека и Мира.
Русская народная культура дает нам множество примеров космического миропонимания наших предков, поскольку вобрала в себя элементы мировоззренческих основ предыдущих эпох. Так, в русской свадебной лирике жениха часто называют «гоголем», «селезнем», а невесту – «утицей». Разве это не доказательство того, что свадебный обряд отражает мифологему о «сотворении» мира водоплавающей птицей. Жених и невеста «со-творяют», «создают» новую семью, целью которой является продолжение рода человеческого – рождение детей.
Каковы же были представления человека древности о его космическом доме, о Вселенной? Рассматривая устойчивые мифологемы, можно выделить три группы представлений о виде Вселенной.
1. Зооморфный вид Вселенной. Например, Вселенная как Космическая черепаха. Верхняя часть панциря черепахи считалась небом, нижняя часть – землёй, четыре ноги – опорами между небом и землёй.
2. Антропоморфный вид Вселенной. Это представление о Космическом человеке, появляющемся из эмбрионального яйца и выполняющем впоследствии роль мировой оси.
3. Фитоморфный вид Вселенной. Вселенная как Мировое Древо, ветви которого уходят высоко в небо (в мир божественный), корни – под землю (в «преисподнюю»), ствол соединяет, как ось, небо и землю (образуя земное пространство сущего мира).
Последняя модель наиболее известна современникам. В горизонтально-вертикальной структуре Мирового Древа условно объединены понятия о пространстве и времени. По вертикали Мир условно поделён на семантические оппозиции: «верх» (мир Богов), «низ» (подземный мир) и «середину» (мир людей и животных).
В мифологии имеется представление о многоуровневом небе. Так, скандинавская мифология повествует о мировом древе, ветви которого образуют различные небеса, где живут боги, в мусульманской и ведической традициях имеются представления о семисферном небе, русские народные сказки сохранили представления о «тридевятом царстве», «тридесятом государстве». Мифологическая иерархия небес отражает и ценностную ориентацию, которая породила представления об «иных» мирах, недоступных человеку.
Рассмотрим подробнее мифологическую схему «небес», представляющую собой три уровня: верхнее небо, среднее небо и нижнее небо. Предположим, что: верхнее небо – это сфера Абсолюта, Творца; среднее небо – это сфера Великой Праматери, прародительницы всего сущего на земле; нижнее небо – это сфера небесных светил (солнце, луна, планеты и звёзды), задающая пространственные и временные параметры на земле. Верхняя и средняя небесные сферы невидимы человеком (но ощущаемы!). Нижняя сфера видима, материальна и имеет название «Космос».
В сферах подземных семантически расположен мир, зеркально отражённый от «верхнего», но по качествам прямо противоположный ему – «низ». Верхние сферы (небесные) дают земле свет, тепло и жизнь. Нижние сферы (подземные), являясь миром зеркально отраженным, проявляют прямо противоположные качества – тьму, холод и смерть. Человек, находясь между «небом» и «землёй», «верхом» и «низом», призван гармонично соединить в себе «верх» и «низ», «духовное» и «материальное».
Это стало основой в учении о триединстве. С древнейших времен это учение несло знания о гармоничном единении «верха» (духа) и «низа» (тела) посредством души. Человек наделен свойствами «верха» и «низа». Свойства «верха» проявляются в духовных качествах, нравственных поступках, творчестве, способности следовать законам природы, космоса. Свойства «низа» проявляются преобладанием в человеке «телесного, материального» над «духовным». Находясь в среднем мире, человек должен уметь гармонизировать в себе «верхнее» и «нижнее». Это умение приобретается в процессе опыта и называется Жизнью.
Таким образом, вертикаль Мирового Древа семантически и символически показывает рождение сущего, жизнь и смерть (закон триединства).
Логически объяснить рождение сущего на земле можно следующим образом: чтобы идея отца (духа) о проявлении себя на земле в виде сущего (сына) проявилась, необходима мать, которая дает «сыну» пространственную форму (тело) и отрезок времени длиной в жизнь. Таким образом, земную триаду «рождение-жизнь-смерть» предваряет небесная (божественная) триада «отец-мать-сын». Религиозные учения утверждают, что человек создан «по образу и подобию божьему». В мире символов божественную троицу (даже в религиозных учениях) принято изображать в виде равностороннего треугольника. Символом мужского начала, как созидательной мужской, творческой силы, стал равносторонний треугольник, обращенный вершиной вверх. Символом женского начала, как плодородного лона, стал равносторонний треугольник, обращенный вершиной вниз. Если же наложить эти два знака друг на друга, то это будет означать объединение созидающего и порождающего начал, из которого рождается всё.
Горизонталь Мирового Древа семантически означает соединение пространства и времени, что характерно только для материального (явного, земного) мира. Понятие пространства в земном измерении (задается небом) выражается сторонами света: север, юг, восток и запад. Понятие времени нашло выражение в четырех временах года: зима, лето, весна, осень. Ветви мифологического Древа уходят высоко в небо и «уводят широко в безмерную синюю даль» (К.Бальмонт), распространяясь в направлениях по четырем сторонам света. Корни Древа «гнездятся глубоко в земле и в бессмертном подземном огне» (К.Бальмонт) и ориентированы так же, как и ветви по четырем сторонам света. От корней «текут млеком и медом 12 источников» (рукопись XIV века). Таким образом, понятия пространства и времени, характерные только для земного измерения, в символическом виде можно изобразить знаком равностороннего креста, концы которого ориентированы по сторонам света. Свет рождается небом и распространяется над землей по четырем направлениям, давая жизнь всему сущему.
В символике Мирового Древа соединены жизненно важные, базисные символы неба (круг), бога (треугольник) и земли (крест). Эти символы стали устойчиво бытовать не только в религиозных учениях, но и в народной культуре. На основании этого можно реконструировать смысл, вложенный в украшение жилища, костюма, предметов быта и т.д.
Семантика Мирового Древа многоаспектна. Рассмотрим те аспекты, которые важны для установления подобия Мира и Человека (Макрокосма и Микрокосма), которое как основание фигурирует в народном костюме.
- Мировое Древо как модель Вселенной (Макрокосм). Ветви его уходят высоко в небо, в мир богов; корни уходят глубоко в землю, в преисподнюю; ствол как мировая ось находится между двумя уровнями (небом и землей).
- Мировое Древо как идея сохранения способности к плодоношению и постоянному возрождению через смерть старого, отжившего.
- Мировое Древо как родовое божество, в котором сохраняются и потенциально существуют души людей. То есть, Мировое Древо=Праматерь, дающая жизнь всему сущему.
Первый аспект – Мировое Древо как модель Вселенной рассмотрен выше.
Второй аспект. Дерево, в отличие от всех других живых существ, растет всю свою жизнь. Жизнь его длится сотни лет. Оно обладает способностью ежегодного воскрешения через смерть, т.е. умирает зимой, возрождается весной, цветет летом, плодоносит осенью и вновь умирает до нового воскрешения. Это делает дерево символом бессмертия, так как оно преодолевает смерть через жизнь, непрерывность и повторяемость жизненного процесса. Человечество же связывает свое существование с идеей бессмертия через веру в то, что предки умирают, а на смену им рождаются их потомки. Таким образом не прерывается и цепочка человеческой жизни, выраженная триадой «предки – настоящее – потомки».
Третий аспект. Образ Мирового древа слился с образом родового божества, которое является вечно рождающим центром. Мировое древо выступает как прообраз материальной жизни, начало которой неизменно пребывает в корне. В стволе древа в примитивном зародыше потенциально существуют души людей, которые потом расцветают через ветви.
Поскольку именно женское начало (растения, животные, человек) вынашивает в своей утробе «новую жизнь» до появления её на «свет божий», и это некоторое время остается тайной, в народе некоторое время бытовало представление, что таинство рождения человека принадлежит только женщине. Считалось, что определенную роль в этом играла и Великая Праматерь (Небо), которая давала жизнь всему сущему.
Поклонение Древу как родовому божеству-прародителю и небу как великой праматери легло в основу семантической связи Мирового Древа и Великой Праматери.
Библия говорит, что человек создан по образу и подобию Божьему. Следовательно, можно установить цепочку семантической связи: Женщина=Мировое Древо, Человек=Вселенная, Микрокосм=Макрокосм. В земном человеке соединяется «божественное» (дух, проявляющийся через разум, мысли) и «антибожественное» (инстинкты).
По вертикали человека, так же как и Древо, условно можно поделить на три уровня: «верх» - голова; «низ» – живот и всё, что ниже живота; «середину» – грудь, сердце. Голова человека, наделенная разумом, способностью мыслить, накапливать (собирать) знания, осознавая их значимость, символизирует «верх», «мир богов». Плечи и грудь символизируют «середину», «мир явный». В центре груди расположено сердце – источник чувств и эмоций, которому надлежит гармонизировать положительное и отрицательное. Живот человека – это система пищеварения и размножения, т.е. существование на стадии плотской (земной) жизни.
Таким образом, тройственная структура Мира отразилась на Человеке. Вертикальное условное деление на «верх», «низ» и «середину» отпечаталось как принцип в конструкции и орнаменте народного костюма. А именно: головной убор семантически несет идею «верха» и украшен символами неба; рубаха и другая верхняя одежда несет идею материальной земной жизни, выражающуюся в плодородии, и украшается знаками земли, сущего. Хотя живот и всё, что ниже живота, символически относится к миру «нижнему», человек стоит ногами на «низе» (на земле), поэтому в костюме мир «нижний» не обозначен. Семантически линия тверди земной относится к подолу одежды и ногам.
Горизонтальное условное деление Мира (времена года) нашло отражение в назначении костюма какому-то событию и времени года.
Подводим итог вышесказанному.
Народный костюм это система, отражающая миропонимание человека. Смысловыми элементами этой системы являются части костюма: головной убор, рубаха, пояс, передник, понёва, навершник, порты, обувь, украшения. Форма этих частей и их украшение (символы) и есть средство выражения миропонимания.
Обсуждения Русский народный костюм