Оговорюсь сразу: все, что здесь изложено, изложено без претензии на научность, – это всего лишь плод моих изысканий на тему ВЕРА-ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ-РЕЛИГИЯ. В процессе бесконечных усилий разобраться в себе и выяснить, кто я есть в этом мире и зачем я здесь, что есть для меня бог и кто я по отношению к нему, накопилось большое количество информации, требующей переработки и систематизации. Эта статья – попытка разложить все по «полочкам».
По сути, за редкими исключениями, все мы, человеки, верим в нечто, присутствующее в нашей жизни, выходящее за рамки обычного обывательского понимания и трудно поддающееся описанию простым человеческим языком, но присутствующего в нашей жизни независимо от того, как мы к нему относимся. Кто-то называет ЭТО Богом. Для кого-то ЭТО – Всемирный разум, некоторым больше нравится слово Судьба (Кисмет) и т.д., но всех объединяет одно – вера в некое НАЧАЛО, руководящее всеми глобальными (и не только) процессами в этом мире.
Итак, о Вере и чем она отличается от вероисповедания:
Вера, признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Слово В. употребляется еще в смысле религиозного учения, например христианская В., магометанская В. и др. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
В принципе все понятно, разве что можно порассуждать чуть-чуть о субъективности. Уважаемый мной Странник приводил на страницах форума пример с электричеством. Помнится у Ильфа и Петрова Бабушка, жившая на антресолях, никак не верила в электричество и жгла керосиновую лампу. Так вот, если сунуть два пальца в розетку при полном неверии в электричество, будут ли иметь место какие-либо последствия? Думаю, да! Вера в сущее над нами присутствует во всех нас независимо от того, как мы позиционируем себя в этом мире. Кому не приходилось в минуты крайней опасности давать самые невероятные обеты типа «Вытащи меня отсюда, а я уж ...(«поставлю пудовую свечку», брошу курить, буду маму слушаться и т.д. и т.п.).
Вероисповедание, открытое признание религиозного учения какой либо церкви; принадлежность к одной из существующих религий по рождению или по выбору. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
Здесь, пожалуй, тоже все ясно. Хотя, есть два спорных момента:
1. например, ранние христиане зачастую тайно исповедовали учение Христа под страхом преследований;
2. можно быть последователем учения Христа, Магомета, Будды и т.д. и не принадлежать ни к одной конфессии, т.е. религии (об этом чуть позже).
Отличия между понятиями «вера» и «вероисповедание», на мой взгляд, очевидны: Бог, Светлое будущее, Темное прошлое и т.д. – объекты веры. А вот Христианство, Буддизм, социализм, коммунизм, оккультизм, шаманизм и прочие измы – объекты вероисповедания, которые в свою очередь дробятся на множества ответвлений, каждое из которых, по сути, является ревизией первоучения.
И вот здесь начинается самое сложное и интересное (во всяком случае, для меня) – понятие «Религия».
С.Балан6дин в своей книге «Пятое евангелие» утверждает: «религия – есть внешнее проявление веры». Позволю себе не согласиться с ним, т.к., на мой взгляд, внешним проявлением веры является некое действо (ритуал) вроде молитвы, священного танца (крутящиеся дервиши), медитации и т.д. А вот религия – это, прежде всего, некий свод догматов и правил по отправлению богослужебных мероприятий – своего рода устав, иногда очень мало имеющий общее с изначальным вероучением, породившим эту религию.
Любая религия в своем развитии подобно Эгрегору имеет три этапа:
1.зарождение
2.пора расцвета (наработка, накопление традиций)
3.период кристаллизации
Первый этап носит всегда романтический, революционный характер; зиждется исключительно на вере… и энтузиазме ее зачинателей и их последователей, которые, зачастую, в порыве благородной пассионарной жертвенности готовы пойти на страшные смертные мурки ради исповедуемых ими идеалов…
Второй этап характерен, за некоторыми исключениями, тем, что оболганные и до смерти замученные пассионарии, давшие толчок новому вероучению, провозглашаются мучениками за правое дело и, как то, само собой, получается, становятся примером для подражания и возводятся почитателями в ранг кумиров. На протяжении этого этапа происходит образование общин (кружков, ячеек и т.д.), наработка служебных (богослужебных) ритуалов, формируется символика, устав и т.п. И вот тут-то начинается
Третий этап, – собственно возникновение религии, когда окрепшие и повзрослевшие общины (кружки, ячейки), уже не собирающиеся тайно (келейно), «обросшие» имущественным бременем и расходами на его поддержание, становятся лицом к лицу перед фактом необходимости уже не скромно «жаться» в сторонке, но защищать свои интересы в обществе и отстаивать громогласно свои права, которых, кстати, им еще никто не давал. Как раз в это время начинается «подгонка» основ учения под нужды коллектива (уж что-что, а «привязывать… помидоры к бороде» человечество за время своего развития научилось делать неплохо и иногда даже весьма корректно). В это же время происходит деление общины на элиту и «рабочих лошадок», тогда же начинается плавный переход от служения идеалу к службе на нужды общины, уже называющей себя церковью (партией, союзом, оргкомитетом, фондом и т.п.). Собственно начинается процесс кристаллизации, который может длиться сколь угодно долго, пока у этого движения будут находиться последователи. Далее появляются первые расколы (подэгрегоры), возникающие вследствие того, что кто-то видит «тупиковость» данного пути развития учения или пытается приспособить учение под какие-то еще нужды, или просто «урвать свой кусок пирога», или…(католицизм, вахабизм, троцкизм, оппортунизм и т.д.). И так – до бесконечности. А надо-то всего, вернуться к первоисточнику и начать все заново и не повторять уже совершенных ошибок.
Ну, вот я, кажется, и ответил на свой же вопрос: «можно ли быть последователем учения Христа, Магомета, Будды и т.д. и не принадлежать ни к одной конфессии, т.е. религии».
Еще немного об отличиях:
Если ВЕРА предполагает в себе самоотдачу и творчество, то религия, как правило, – жесткую дисциплину и требует жертв.
Любая религия в период кристаллизации – это, повторюсь, свод догматов (своего рода устав), В то время, как ВЕРА предполагает терпимость к инакомыслию, религия зачастую приводит к фанатизму. Вам приходилось когда-нибудь слышать фразу «верующие фанатики»? Думаю, что нет. А вот словосочетание «религиозно настроенные фанатики» встречается довольно-таки часто.
Братцы, я ничего не имею против всех религий и их ответвлений, но, по-моему, давно пора понять, истина одна и, как ее не крути, со всех сторон она одинаковая: светлая и непостижимая. Это – точка на линии горизонта, и идущий к ней растет и светлеет, даже осознавая недосягаемость горизонта. Ломающий же копья в борьбе за овладение этой линией выглядит, по меньшей мере, странно.
В ЕДИНСТВЕ СИЛА!
С НАМИ БОГ!
И. Коробов
21.06.08
По сути, за редкими исключениями, все мы, человеки, верим в нечто, присутствующее в нашей жизни, выходящее за рамки обычного обывательского понимания и трудно поддающееся описанию простым человеческим языком, но присутствующего в нашей жизни независимо от того, как мы к нему относимся. Кто-то называет ЭТО Богом. Для кого-то ЭТО – Всемирный разум, некоторым больше нравится слово Судьба (Кисмет) и т.д., но всех объединяет одно – вера в некое НАЧАЛО, руководящее всеми глобальными (и не только) процессами в этом мире.
Итак, о Вере и чем она отличается от вероисповедания:
Вера, признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Слово В. употребляется еще в смысле религиозного учения, например христианская В., магометанская В. и др. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
В принципе все понятно, разве что можно порассуждать чуть-чуть о субъективности. Уважаемый мной Странник приводил на страницах форума пример с электричеством. Помнится у Ильфа и Петрова Бабушка, жившая на антресолях, никак не верила в электричество и жгла керосиновую лампу. Так вот, если сунуть два пальца в розетку при полном неверии в электричество, будут ли иметь место какие-либо последствия? Думаю, да! Вера в сущее над нами присутствует во всех нас независимо от того, как мы позиционируем себя в этом мире. Кому не приходилось в минуты крайней опасности давать самые невероятные обеты типа «Вытащи меня отсюда, а я уж ...(«поставлю пудовую свечку», брошу курить, буду маму слушаться и т.д. и т.п.).
Вероисповедание, открытое признание религиозного учения какой либо церкви; принадлежность к одной из существующих религий по рождению или по выбору. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
Здесь, пожалуй, тоже все ясно. Хотя, есть два спорных момента:
1. например, ранние христиане зачастую тайно исповедовали учение Христа под страхом преследований;
2. можно быть последователем учения Христа, Магомета, Будды и т.д. и не принадлежать ни к одной конфессии, т.е. религии (об этом чуть позже).
Отличия между понятиями «вера» и «вероисповедание», на мой взгляд, очевидны: Бог, Светлое будущее, Темное прошлое и т.д. – объекты веры. А вот Христианство, Буддизм, социализм, коммунизм, оккультизм, шаманизм и прочие измы – объекты вероисповедания, которые в свою очередь дробятся на множества ответвлений, каждое из которых, по сути, является ревизией первоучения.
И вот здесь начинается самое сложное и интересное (во всяком случае, для меня) – понятие «Религия».
С.Балан6дин в своей книге «Пятое евангелие» утверждает: «религия – есть внешнее проявление веры». Позволю себе не согласиться с ним, т.к., на мой взгляд, внешним проявлением веры является некое действо (ритуал) вроде молитвы, священного танца (крутящиеся дервиши), медитации и т.д. А вот религия – это, прежде всего, некий свод догматов и правил по отправлению богослужебных мероприятий – своего рода устав, иногда очень мало имеющий общее с изначальным вероучением, породившим эту религию.
Любая религия в своем развитии подобно Эгрегору имеет три этапа:
1.зарождение
2.пора расцвета (наработка, накопление традиций)
3.период кристаллизации
Первый этап носит всегда романтический, революционный характер; зиждется исключительно на вере… и энтузиазме ее зачинателей и их последователей, которые, зачастую, в порыве благородной пассионарной жертвенности готовы пойти на страшные смертные мурки ради исповедуемых ими идеалов…
Второй этап характерен, за некоторыми исключениями, тем, что оболганные и до смерти замученные пассионарии, давшие толчок новому вероучению, провозглашаются мучениками за правое дело и, как то, само собой, получается, становятся примером для подражания и возводятся почитателями в ранг кумиров. На протяжении этого этапа происходит образование общин (кружков, ячеек и т.д.), наработка служебных (богослужебных) ритуалов, формируется символика, устав и т.п. И вот тут-то начинается
Третий этап, – собственно возникновение религии, когда окрепшие и повзрослевшие общины (кружки, ячейки), уже не собирающиеся тайно (келейно), «обросшие» имущественным бременем и расходами на его поддержание, становятся лицом к лицу перед фактом необходимости уже не скромно «жаться» в сторонке, но защищать свои интересы в обществе и отстаивать громогласно свои права, которых, кстати, им еще никто не давал. Как раз в это время начинается «подгонка» основ учения под нужды коллектива (уж что-что, а «привязывать… помидоры к бороде» человечество за время своего развития научилось делать неплохо и иногда даже весьма корректно). В это же время происходит деление общины на элиту и «рабочих лошадок», тогда же начинается плавный переход от служения идеалу к службе на нужды общины, уже называющей себя церковью (партией, союзом, оргкомитетом, фондом и т.п.). Собственно начинается процесс кристаллизации, который может длиться сколь угодно долго, пока у этого движения будут находиться последователи. Далее появляются первые расколы (подэгрегоры), возникающие вследствие того, что кто-то видит «тупиковость» данного пути развития учения или пытается приспособить учение под какие-то еще нужды, или просто «урвать свой кусок пирога», или…(католицизм, вахабизм, троцкизм, оппортунизм и т.д.). И так – до бесконечности. А надо-то всего, вернуться к первоисточнику и начать все заново и не повторять уже совершенных ошибок.
Ну, вот я, кажется, и ответил на свой же вопрос: «можно ли быть последователем учения Христа, Магомета, Будды и т.д. и не принадлежать ни к одной конфессии, т.е. религии».
Еще немного об отличиях:
Если ВЕРА предполагает в себе самоотдачу и творчество, то религия, как правило, – жесткую дисциплину и требует жертв.
Любая религия в период кристаллизации – это, повторюсь, свод догматов (своего рода устав), В то время, как ВЕРА предполагает терпимость к инакомыслию, религия зачастую приводит к фанатизму. Вам приходилось когда-нибудь слышать фразу «верующие фанатики»? Думаю, что нет. А вот словосочетание «религиозно настроенные фанатики» встречается довольно-таки часто.
Братцы, я ничего не имею против всех религий и их ответвлений, но, по-моему, давно пора понять, истина одна и, как ее не крути, со всех сторон она одинаковая: светлая и непостижимая. Это – точка на линии горизонта, и идущий к ней растет и светлеет, даже осознавая недосягаемость горизонта. Ломающий же копья в борьбе за овладение этой линией выглядит, по меньшей мере, странно.
В ЕДИНСТВЕ СИЛА!
С НАМИ БОГ!
И. Коробов
21.06.08
Обсуждения Вера-вероисповедание-религия