Приглашение посетить обычно закрытую для гостей извне общину федосеевцев в столице стало для нас полной неожиданностью. Поводом для приглашения стало освящение первой за многие десятки лет часовни. Упускать такую возможность не хотелось, и автор этих строк отправился в Преображенский монастырь – один из мировых центров Древлеправославной Кафолической (вселенской) Церкви старопоморского федосеевского согласия.
После церковного раскола XVII в. не принявшие реформы разбились на множество течений, одним из которых стало федосеевское согласие. Зародилось оно на севере России, в Поморье – отсюда его наименование как старопоморского. Основателем религиозного течения стал боярин Феодосий Урусов, по имени которого назвали последователей. Федосеевцы на протяжении уже более трех веков отличаются строгими правилами жизни, подчиненными старинным церковным распорядкам.
В сумраке затянувшейся осени монастырские стены выглядят еще значительней. Купол надвратной башни исчез в тумане, вокруг ни души. Но тишина обманчива. Свора бродячих псов, возникшая из ниоткуда, смотрела на меня безо всякого пиетета. Пришлось изрядно подождать, прежде чем эта агрессивная компания куда-то исчезла. А затем нырнуть в арку под монастырскими воротами, чтобы оказаться в двухэтажном домике с изящными окошками, похожими на окна Царицынского дворца. В доме, они же Палаты преподобного Зотика, находятся административные органы Церкви. Тут меня уже ожидал сотрудник аппарата Церкви Михаил Олегович.
Он рассказывает о полной драматизма истории старообрядческой обители. Некогда весь комплекс Преображенского кладбища: два монастыря, погост и кладбищенская часовня – принадлежали федосеевцам. Перешедший в старопоморскую веру в конце XVIII в. купец подмосковного села Преображенское Илья Ковылин на свои средства начал устроение огромного по тем временам религиозного центра. Получился прекрасный готический ансамбль со множеством зданий, мощными стенами по периметру и обширным кладбищем – там и похоронен Ковылин.
Во времена Николая I один из монастырей у федосеевцев отобрали и отдали под крыло господствующей церкви. В 1930 г. закрыли второй монастырь. Только главная часовня, обнесенная со всех сторон безобразным забором, оставалась в руках общины, прочие здания отошли различным ведомствам. В начале 90-х годов начался мучительный процесс возвращения наследия старообрядцам. Каждый дом приходилось отвоевывать у прежних владельцев, а потом ремонтировать силами общины. Один из корпусов до сих пор занимает какое-то охранное агентство. Завтра опять в суд, вздыхает Михаил Олегович, никак не хотят уходить.
Кроме учреждений, в советские времена на территории монастыря разбили продовольственный рынок. Он действует и поныне. Собачьи стаи, досаждающие местным жителям, как раз оттуда. Вроде бы местные власти обещали вывести это уродливое порождение прошлых лет. Община надеется на исполнение обещаний, но особенно не настаивает – продолжает жить обыденной монастырской жизнью с присущей ей смиренностью. Иногда такое долготерпение вознаграждается. Недавно столичное начальство приняло план полного восстановления монастырского комплекса.
В реставрированных корпусах расположены кельи монашествующих. Человеку из внешнего мира туда не вход заказан, но можно купить в церковной лавке книгу об истории монастыря с фотографиями и убедиться – живут насельники очень скромно.
Сколько сейчас федосеевцев в России, сказать трудно. Большие зарегистрированные общины существуют в Москве и Казани, численность прихожан – несколько сотен человек. Еще несколько общин существуют в местах традиционного проживания старопоморцев, например, в Тонкинском районе Нижегородской области. Незарегистрированных общин, то есть самоорганизованных религиозных групп, гораздо больше. Сами федосеевцы называют цифру в 200-300 групп, потому что выпускаемый в трехстах экземплярах церковный календарь, который обычно покупается один на общину, расходится по России и в странам Прибалтики без остатка.
"Мы, христиане Древлеправославной веры – истинные православные, а федосеевцами нас когда-то назвала антистарообрядческая пропаганда, – рассказывает Михаил Олегович, – но теперь во внешнем мире это название уже устоялось. Идеология беспоповства – не в отрицании священников как таковых. Беспоповцы считают, что после церковной реформы патриарха Никона в XVII в. линия истинного священства навсегда прервалась. Настали последние времена, предсказанные в Библии, и в мире воцарился антихрист. Правда фигура антихриста имеет у беспоповцев скорее духовную трактовку, а три с половиной года, предреченные Библией как время царства врага рода человеческого, понимаются аллегорически. Службой в часовнях старопоморцев руководят наставники – наиболее опытные и уважаемые члены общины преклонного возраста".
За разговорами мы незаметно оказываемся на кладбище, где стоит реконструированная часовня. За времена советской власти из чисто федосеевского погост превратился в городской. Теперь тут хоронят всех, но в центральной части все еще много старообрядческих захоронений, в том числе и старинных.
Часовня расположена на главной аллее и видна сразу же от входа. Отличный образец готической архитектуры с украшениями из белого камня, она сразу привлекает внимание. Рядом с каменной часовней маленькая железная постройка, больше похожая на квадратную коробку. Это тоже часовня. В ней скрыт от посторонних глаз каменный крест XVI в. – федосеевская реликвия времен Святой Руси.
Попутно догоняем женщину в платке и со связкой ключей. Старообрядка с удивительным для Москвы именем Клеопатра – а у федосеевцев и сегодня детей называют только по святцам – смотрит за часовней на кладбище. Несколько раз в неделю Клеопатра отправляется из монастыря на кладбище, отворяет тяжелые деревянные двери и топит печку.
Надо сказать, чужих в свои культовые сооружения беспоповцы пускают не очень охотно, но для автора этих строк милостиво сделали исключение. Правда, снимать внутри строго-настрого запретили.
В сравнительно небольшом молитвенном здании идеальная чистота. В углу – внушительная печь, выложенная бело-голубыми изразцами. Над топкой – специальное углубление, туда ставится кадильница с ручкой. Отличие от обычного православного кадила именно в ручке, потому что по канонам кадило на цепочке положено иметь только священникам, а у беспоповцев их нет. Поэтому для богослужений употребляются приспособления с ручкой. И так во всем. Строгое, буквальное следование заветам – отличительная черта федосеевцев. "Если бы мы допускали на богослужения, к примеру, брадобритых, может быть, прихожан у нас бы стало больше, – развивает тему Михаил Олегович, – но следование каноническим правилам важнее привлечения новой паствы".
Число федосеевцев не уменьшается, а в местах традиционного проживания даже имеет небольшую тенденцию к росту. Миссионерской деятельности федосеевцы не ведут, но приветствуют возвращение в лоно Церкви потомков федосеевских родов. Наверное, есть что-то в русской душе такое, что заставляет людей триста лет жить как в последние времена, укрывшись от внешнего мира и терпеливо ожидая скорого конца света.
В сумраке затянувшейся осени монастырские стены выглядят еще значительней. Купол надвратной башни исчез в тумане, вокруг ни души. Но тишина обманчива. Свора бродячих псов, возникшая из ниоткуда, смотрела на меня безо всякого пиетета. Пришлось изрядно подождать, прежде чем эта агрессивная компания куда-то исчезла. А затем нырнуть в арку под монастырскими воротами, чтобы оказаться в двухэтажном домике с изящными окошками, похожими на окна Царицынского дворца. В доме, они же Палаты преподобного Зотика, находятся административные органы Церкви. Тут меня уже ожидал сотрудник аппарата Церкви Михаил Олегович.
Он рассказывает о полной драматизма истории старообрядческой обители. Некогда весь комплекс Преображенского кладбища: два монастыря, погост и кладбищенская часовня – принадлежали федосеевцам. Перешедший в старопоморскую веру в конце XVIII в. купец подмосковного села Преображенское Илья Ковылин на свои средства начал устроение огромного по тем временам религиозного центра. Получился прекрасный готический ансамбль со множеством зданий, мощными стенами по периметру и обширным кладбищем – там и похоронен Ковылин.
Во времена Николая I один из монастырей у федосеевцев отобрали и отдали под крыло господствующей церкви. В 1930 г. закрыли второй монастырь. Только главная часовня, обнесенная со всех сторон безобразным забором, оставалась в руках общины, прочие здания отошли различным ведомствам. В начале 90-х годов начался мучительный процесс возвращения наследия старообрядцам. Каждый дом приходилось отвоевывать у прежних владельцев, а потом ремонтировать силами общины. Один из корпусов до сих пор занимает какое-то охранное агентство. Завтра опять в суд, вздыхает Михаил Олегович, никак не хотят уходить.
Кроме учреждений, в советские времена на территории монастыря разбили продовольственный рынок. Он действует и поныне. Собачьи стаи, досаждающие местным жителям, как раз оттуда. Вроде бы местные власти обещали вывести это уродливое порождение прошлых лет. Община надеется на исполнение обещаний, но особенно не настаивает – продолжает жить обыденной монастырской жизнью с присущей ей смиренностью. Иногда такое долготерпение вознаграждается. Недавно столичное начальство приняло план полного восстановления монастырского комплекса.
В реставрированных корпусах расположены кельи монашествующих. Человеку из внешнего мира туда не вход заказан, но можно купить в церковной лавке книгу об истории монастыря с фотографиями и убедиться – живут насельники очень скромно.
Сколько сейчас федосеевцев в России, сказать трудно. Большие зарегистрированные общины существуют в Москве и Казани, численность прихожан – несколько сотен человек. Еще несколько общин существуют в местах традиционного проживания старопоморцев, например, в Тонкинском районе Нижегородской области. Незарегистрированных общин, то есть самоорганизованных религиозных групп, гораздо больше. Сами федосеевцы называют цифру в 200-300 групп, потому что выпускаемый в трехстах экземплярах церковный календарь, который обычно покупается один на общину, расходится по России и в странам Прибалтики без остатка.
"Мы, христиане Древлеправославной веры – истинные православные, а федосеевцами нас когда-то назвала антистарообрядческая пропаганда, – рассказывает Михаил Олегович, – но теперь во внешнем мире это название уже устоялось. Идеология беспоповства – не в отрицании священников как таковых. Беспоповцы считают, что после церковной реформы патриарха Никона в XVII в. линия истинного священства навсегда прервалась. Настали последние времена, предсказанные в Библии, и в мире воцарился антихрист. Правда фигура антихриста имеет у беспоповцев скорее духовную трактовку, а три с половиной года, предреченные Библией как время царства врага рода человеческого, понимаются аллегорически. Службой в часовнях старопоморцев руководят наставники – наиболее опытные и уважаемые члены общины преклонного возраста".
За разговорами мы незаметно оказываемся на кладбище, где стоит реконструированная часовня. За времена советской власти из чисто федосеевского погост превратился в городской. Теперь тут хоронят всех, но в центральной части все еще много старообрядческих захоронений, в том числе и старинных.
Часовня расположена на главной аллее и видна сразу же от входа. Отличный образец готической архитектуры с украшениями из белого камня, она сразу привлекает внимание. Рядом с каменной часовней маленькая железная постройка, больше похожая на квадратную коробку. Это тоже часовня. В ней скрыт от посторонних глаз каменный крест XVI в. – федосеевская реликвия времен Святой Руси.
Попутно догоняем женщину в платке и со связкой ключей. Старообрядка с удивительным для Москвы именем Клеопатра – а у федосеевцев и сегодня детей называют только по святцам – смотрит за часовней на кладбище. Несколько раз в неделю Клеопатра отправляется из монастыря на кладбище, отворяет тяжелые деревянные двери и топит печку.
Надо сказать, чужих в свои культовые сооружения беспоповцы пускают не очень охотно, но для автора этих строк милостиво сделали исключение. Правда, снимать внутри строго-настрого запретили.
В сравнительно небольшом молитвенном здании идеальная чистота. В углу – внушительная печь, выложенная бело-голубыми изразцами. Над топкой – специальное углубление, туда ставится кадильница с ручкой. Отличие от обычного православного кадила именно в ручке, потому что по канонам кадило на цепочке положено иметь только священникам, а у беспоповцев их нет. Поэтому для богослужений употребляются приспособления с ручкой. И так во всем. Строгое, буквальное следование заветам – отличительная черта федосеевцев. "Если бы мы допускали на богослужения, к примеру, брадобритых, может быть, прихожан у нас бы стало больше, – развивает тему Михаил Олегович, – но следование каноническим правилам важнее привлечения новой паствы".
Число федосеевцев не уменьшается, а в местах традиционного проживания даже имеет небольшую тенденцию к росту. Миссионерской деятельности федосеевцы не ведут, но приветствуют возвращение в лоно Церкви потомков федосеевских родов. Наверное, есть что-то в русской душе такое, что заставляет людей триста лет жить как в последние времена, укрывшись от внешнего мира и терпеливо ожидая скорого конца света.
Обсуждения Древлеправославная вера