1. Структура «Философии духа».
«Философия духа» является 3-им томом из серии Энциклопедии философии науки, написанной Гегелем в 1817 году. В ее содержание входит три большие раздела: субъективный дух, объективный дух и абсолютный. В свою очередь эти разделы делятся еще на множество частей, соответствующих тематике. В данной работе больше внимания будет уделяться последнему разделу, а именно – абсолютному духу.
Что это? И Что в него входит, будет также здесь обсуждаться.
2. Абсолютный дух.
Развивая свою философию в третьей части, Гегель приходит к абсолюту, как к не что общему и единому. Абсолютный дух подобен среднему термину, в сущности который, уравновешивает две крайности (субъективность и объективность) .
«Абсолютный дух есть в такой же мере вечно в-себе-самом-сущее, как и в глубь себя возвращающееся и возвращенное тождество; единая и всеобщая субстанция…»
Как нечто единое, абсолютный дух не стоит понимать в стоическом смысле т.е. бездейственность, наоборот, движением этого духа является поддержание тождества между субъективным и объективным. Он – довлеющая среда над всем, это спинозовская субстанция. Гегель абсолют возводит к понятию высшего божества, Бога, но смысл в том, дух должен сам себя созерцать, быть и созерцающим и созерцаемым, только в этом случае сохранится движение. Следуя данной логике Дух способен осуществить это при помощи Веры. Благодаря ей сохраняется единство абсолютного духа в субъективном сознании и выход его из себя, но также и обратный путь к действительности, также осуществляется по средству Веры, в котором утверждается объективность.
В итоге мы получаем: схему или конструкцию религиозности, только выраженной в Гегелевском понимании. Абсолютный дух наделен теми же предикатами, что и высшее существо, Бог. Движение Абсолютного духа есть момент откровения в религии, где момент Веры является центральным в вопрошании к Богу. Также Вера, на мой взгляд способствует акту отчуждения, по Гегелю. А именно, индивид отчуждаясь в сознании, становится неким в-себе бытием, неким всеобщим, но благодаря этому отчуждению от «суетности» он составляет свой действительный мир в соразмерность, диктующую вот этим всеобщим.
3. Деление абсолютного духа.
Но Вера, не единственный вид знания, благодаря которому мы можем прийти к абсолютному духу. Гегель выделяет еще три вида областей, где возможно это познание: по средству искусства, религии и философии.
Искусство.
Этот вид знания внутри своем делим на: само произведение, выражающее наличное бытие, обыденность, на субъект создающий и субъект созерцающий, это с одной стороны. И на созерцание этой формы, как идеала, воплощающего абсолютный дух с другой. В связи с этим встает проблема, как в произведение субъективного сознания, выраженного в чем-то определенном вместить некий абсолют, божественность, как воплотить Бога?
Глупо взять и нарисовать, к примеру, это было бы нелепостью для такой цели. Соответственно, Гегель, субективность художника привносит лишь как нечто формальное, поскольку абсолют не выражается в единичностях! Художник, создавая произведение, работает не от «собственного имени», а будучи отчужденным от самого себя, (такое состояние, есть состояние вдохновения, свободы мышления) в этом случае содержимое субъекта не является основой в произведении. Создаваемое произведение обладает синкретичностью некоторый личностный умений автора, материала ит.д. , но суть работы является всеобщей, ценность которой воспринимают все – это есть прекрасное. Феномен гения, соответственно, есть движение свободного духа в индивиде, который это, возможно, даже и не понимает.
Здесь же Гегель рассматривает соотношение искусства и религии.
«…что изящное искусство может быть принадлежностью только тех религий, принципом которых является конкретная, в самой себе ставшая свободной, но еще не абсолютная духовность». А также о роли искусства, как воплощение и упорядочивание разрозненных «духовный элементов», поддающихся сознательному созерцанию. Отсюда же с некоторой аподектичностью можно сказать обо все большем первенстве искусства над религией в плане больше одухотворенности, выраженной в произведениях искусства.
Религия.
Как бы то ни было религия – есть главный и единственный выразитель абсолютного духа. Здесь мы можем, вслед за Гегелем, рассмотреть сущность этого духа «в разрезе». Что он собой представляет?
«Для того чтобы правильно постигнуть и определить в мысли, что представляет собой бог как дух, требуется основательная спекуляция»
Абсолютный дух, как уже не раз говорилось, есть высшее существо – Бог. Для его изучения необходимо выделяется несколько положений: Бог знает самого себя, в своем знании самого себя он является самосознанием человека, далее знание человека о Боге переходит в знание человека в Боге. В этих положениях прослеживается суть философии гегелевской системы. Как отмечал Фейрбах, философия Гегеля, на чем начинается, на том же и заканчивается. Абсолютный дух, для познания которого необходима рефлексия в самого себя, необходим круговорот, с учетом, что он в-себе и для-себя сущий.
В итоге: движение абсолютного духа, выраженное в вышеописанных положениях, можно заменить на одно – это откровение, «раскрывающее его жизнь в круговороте конкретных образов представления».
Философия.
В предыдущих главах, рассматривалась роль искусства, в познании абсолютного духа, роль религии, теперь Гегель подводит нас к последнему и ,пожалуй основному завершенному концу своего анализа. Философия, по замыслу автора, является чем-то вроде среднего термина или единства двух ,вышеописанных положений. Ее рассмотрение должно исходить из предпосылок возникновения искусства и религии, где искусство представляет объективность сознания, действительность, религия же, наоборот, субъективность.
Видимо отношение философии и искусства не представляет ,по замыслу философа, проблем, в отличие как с религией возникает ряд вопросов. А именно: философию многие теологи обвиняли либо в атеизме, либо в большой набожности (к примеру, спинозизм). Смущали подходы философии, начиная со спекулятивного, кончая критическим (скептическим). В ходе этих размышлений Гегель делает явный уклон в сторону философии, говоря, что «именно философия может в категориях религиозного способа представления опознать свои собственные формы», в отличии
«как религиозный способ представления не применяет к самому себе критики мысли и не понимает самого себя».
Все препирательства в сторону философии, Гегель разводит по временам, показывая, что в одно время, философию обвиняли в атеизме, в другое - пантеизме и т.д. В сущности, отстаивая философское мировоззрение, автор, по-моему мнению, отводит роль виновника во всем этом религии.
Итог. В основе познания абсолютного духа выступает философия, как некоторое единство, рассматривающее все возможные проявления, познания духа. Именно философия, своей претенциозностью создает движение рассудка, «плавающего» между двумя крайностями всеобщности и единичности. Являясь этим средним термином ,философия, действует исходя из самой себя, воплощая в себе движения разума, рефлексируя в самого себя, тем самым создавая движение, при помощи которого только и возможно познание абсолютного духа.
«Философия духа» является 3-им томом из серии Энциклопедии философии науки, написанной Гегелем в 1817 году. В ее содержание входит три большие раздела: субъективный дух, объективный дух и абсолютный. В свою очередь эти разделы делятся еще на множество частей, соответствующих тематике. В данной работе больше внимания будет уделяться последнему разделу, а именно – абсолютному духу.
Что это? И Что в него входит, будет также здесь обсуждаться.
2. Абсолютный дух.
Развивая свою философию в третьей части, Гегель приходит к абсолюту, как к не что общему и единому. Абсолютный дух подобен среднему термину, в сущности который, уравновешивает две крайности (субъективность и объективность) .
«Абсолютный дух есть в такой же мере вечно в-себе-самом-сущее, как и в глубь себя возвращающееся и возвращенное тождество; единая и всеобщая субстанция…»
Как нечто единое, абсолютный дух не стоит понимать в стоическом смысле т.е. бездейственность, наоборот, движением этого духа является поддержание тождества между субъективным и объективным. Он – довлеющая среда над всем, это спинозовская субстанция. Гегель абсолют возводит к понятию высшего божества, Бога, но смысл в том, дух должен сам себя созерцать, быть и созерцающим и созерцаемым, только в этом случае сохранится движение. Следуя данной логике Дух способен осуществить это при помощи Веры. Благодаря ей сохраняется единство абсолютного духа в субъективном сознании и выход его из себя, но также и обратный путь к действительности, также осуществляется по средству Веры, в котором утверждается объективность.
В итоге мы получаем: схему или конструкцию религиозности, только выраженной в Гегелевском понимании. Абсолютный дух наделен теми же предикатами, что и высшее существо, Бог. Движение Абсолютного духа есть момент откровения в религии, где момент Веры является центральным в вопрошании к Богу. Также Вера, на мой взгляд способствует акту отчуждения, по Гегелю. А именно, индивид отчуждаясь в сознании, становится неким в-себе бытием, неким всеобщим, но благодаря этому отчуждению от «суетности» он составляет свой действительный мир в соразмерность, диктующую вот этим всеобщим.
3. Деление абсолютного духа.
Но Вера, не единственный вид знания, благодаря которому мы можем прийти к абсолютному духу. Гегель выделяет еще три вида областей, где возможно это познание: по средству искусства, религии и философии.
Искусство.
Этот вид знания внутри своем делим на: само произведение, выражающее наличное бытие, обыденность, на субъект создающий и субъект созерцающий, это с одной стороны. И на созерцание этой формы, как идеала, воплощающего абсолютный дух с другой. В связи с этим встает проблема, как в произведение субъективного сознания, выраженного в чем-то определенном вместить некий абсолют, божественность, как воплотить Бога?
Глупо взять и нарисовать, к примеру, это было бы нелепостью для такой цели. Соответственно, Гегель, субективность художника привносит лишь как нечто формальное, поскольку абсолют не выражается в единичностях! Художник, создавая произведение, работает не от «собственного имени», а будучи отчужденным от самого себя, (такое состояние, есть состояние вдохновения, свободы мышления) в этом случае содержимое субъекта не является основой в произведении. Создаваемое произведение обладает синкретичностью некоторый личностный умений автора, материала ит.д. , но суть работы является всеобщей, ценность которой воспринимают все – это есть прекрасное. Феномен гения, соответственно, есть движение свободного духа в индивиде, который это, возможно, даже и не понимает.
Здесь же Гегель рассматривает соотношение искусства и религии.
«…что изящное искусство может быть принадлежностью только тех религий, принципом которых является конкретная, в самой себе ставшая свободной, но еще не абсолютная духовность». А также о роли искусства, как воплощение и упорядочивание разрозненных «духовный элементов», поддающихся сознательному созерцанию. Отсюда же с некоторой аподектичностью можно сказать обо все большем первенстве искусства над религией в плане больше одухотворенности, выраженной в произведениях искусства.
Религия.
Как бы то ни было религия – есть главный и единственный выразитель абсолютного духа. Здесь мы можем, вслед за Гегелем, рассмотреть сущность этого духа «в разрезе». Что он собой представляет?
«Для того чтобы правильно постигнуть и определить в мысли, что представляет собой бог как дух, требуется основательная спекуляция»
Абсолютный дух, как уже не раз говорилось, есть высшее существо – Бог. Для его изучения необходимо выделяется несколько положений: Бог знает самого себя, в своем знании самого себя он является самосознанием человека, далее знание человека о Боге переходит в знание человека в Боге. В этих положениях прослеживается суть философии гегелевской системы. Как отмечал Фейрбах, философия Гегеля, на чем начинается, на том же и заканчивается. Абсолютный дух, для познания которого необходима рефлексия в самого себя, необходим круговорот, с учетом, что он в-себе и для-себя сущий.
В итоге: движение абсолютного духа, выраженное в вышеописанных положениях, можно заменить на одно – это откровение, «раскрывающее его жизнь в круговороте конкретных образов представления».
Философия.
В предыдущих главах, рассматривалась роль искусства, в познании абсолютного духа, роль религии, теперь Гегель подводит нас к последнему и ,пожалуй основному завершенному концу своего анализа. Философия, по замыслу автора, является чем-то вроде среднего термина или единства двух ,вышеописанных положений. Ее рассмотрение должно исходить из предпосылок возникновения искусства и религии, где искусство представляет объективность сознания, действительность, религия же, наоборот, субъективность.
Видимо отношение философии и искусства не представляет ,по замыслу философа, проблем, в отличие как с религией возникает ряд вопросов. А именно: философию многие теологи обвиняли либо в атеизме, либо в большой набожности (к примеру, спинозизм). Смущали подходы философии, начиная со спекулятивного, кончая критическим (скептическим). В ходе этих размышлений Гегель делает явный уклон в сторону философии, говоря, что «именно философия может в категориях религиозного способа представления опознать свои собственные формы», в отличии
«как религиозный способ представления не применяет к самому себе критики мысли и не понимает самого себя».
Все препирательства в сторону философии, Гегель разводит по временам, показывая, что в одно время, философию обвиняли в атеизме, в другое - пантеизме и т.д. В сущности, отстаивая философское мировоззрение, автор, по-моему мнению, отводит роль виновника во всем этом религии.
Итог. В основе познания абсолютного духа выступает философия, как некоторое единство, рассматривающее все возможные проявления, познания духа. Именно философия, своей претенциозностью создает движение рассудка, «плавающего» между двумя крайностями всеобщности и единичности. Являясь этим средним термином ,философия, действует исходя из самой себя, воплощая в себе движения разума, рефлексируя в самого себя, тем самым создавая движение, при помощи которого только и возможно познание абсолютного духа.
Обсуждения Философия духа - Гегель