Ари (полное имя Ицхак Лурия Ашкенази, 1534–1572 гг.) родился в Иерусалиме, в раннем возрасте потерял отца, вместе с матерью переехал в Египет, воспитывался у дяди, в 35 лет приехал в Цфат (город на севере Израиля) и в течение полутора лет преподавал в организованной им группе учеников.
Его первый ученик, тогда еще совсем молодой, 28-летний Хаим Виталь, записал все, что услышал от Ари в течение полутора лет, и из его записей позднее было издано около 20 томов сочинений Ари, который умер в возрасте 38 лет. Основной труд Ари — книга «Эц Хаим» [ Etz Chaim] (иврит — « Древо жизни»). Кроме нее, наиболее изучаемыми являются книги «Шмона Шеарим» [ Shmona Shearim] (иврит — « Восемь врат») и «Шаар Каванот» [ Shaar ha-Kavanot] (иврит — « Врата намерений»).
Ари был первым каббалистом, который, благодаря своей особой душе, начал по иному излагать методику каббалы. Он обладал поистине уникальными способностями, так как его душа относилась уже к периоду окончательного развития душ. И потому, имея постижения значительно большей глубины, он смог намного точнее выразить, описать и объяснить это знание.
От Ари исходит язык каббалы, он определил подход и порядок ее изучения. По сути, именно он раскрыл науку каббала. Во всех поколениях до Ари, сколько бы ни писали каббалисты, все это предназначалось только для тех, кто уже обладает духовным постижением. Форма изложения Ари позволяла изучать каббалу любому человеку. И неважно, сколько тот понимает в прочитанном — он получает из текстов Ари исправляющий высший свет, который поднимает человека до уровня познания и ощущения духовной реальности. В этом заключается особая сила произведений Ари. Они отличаются особым видом раскрытия, способом изложения, характером подачи материала. Форма описания устройства высшего мира, предложенная Ари, получила повсеместное распространение среди каббалистов. Ари ввел новый метод описания системы мироздания, используя графические изображения, схемы, чертежи. Метод, им разработанный, был назван лурианским.
Из поколения в поколение одни и те же души облачаются в новые тела, но нисходящие души сохраняют весь опыт предыдущих жизней, и поэтому каждое следующее поколение мудрее предыдущего и устремляется в своих поисках к более возвышенному. Во времена Ари общее развитие душ достигло такого уровня, когда они начинают желать приподняться духовно. Этим объясняется, в частности, начало эпохи Возрождения, эпохи реформ в культуре, религии и научном мировоззрении.
В духовном это выражается в стремлении найти источник жизни, ответ на вопрос: «Для чего я живу?». В душах этот вопрос начинает созревать, мешать существовать, заставляет человека заниматься поиском источника жизни, приводящим к исследованию Высшего мира. Поэтому Ари создал новую систематизированную методику каббалы, которая была предназначена не только для духовного подъема особых душ, но и для масс. В своих текстах он открыто заявляет, что, начиная с этого времени и далее, каждый желающий, независимо от возраста, пола и происхождения, может заниматься каббалой и с помощью этой науки достичь цели своего творения.
Беседа на трапезе, посвященной годовщине смерти Ари
25 июля 2001 г.
Лектор: Михаэль Лайтман
Мы видим... действительно это чудо, большое чудо с Ари, что совсем молодой человек, юноша, в его возрасте - и весь мир его признал, а в то время было много "мекубалим" (каббалистов), и все согласились и приняли его. И даже те, которые совсем его не понимали, потому, что занимались по системе РаМа"К, чувствовали, что он владеет настоящим, особым способом, и что он действительно большой каббалист и принес что-то новое в мир. И было много возражений, но в итоге приняли его все.
Я не могу объяснить это явление, видимо, это было потому, что время делает своё. И может быть и мы находимся в подобном состоянии - конечно, нельзя нас сравнивать с Ари, но все же ситуация похожа. И конечно, кто мы такие рядом с Ари, и по нашему проявлению и по облику - но постепенно мир нас "проглотит", примет нас. Потому что, я думаю, сейчас как раз пришло время - это функция времени, результат того, что обязаны сейчас сделать изменения в мире, и всегда есть кто-то, посредством которого делают изменения.
Такая душа, как душа Ари - это очень высокая душа. Бааль а-Сулам пишет, что это "гильгуль" (перевоплощение) Рашб"и, а он, в свою очередь, гильгуль Моше, а он гильгуль Адама Ришон, я не хочу более вдаваться в подробности. А после Ари - Бааль а-Сулам. И эта особая душа, видимо, каждый раз, как она приходит - приносит Тору в мир. И эта Тора, которую приносит особая душа, как раз подходит к тому времени, и это именно то, что работает в данное время.
Мы видим, что сделал Моше и что сделал Раби Шимон, и что сделал Ари. Это по сути тот же метод - нет никакой разницы между Торой, которая называется Хумаш и между Зоаром, и произведениями Ари, и произведениями Бааль а-Сулама. Нет никакой разницы - это просто написано другим языком, но в них та же тема, та же идея и тот же способ, те же ступени лестницы - просто нет никакой разницы.
Тот, кто поднимается по ступеням, он действительно видит, как эти все писания они просто будто параллельны одно другому, и ты можешь выбрать какое-то место из Торы Бааль а-Сулама и пройти по произведениям Ари и Зоару, и Хумашу - и так до конца, и это по каждой теме и в любой детали как копия с одного на другой только для каждого поколения необходим новый язык, поэтому описывают ту же идею в новом воплощении. И всё.
Но все-таки Ари сделал более всех, потому что до Ари было неосознанное развитие - так называемое, "развитие за счет светов", а не за счет келим. Потому что келим пока еще не были готовы - пока еще "некуда ше ба лев" (точка в сердце) не расцветала изнутри, внутри души, внутри человека, внутри сердца. Еще не выделялась из сердца ...
Что такое сердце? После того, как человек в течение всех гильгулим, в течение тысяч лет проходит жклания неживого, растительного, животного и человеческого уровней. То внутри человеческого желания - последнего уровня материального желания, начинает рождаться новое желание - это желание к Творцу, точка в сердце. Сердцем называются эти все 4 желания, а новое желание - это точка. Точка из настоящей Малхут.
Все то развитие желаний, которое предшествовало этой точке - и это развитие было необходимо. Были также каббалисты, восходящие по методу, который существовал до Ари, но этот метод был "посредством света". Писали книги за счет света: также Зоар почти не вспоминает 3 линии, почти не вспоминает экраны, а все происходит, как в период до работы снизу вверх - спускаясь сверху вниз.
Так написаны и Хумаш, и Зоар и все каббалисты, жившие в период между Хумашем и Зоаром, и между Зоаром и произведениями Ари - все так писали. Потому что действительно тогда было только развитие с помощью светов, приходящих сверху, а не пробуждение, которое происходит в чувственной форме внутри человека.
И только со времени Ари и далее началось то, что называется выход "точки в сердце", и поэтому он должен был написать свой метод раскрытия Творца. Не сверху, а снизу, с помощью поднятия Ма"Н и приложения усилий - совершенно другой метод. До него каббалисты не работали по этой системе - они тоже прилагали усилия и были в страданиях и в работе, но все-таки это приходило к ним сверху, в избранном виде - каждому отдельно.
Однако со времен Ари и далее, как это написано: благодаря его методу, могут и дети, и женщины, и рабы - то есть, человек, находящийся на разных уровнях "катнут" (малого состояния), находящийся даже ниже желания получить - "ребенок", то есть, как еще неразвитая душа; "женщина", то есть, "получающая"; "раб" - находящийся еще ниже под желанием получить - действительно в рабстве - даже в этих состояниях человек может с помощью метода Ари прийти к Творцу. До Ари это было невозможно сделать.
Это значит, что книги и сам способ раскрытия экрана и работа в соответствии с экраном - все эти способы были настолько сильны, что в действительности с помощью учебы можно было притянуть свет, и каждому достичь раскрытия.
Поэтому Ари все приняли просто пробуждением, данным свыше. Было понятно всем, что его метод - это метод особый. В общем-то, нам сложно понять, что значит, "его приняли". Кто его знал? Книги не выходили, его бейт мидраш - это были несколько человек, меньше, чем миньян (10 человек). Хотя заходили к нему все "большие люди" и чувствовали, понимали, что здесь находится каббалист, который выше их на несколько уровней... Но всё-таки, что значит, что весь мир его принял? Кто такой "мир", что такое "мир"? Какой-то Мойше, который тогда учился в Иерусалиме или в Тверии, или в Беер Шеве? Что он понимал в том, что Ари преподавал в Цфате? Приходили к нему целовать руку?
Он был принят несколькими "большими людьми", которые были в его время, и это является особенным: что они, даже не поняв его системы, поняли, что он больше их. И это, я думаю, более можно отнести на счет "пробуждения свыше". Потому, что не было у них возможности постичь того, до какой степени он велик. У них самих не было сил на это. Потому что Йосеф Каро засыпал на его уроках, РаМа"К не понимал, чему Ари обучает - он был уже старый, около 70 лет... Поэтому я не могу сказать, что значит "приняли его", как пишут в книгах...
Интерес к Ари открылся позднее, после того, как достали рукописи из его могилы и начали писать... Да и когда достали "Шеарим", кто понимал что-нибудь в этих трудах? И "Эц а-Хаим" - кто открывал тогда "Эц а-Хаим"? Но это тема, которая постепенно проникает в народ и действительно получает какое-то восприятие, не знаю почему.
Я зашел как-то с "Эц а-Хаим" или "Бейт Шаар а-Каванот" в магазин радом с домом, продавец смотрит: какая книга! Я положил книгу, а он смотрит на меня со страхом в глазах: "Подвинь её, я должен сделать тут что-то, положить что-то на стол..." - он боялся коснуться этой книги! Это говорит о впечатлении, так это вошло в народ, как что-то особенное. "Эц а-Хаим" - это действительно особенная книга, это чудо...
Вопрос: Какова была связь между Хаимом Виталем и Ари? Я слышал, что между ними были споры личного характера...
Я никогда не занимался историей, и всегда, когда я спрашивал Ребе о жизни Бааль а-Сулама, он избегал разговоров об этом. Это не подходит тому, кто хочет подняться по ступеням лестницы,- начинать заниматься историей или каким-то там "разбором грязного белья": кто что сказал и так далее... Что из этого можно понять? Ты из этого можешь понять метод, систему? - Ничего!
Все были женаты, у всех были семьи, мы не знаем, как они в действительности жили - знаем только, что у Ари были деньги от того, что он занимался торговлей перед этим. И всё. Один из них был сапожник или что-то в этом роде... Не помню, слышал или читал где-то, есть много источников, но можно ли им верить? Истории и всё; из маленькой истории делают что-то большое.
Я не думаю, что было что-то такое особенное во внешней форме - такое, чтобы можно было об этом что-то написать. Как и о Бааль а-Суламе: я спрашивал Ребе, и он сказал: "Что можно написать об отце? Он не выходил из дому, сидел и писал." И если иногда должен был выйти куда-то, кто его вообще узнавал на улице? Когда я с Ребе ехал на море, то что вы думаете, весь Бней Брак стоял и смотрел на него, кто это там проехал? Никто не обращал на нас внимания...
Каждый "гадлут" (величие, большое состояние) - это "гадлут" внутренний. Кто знаком с трудами, написанными каббалистом - тот знает его, а кто не знаком, так и не знает. Иначе невозможно ничего узнать.
Даже об Ари - все говорят "Ари а-Кадош" (святой Ари), а кто знает, что такое "кадош", где его уровень, до чего он поднялся? Что такое "кдуша" (святость)? Какой НаРаНХа"Й он постиг? Просто, так говорят "кадош", ничего этого не зная. Если бы ты жил в Цфате 500 лет назад и если бы ты смотрел на него только "снаружи", по внешним проявлениям - то тоже бы не увидел в нем ничего особенного.
Как сейчас, если кто-то собирает у себя на квартире 3-4-5 учеников и учит с ними какую-то Каббалу. Кто-то может знать об этом, а кто-то может не знать. Кто знает - так знает, а кто не знает - не знает. Таков был весь Бейт Мидраш Ари.
А ты что думал? Ты думал, что Раби Шимон был так уж широко известен и почитаем? Те, кто тогда писали Гмару, конечно упомянули все, что он сказал, потому что он все-таки был один из Учеников. Осталось всего 5 учеников, и он был один из них, и потому его упомянули... Поэтому нам нечего сказать о внешней жизни Ари.
Рассказывают, что Ари выходил за город и якобы говорил людям, какова душа каждого из них. Да, разве мог он заниматься такими глупостями? Подойти к простому человеку с улицы, далекому от каббалы, и рассказывать ему про корень его души? Разве он поймет, о чем идет речь?
Но то, что он действительно открыл - это местонахождение могил праведников. Все могилы, которые есть в округе: Мирон, Цфат - он обнаружил, это он чувствовал, это он видел. Но для этого, кстати, не нужно быть большим каббалистом. Даже кто-нибудь с чувствительностью гораздо меньшей, чем у обычного каббалиста, мог бы это обнаружить. Но до него это не было обнаружено, и он нашел и сказал точно, где кто находится.
Вопрос: Он достиг состояния Гмар а-Тикун (Конец Исправления)?
По тому, что он открывает в своих книгах и по тому, на что тут и там намекает Бааль Асулам,- как видно, да. Это гильгуль (воплощение) души Раби Шимона, а, конечно же, от воплощения к воплощению душа только поднимается. По её функциям мы иногда можем не видеть, что это большой подъем, потому что возможно, что душа приходит в такой гильгуль, что занимается служением обществу, и тогда она должна быть как все, приближена к ним.
Ари не был таким. Посмотри, что он написал, и куда поднялись его ученики в течение нескольких месяцев. Ты видишь, что он им рассказывает? Каким языком? Всего за 18 месяцев можно это объяснить? Приходит человек, садится, берет всяких простаков из того времени. Что они знали, кроме Гмары?
И он брал специально таких, что до этого не знали Каббалу, которые не были испорчены другим методом. Он посадил их рядом с собой, и посмотри, что он рассказал им за 18 месяцев. Даже рассказать это за 18 месяцев невозможно. Он не учил перед этим Птиху, потом ТЭС, предисловия - посмотри, что сразу сделалось! Поэтому я говорю, что это пробуждение свыше. Их всех подняли - и все.
Невозможно объяснить это иначе, и это дейсвительно так и было. А те, кто были там рядом с ними - они видели и чувствовали, что происходит? Конечно нет.
Каждый каббалист должен соответствовать своим ученикам, если он занимается с ними вместе. Бааль а-Сулам не занимался почти ни с кем. У него было совсем мало учеников. Он немножко им показывал, но он был закрытым, в основном погруженным в написание книг.
Раби Шимон занимался со своими учениками. Это была действительно группа. И Ари тоже поднимал своих учеников и должен был это делать. А есть такие ситуации, что каббалист должен быть "низким", соответственно ученикам, уровень которых тоже низок - такова его функция. По этому нельзя ни о чем судить - функция обязывает. Ты видишь по функции Ари - всех их обязали подняться.
Вопрос: У них у всех было духовное постижение?
У них у всех было духовное постижение, но даже среди людей с постижением есть такие, что понимают и есть такие, что не понимают. Есть такие, что постигают корни, то есть, почему происходит, все то, что происходит с ними на духовных ступенях, а есть такие, что не постигают причин, а более постигают сами явления.
В Каббале по методу РаМа"К постигают сами явления, в Каббале Ари постигают корни, так как постигают экран и в экране все действия. Кроме Хаима Виталя, Ари запретил всем своим ученикам заниматься наукой Каббала после его смерти - он сказал это до того, как умер - а разрешил только Хаиму Виталю, потому что остальные ученики не поняли его метод как следует. То есть, они, все же, поняли, у них было духовное постижение, но не до такой степени, что могли написать о том, что они слышали, в правильной форме и в правильной форме проложить дорогу.
И Ари приказал Хаиму Виталю, чтобы тот не был связан с остальными учениками, чтобы был один, и чтобы опасался смешиваться с ними. И это действительно правильно. Когда умирает Рав, то затем каждый из учеников выполняет особую должность, отличную иногда от других. И действительно: мы видим, что группа иногда соединяется, или же группа распадается - все эти вещи продуманы.
Вопрос: Каков смысл этого запрета, ведь у всех у них были духовные постижения?
Он сказал Хаиму Виталю, чтобы он был один, а им он сказал, что лучше будет, если они не будут заниматься без него (Ари) наукой Каббала. Скажем так: не развиваться по тому, что есть в них, а только идти в соответствии с пробуждением свыше.
Ты не понимаешь, что такое Рав в Каббале. Это более высокая ступень, и то, что он говорит, должно быть для тебя свято. Разве ты понимаешь больше, чем то, что более высокая ступень говорит тебе в форме явного приказа? Как такое может быть? Или ты отрицаешь, не признаёшь всю систему, или же ты слушаешь, опускаешь свою голову совсем, и берешь то, что говорят тебе - и все. Запрещено даже задумываться над этим - иначе ты начинаешь запутываться.
Я помню, что когда вернулся из больницы, после того, как Ребе умер, то все устремились ко мне: "Что сказал Ребе перед смертью? Что он сказал?!"
Вопрос: Я слышал, что существует "ктав-Ари" (шрифт Ари).
Говорят, что Ари сам написал Тору - я не знаю действительно ли это так, но так говорят. И там есть буквы, которые он писал в иной форме... Он разделил форму букв на части не так, как это было принято до него. И его метод так и остался. Я не знаю, пользуются ли у нас этим шрифтом или нет...
Это действительно особая душа и только сейчас, в наши дни, по сути, выходит вся его Тора на свет, и только сейчас люди начинают чувствовать потребность в этом. Это еще не время, это только начало - они еще не знают что к чему, но в течение ближайших лет это достигнет вершины заинтересованности и важности.
И опять же, когда откроются эти книги, то что они с ними сделают? Купят, поставят в салоне... Потому что невозможно их читать, никто их не понимает. Ты видишь, вот стоят у нас работы Ари - как часто мы их открываем? Иногда открываем только "Шаар а-Каванот" - и всё. Кроме этого тебе нечего открывать... Немножко - "Шаар а-Гильгулим"... Но это все "рассказы", которые легко читать и тяжело понимать.
И кроме этого нечего открывать, остальные вещи очень короткие, очень сжатые, и невозможно понять их без комментариев. То, что сделал Бааль а-Сулам в ТЭС - он, по сути, открыл основной процесс. Поэтому, видишь, Зоар уже почти весь стоит на полке, невозможно читать его, он не очень актуален сейчас. Что можно взять из него, после статей, после писем, после Птихи и ТЭС, после Бааль а-Сулама, как бы, ничего больше не нужно...
Но придет время, когда новому поколению и труды Бааль Сулама будут тяжелы, и статьи Ребе. Даже стиль этих вещей, даже форма, подача... И будут еще более новые труды. Поэтому то, что каббалисты оставляют после себя, это, как будто каждый раз изложено по новому.
В этом поколении я уже не знаю, что будет, но, быть может, в следующем поколении должны будут открыть что-то, потому что все человечество будет возвращаться к Источнику и его дух будет совсем другим. Они не смогут читать эти вещи, они не смогут учиться по нашему стилю. Письмо, статья, ТАС, еще письмо... Время настолько ускорится - люди будут нуждаться в очень кратком изложении, в очень эффективном, наделенном большой внутренней силой.
Уже мы с Ребе учили Ари только с комментариями "Паним меирот у-масбирот", да и то немного - был только один урок для нескольких человек. А без комментариев - вообще не изучали. Без комментариев - из "Эц а-Хаим" я изучал с Ребе только главу "Шаар а-Клипот", потому что больше этого нигде нет, да и там нет объяснений, комментариев... И Рав один раз провел со мной урок по этой главе и дал немного объяснений. Сейчас я бы задал ему гораздо больше вопросов, чем тогда...
И "Шаар а-Каванот", как и мы изучаем сейчас. "Шаар а-гильгулим" мы не изучали. Там нечего изучать. Только то, о чем Бааль а-Сулам написал в "Бейт Шаар а-Каванот". То есть, уже предыдущее поколение у Ребе не изучало Ари в оригинале. И Зоар - может быть, полчаса в день. Немного читали, практически без всякого объяснения, Ребе ничего не объяснял. Читали: вверху арамит, внизу иврит,- и так проходили полчаса. Это было очень "рутинно".
Но для этого поколения - нет у нас пока чего-то нового. Если бы я смог написать какую-то книгу - не то, чтобы открыть новый способ, это конечно же нет - но, может быть, книгу, которая бы связала новое поколение с трудами Бааль Сулама... Тоже не дают. Есть в этом как видно какая-то причина. Еще не пришло время... Как все ни пытаются: и так и эдак - пока ничего не получается. Может быть, еще откроется что-то...
Возникает вопрос: есть Тора, полученная на Синае, которую написал Моше Рабейну - а он был каббалист, неправда ли? Был больше, чем все остальные после него. Почему же мы все не читаем Тору? Для чего нам нужны все остальные книги? Если он великий каббалист и написал такую великую Книгу?
Мы должны понять, что ценность книги очень велика, но свет, который из неё исходит очень мал. Существует обратная зависимость светов и келим - так же и здесь. Может быть, что существует маленькая книжечка подходящая поколению - именно тем, что ее опускают до уровня поколения. Ты помнишь, что писал Бааль а-Сулам? Он просил, чтобы его опустили до такого уровня, чтобы смог писать. Поэтому, хотя автор и должен быть каббалистом, но писать должен на уровне как можно близком к народу.
И чем больше мы приближаемся к концу исправления, тем проще, тем более близки к народу будут книги. Они будут более простыми для понимания, будут более открытыми, и все будет более открытым, и напишут их люди по уровню ниже, чем Моше Рабейну. Но это будет тот самый уровень, который необходим - их уровень будет подходить для того, чтобы писать для народа. И это то, что необходимо.
То, что Бааль а-Сулам сказал как-то Ребе, что он пишет так, чтобы люди ломали головы и делали постижения - правильно, с одной стороны, но с другой стороны, это не всегда верно в каждом конкретном случае. Каббалист очень хочет приблизить свои книги к людям и пишет максимально понятно, насколько он способен.
Только вообрази себе - необходимо от Гальгальты опуститься еще на 124 ступени для того, чтобы донести идею экрана до нас. Ведь после первого сокращения, малхут сделала экран, и все! Уже понятен принцип того, что происходит? Но посмотри, сколько необходимо еще сделать, чтобы дойти до уровня, с которого можно начать делать исправления.
Гальгальта это сделать не в состоянии. Малхут де-Асия "высовывает свой хвост" в этот мир, и тогда мы пытаемся "прилепиться" к этому хвосту. Необходимо понять, что есть обратное соответствие и в этом тоже. Это не просто... Поэтому когда поколения будут "маленькими" и каббалисты будут, быть может, "маленькими" - это не важно, их ценность будет велика. Не нужно ничем пренебрегать, в конце концов все складывается в полную картину, но в каждой вещи есть свое преимущество.
Я не говорю о том, что написанное должно быть приближено к разуму, я совсем не имел в виду разум - к разуму, наверное, как раз наоборот. То, что пишут каббалисты прошлого, может быть, это даже более понятно. Хотя и то, и это тяжело... Здесь разум не при чем...
Например, мы сегодня учимся, и углубляемся в детали гораздо больше, чем написано в ТЭС, правильно? И если ты приведешь сюда посторонних людей, то они скажут: "Что вы делаете? Не написано об этом ничего, не нужно и учить, откуда вы берете эти вещи? Как это у вас так выходит?"
Но мы чувствуем, что для нас это проще - иначе мы просто не сможем понять то, что он написал. А те, кто пришел в первый раз скажут: "Нет, с чего вдруг? То, что он написал - очень хорошо, зачем ты усложняешь, углубляешься в подробности?". Для тебя это легче, а для него - тяжелее.
Это значит, что ты не можешь определить, что значит проще, что значит легче. Вещи наиболее близкие к нам - они как раз наиболее сложные вещи!
Я уверен, что если ты пойдешь с тем, что мы учим сегодня здесь, в другие группы, то они не поймут, о чем ты говоришь. Не поймут - попытайся! То есть, они будут слушать, но потом внутри, когда "переварят" это, то не будет у них связи с этим материалом. И именно потому, что ты связываешься в такой более внутренней форме с материалом, это помогает тебе притягивать больший свет.
Свет приходит от твоих усилий по достижению связи с материалом, и от ощущения в этом материале связи с Творцом. Это приходит вместе. И это может быть в твоих келим, только в той мере, в какой твои келим хотят воспринять, насколько они хотят быть связаны с учебой. В соответствии с твоим строением сегодня ты не можешь связаться с материалом на уровне меньшем, чем тот, на котором ты силой "вгрызаешься" в материал. И именно в том, что ты углубляешься внутрь и хочешь понять и постичь эти вещи - этим ты возбуждаешь ор макиф (окружающий свет).
Как он пишет? Что "они хотят знать то, что учат. Стараются это узнать, и этим они вызывают свечение окружающего света." "Хотят знать и стараются узнать" - не может быть только на том уровне, как писал Бааль Сулам. Для тебя под "должны знать" подразумевается, насколько глубже ты вошел внутрь. Поэтому ты не можешь оставаться на том же уровне.
Вообще, эти вещи, они не в нашей власти - это душа просто толкает человека к такому особому обучению. И есть люди, которые с радостью удовлетворяются обычными вещами: написано - и всё.
Как Бааль Сулам писал о мудрецах Иерусалима: как-то он пришел к ним, а они говорят:
– Ари написал - мы должны читать то, что он написал.
– А понимать?
– Ари тоже не понимал.
– Как же он написал?
– Открыли ему сверху, вот он и написал.
Как будто есть у него такой провод, наушник и провод наверх - и то, что говорят ему в ухо, то он и пишет. Вот мы и читаем то, что он получил сверху - и все. И так думали мудрецы в Иерусалиме до сих пор. Только сейчас они образумились. Просто сходят с ума! Сегодня заказали у меня вообще все кассеты. Все кассеты! Только на этой неделе мы сделали им 400 кассет. Возник просто сумасшедший интерес - потому что действительно, они хотят знать. Но посмотри сколько поколений прошло от Бааль Сулама, пока начали слушать.
Вопрос: Закон о "раскрытии пяди и сокрытии двух пядей" в раскрытии Каббалы - он всегда будет в силе, или когда-нибудь отменится?
Это не закон, который устанавливает человек. Бааль а-Сулам говорит, что он обязан немножко открыть и закрыть еще больше - в соответствии с тем, как приказано ему его учителями. Но закон этот, не то, чтобы он сам придумал его, и в какой-то искусственной форме применяет, а просто природа духовного такова, что там, где ты открываешь что-либо - это тут же закрывается вдвойне. Это обязательно.
Но тогда скажи: если так, то не стоит открывать, будет меньше закрытий. Правильно? Но закрытие "двух пядей" как раз и пробуждает тебя открывать! А "одинарное" закрытие, которое было раньше, скрывало совершенно. Что такое сокрытие "двух пядей"? Это значит, ты чувствуешь потребность снять это сокрытие. Ты чувствуешь сокрытие сокрытия. Ты начинаешь чувствовать, что перед тобой есть сокрытие на сокрытие. И это уже само по себе - исправление.
И теперь ты поймешь, что такое открытие "пяди". Разве они что-то открывают? Они только говорят тебе: "Тут есть "хисарон" (недостаток), тут есть сокрытие." И это называется открытие "пяди". И открытие "пяди" эквивалентно сокрытию "двух пядей".
Ари был первым каббалистом, который, благодаря своей особой душе, начал по иному излагать методику каббалы. Он обладал поистине уникальными способностями, так как его душа относилась уже к периоду окончательного развития душ. И потому, имея постижения значительно большей глубины, он смог намного точнее выразить, описать и объяснить это знание.
От Ари исходит язык каббалы, он определил подход и порядок ее изучения. По сути, именно он раскрыл науку каббала. Во всех поколениях до Ари, сколько бы ни писали каббалисты, все это предназначалось только для тех, кто уже обладает духовным постижением. Форма изложения Ари позволяла изучать каббалу любому человеку. И неважно, сколько тот понимает в прочитанном — он получает из текстов Ари исправляющий высший свет, который поднимает человека до уровня познания и ощущения духовной реальности. В этом заключается особая сила произведений Ари. Они отличаются особым видом раскрытия, способом изложения, характером подачи материала. Форма описания устройства высшего мира, предложенная Ари, получила повсеместное распространение среди каббалистов. Ари ввел новый метод описания системы мироздания, используя графические изображения, схемы, чертежи. Метод, им разработанный, был назван лурианским.
Из поколения в поколение одни и те же души облачаются в новые тела, но нисходящие души сохраняют весь опыт предыдущих жизней, и поэтому каждое следующее поколение мудрее предыдущего и устремляется в своих поисках к более возвышенному. Во времена Ари общее развитие душ достигло такого уровня, когда они начинают желать приподняться духовно. Этим объясняется, в частности, начало эпохи Возрождения, эпохи реформ в культуре, религии и научном мировоззрении.
В духовном это выражается в стремлении найти источник жизни, ответ на вопрос: «Для чего я живу?». В душах этот вопрос начинает созревать, мешать существовать, заставляет человека заниматься поиском источника жизни, приводящим к исследованию Высшего мира. Поэтому Ари создал новую систематизированную методику каббалы, которая была предназначена не только для духовного подъема особых душ, но и для масс. В своих текстах он открыто заявляет, что, начиная с этого времени и далее, каждый желающий, независимо от возраста, пола и происхождения, может заниматься каббалой и с помощью этой науки достичь цели своего творения.
Беседа на трапезе, посвященной годовщине смерти Ари
25 июля 2001 г.
Лектор: Михаэль Лайтман
Мы видим... действительно это чудо, большое чудо с Ари, что совсем молодой человек, юноша, в его возрасте - и весь мир его признал, а в то время было много "мекубалим" (каббалистов), и все согласились и приняли его. И даже те, которые совсем его не понимали, потому, что занимались по системе РаМа"К, чувствовали, что он владеет настоящим, особым способом, и что он действительно большой каббалист и принес что-то новое в мир. И было много возражений, но в итоге приняли его все.
Я не могу объяснить это явление, видимо, это было потому, что время делает своё. И может быть и мы находимся в подобном состоянии - конечно, нельзя нас сравнивать с Ари, но все же ситуация похожа. И конечно, кто мы такие рядом с Ари, и по нашему проявлению и по облику - но постепенно мир нас "проглотит", примет нас. Потому что, я думаю, сейчас как раз пришло время - это функция времени, результат того, что обязаны сейчас сделать изменения в мире, и всегда есть кто-то, посредством которого делают изменения.
Такая душа, как душа Ари - это очень высокая душа. Бааль а-Сулам пишет, что это "гильгуль" (перевоплощение) Рашб"и, а он, в свою очередь, гильгуль Моше, а он гильгуль Адама Ришон, я не хочу более вдаваться в подробности. А после Ари - Бааль а-Сулам. И эта особая душа, видимо, каждый раз, как она приходит - приносит Тору в мир. И эта Тора, которую приносит особая душа, как раз подходит к тому времени, и это именно то, что работает в данное время.
Мы видим, что сделал Моше и что сделал Раби Шимон, и что сделал Ари. Это по сути тот же метод - нет никакой разницы между Торой, которая называется Хумаш и между Зоаром, и произведениями Ари, и произведениями Бааль а-Сулама. Нет никакой разницы - это просто написано другим языком, но в них та же тема, та же идея и тот же способ, те же ступени лестницы - просто нет никакой разницы.
Тот, кто поднимается по ступеням, он действительно видит, как эти все писания они просто будто параллельны одно другому, и ты можешь выбрать какое-то место из Торы Бааль а-Сулама и пройти по произведениям Ари и Зоару, и Хумашу - и так до конца, и это по каждой теме и в любой детали как копия с одного на другой только для каждого поколения необходим новый язык, поэтому описывают ту же идею в новом воплощении. И всё.
Но все-таки Ари сделал более всех, потому что до Ари было неосознанное развитие - так называемое, "развитие за счет светов", а не за счет келим. Потому что келим пока еще не были готовы - пока еще "некуда ше ба лев" (точка в сердце) не расцветала изнутри, внутри души, внутри человека, внутри сердца. Еще не выделялась из сердца ...
Что такое сердце? После того, как человек в течение всех гильгулим, в течение тысяч лет проходит жклания неживого, растительного, животного и человеческого уровней. То внутри человеческого желания - последнего уровня материального желания, начинает рождаться новое желание - это желание к Творцу, точка в сердце. Сердцем называются эти все 4 желания, а новое желание - это точка. Точка из настоящей Малхут.
Все то развитие желаний, которое предшествовало этой точке - и это развитие было необходимо. Были также каббалисты, восходящие по методу, который существовал до Ари, но этот метод был "посредством света". Писали книги за счет света: также Зоар почти не вспоминает 3 линии, почти не вспоминает экраны, а все происходит, как в период до работы снизу вверх - спускаясь сверху вниз.
Так написаны и Хумаш, и Зоар и все каббалисты, жившие в период между Хумашем и Зоаром, и между Зоаром и произведениями Ари - все так писали. Потому что действительно тогда было только развитие с помощью светов, приходящих сверху, а не пробуждение, которое происходит в чувственной форме внутри человека.
И только со времени Ари и далее началось то, что называется выход "точки в сердце", и поэтому он должен был написать свой метод раскрытия Творца. Не сверху, а снизу, с помощью поднятия Ма"Н и приложения усилий - совершенно другой метод. До него каббалисты не работали по этой системе - они тоже прилагали усилия и были в страданиях и в работе, но все-таки это приходило к ним сверху, в избранном виде - каждому отдельно.
Однако со времен Ари и далее, как это написано: благодаря его методу, могут и дети, и женщины, и рабы - то есть, человек, находящийся на разных уровнях "катнут" (малого состояния), находящийся даже ниже желания получить - "ребенок", то есть, как еще неразвитая душа; "женщина", то есть, "получающая"; "раб" - находящийся еще ниже под желанием получить - действительно в рабстве - даже в этих состояниях человек может с помощью метода Ари прийти к Творцу. До Ари это было невозможно сделать.
Это значит, что книги и сам способ раскрытия экрана и работа в соответствии с экраном - все эти способы были настолько сильны, что в действительности с помощью учебы можно было притянуть свет, и каждому достичь раскрытия.
Поэтому Ари все приняли просто пробуждением, данным свыше. Было понятно всем, что его метод - это метод особый. В общем-то, нам сложно понять, что значит, "его приняли". Кто его знал? Книги не выходили, его бейт мидраш - это были несколько человек, меньше, чем миньян (10 человек). Хотя заходили к нему все "большие люди" и чувствовали, понимали, что здесь находится каббалист, который выше их на несколько уровней... Но всё-таки, что значит, что весь мир его принял? Кто такой "мир", что такое "мир"? Какой-то Мойше, который тогда учился в Иерусалиме или в Тверии, или в Беер Шеве? Что он понимал в том, что Ари преподавал в Цфате? Приходили к нему целовать руку?
Он был принят несколькими "большими людьми", которые были в его время, и это является особенным: что они, даже не поняв его системы, поняли, что он больше их. И это, я думаю, более можно отнести на счет "пробуждения свыше". Потому, что не было у них возможности постичь того, до какой степени он велик. У них самих не было сил на это. Потому что Йосеф Каро засыпал на его уроках, РаМа"К не понимал, чему Ари обучает - он был уже старый, около 70 лет... Поэтому я не могу сказать, что значит "приняли его", как пишут в книгах...
Интерес к Ари открылся позднее, после того, как достали рукописи из его могилы и начали писать... Да и когда достали "Шеарим", кто понимал что-нибудь в этих трудах? И "Эц а-Хаим" - кто открывал тогда "Эц а-Хаим"? Но это тема, которая постепенно проникает в народ и действительно получает какое-то восприятие, не знаю почему.
Я зашел как-то с "Эц а-Хаим" или "Бейт Шаар а-Каванот" в магазин радом с домом, продавец смотрит: какая книга! Я положил книгу, а он смотрит на меня со страхом в глазах: "Подвинь её, я должен сделать тут что-то, положить что-то на стол..." - он боялся коснуться этой книги! Это говорит о впечатлении, так это вошло в народ, как что-то особенное. "Эц а-Хаим" - это действительно особенная книга, это чудо...
Вопрос: Какова была связь между Хаимом Виталем и Ари? Я слышал, что между ними были споры личного характера...
Я никогда не занимался историей, и всегда, когда я спрашивал Ребе о жизни Бааль а-Сулама, он избегал разговоров об этом. Это не подходит тому, кто хочет подняться по ступеням лестницы,- начинать заниматься историей или каким-то там "разбором грязного белья": кто что сказал и так далее... Что из этого можно понять? Ты из этого можешь понять метод, систему? - Ничего!
Все были женаты, у всех были семьи, мы не знаем, как они в действительности жили - знаем только, что у Ари были деньги от того, что он занимался торговлей перед этим. И всё. Один из них был сапожник или что-то в этом роде... Не помню, слышал или читал где-то, есть много источников, но можно ли им верить? Истории и всё; из маленькой истории делают что-то большое.
Я не думаю, что было что-то такое особенное во внешней форме - такое, чтобы можно было об этом что-то написать. Как и о Бааль а-Суламе: я спрашивал Ребе, и он сказал: "Что можно написать об отце? Он не выходил из дому, сидел и писал." И если иногда должен был выйти куда-то, кто его вообще узнавал на улице? Когда я с Ребе ехал на море, то что вы думаете, весь Бней Брак стоял и смотрел на него, кто это там проехал? Никто не обращал на нас внимания...
Каждый "гадлут" (величие, большое состояние) - это "гадлут" внутренний. Кто знаком с трудами, написанными каббалистом - тот знает его, а кто не знаком, так и не знает. Иначе невозможно ничего узнать.
Даже об Ари - все говорят "Ари а-Кадош" (святой Ари), а кто знает, что такое "кадош", где его уровень, до чего он поднялся? Что такое "кдуша" (святость)? Какой НаРаНХа"Й он постиг? Просто, так говорят "кадош", ничего этого не зная. Если бы ты жил в Цфате 500 лет назад и если бы ты смотрел на него только "снаружи", по внешним проявлениям - то тоже бы не увидел в нем ничего особенного.
Как сейчас, если кто-то собирает у себя на квартире 3-4-5 учеников и учит с ними какую-то Каббалу. Кто-то может знать об этом, а кто-то может не знать. Кто знает - так знает, а кто не знает - не знает. Таков был весь Бейт Мидраш Ари.
А ты что думал? Ты думал, что Раби Шимон был так уж широко известен и почитаем? Те, кто тогда писали Гмару, конечно упомянули все, что он сказал, потому что он все-таки был один из Учеников. Осталось всего 5 учеников, и он был один из них, и потому его упомянули... Поэтому нам нечего сказать о внешней жизни Ари.
Рассказывают, что Ари выходил за город и якобы говорил людям, какова душа каждого из них. Да, разве мог он заниматься такими глупостями? Подойти к простому человеку с улицы, далекому от каббалы, и рассказывать ему про корень его души? Разве он поймет, о чем идет речь?
Но то, что он действительно открыл - это местонахождение могил праведников. Все могилы, которые есть в округе: Мирон, Цфат - он обнаружил, это он чувствовал, это он видел. Но для этого, кстати, не нужно быть большим каббалистом. Даже кто-нибудь с чувствительностью гораздо меньшей, чем у обычного каббалиста, мог бы это обнаружить. Но до него это не было обнаружено, и он нашел и сказал точно, где кто находится.
Вопрос: Он достиг состояния Гмар а-Тикун (Конец Исправления)?
По тому, что он открывает в своих книгах и по тому, на что тут и там намекает Бааль Асулам,- как видно, да. Это гильгуль (воплощение) души Раби Шимона, а, конечно же, от воплощения к воплощению душа только поднимается. По её функциям мы иногда можем не видеть, что это большой подъем, потому что возможно, что душа приходит в такой гильгуль, что занимается служением обществу, и тогда она должна быть как все, приближена к ним.
Ари не был таким. Посмотри, что он написал, и куда поднялись его ученики в течение нескольких месяцев. Ты видишь, что он им рассказывает? Каким языком? Всего за 18 месяцев можно это объяснить? Приходит человек, садится, берет всяких простаков из того времени. Что они знали, кроме Гмары?
И он брал специально таких, что до этого не знали Каббалу, которые не были испорчены другим методом. Он посадил их рядом с собой, и посмотри, что он рассказал им за 18 месяцев. Даже рассказать это за 18 месяцев невозможно. Он не учил перед этим Птиху, потом ТЭС, предисловия - посмотри, что сразу сделалось! Поэтому я говорю, что это пробуждение свыше. Их всех подняли - и все.
Невозможно объяснить это иначе, и это дейсвительно так и было. А те, кто были там рядом с ними - они видели и чувствовали, что происходит? Конечно нет.
Каждый каббалист должен соответствовать своим ученикам, если он занимается с ними вместе. Бааль а-Сулам не занимался почти ни с кем. У него было совсем мало учеников. Он немножко им показывал, но он был закрытым, в основном погруженным в написание книг.
Раби Шимон занимался со своими учениками. Это была действительно группа. И Ари тоже поднимал своих учеников и должен был это делать. А есть такие ситуации, что каббалист должен быть "низким", соответственно ученикам, уровень которых тоже низок - такова его функция. По этому нельзя ни о чем судить - функция обязывает. Ты видишь по функции Ари - всех их обязали подняться.
Вопрос: У них у всех было духовное постижение?
У них у всех было духовное постижение, но даже среди людей с постижением есть такие, что понимают и есть такие, что не понимают. Есть такие, что постигают корни, то есть, почему происходит, все то, что происходит с ними на духовных ступенях, а есть такие, что не постигают причин, а более постигают сами явления.
В Каббале по методу РаМа"К постигают сами явления, в Каббале Ари постигают корни, так как постигают экран и в экране все действия. Кроме Хаима Виталя, Ари запретил всем своим ученикам заниматься наукой Каббала после его смерти - он сказал это до того, как умер - а разрешил только Хаиму Виталю, потому что остальные ученики не поняли его метод как следует. То есть, они, все же, поняли, у них было духовное постижение, но не до такой степени, что могли написать о том, что они слышали, в правильной форме и в правильной форме проложить дорогу.
И Ари приказал Хаиму Виталю, чтобы тот не был связан с остальными учениками, чтобы был один, и чтобы опасался смешиваться с ними. И это действительно правильно. Когда умирает Рав, то затем каждый из учеников выполняет особую должность, отличную иногда от других. И действительно: мы видим, что группа иногда соединяется, или же группа распадается - все эти вещи продуманы.
Вопрос: Каков смысл этого запрета, ведь у всех у них были духовные постижения?
Он сказал Хаиму Виталю, чтобы он был один, а им он сказал, что лучше будет, если они не будут заниматься без него (Ари) наукой Каббала. Скажем так: не развиваться по тому, что есть в них, а только идти в соответствии с пробуждением свыше.
Ты не понимаешь, что такое Рав в Каббале. Это более высокая ступень, и то, что он говорит, должно быть для тебя свято. Разве ты понимаешь больше, чем то, что более высокая ступень говорит тебе в форме явного приказа? Как такое может быть? Или ты отрицаешь, не признаёшь всю систему, или же ты слушаешь, опускаешь свою голову совсем, и берешь то, что говорят тебе - и все. Запрещено даже задумываться над этим - иначе ты начинаешь запутываться.
Я помню, что когда вернулся из больницы, после того, как Ребе умер, то все устремились ко мне: "Что сказал Ребе перед смертью? Что он сказал?!"
Вопрос: Я слышал, что существует "ктав-Ари" (шрифт Ари).
Говорят, что Ари сам написал Тору - я не знаю действительно ли это так, но так говорят. И там есть буквы, которые он писал в иной форме... Он разделил форму букв на части не так, как это было принято до него. И его метод так и остался. Я не знаю, пользуются ли у нас этим шрифтом или нет...
Это действительно особая душа и только сейчас, в наши дни, по сути, выходит вся его Тора на свет, и только сейчас люди начинают чувствовать потребность в этом. Это еще не время, это только начало - они еще не знают что к чему, но в течение ближайших лет это достигнет вершины заинтересованности и важности.
И опять же, когда откроются эти книги, то что они с ними сделают? Купят, поставят в салоне... Потому что невозможно их читать, никто их не понимает. Ты видишь, вот стоят у нас работы Ари - как часто мы их открываем? Иногда открываем только "Шаар а-Каванот" - и всё. Кроме этого тебе нечего открывать... Немножко - "Шаар а-Гильгулим"... Но это все "рассказы", которые легко читать и тяжело понимать.
И кроме этого нечего открывать, остальные вещи очень короткие, очень сжатые, и невозможно понять их без комментариев. То, что сделал Бааль а-Сулам в ТЭС - он, по сути, открыл основной процесс. Поэтому, видишь, Зоар уже почти весь стоит на полке, невозможно читать его, он не очень актуален сейчас. Что можно взять из него, после статей, после писем, после Птихи и ТЭС, после Бааль а-Сулама, как бы, ничего больше не нужно...
Но придет время, когда новому поколению и труды Бааль Сулама будут тяжелы, и статьи Ребе. Даже стиль этих вещей, даже форма, подача... И будут еще более новые труды. Поэтому то, что каббалисты оставляют после себя, это, как будто каждый раз изложено по новому.
В этом поколении я уже не знаю, что будет, но, быть может, в следующем поколении должны будут открыть что-то, потому что все человечество будет возвращаться к Источнику и его дух будет совсем другим. Они не смогут читать эти вещи, они не смогут учиться по нашему стилю. Письмо, статья, ТАС, еще письмо... Время настолько ускорится - люди будут нуждаться в очень кратком изложении, в очень эффективном, наделенном большой внутренней силой.
Уже мы с Ребе учили Ари только с комментариями "Паним меирот у-масбирот", да и то немного - был только один урок для нескольких человек. А без комментариев - вообще не изучали. Без комментариев - из "Эц а-Хаим" я изучал с Ребе только главу "Шаар а-Клипот", потому что больше этого нигде нет, да и там нет объяснений, комментариев... И Рав один раз провел со мной урок по этой главе и дал немного объяснений. Сейчас я бы задал ему гораздо больше вопросов, чем тогда...
И "Шаар а-Каванот", как и мы изучаем сейчас. "Шаар а-гильгулим" мы не изучали. Там нечего изучать. Только то, о чем Бааль а-Сулам написал в "Бейт Шаар а-Каванот". То есть, уже предыдущее поколение у Ребе не изучало Ари в оригинале. И Зоар - может быть, полчаса в день. Немного читали, практически без всякого объяснения, Ребе ничего не объяснял. Читали: вверху арамит, внизу иврит,- и так проходили полчаса. Это было очень "рутинно".
Но для этого поколения - нет у нас пока чего-то нового. Если бы я смог написать какую-то книгу - не то, чтобы открыть новый способ, это конечно же нет - но, может быть, книгу, которая бы связала новое поколение с трудами Бааль Сулама... Тоже не дают. Есть в этом как видно какая-то причина. Еще не пришло время... Как все ни пытаются: и так и эдак - пока ничего не получается. Может быть, еще откроется что-то...
Возникает вопрос: есть Тора, полученная на Синае, которую написал Моше Рабейну - а он был каббалист, неправда ли? Был больше, чем все остальные после него. Почему же мы все не читаем Тору? Для чего нам нужны все остальные книги? Если он великий каббалист и написал такую великую Книгу?
Мы должны понять, что ценность книги очень велика, но свет, который из неё исходит очень мал. Существует обратная зависимость светов и келим - так же и здесь. Может быть, что существует маленькая книжечка подходящая поколению - именно тем, что ее опускают до уровня поколения. Ты помнишь, что писал Бааль а-Сулам? Он просил, чтобы его опустили до такого уровня, чтобы смог писать. Поэтому, хотя автор и должен быть каббалистом, но писать должен на уровне как можно близком к народу.
И чем больше мы приближаемся к концу исправления, тем проще, тем более близки к народу будут книги. Они будут более простыми для понимания, будут более открытыми, и все будет более открытым, и напишут их люди по уровню ниже, чем Моше Рабейну. Но это будет тот самый уровень, который необходим - их уровень будет подходить для того, чтобы писать для народа. И это то, что необходимо.
То, что Бааль а-Сулам сказал как-то Ребе, что он пишет так, чтобы люди ломали головы и делали постижения - правильно, с одной стороны, но с другой стороны, это не всегда верно в каждом конкретном случае. Каббалист очень хочет приблизить свои книги к людям и пишет максимально понятно, насколько он способен.
Только вообрази себе - необходимо от Гальгальты опуститься еще на 124 ступени для того, чтобы донести идею экрана до нас. Ведь после первого сокращения, малхут сделала экран, и все! Уже понятен принцип того, что происходит? Но посмотри, сколько необходимо еще сделать, чтобы дойти до уровня, с которого можно начать делать исправления.
Гальгальта это сделать не в состоянии. Малхут де-Асия "высовывает свой хвост" в этот мир, и тогда мы пытаемся "прилепиться" к этому хвосту. Необходимо понять, что есть обратное соответствие и в этом тоже. Это не просто... Поэтому когда поколения будут "маленькими" и каббалисты будут, быть может, "маленькими" - это не важно, их ценность будет велика. Не нужно ничем пренебрегать, в конце концов все складывается в полную картину, но в каждой вещи есть свое преимущество.
Я не говорю о том, что написанное должно быть приближено к разуму, я совсем не имел в виду разум - к разуму, наверное, как раз наоборот. То, что пишут каббалисты прошлого, может быть, это даже более понятно. Хотя и то, и это тяжело... Здесь разум не при чем...
Например, мы сегодня учимся, и углубляемся в детали гораздо больше, чем написано в ТЭС, правильно? И если ты приведешь сюда посторонних людей, то они скажут: "Что вы делаете? Не написано об этом ничего, не нужно и учить, откуда вы берете эти вещи? Как это у вас так выходит?"
Но мы чувствуем, что для нас это проще - иначе мы просто не сможем понять то, что он написал. А те, кто пришел в первый раз скажут: "Нет, с чего вдруг? То, что он написал - очень хорошо, зачем ты усложняешь, углубляешься в подробности?". Для тебя это легче, а для него - тяжелее.
Это значит, что ты не можешь определить, что значит проще, что значит легче. Вещи наиболее близкие к нам - они как раз наиболее сложные вещи!
Я уверен, что если ты пойдешь с тем, что мы учим сегодня здесь, в другие группы, то они не поймут, о чем ты говоришь. Не поймут - попытайся! То есть, они будут слушать, но потом внутри, когда "переварят" это, то не будет у них связи с этим материалом. И именно потому, что ты связываешься в такой более внутренней форме с материалом, это помогает тебе притягивать больший свет.
Свет приходит от твоих усилий по достижению связи с материалом, и от ощущения в этом материале связи с Творцом. Это приходит вместе. И это может быть в твоих келим, только в той мере, в какой твои келим хотят воспринять, насколько они хотят быть связаны с учебой. В соответствии с твоим строением сегодня ты не можешь связаться с материалом на уровне меньшем, чем тот, на котором ты силой "вгрызаешься" в материал. И именно в том, что ты углубляешься внутрь и хочешь понять и постичь эти вещи - этим ты возбуждаешь ор макиф (окружающий свет).
Как он пишет? Что "они хотят знать то, что учат. Стараются это узнать, и этим они вызывают свечение окружающего света." "Хотят знать и стараются узнать" - не может быть только на том уровне, как писал Бааль Сулам. Для тебя под "должны знать" подразумевается, насколько глубже ты вошел внутрь. Поэтому ты не можешь оставаться на том же уровне.
Вообще, эти вещи, они не в нашей власти - это душа просто толкает человека к такому особому обучению. И есть люди, которые с радостью удовлетворяются обычными вещами: написано - и всё.
Как Бааль Сулам писал о мудрецах Иерусалима: как-то он пришел к ним, а они говорят:
– Ари написал - мы должны читать то, что он написал.
– А понимать?
– Ари тоже не понимал.
– Как же он написал?
– Открыли ему сверху, вот он и написал.
Как будто есть у него такой провод, наушник и провод наверх - и то, что говорят ему в ухо, то он и пишет. Вот мы и читаем то, что он получил сверху - и все. И так думали мудрецы в Иерусалиме до сих пор. Только сейчас они образумились. Просто сходят с ума! Сегодня заказали у меня вообще все кассеты. Все кассеты! Только на этой неделе мы сделали им 400 кассет. Возник просто сумасшедший интерес - потому что действительно, они хотят знать. Но посмотри сколько поколений прошло от Бааль Сулама, пока начали слушать.
Вопрос: Закон о "раскрытии пяди и сокрытии двух пядей" в раскрытии Каббалы - он всегда будет в силе, или когда-нибудь отменится?
Это не закон, который устанавливает человек. Бааль а-Сулам говорит, что он обязан немножко открыть и закрыть еще больше - в соответствии с тем, как приказано ему его учителями. Но закон этот, не то, чтобы он сам придумал его, и в какой-то искусственной форме применяет, а просто природа духовного такова, что там, где ты открываешь что-либо - это тут же закрывается вдвойне. Это обязательно.
Но тогда скажи: если так, то не стоит открывать, будет меньше закрытий. Правильно? Но закрытие "двух пядей" как раз и пробуждает тебя открывать! А "одинарное" закрытие, которое было раньше, скрывало совершенно. Что такое сокрытие "двух пядей"? Это значит, ты чувствуешь потребность снять это сокрытие. Ты чувствуешь сокрытие сокрытия. Ты начинаешь чувствовать, что перед тобой есть сокрытие на сокрытие. И это уже само по себе - исправление.
И теперь ты поймешь, что такое открытие "пяди". Разве они что-то открывают? Они только говорят тебе: "Тут есть "хисарон" (недостаток), тут есть сокрытие." И это называется открытие "пяди". И открытие "пяди" эквивалентно сокрытию "двух пядей".
Обсуждения Ари