Не только нравственная проблема.
Когда Зигмунд Фрейд впервые выступал со своими лекциями на публичных собраниях – одну из типовых реакций можно было охарактеризовать примерно так: с этой методой надо разбираться не медицинской общественности, а полиции нравов, а самого автора лечить от сексуальных бредней. И все же психоанализ постепенно завоевал мир, поскольку в той или иной степени отражал реальные вещи и оказывал лечебное воздействие. В данном случае я хочу сказать лишь одно. Дело не в том, насколько правильно то или иное направление общественной или научной мысли, а в том, что существовало и существует много всяких табу, которые просто не позволяли солидным мыслителям и исследователям даже касаться темы по соображениям некой этичности и дурновкусия.
Психоанализ я привел не только в качестве примера. Вопрос так называемой сексуальной энергии затрагивает столь глубинные основы личности, что сколько от него ни уходи, а рано или поздно все равно придется заниматься и разбираться самым обстоятельным образом.
Само понятие «энергия» - весьма древнее понятие и в той или иной форме встречается у всех народов и во все времена. Современное поколение приучили к понятию механической энергии как основополагающему и единственно научному. И все-таки пытливая мысль наблюдательного человека не может не видеть, что под этим термином лежит не только то, что имеют в виду механики. В деятельности человека можно интуитивно наблюдать некую активность в действиях и поступках. Когда человек действует очень активно и настойчиво, то говорят о энергичной личности. И пусть кто-то будет доказывать, что подобное явление можно искусственно простимулировать у любого человека за счет неких физико-химических воздействий на мозг – я отнюдь не уверен, что дело только в физиологических механизмах работы мозга. Но и этот вопрос интересует меня в данном случае лишь косвенно. Термин «у человека много энергии» или «у человека мало энергии» - вполне осмысленное выражение и каждый интуитивно его понимает.
Можно чисто абстрактно ввести некую «тонкую» энергию. Она не заменяет и не трансформируется в механическую энергию, но ее наличие дает во-первых: возможность протекания направленных биохимических реакций в организме; во-вторых: возможность осмысленной и рефлекторной деятельности человека. Откуда и как притекает эта энергия к биологическому существу – можно спорить и гадать до бесконечности. Но, так или иначе, есть некая «струйка» тонкой энергии, которая медленно и неуклонно концентрируется в организме и может расходоваться как на поддержание жизнеспособности организма, так и на любую целенаправленную деятельность личности. В самом организме есть некая «распорядительная» система, которая коммутирует поступление этой энергии на выполнение тех или иных функций. Некоторую квоту этой энергии необходимо отдать на поддержание жизнеспособности органов и систем. Без этой квоты человек просто умрет. А вот избыток можно расходовать на выполнение задач высокого уровня, связанными с поведением организма во внешней среде. Не важно чем именно будет заниматься человек. Дифференциация задач – это уже разумная функция организма – высший уровень. Но система типа «распорядитель» должна заботиться не только о поддержании жизнеспособности организма, но и о продлении рода. Ради этого можно иногда даже израсходовать все основные запасы энергии, оставив только минимум на поддержание организма живым. Это, в первую очередь, касается мужчин (в более широком смысле – самцов). Поэтому, когда разумная часть личности (назовем ее символически «Истинное Я») в той или иной степени, прямо или косвенно, затрагивает вопросы, связанные с задачей продления рода – «распорядитель» не скупится и выделяет все имеющиеся у него резервы. Но «Истинное Я» может обмануть «распорядителя». Затребовать на сексуальные потребности, а расходовать на свои более абстрактные задачи. В психоанализе это называется сублимацией сексуальной энергии. В этом смысле роль тонкой энергии, ориентированной на сексуальные потребности, становится настолько важной как для отдельного человека, так и общества в целом, что игнорировать этот вопрос не имеет никакого смысла.
Поставим теперь вопрос в таком ракурсе. Каков же конкретный механизм запуска процесса востребования у «распорядителя» тонкой энергии якобы на сексуальные потребности? Естественно, у мужчины – это интерес до женщины, а у женщины – интерес до мужчины. Но как конкретно проявляется возбуждение этого интереса? Наиболее короткий и очевидный ответ напрашивается на акцентуации внимания на тех частях тела, которые прямо или косвенно связаны с процессом деторождения. Но это лишь поверхностный взгляд. История дает много примеров, когда люди вообще ходили (и ходят) раздетые, а ни особой сексуальной активности, ни особой пассивности, связанной с фактом доступности наблюдения партнера во всей природной форме, не наблюдается. Общим является только то, что в той или иной форме этот интерес должен быть внешне выражен. «Распорядитель» диктует задачу продления рода и всегда запасает на это солидную квоту тонкой энергии. Но не только на продление рода. Иногда организму надо очень хорошо постараться, что бы просто выжить в сложных условиях. И на это надо иметь запас тонкой энергии. Для начала возбуждения полового интереса каждая традиция имеет целый набор внешних признаков и поведенческих стереотипов, которые прямо или косвенно дают возможность выразить свои интерес к партнеру другого пола. Как только человек начинает вести себя определенным образом, что-то говорить, что-то делать – это служит сигналом для другой половины о появлении соответствующего интереса. Нельзя, к примеру, абстрактно сказать, что если партнер другого пола начинает раздеваться или появился перед тобой раздетым, то это сигнал к возбуждению сексуального интереса. Если это происходит на общественном пляже или в бассейне, то чаще всего никакой реакции не возникает.
И вот здесь я хочу перейти к следующему вопросу. А так ли уж необходимо для стимулирования выхода тонкой энергии идти через секс? Ведь доходят до абсурда. Дескать: и наука развивается, и техника, и искусство, и полеты в космос – все через секс. Тонкая энергия – гораздо более универсальная штука и предназначена не только для продления рода. Закройте ей выход воздержанием в сексе и она выйдет в другом направлении. Не может она не скапливаться, а скопившись – ищет выход. Только и всего! А каков же реальный механизм развития воздержания для основной массы людей? Для этого достаточно посмотреть в историю и практику жизни разных народов сегодня. Простейший способ – объявить все, что связано с сексом, грехом и посрамлять на каждом шагу. Насколько знаком нам этот метод! Но в этой методе есть свои недостатки. Запретный плод всегда особо притягательный. И когда «плотина целомудрия» не выдерживает и рвется – начинается стихийное бедствие, доходящее до похабщины и садизма. А если человек на такое не способен – возникают неврозы. Второй метод – объявить публичную наготу законным явлением, культивировать здоровое тело и здоровый образ жизни. С одной стороны – привлекательно, а с другой – опасно. У людей невысокого ума и нравственности может произойти подмена стимулов и возникнуть иллюзия «природной дозволенности» безудержного и неупорядоченного секса с разными партнерами. Насколько опасно такое заблуждение, показывает пример последствий сексуальной революции в Соединенных Штатах Америки 60 годов. Это – ослабление генофонда и начало вырождения нации. Возможно именно из-за этого угас древний Рим. Варвары, хотя они и варвары, но беспорядочные половые сношения у них были под строгим запретом. Мало того, что при злоупотреблении сексом теряется много тонкой энергии. При половых контактах происходит передача элементов жидкой среды из организма в организм со всей совокупностью болезнетворных факторов. То, что для одного организма безопасно (его иммунная система приспособилась) – для другого может оказаться смертельным. Во всяком случае при энергетическом опустошении и напоре болезнетворных факторов организм в подавляющем случае больше проиграет. Если партнер один и он постоянный – риск минимальный. Некоторое время будет потеря энергии и период адаптации организмов друг к другу. А затем баланс восстановится и партнеры будут иметь много сходных антител и будет больше пользы, чем вреда. Но даже в этом деле надо воспитывать культуру и умеренность.
Именно эти факторы – умеренность в сексе и один партнер – могут спасти и оздоровить любую нацию. И лишь на втором месте – дозволенность публичной наготы. Второе без первого – самоубийство.
На основании вышеизложенного предлагаю следующий рецепт оздоровления нации.
- постоянно пропагандировать умеренность половой активности и необходимость иметь одного постоянного полового партнера в рамках традиционной семьи.
- самым жестоким образом преследовать насилие над личностью вообще и в половой сфере – в частности.
- законодательно разрешить наготу в публичных местах (вплоть до полной).
- ужесточить нормы для раздетых людей по соблюдению культуры поведения и соблюдения чистоплотности.
Эти правила не могут существовать друг без друга. Любые перекосы чреваты. Но ведь идеал всегда достается непросто.
Введение этих правил в нормы жизни общества вовсе не означают, что все разденутся и будут ходить голыми. Такого не будет даже в отдаленном будущем. Всегда будут находиться люди, которые не захотят раздеваться даже при самых благоприятных условиях. Это – их выбор и его нужно уважать. В первую очередь начнут обнажаться те, у которых красивое тело – главное достоинство и они его хотят выставить на показ. Ну и ничего страшного! Их просто надо контролировать, что бы не переступали грань и вели себя прилично. Так же надо «давать по рукам» тем, кто проявляет нездоровый интерес к публично обнаженным особам и теряет меру. Пусть воспитывают себя! Зато как хорошо это закроет лазейки разнузданной пошлости, которая буквально заполонила Интернет и массовые издания! А кроме того – это будет очень хорошим стимулом для многих обратить внимание на свое тело. Пусть они никогда не дойдут до публичного обнажения, зато хоть в какой-то степени начнут следить за внешностью.
Я понимаю, что мой рецепт слишком радикален. Но ведь согласитесь – в нем много рационального! Так стоит ли на него закрывать глаза?
Королев Юрий Петрович, Киев.
Когда Зигмунд Фрейд впервые выступал со своими лекциями на публичных собраниях – одну из типовых реакций можно было охарактеризовать примерно так: с этой методой надо разбираться не медицинской общественности, а полиции нравов, а самого автора лечить от сексуальных бредней. И все же психоанализ постепенно завоевал мир, поскольку в той или иной степени отражал реальные вещи и оказывал лечебное воздействие. В данном случае я хочу сказать лишь одно. Дело не в том, насколько правильно то или иное направление общественной или научной мысли, а в том, что существовало и существует много всяких табу, которые просто не позволяли солидным мыслителям и исследователям даже касаться темы по соображениям некой этичности и дурновкусия.
Психоанализ я привел не только в качестве примера. Вопрос так называемой сексуальной энергии затрагивает столь глубинные основы личности, что сколько от него ни уходи, а рано или поздно все равно придется заниматься и разбираться самым обстоятельным образом.
Само понятие «энергия» - весьма древнее понятие и в той или иной форме встречается у всех народов и во все времена. Современное поколение приучили к понятию механической энергии как основополагающему и единственно научному. И все-таки пытливая мысль наблюдательного человека не может не видеть, что под этим термином лежит не только то, что имеют в виду механики. В деятельности человека можно интуитивно наблюдать некую активность в действиях и поступках. Когда человек действует очень активно и настойчиво, то говорят о энергичной личности. И пусть кто-то будет доказывать, что подобное явление можно искусственно простимулировать у любого человека за счет неких физико-химических воздействий на мозг – я отнюдь не уверен, что дело только в физиологических механизмах работы мозга. Но и этот вопрос интересует меня в данном случае лишь косвенно. Термин «у человека много энергии» или «у человека мало энергии» - вполне осмысленное выражение и каждый интуитивно его понимает.
Можно чисто абстрактно ввести некую «тонкую» энергию. Она не заменяет и не трансформируется в механическую энергию, но ее наличие дает во-первых: возможность протекания направленных биохимических реакций в организме; во-вторых: возможность осмысленной и рефлекторной деятельности человека. Откуда и как притекает эта энергия к биологическому существу – можно спорить и гадать до бесконечности. Но, так или иначе, есть некая «струйка» тонкой энергии, которая медленно и неуклонно концентрируется в организме и может расходоваться как на поддержание жизнеспособности организма, так и на любую целенаправленную деятельность личности. В самом организме есть некая «распорядительная» система, которая коммутирует поступление этой энергии на выполнение тех или иных функций. Некоторую квоту этой энергии необходимо отдать на поддержание жизнеспособности органов и систем. Без этой квоты человек просто умрет. А вот избыток можно расходовать на выполнение задач высокого уровня, связанными с поведением организма во внешней среде. Не важно чем именно будет заниматься человек. Дифференциация задач – это уже разумная функция организма – высший уровень. Но система типа «распорядитель» должна заботиться не только о поддержании жизнеспособности организма, но и о продлении рода. Ради этого можно иногда даже израсходовать все основные запасы энергии, оставив только минимум на поддержание организма живым. Это, в первую очередь, касается мужчин (в более широком смысле – самцов). Поэтому, когда разумная часть личности (назовем ее символически «Истинное Я») в той или иной степени, прямо или косвенно, затрагивает вопросы, связанные с задачей продления рода – «распорядитель» не скупится и выделяет все имеющиеся у него резервы. Но «Истинное Я» может обмануть «распорядителя». Затребовать на сексуальные потребности, а расходовать на свои более абстрактные задачи. В психоанализе это называется сублимацией сексуальной энергии. В этом смысле роль тонкой энергии, ориентированной на сексуальные потребности, становится настолько важной как для отдельного человека, так и общества в целом, что игнорировать этот вопрос не имеет никакого смысла.
Поставим теперь вопрос в таком ракурсе. Каков же конкретный механизм запуска процесса востребования у «распорядителя» тонкой энергии якобы на сексуальные потребности? Естественно, у мужчины – это интерес до женщины, а у женщины – интерес до мужчины. Но как конкретно проявляется возбуждение этого интереса? Наиболее короткий и очевидный ответ напрашивается на акцентуации внимания на тех частях тела, которые прямо или косвенно связаны с процессом деторождения. Но это лишь поверхностный взгляд. История дает много примеров, когда люди вообще ходили (и ходят) раздетые, а ни особой сексуальной активности, ни особой пассивности, связанной с фактом доступности наблюдения партнера во всей природной форме, не наблюдается. Общим является только то, что в той или иной форме этот интерес должен быть внешне выражен. «Распорядитель» диктует задачу продления рода и всегда запасает на это солидную квоту тонкой энергии. Но не только на продление рода. Иногда организму надо очень хорошо постараться, что бы просто выжить в сложных условиях. И на это надо иметь запас тонкой энергии. Для начала возбуждения полового интереса каждая традиция имеет целый набор внешних признаков и поведенческих стереотипов, которые прямо или косвенно дают возможность выразить свои интерес к партнеру другого пола. Как только человек начинает вести себя определенным образом, что-то говорить, что-то делать – это служит сигналом для другой половины о появлении соответствующего интереса. Нельзя, к примеру, абстрактно сказать, что если партнер другого пола начинает раздеваться или появился перед тобой раздетым, то это сигнал к возбуждению сексуального интереса. Если это происходит на общественном пляже или в бассейне, то чаще всего никакой реакции не возникает.
И вот здесь я хочу перейти к следующему вопросу. А так ли уж необходимо для стимулирования выхода тонкой энергии идти через секс? Ведь доходят до абсурда. Дескать: и наука развивается, и техника, и искусство, и полеты в космос – все через секс. Тонкая энергия – гораздо более универсальная штука и предназначена не только для продления рода. Закройте ей выход воздержанием в сексе и она выйдет в другом направлении. Не может она не скапливаться, а скопившись – ищет выход. Только и всего! А каков же реальный механизм развития воздержания для основной массы людей? Для этого достаточно посмотреть в историю и практику жизни разных народов сегодня. Простейший способ – объявить все, что связано с сексом, грехом и посрамлять на каждом шагу. Насколько знаком нам этот метод! Но в этой методе есть свои недостатки. Запретный плод всегда особо притягательный. И когда «плотина целомудрия» не выдерживает и рвется – начинается стихийное бедствие, доходящее до похабщины и садизма. А если человек на такое не способен – возникают неврозы. Второй метод – объявить публичную наготу законным явлением, культивировать здоровое тело и здоровый образ жизни. С одной стороны – привлекательно, а с другой – опасно. У людей невысокого ума и нравственности может произойти подмена стимулов и возникнуть иллюзия «природной дозволенности» безудержного и неупорядоченного секса с разными партнерами. Насколько опасно такое заблуждение, показывает пример последствий сексуальной революции в Соединенных Штатах Америки 60 годов. Это – ослабление генофонда и начало вырождения нации. Возможно именно из-за этого угас древний Рим. Варвары, хотя они и варвары, но беспорядочные половые сношения у них были под строгим запретом. Мало того, что при злоупотреблении сексом теряется много тонкой энергии. При половых контактах происходит передача элементов жидкой среды из организма в организм со всей совокупностью болезнетворных факторов. То, что для одного организма безопасно (его иммунная система приспособилась) – для другого может оказаться смертельным. Во всяком случае при энергетическом опустошении и напоре болезнетворных факторов организм в подавляющем случае больше проиграет. Если партнер один и он постоянный – риск минимальный. Некоторое время будет потеря энергии и период адаптации организмов друг к другу. А затем баланс восстановится и партнеры будут иметь много сходных антител и будет больше пользы, чем вреда. Но даже в этом деле надо воспитывать культуру и умеренность.
Именно эти факторы – умеренность в сексе и один партнер – могут спасти и оздоровить любую нацию. И лишь на втором месте – дозволенность публичной наготы. Второе без первого – самоубийство.
На основании вышеизложенного предлагаю следующий рецепт оздоровления нации.
- постоянно пропагандировать умеренность половой активности и необходимость иметь одного постоянного полового партнера в рамках традиционной семьи.
- самым жестоким образом преследовать насилие над личностью вообще и в половой сфере – в частности.
- законодательно разрешить наготу в публичных местах (вплоть до полной).
- ужесточить нормы для раздетых людей по соблюдению культуры поведения и соблюдения чистоплотности.
Эти правила не могут существовать друг без друга. Любые перекосы чреваты. Но ведь идеал всегда достается непросто.
Введение этих правил в нормы жизни общества вовсе не означают, что все разденутся и будут ходить голыми. Такого не будет даже в отдаленном будущем. Всегда будут находиться люди, которые не захотят раздеваться даже при самых благоприятных условиях. Это – их выбор и его нужно уважать. В первую очередь начнут обнажаться те, у которых красивое тело – главное достоинство и они его хотят выставить на показ. Ну и ничего страшного! Их просто надо контролировать, что бы не переступали грань и вели себя прилично. Так же надо «давать по рукам» тем, кто проявляет нездоровый интерес к публично обнаженным особам и теряет меру. Пусть воспитывают себя! Зато как хорошо это закроет лазейки разнузданной пошлости, которая буквально заполонила Интернет и массовые издания! А кроме того – это будет очень хорошим стимулом для многих обратить внимание на свое тело. Пусть они никогда не дойдут до публичного обнажения, зато хоть в какой-то степени начнут следить за внешностью.
Я понимаю, что мой рецепт слишком радикален. Но ведь согласитесь – в нем много рационального! Так стоит ли на него закрывать глаза?
Королев Юрий Петрович, Киев.
Обсуждения Не только нравственная проблема