Проблеме смысла жизни уже много веков. Эту тему изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Отсю-да совершенно правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа на вопрос о смысле жизни, так как это вопрос не столько теоретический, сколько жизненно-практический[2].
Но если человек не может дать ответ на вопрос, то почему же он его ста-вит? Конечно, нельзя вывести общую формулу. Но в каких то частных случаях можно вы-вести частные формулы, которые могут в данных рамках хорошо работать. В данных вол-нующих жизненных ситуациях вполне можно просветить человека в беседе о его пробле-мах. В произведении про Лобановича учитель обращается к хозяйке с вопросом: «В чём смысл жизни?». Та и отвечает: «Живём, покуда живётся, а умрём и в земельку похавают». То есть на такой банальный ответ не находится ответа, но он поднимался и будет подни-маться человечеством параллельно с родственным вопросом «Что будет после смерти?».
Существует только смысл конкретной человеческой жизни. Утрата его равносильна смерти. Представления о смысле жизни у каждого человека своё. Но в этих индивидуаль-ных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек [2]. Это значит, что каждый человек видит по- своему мир и стремится к каким то идеалам, в которых он видит смысл, и с ними считает удовлетворённой жизнь. Но среди всех людей прослеживаются общие интересы, потреб-ности, видна схожесть, а значит смысл жизни будет видится схоже в чём то, но и будут различия, так как человек индивидуум. Человек сам, а не по велению судьбы определяет свое назначение, строит свою жизнь. Это назначение, однако, никакое иное, чем - то, ка-кое человек сам избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стрем-лений, писал Л. Фейербах. Смысл жизни человека нельзя искать вне самой его жизни. Это отмечал еще Гегель. «Всё что я хочу, - писал он, - самое благородное, самое святое, есть моя цель; я должен в этом наличествовать, я должен это одобрять, я должен находить это хорошим. Со всеми само пожертвованиями всегда связано чувство удовлетворения, всегда связано некое нахождение себя». Правильно определить смысл своей жизни – это и значит найти самого себя. Человек не знающий, что ему надо не будет видеть смысла в жизни, и жизнь ему будет скучна.
Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради удовле-творения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек из-меняет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя! Человек в удовольствии видит смысл жизни. Некоторые считают, я удовольствуюсь, мне хорошо, в этом и есть смысл жизни. Удовольствие – это первая компонента смысла жизни. Другой вопрос, какое может быть удовольствия и только ли для себя. Ведь доставлять удовольст-вие другим – это тоже радость для себя, что говорит о неизоляционном образе жизни че-ловека.
Франк поднимает проблему человека и нацеливающая на достижение духовного единства всего человечества. В своем учении Франк говорит об истинной жизни и смысле жизни. "Истинная жизнь есть жизнь во всеобъемлющем единстве, неустанное служение абсолютному целому; мы впервые подлинно обретаем себя и свою жизнь, когда жертвуем собой и укрепляем существо в ином - в Боге, как первоисточнике всячеcкой жизни." [1]. Это означает, что живёт в Мире не как отдельно изолированное существо, а как часть Вселенной. Это утверждение схожее с коммунистической идеологией, говорящей о чело-веке, как винтике, и теряющем его индивидуальность. Конечно, в мире не может быть изолированных вещей, каждый объект воздействует на другой каким то образом, то ли силами взаимодействия (притяжения, к примеру), то ли силами психологических воздей-ствий и так далее… Но ведь этот винтик можно открутить от машины и прикрутить к дру-гой. Но винтик сам по себе не представляет никакой полезности сам для себя. Он себя может реализовать только в целом комплексе. Так и человек, один не до чего не добился бы сам, никакого технического прогресса не было бы. К тому же винтик стирается и его надо заменять другим. Франк видит создание человека в Боге как в первоисточнике жиз-ни. Бог, как тот инженер, создавший машину по винтикам. Сама по себе машина не созда-лась бы.
Но тем самым, по мнению Франка, мы связываем себя со всем живущем на Земле, и прежде всего - с нашими ближними и их судьбой: "Любовь есть основа человеческой жиз-ни, само ее существо." Здесь опять говорится о взаимодействии человека с другими, о его зависимости и влиянии на другие объекты. В машине работа каждой детали влияет на функционирование других. Выходя из строя одна, может и вывести другие. Человек с не-удачной судьбой может отравлять жизнь другим. Но другие могут остановить его от са-моубийства, когда он не видит дальнейшего смысла в жизни. В машине же плохая работа детали не может исправится другими, её нужно менять или ремонтировать мастеру. Вот чем принципиально отличается человечество от машины. Так правильно ли было утвер-ждение коммунистов о «винтике»? Этой фразой они убивали человека, как живое сущест-во с душой, что бы он не выделялся. Разве может деталь в машине осознавая, что работает не правильно восстать и реорганизоваться? Нет!
"Смысл жизни", пишет Франк - "в ее утвержденности в вечном, он осуществляется, когда в нас и вокруг нас проступает вечное начало. Лишь поскольку наша жизнь и наш труд соприкасается с вечным, живет в нём, проникается им, мы можем рассчитывать во-обще на достижение смысла жизни." При этом он выводит противоречие: "Чтобы сущест-венно изменить нашу жизнь и исправить ее, мы должны усовершенствовать ее сразу, как целое; а во времени она дана лишь по частям, и, живя во времени, мы живем лишь в ма-лом, переходящем ее отрывке." Здесь говорится о временном существовании человека на земле. Из за осознания этой ничтожности во времени у человека уменьшается интерес к жизни – «Зачем стараться что то делать – ведь не успею оглянуться, а жизнь пройдёт?!». При этом даже верующие люди забывают о том, что дальнейшая жизнь в другом мире за-висит от этой, временной. Но с другой стороны у человека идёт противоборство матери-альной наживы. Чаще, как раз, материальное становится первоглавенствующим перед ду-ховным. Настоящее время является главным перед будущим. Но как бы там не было бы, прошедшее и будущее времена влияют на настоящее, и в подтверждение можно приво-дить множество примеров. Основной фактор видения человека смысла жизни – это про-должение её в будущем.
Многие убеждены в том, что есть программа Бессмертия, и она диктует ритм жизни, давая видеть Главное и явное в своем сознании [3]. Бессмертие – это есть вторая компо-нента смысла жизни. Если же человек будет считать, что когда то скоро всё прервётся, то у него пропадает желание стремится к чему то. Но в повседневной жизни забываются та-кие проблемы и как бы наше настоящее растягивается в бесконечность (мнимое замедле-ние времени). Путь в Бессмертие - это цикл размышлений, где "Все" строится на Созида-нии. Это высокий масштаб "Опыта", где звучит все... Велик тот день, когда приходит смысл жизни... Бессмертие - это великая сила ума, где звучит Вечное и Бесконечное, как явное отношение к себе. Это есть подлинный смысл Бессмертия...
Сопоставим две компоненты смысла жизни. Первая – удовольствие, это временная, в настоящем времени, она укладывается на узком временном отрезке и поэтому не имеет большой ценности. Под ценностью будем понимать произведение плотности ценности (её качество) на объём. Объём ценности есть произведение времени на пространство. Таким образом это есть абстракция четырёхмерного мира. Запишем формулу: Ценность = Плот-ность Ц.*Время Ц.* Пространство Ц. При рассмотрении земного удовольствия второй множитель стремится к нулю, что и утрачивает величину Ценность. При бессмертии плотность ценности может быть и мала, но не стремится к нулю, и из-за стремлении Вре-мени ценности в бесконечность в пределе получаем величину, стремящуюся в бесконеч-ность. Так к чему же лучше стремится человеку? Как не странно, многие больше стремят-ся к первой компоненте. Но как можно сравнивать конечную и бесконечную величины? Здесь все вопросы должны быть сняты! «Не создавай себе богатства на земле, а создавай на небе»,– как пишется в Библии. Выбор остаётся за вами!
Существует только смысл конкретной человеческой жизни. Утрата его равносильна смерти. Представления о смысле жизни у каждого человека своё. Но в этих индивидуаль-ных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек [2]. Это значит, что каждый человек видит по- своему мир и стремится к каким то идеалам, в которых он видит смысл, и с ними считает удовлетворённой жизнь. Но среди всех людей прослеживаются общие интересы, потреб-ности, видна схожесть, а значит смысл жизни будет видится схоже в чём то, но и будут различия, так как человек индивидуум. Человек сам, а не по велению судьбы определяет свое назначение, строит свою жизнь. Это назначение, однако, никакое иное, чем - то, ка-кое человек сам избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стрем-лений, писал Л. Фейербах. Смысл жизни человека нельзя искать вне самой его жизни. Это отмечал еще Гегель. «Всё что я хочу, - писал он, - самое благородное, самое святое, есть моя цель; я должен в этом наличествовать, я должен это одобрять, я должен находить это хорошим. Со всеми само пожертвованиями всегда связано чувство удовлетворения, всегда связано некое нахождение себя». Правильно определить смысл своей жизни – это и значит найти самого себя. Человек не знающий, что ему надо не будет видеть смысла в жизни, и жизнь ему будет скучна.
Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради удовле-творения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек из-меняет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя! Человек в удовольствии видит смысл жизни. Некоторые считают, я удовольствуюсь, мне хорошо, в этом и есть смысл жизни. Удовольствие – это первая компонента смысла жизни. Другой вопрос, какое может быть удовольствия и только ли для себя. Ведь доставлять удовольст-вие другим – это тоже радость для себя, что говорит о неизоляционном образе жизни че-ловека.
Франк поднимает проблему человека и нацеливающая на достижение духовного единства всего человечества. В своем учении Франк говорит об истинной жизни и смысле жизни. "Истинная жизнь есть жизнь во всеобъемлющем единстве, неустанное служение абсолютному целому; мы впервые подлинно обретаем себя и свою жизнь, когда жертвуем собой и укрепляем существо в ином - в Боге, как первоисточнике всячеcкой жизни." [1]. Это означает, что живёт в Мире не как отдельно изолированное существо, а как часть Вселенной. Это утверждение схожее с коммунистической идеологией, говорящей о чело-веке, как винтике, и теряющем его индивидуальность. Конечно, в мире не может быть изолированных вещей, каждый объект воздействует на другой каким то образом, то ли силами взаимодействия (притяжения, к примеру), то ли силами психологических воздей-ствий и так далее… Но ведь этот винтик можно открутить от машины и прикрутить к дру-гой. Но винтик сам по себе не представляет никакой полезности сам для себя. Он себя может реализовать только в целом комплексе. Так и человек, один не до чего не добился бы сам, никакого технического прогресса не было бы. К тому же винтик стирается и его надо заменять другим. Франк видит создание человека в Боге как в первоисточнике жиз-ни. Бог, как тот инженер, создавший машину по винтикам. Сама по себе машина не созда-лась бы.
Но тем самым, по мнению Франка, мы связываем себя со всем живущем на Земле, и прежде всего - с нашими ближними и их судьбой: "Любовь есть основа человеческой жиз-ни, само ее существо." Здесь опять говорится о взаимодействии человека с другими, о его зависимости и влиянии на другие объекты. В машине работа каждой детали влияет на функционирование других. Выходя из строя одна, может и вывести другие. Человек с не-удачной судьбой может отравлять жизнь другим. Но другие могут остановить его от са-моубийства, когда он не видит дальнейшего смысла в жизни. В машине же плохая работа детали не может исправится другими, её нужно менять или ремонтировать мастеру. Вот чем принципиально отличается человечество от машины. Так правильно ли было утвер-ждение коммунистов о «винтике»? Этой фразой они убивали человека, как живое сущест-во с душой, что бы он не выделялся. Разве может деталь в машине осознавая, что работает не правильно восстать и реорганизоваться? Нет!
"Смысл жизни", пишет Франк - "в ее утвержденности в вечном, он осуществляется, когда в нас и вокруг нас проступает вечное начало. Лишь поскольку наша жизнь и наш труд соприкасается с вечным, живет в нём, проникается им, мы можем рассчитывать во-обще на достижение смысла жизни." При этом он выводит противоречие: "Чтобы сущест-венно изменить нашу жизнь и исправить ее, мы должны усовершенствовать ее сразу, как целое; а во времени она дана лишь по частям, и, живя во времени, мы живем лишь в ма-лом, переходящем ее отрывке." Здесь говорится о временном существовании человека на земле. Из за осознания этой ничтожности во времени у человека уменьшается интерес к жизни – «Зачем стараться что то делать – ведь не успею оглянуться, а жизнь пройдёт?!». При этом даже верующие люди забывают о том, что дальнейшая жизнь в другом мире за-висит от этой, временной. Но с другой стороны у человека идёт противоборство матери-альной наживы. Чаще, как раз, материальное становится первоглавенствующим перед ду-ховным. Настоящее время является главным перед будущим. Но как бы там не было бы, прошедшее и будущее времена влияют на настоящее, и в подтверждение можно приво-дить множество примеров. Основной фактор видения человека смысла жизни – это про-должение её в будущем.
Многие убеждены в том, что есть программа Бессмертия, и она диктует ритм жизни, давая видеть Главное и явное в своем сознании [3]. Бессмертие – это есть вторая компо-нента смысла жизни. Если же человек будет считать, что когда то скоро всё прервётся, то у него пропадает желание стремится к чему то. Но в повседневной жизни забываются та-кие проблемы и как бы наше настоящее растягивается в бесконечность (мнимое замедле-ние времени). Путь в Бессмертие - это цикл размышлений, где "Все" строится на Созида-нии. Это высокий масштаб "Опыта", где звучит все... Велик тот день, когда приходит смысл жизни... Бессмертие - это великая сила ума, где звучит Вечное и Бесконечное, как явное отношение к себе. Это есть подлинный смысл Бессмертия...
Сопоставим две компоненты смысла жизни. Первая – удовольствие, это временная, в настоящем времени, она укладывается на узком временном отрезке и поэтому не имеет большой ценности. Под ценностью будем понимать произведение плотности ценности (её качество) на объём. Объём ценности есть произведение времени на пространство. Таким образом это есть абстракция четырёхмерного мира. Запишем формулу: Ценность = Плот-ность Ц.*Время Ц.* Пространство Ц. При рассмотрении земного удовольствия второй множитель стремится к нулю, что и утрачивает величину Ценность. При бессмертии плотность ценности может быть и мала, но не стремится к нулю, и из-за стремлении Вре-мени ценности в бесконечность в пределе получаем величину, стремящуюся в бесконеч-ность. Так к чему же лучше стремится человеку? Как не странно, многие больше стремят-ся к первой компоненте. Но как можно сравнивать конечную и бесконечную величины? Здесь все вопросы должны быть сняты! «Не создавай себе богатства на земле, а создавай на небе»,– как пишется в Библии. Выбор остаётся за вами!
Обсуждения Смысл жизни
Проблема была в том, что, думая о смысле жизни, человек приходил к неверному выводу, что жизнь бессмыслена. Это происходило из-за того, что человек от природы не получает всего знания, нужного для понимания жини. Одно из этих знаний - про смысл жизни. Теперь всё нужное знание известно.
Вот ответ на вопрос о смысле жизни.
Смысл жизни в том, что наша жизнь нужна Богу.
Бог всемогущ только над нашим миром. В своём мире Бог не всемогущ, и ему что-то нужно.
А что Вы написали в тексте?
«Путь в Бессмертие - это цикл размышлений, где "Все" строится на Созидании. Это высокий масштаб "Опыта", где звучит все...» Что «Всё»? Вымышленные образы, или конструкция гайки? Кем строится, что при этом созидается? А если созидание закончено, что будет с Бессмертием? Для чего вообще Бессмертие?
«Бессмертие - это великая сила ума, где звучит Вечное и Бесконечное, как явное отношение к себе». Стало быть, Бессмертие с Вечным и Бесконечным – это блеф, это просто выдумка «великой силы ума».
Это же в каком уме может «зазвучать» парочка несуществующих, но модных абстракций, приложенных к «великой» силе этого ума?
Зачем Вы пишите то, что вызывает представление о Вас, как о неразумном человеке?
А чем Вам досадили «коммунисты», что Вы их постоянно ругаете? Ведь идея коммунизма основана на приоритете общественных интересов над личными. Она ничем не отличается от религиозных. Там также, как Вы правильно подметили, предлагается каждому больше думать о нечто более возвышенном, чем о своем личном благополучии - о ближних, о нуждающихся, о «Царстве Небесном». «Близится Царство Божие»! А это Царство по своему социальному устройству ничем не отличается от коммунизма.
А насчет человека-винтика, маленького человека, так коммунизм тут совсем ни при чем. Во- первых, в любом индустриальном обществе, капиталистическом или социалистическом, где всё взаимосвязано, действует принцип исполнительской дисциплины. Каждый на своем месте обязан выполнить договорные обязательства, иначе при капитализме он просто сдохнет, при социализме будет наказан. И во-вторых, в любом обществе была и есть возможность каждому, кто имеет талант руководителя, проявить на деле этот талант. Как впрочем, и любой другой талант. Похоже, Вы просто доверились всяким оголтелым заказным вралям из телевизора. А насчет «свободы личности», не следует под ней понимать свободу всяких психически больных мутантов. А общественно полезная талантливая личность ни в какой особенной свободе не нуждается, потому что в любом обществе имеется возможность для проявления способностей. Если, конечно, эта личность на самом деле талантлива и этот талант объективно полезен, а не по мнению этой самой личности, уверенной в своей гениальности и исключительности, требующей свободы для выливания своей дури на бедный народ. Должна быть и защита от такой свободы.
Зря Вы назвали статью «Смысл жизни». Она не говорит, что это такое. А надо бы не только определить его (смысл, а не ценность), но и показать, зачем он, как найти его. Нужна аргументация и логика. Попробуйте пойти по этому пути.