Определимся что такое философия боевых искусств, для этого для начала определим что есть боевые искусства, философия, и искусство вообще.
Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющей собой отражение действительности в художественных образах, один из способов эстетического освоения мира.
Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющей собой отражение действительности в художественных образах, один из способов эстетического освоения мира.
Специфика способов воспроизведения действительности художественных задач, а так же материальных средств создания художественного образа определяет особенности видов искусства. Так, в литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово, в живописи - через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира, в скульптуре - через пластические образы, объемно-пространственные формы, в графике - через линию рисунка, штрих, светотень, в музыке - через звукоинтонации, в театре и кино - через воплощение актерами действий героев и лежащих в их основе драматических конфликтов. Главной особенностью архитектуры и декоративно-прикладного искусства является единство в их произведениях утилитарных и эстетических принципов. Даже если принять за аксиому утилитарность боевого искусства, то сразу, просто вчитавшись в определение, отпадают вопросы о том, почему во многих его видах зрелищные, эстетически красивые техники преобладают над простыми и эффективными, но не зрелищными техниками. В боевом искусстве эстетическое воспроизведение мира осуществляется через бой, точнее через идеальный рисунок боя. Иногда в этом рисунке противник даже не присутствует физически, а только подразумевается, как в тао или ката.
Философия - то есть любовь к мудрости - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
Философия истории - область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием.
Философия науки - область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний.
Философия техники - совокупность различных течений, школ и концепций, рассматривающих гносеологические и мировоззренческий проблемы развития техники и научно-технического прогресса. Что такое техника, каковы социальные следствия этого феномена, как складываются отношения между человеком и машиной - таков круг проблем философии техники.
Таким образом по аналогии можем определить философию боевых исскуств следующим образом:
Философия боевых искусств - это с одной стороны мировоззрение, взгляд на мир и на место в нем адепта боевых искусств, а с другой - область философии, изучающая боевые искусства как специфическую сферу деятельности человека, рассматривающая гносеологические и мировоззренческий проблемы связанные с деятельностью адептов боевых искусств.
Гносеология, или теория познания, есть раздел философии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Критерием истинности знаний Мастера Боя можно принять бой. Но мы же говорим не о бое как способе выживания, а о боевых искусствах, то есть одном из способов эстетического освоения мира. Поэтому гносеологические проблемы в изучении боевых искусств стоят на важном месте.
Теперь попробуем определится с тем что же такое боевое исскуство. Очень подробно описал это Д. Медведев - приведу отрывок его статьи практически без изменений.
"Определение рукопашного боя найти гораздо легче, чем определение боевого искусства. Так, например, у Ознобишина: «Искусство рукопашного боя заключает в себе все способы и приемы индивидуальной самозащиты и нападения, основанные на практическом изучении и научном анализе реального боя и его обстановки».
"Рукопашный бой - это собственно схватка, техника, которая в этой схватке применяется и методика ее отработки. Попробуем обосновать это, выпуская, мысленно, одну из составляющих.
Бой - это первая составляющая рукопашного боя. Цель, с которой рукопашный бой создавался как нашими пращурами, так и китайскими, проста - бой, схватка. Как ни крути, а уничтожение себе подобного голыми руками, а также с помощью подручных средств, есть первая и наиважнейшая цель этого вида человеческой деятельности. Бой, не соревнования, а именно схватка без правил и судей - это цель рукопашного боя. Без него, как рукопашный бой, так и боевое искусство мгновенно вырождаются до уровня балета разной степени сложности наподобие китайского театра. Правда, актеры честнее многих инструкторов, и в театре никто и не уверяет, что его цель - боевое искусство. Зато у нас существует куча «боевых» школ, которые прекрасно обходятся без проверки своих навыков на практике. Объяснения бывают самые разные. Начиная от того, что их сверхсложную и эффективную технику могут применять только мастера, и, кончая тем, что «мы же вас просто убьем!» Ой, как страшно! Любопытно, что каждый стиль имеет свою, достаточно четкую картину того, как этот самый бой будет выглядеть. Эта картина постепенно закладывается в подсознание учеников. Так тхеквондоист «знает», что бой состоит из обмена пощечинами ногами на дальней дистанции, а дзюдоист представляет, что бой это обоюдный захват и бросок с удушающим приемом. Но, как бы ни различалась картина боя у разных стилей, повторим еще раз простую истину: без боя, схватки ни рукопашного боя, ни тем более боевого искусства нет.
То, что вторая составляющая рукопашного боя - это техника, особенно доказывать нет необходимости. Без техники мы получаем не бой, а драку. Можно даже сказать, что драка становится боем, когда в ней появляется логика техники. Естественный вопрос: драка одна-единственная, так откуда взялось столько техник? Драка-то одна, а вот способов ее выиграть достаточно много. Можно в нокаут послать, можно дыхание сбить. Кроме этого можно придушить или повредить сустав болевым приемом. Удержания, перебивания мышц (лоу-кик по бедру) и броски в список способов окончания боя не вошли. Лежать можно при удержании без особого вреда для здоровья, а с перебитой мышцей ноги вполне эффективно действовать в схватке, если силы духа и воли хватает (например, завалить противника, лишив его возможности двигаться и, таким образом, уровнять шансы). Упасть же на землю после броска при небольшом навыке падений не самое страшное, что может случиться. Прибавьте к этому то, насколько по-разному можно осуществить сами способы окончания боя, и техническое разнообразие стилей становится не только объяснимым, но и вполне закономерным. Кстати, попутно, мы получили и первое разделение на ударные и борцовские стили, но не по приемам, а по целям, которые они преследуют. Так, например, бросок может использоваться и в тех и в других системах. Однако, в борцовском стиле, бросок это средство для того, чтобы перейти к болевому или удушающему приему в партере, а в ударном стиле это способ продолжить атаку ударом из более выгодной позиции.
Третья составляющая рукопашного боя - методика преподавания. Без методики все сводится, так или иначе, к болтологии. Впрочем, как было сказано выше, совершенства можно искать в любом деле. Мастер болтологии - тоже достижение, в своем роде. Можно много говорить о секретных методиках, но, кажется, грамотно построенный алгоритм тренировки не изменился с древнейших времен до наших дней. В принципе, любой прием оттачивается последовательно в 4 этапа. Первый - отработка приема на воздухе, когда выставляется форма движения. Второй - оттачивание на макиваре, на лапе, на цели. Ученик, при этом начинает вкладывать в прием реальную силу. Третий этап - работа с партнером, когда уже предварительно отточенный прием учатся применять к боевой ситуации. Четвертый этап - работа с противником в свободном бою. Увы, пока боец не может применить прием с реальным противником, этот прием нельзя считать действительно отработанным до достаточного уровня. Стили боевого искусства, в этом плане, отличаются друг от друга только тем, что в разных школах одним или другим этапам придается большее или меньшее значение. Иногда некоторые уровни вообще выпускаются, как происходит в некоторых стилях ушу отечественной редакции, где десятки приемов отрабатываются на воздухе в виде тао, а потом их пытаются применить в бою. Естественно, если выпустить целых два этапа тренировки, удачное применение приема становится больше исключением, чем правилом. Сравните, для интереса, сколько приемов отрабатывают на тренировке боксеры, и сколько из них применяют в бою, и вопросы о правильной и неправильной методике обучения отпадут сами собой.
Итак, рукопашный бой состоит из боя, техники, которая в этом бою применяется и методики отработки этой техники. В принципе, каждая из этих составляющих достойна отдельного разговора, но подробно рассматривать эти вопросы в тему данной статьи не входит. Если боевое искусство относится к разряду искусства, то рукопашный бой, пожалуй, лежит ближе к ремеслу. Не стоит пренебрегать им на этом основании. Стать хорошим профессионалом в ремесле рукопашного боя это очень и очень много. Для этого нужно много лет сосредоточения и практики, умение работать с информацией и еще много такого… без чего не возможно стать профессионалом ни в одном виде человеческой деятельности. Увы, не став профессионалом, никто и никогда не станет мастером, сколько бы искр таланта в его душе не зажигалось. Путь к мастерству в искусстве лежит через ремесло. Итак, боевое искусство - это профессионализм рукопашного боя + личный талант, позволяющий поднять ремесло до уровня искусства.
Теперь, когда мы установили, что такое боевое искусство и рукопашный бой и примерно определили их места в общей структуре, попытаемся выдвинуть версию происхождения стилей боевого искусства. Возможно, что все начиналось с того, что у конкретного человека в определенный момент времени появилась новая, свежая мысль на тему боя, техники или методики. Не так уж и важно, каким путем были добыты эти истины: откровением, размышлением или более экзотическими способами. Важно, что новые мысли о бое, технике или методике пришли в чью-то голову. Начинать, в принципе, можно с любого из этих понятий. Так как боевое искусство вещь взаимосвязанная, новая техника, например, потянет за собой новые методы ее отработки и новое видение боя. Верно и обратное.
Далее проверяется, насколько эти самые истины интересны окружающим людям. Если в душе предложившего действительно присутствует нечто, указывающее на то, что кроме знаний и идеи он имеет и талант, у него есть определенный шанс, что к нему прислушаются. Возникает школа, где идея проходит первую проверку на практике, а наш герой начинает играть роль мастера-основателя. Со временем он отходит в мир иной, а ученики, рядами и колоннами, маршируют в указанном направлении, хором скандируя о появлении нового, самого эффективного стиля. Созданная мастером система продолжает по инерции двигаться дальше, пока импульс, заложенный в нее, не исчерпывает себя. Тогда движение останавливается и фиксируется в определенных более-менее узких рамках. Это стандартный путь большинства школ боевого искусства."
Вот в этом основной недостаток "новоделов" по отношению к классическим стилям. Мастера, их основавшие не имеют никакого понятия о бое, в котором целью является убить противника. Это не воины, Подобные основателям Дайто-рю - сыновьям принца Минамото Ёрийоши. Минамото Ёшийе (один из сыновей) был полностью разбит когда Ёшимицу, его брат, объединил с ним его силы и вместе они осадили замок Каназава, достигнуты успеха годом позже.
Эти два брата оставили после себя зловещую память, о их безжалостности и жестокости говорят не меньше, чем о их научных интересах к человеческой анатомии.
Они расчленяли тела мертвых врагов для того, чтобы изучать структуру мышц и связок, нервов и костей и применяли эти знания в фамильных техниках боя без оружия в котором Ёшимицу был признанным мастером. Но и классические стили имеют свои недостатки. Например, попытки игнорировать изменившийся мир и использование устаревших техник и психотехник.
Хочу сказать пару слов об бездумном использовании разного рода психотехник. Дело в том, что смысл психотехники в том, чтобы привести человека в определенное состоянии. Для примера проиллюстрируем это так: из точки А - обычного состояния в точку Б - измененное состояние ведет вектор АБ - некая психотехника. Но Если из точки В, отличной от точки А мы проведем тот же вектор АБ, мы никак не попадем в точку Б, к которой стремились. А дело в том, что состояние психики и миропонимание современного человека и, к примеру, средневекового китайского крестьянина очень сильно различаются. Приведу высказывание современного мастера Дзен - "в средневековом Китае, для человека, полностью связанному ритуалами и жесткими правилами поведения - дзен заключался в том, что чтобы отрицать правила и ритуал, в современном мире дзэн - в строгом следовании ритуалу."
Рисунок боя, вытекающий из той или иной философии, может отличатся от рисунка боя, последователя иного философского направления столь же сильно, насколько могут отличаться и их философские и этические системы. Но и для последователи одной и той же философии могут иметь различные рисунки боя - если они используют разные техники или разные цели боя.
Я знал одного чела, рисунок боя которого состоял из чистого непротивления - упал и закрыл голову руками. Били его на удивление редко - не интересно. Такие техники и преподают как правило спецы по безопасности. Конфликт целей, конфликт интересов. Переговоры, как и любая попытка решить конфликт используют те же тактические приемы. Возможность перевести конфликт в бескровное русло подразумевает детальное рассмотрение целей сторон и приведение их к общему знаменателю. Как правило глобальные цели не противоречат друг другу абсолютно и всегда можно найти компромисс, удовлетворяющий обе стороны. Отдайте им деньги и, возможно, останетесь целы - вновь советуют нам спецы по безопасность. А еще лучше просто не оказывайтесь в ненужном месте в ненужное время. Правда с этим последним советом скорее всего согласятся большинство адептов боевых искусств, только они станут утверждать что просто не могут оказаться не в том месте и не в то время, но не смогут рационально объяснить это заявление.
Боевые искусства состоят из боя, техник и методики подготовки к бою. Как правило в этих методиках и прячутся пресловутые секреты боевых искусств. Секретные техники - не совсем правда.
Методики подготовки к бою состоят из методик физической, технической, психологической подготовки, методика тренировочного процесса состоит из методики сочетания этих трех методик.
Что такое бой - это попытка одновременной реализации двух или более одинаковых или различных идеальных рисунков боя, в каждом из которых каждая из сторон преследует свои цели.
Рисунок боя состоит из техники, тактики и цели боя (стратегии). Принятия боя на выгодных для тебя условиях, времени и месте или победа без боя - оперативное искусство.
Цели боя - победа, свести к минимуму преимущества противника, убежать, оторваться от преследования, прорваться сквозь противников к дальнейшей цели, показать свои возможности.
Правда всегда одна, но ее отражений всегда столько, сколько сторон ее рассматривают. Каждый понимает ситуацию по-своему, преследует свои цели, от глобальных, до сиюминутных, и пользуется (считает возможность пользоваться) определенными средствами для достижения этих целей.
Намазать пальцы перед боем бенгеем, чтобы ткнуть ими противника в глаза -не спортивно, но очень эффективно.
Для достижения своих целей в первую очередь нужно не дать противнику реализовать свой рисунок боя, не дать ему достигнуть его цели, не дать ему возможность применять его техники.
Именно каждый из рисунков и каждая из сторон преследует свои цели. То есть если у нас есть рисунок боя, но мы в нем представляем (иногда ошибочно) цели противника(ов) и технику, которую он будет использовать для ее достижения.
Как пример: полицейский схватив хулигана ожидает, что тот будет вырываться, но наврядли будет готов к удару в пах. То есть правильно представляет цели противника но не готов противостоять конкретным техникам.
Беда большинства боевых искусств тот самый рисунок боя, стереотипы, которые при встрече с противником не занимающимся в вашей секции могут привести к ошибкам. Тренировочные спарринги - это спарринги с противником, владеющим в той или иной степени теми же техниками, той же психологической подготовкой и преследующего ту же цель - как правило оговоренную в условиях спарринга, но в любом случае не стремящегося вас покалечить. Так рандори в айкидо никак нельзя назвать спаррингом, в нем нет конфликта целей, нет цели не дать противнику продемонстрировать его технику, скорее наоборот, идет подлаживание и помощь партнеру. Противник не пытается вырвать захваченную руку или ударить вас в локоть держащей его руки, освобождение от захвата проводится один раз и Уке уже не думает, что Тори тоже умеет освобождаться от захватов. Конечно, травмоопасность техник айкидо вынуждает к мягкой работе, но вредно влияет на возможности реализовать техники против физически сильного и умеющего противостоять таким техникам противника.
"Следует различать бой до победы и самозащиту. Для самозащиты нет необходимости одерживать чистую победу над противником, достаточно просто не дать причинить себе вред, сбив агрессию противника. В связи с этим для самозащиты имеет смысл использовать несколько иной набор техник.
Данный набор приемов самозащиты позволяет, не применяя особых усилий, нейтрализовать атаку противника, но НЕ ГАРАНТИРУЕТ победу над ним. Эти приёмы хорошо работают в том случае, если уровень техники противника существенно ниже, чем защищающегося, либо когда противник не особо ожидает сопротивления. Применять подобные приёмы против серьёзного противника и во время соревнований не имеет особого смысла." - в этом отрывке идет речь о техниках, применяемых в айкидо.
Это один из крайних случаев, но не лучше и те стереотипы, которые "вбивают" в нас другие школы боевых искусств.
Два моих друга - один боксер, другой дзюдоист, добились неплохих результатов в своих видах, но их спарринг выглядел очень смешно. Сначала боксер танцевал вокруг стоящего с растопыренными руками дзюдоиста и осыпал его ударами, как грушу, а потом, когда дзюдоисту удавалось схватить боксера, тот уже оказывал сопротивления не больше, чем борцовский мешок, летая туда, куда бросал его дзюдоист. И это даже не в первый или десятый их "бой", но все время, сколько это продолжалось. Прогресс боксера выражался в том, что он дольше ускользал от захватов, дзюдоист же научился прорываться к боксеру сквозь град ударов и стал захватывать руки боксера. Тоже, конечно прогресс. Не берусь судить чем бы кончился бой любого из них с отморозком, целью боя которого является покалечить или убить противника.
То же мы можем наблюдать и на аренах боев различных федераций, в которых участвуют бойцы разных направлений. Об ограничениях "боев без правил" тоже написано достаточно много. Как и о том, насколько ограничен ударник в своих техниках на этих аренах по сравнению с борцом. В любом случае стереотипы, выработанные в тренировочных спаррингах мешают в реальном бою.
Начнем с конца: вы скорее всего обозначите добивание, вместо того, чтобы добить противника. Или положив противника на лопатки не будете знать, что с ним делать дальше. Или прервете проведение болевого приема, когда он постучит вам по плечу. Болевые вообще требуют отдельного разговора. Поверьте, их не так легко привести к логичному завершению - то есть к вывиху или перелому. Как средство контроля противника они, безусловно, хороши, но как средство закончить схватку...
Не помню, где я вычитал эту историю, так что приведу ее здесь без указания источников в своем пересказе.
Хулиган рассказывает о своей драке с дзюдоистом. "Дал ему по голове - а ему хоть бы что - схватил меня и выкрутил руку. Я ору "ой больно! Отпусти!" - Он отпустил - "Ты чего орешь как баба?" - спрашивает - я его опять по голове - он меня опять схватил. Заорал он и отпустил. Я его опять ударил. Он снова руку выкрутил - кричу "отпусти" - опять отпустил. Я Еще раз ударил. Здоровый мужик попался - всю руку о него отбил пока вырубил... "
Но вернемся к философии боевых исскусств.
Мировоззрение адепта боевых исскусств, естественно основывается на той философской системе, которой придерживался основатель школы, его учителя и окружающие его люди. Так в качестве "строительного материала" для создания собственно философии боевого искусства использовались и Дзен, и даосизм, христианская мистика и марксистско-ленинская философия. Но в результате от первоначальной философии остается терминология и методология, а взгляд на мир и на место в нем адепта боевых искусств зависит а первую очередь от рисунка боя и понимания (или не понимания) того что в повседневной жизни, при общении с другими людьми он в большей или меньшей мере пользуется той же тактикой и стратегией что и в бою. Следует оговориться, что в данном случае под адептом боевых искусств я подразумеваю не того, кто время от времени присутствует в зале, пусть и много лет, но того кто действительно посвятил себя служению этому Искусству. Хотя подвижки в мировоззрении начинают происходить у людей гораздо раньше, чем они становятся фанатами, но только у тех которые фанатами становятся.
Рисунок боя и есть основа мировоззрения адепта того или иного вида боевых искусств. И чем меньше в том или ином виде эстетических и философских элементов, чем более утилитарным он является. Тем беднее мировоззрение его адепта. Опять же на крайних полюсах этого конфликта мы видим с одной стороны айкидо - с его утверждением, что врага и противника нет в принципе и человек должен стремится к гармонии со Вселенной и любое действие должно быть направлено лишь на поддержание этой гармонии, а с другой стороны коротенький набор рецептов с рефреном "Убей или умри", которые подчас выдаются за "самый эффективный способ самообороны". Самый эффективный способ самообороны - быстро бегать. Да и самый надежный к тому же. Хотя выражение "Пуля догонит" может подвергнуть сомнение мое утверждение, но с другой стороны еще ни один адепт "железной рубашки" не смог остановить пулю лбом. Хотя многие пытались. Кому интересно - пусть обратится к истории "боксерского восстания" в Китае и роли в нем мастеров боевых искусств.
Если мы уже обратились к истории, то стоит вспомнить и о другой стороне философии боевых искусств - точнее о боевом искусстве, как практическом приложении той или иной философии - даже не знаю как описывать это явление - как ответвления различных философско-этических и религиозных течений или как ответвления направлений боевых искусств. Ведь зачастую только так и происходило сохранение и передача Знания - в форме религии. Изучая философию и изучая военную тактику мы всегда обращаемся к одним и тем же периодам истории - Греция, Рим, Китай или мусульманский Восток - все они известны не только своими философскими учениями, но и победами своего оружия. Монахи-воины Шаолиня, асассины, монахи рыцарских орденов - все они были проводниками своих религиозных и философских взглядов, силой, которая несла и распространяла их идеи по странам и континентам. Ни одна философская система не могла распространятся не имея за собой силы своих воинов. Не имея людей, готовых отдать жизнь за свои убеждения. Пусть даже их рисунок боя - полное непротивление.
И напоследок еще процитирую Ю.Ю. Сенчукова: "Суть боевых систем не в их национальной принадлежности, а в эффективности их психологического тренинга как искусства жить среди людей, жить без напряжения, но в постоянной готовности к контролю над любой ситуацией.
....
Боевое искусство - не более чем один из способов войти в единую систему практического знания о мире. Таким же входом для кого-то является акупунктура, массаж, экстрасенсорика (т.е. цигун), астрология, - как и физика, и математика, и поэзия. Мы привыкли видеть в них совершенно разные вещи и изучаем их раздельно, тратя на это огромное количество времени, которое потом уже никто не сможет нам вернуть."
А что есть "единая система ... знания о мире" - как не философская система???
Философия - то есть любовь к мудрости - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
Философия истории - область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием.
Философия науки - область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний.
Философия техники - совокупность различных течений, школ и концепций, рассматривающих гносеологические и мировоззренческий проблемы развития техники и научно-технического прогресса. Что такое техника, каковы социальные следствия этого феномена, как складываются отношения между человеком и машиной - таков круг проблем философии техники.
Таким образом по аналогии можем определить философию боевых исскуств следующим образом:
Философия боевых искусств - это с одной стороны мировоззрение, взгляд на мир и на место в нем адепта боевых искусств, а с другой - область философии, изучающая боевые искусства как специфическую сферу деятельности человека, рассматривающая гносеологические и мировоззренческий проблемы связанные с деятельностью адептов боевых искусств.
Гносеология, или теория познания, есть раздел философии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Критерием истинности знаний Мастера Боя можно принять бой. Но мы же говорим не о бое как способе выживания, а о боевых искусствах, то есть одном из способов эстетического освоения мира. Поэтому гносеологические проблемы в изучении боевых искусств стоят на важном месте.
Теперь попробуем определится с тем что же такое боевое исскуство. Очень подробно описал это Д. Медведев - приведу отрывок его статьи практически без изменений.
"Определение рукопашного боя найти гораздо легче, чем определение боевого искусства. Так, например, у Ознобишина: «Искусство рукопашного боя заключает в себе все способы и приемы индивидуальной самозащиты и нападения, основанные на практическом изучении и научном анализе реального боя и его обстановки».
"Рукопашный бой - это собственно схватка, техника, которая в этой схватке применяется и методика ее отработки. Попробуем обосновать это, выпуская, мысленно, одну из составляющих.
Бой - это первая составляющая рукопашного боя. Цель, с которой рукопашный бой создавался как нашими пращурами, так и китайскими, проста - бой, схватка. Как ни крути, а уничтожение себе подобного голыми руками, а также с помощью подручных средств, есть первая и наиважнейшая цель этого вида человеческой деятельности. Бой, не соревнования, а именно схватка без правил и судей - это цель рукопашного боя. Без него, как рукопашный бой, так и боевое искусство мгновенно вырождаются до уровня балета разной степени сложности наподобие китайского театра. Правда, актеры честнее многих инструкторов, и в театре никто и не уверяет, что его цель - боевое искусство. Зато у нас существует куча «боевых» школ, которые прекрасно обходятся без проверки своих навыков на практике. Объяснения бывают самые разные. Начиная от того, что их сверхсложную и эффективную технику могут применять только мастера, и, кончая тем, что «мы же вас просто убьем!» Ой, как страшно! Любопытно, что каждый стиль имеет свою, достаточно четкую картину того, как этот самый бой будет выглядеть. Эта картина постепенно закладывается в подсознание учеников. Так тхеквондоист «знает», что бой состоит из обмена пощечинами ногами на дальней дистанции, а дзюдоист представляет, что бой это обоюдный захват и бросок с удушающим приемом. Но, как бы ни различалась картина боя у разных стилей, повторим еще раз простую истину: без боя, схватки ни рукопашного боя, ни тем более боевого искусства нет.
То, что вторая составляющая рукопашного боя - это техника, особенно доказывать нет необходимости. Без техники мы получаем не бой, а драку. Можно даже сказать, что драка становится боем, когда в ней появляется логика техники. Естественный вопрос: драка одна-единственная, так откуда взялось столько техник? Драка-то одна, а вот способов ее выиграть достаточно много. Можно в нокаут послать, можно дыхание сбить. Кроме этого можно придушить или повредить сустав болевым приемом. Удержания, перебивания мышц (лоу-кик по бедру) и броски в список способов окончания боя не вошли. Лежать можно при удержании без особого вреда для здоровья, а с перебитой мышцей ноги вполне эффективно действовать в схватке, если силы духа и воли хватает (например, завалить противника, лишив его возможности двигаться и, таким образом, уровнять шансы). Упасть же на землю после броска при небольшом навыке падений не самое страшное, что может случиться. Прибавьте к этому то, насколько по-разному можно осуществить сами способы окончания боя, и техническое разнообразие стилей становится не только объяснимым, но и вполне закономерным. Кстати, попутно, мы получили и первое разделение на ударные и борцовские стили, но не по приемам, а по целям, которые они преследуют. Так, например, бросок может использоваться и в тех и в других системах. Однако, в борцовском стиле, бросок это средство для того, чтобы перейти к болевому или удушающему приему в партере, а в ударном стиле это способ продолжить атаку ударом из более выгодной позиции.
Третья составляющая рукопашного боя - методика преподавания. Без методики все сводится, так или иначе, к болтологии. Впрочем, как было сказано выше, совершенства можно искать в любом деле. Мастер болтологии - тоже достижение, в своем роде. Можно много говорить о секретных методиках, но, кажется, грамотно построенный алгоритм тренировки не изменился с древнейших времен до наших дней. В принципе, любой прием оттачивается последовательно в 4 этапа. Первый - отработка приема на воздухе, когда выставляется форма движения. Второй - оттачивание на макиваре, на лапе, на цели. Ученик, при этом начинает вкладывать в прием реальную силу. Третий этап - работа с партнером, когда уже предварительно отточенный прием учатся применять к боевой ситуации. Четвертый этап - работа с противником в свободном бою. Увы, пока боец не может применить прием с реальным противником, этот прием нельзя считать действительно отработанным до достаточного уровня. Стили боевого искусства, в этом плане, отличаются друг от друга только тем, что в разных школах одним или другим этапам придается большее или меньшее значение. Иногда некоторые уровни вообще выпускаются, как происходит в некоторых стилях ушу отечественной редакции, где десятки приемов отрабатываются на воздухе в виде тао, а потом их пытаются применить в бою. Естественно, если выпустить целых два этапа тренировки, удачное применение приема становится больше исключением, чем правилом. Сравните, для интереса, сколько приемов отрабатывают на тренировке боксеры, и сколько из них применяют в бою, и вопросы о правильной и неправильной методике обучения отпадут сами собой.
Итак, рукопашный бой состоит из боя, техники, которая в этом бою применяется и методики отработки этой техники. В принципе, каждая из этих составляющих достойна отдельного разговора, но подробно рассматривать эти вопросы в тему данной статьи не входит. Если боевое искусство относится к разряду искусства, то рукопашный бой, пожалуй, лежит ближе к ремеслу. Не стоит пренебрегать им на этом основании. Стать хорошим профессионалом в ремесле рукопашного боя это очень и очень много. Для этого нужно много лет сосредоточения и практики, умение работать с информацией и еще много такого… без чего не возможно стать профессионалом ни в одном виде человеческой деятельности. Увы, не став профессионалом, никто и никогда не станет мастером, сколько бы искр таланта в его душе не зажигалось. Путь к мастерству в искусстве лежит через ремесло. Итак, боевое искусство - это профессионализм рукопашного боя + личный талант, позволяющий поднять ремесло до уровня искусства.
Теперь, когда мы установили, что такое боевое искусство и рукопашный бой и примерно определили их места в общей структуре, попытаемся выдвинуть версию происхождения стилей боевого искусства. Возможно, что все начиналось с того, что у конкретного человека в определенный момент времени появилась новая, свежая мысль на тему боя, техники или методики. Не так уж и важно, каким путем были добыты эти истины: откровением, размышлением или более экзотическими способами. Важно, что новые мысли о бое, технике или методике пришли в чью-то голову. Начинать, в принципе, можно с любого из этих понятий. Так как боевое искусство вещь взаимосвязанная, новая техника, например, потянет за собой новые методы ее отработки и новое видение боя. Верно и обратное.
Далее проверяется, насколько эти самые истины интересны окружающим людям. Если в душе предложившего действительно присутствует нечто, указывающее на то, что кроме знаний и идеи он имеет и талант, у него есть определенный шанс, что к нему прислушаются. Возникает школа, где идея проходит первую проверку на практике, а наш герой начинает играть роль мастера-основателя. Со временем он отходит в мир иной, а ученики, рядами и колоннами, маршируют в указанном направлении, хором скандируя о появлении нового, самого эффективного стиля. Созданная мастером система продолжает по инерции двигаться дальше, пока импульс, заложенный в нее, не исчерпывает себя. Тогда движение останавливается и фиксируется в определенных более-менее узких рамках. Это стандартный путь большинства школ боевого искусства."
Вот в этом основной недостаток "новоделов" по отношению к классическим стилям. Мастера, их основавшие не имеют никакого понятия о бое, в котором целью является убить противника. Это не воины, Подобные основателям Дайто-рю - сыновьям принца Минамото Ёрийоши. Минамото Ёшийе (один из сыновей) был полностью разбит когда Ёшимицу, его брат, объединил с ним его силы и вместе они осадили замок Каназава, достигнуты успеха годом позже.
Эти два брата оставили после себя зловещую память, о их безжалостности и жестокости говорят не меньше, чем о их научных интересах к человеческой анатомии.
Они расчленяли тела мертвых врагов для того, чтобы изучать структуру мышц и связок, нервов и костей и применяли эти знания в фамильных техниках боя без оружия в котором Ёшимицу был признанным мастером. Но и классические стили имеют свои недостатки. Например, попытки игнорировать изменившийся мир и использование устаревших техник и психотехник.
Хочу сказать пару слов об бездумном использовании разного рода психотехник. Дело в том, что смысл психотехники в том, чтобы привести человека в определенное состоянии. Для примера проиллюстрируем это так: из точки А - обычного состояния в точку Б - измененное состояние ведет вектор АБ - некая психотехника. Но Если из точки В, отличной от точки А мы проведем тот же вектор АБ, мы никак не попадем в точку Б, к которой стремились. А дело в том, что состояние психики и миропонимание современного человека и, к примеру, средневекового китайского крестьянина очень сильно различаются. Приведу высказывание современного мастера Дзен - "в средневековом Китае, для человека, полностью связанному ритуалами и жесткими правилами поведения - дзен заключался в том, что чтобы отрицать правила и ритуал, в современном мире дзэн - в строгом следовании ритуалу."
Рисунок боя, вытекающий из той или иной философии, может отличатся от рисунка боя, последователя иного философского направления столь же сильно, насколько могут отличаться и их философские и этические системы. Но и для последователи одной и той же философии могут иметь различные рисунки боя - если они используют разные техники или разные цели боя.
Я знал одного чела, рисунок боя которого состоял из чистого непротивления - упал и закрыл голову руками. Били его на удивление редко - не интересно. Такие техники и преподают как правило спецы по безопасности. Конфликт целей, конфликт интересов. Переговоры, как и любая попытка решить конфликт используют те же тактические приемы. Возможность перевести конфликт в бескровное русло подразумевает детальное рассмотрение целей сторон и приведение их к общему знаменателю. Как правило глобальные цели не противоречат друг другу абсолютно и всегда можно найти компромисс, удовлетворяющий обе стороны. Отдайте им деньги и, возможно, останетесь целы - вновь советуют нам спецы по безопасность. А еще лучше просто не оказывайтесь в ненужном месте в ненужное время. Правда с этим последним советом скорее всего согласятся большинство адептов боевых искусств, только они станут утверждать что просто не могут оказаться не в том месте и не в то время, но не смогут рационально объяснить это заявление.
Боевые искусства состоят из боя, техник и методики подготовки к бою. Как правило в этих методиках и прячутся пресловутые секреты боевых искусств. Секретные техники - не совсем правда.
Методики подготовки к бою состоят из методик физической, технической, психологической подготовки, методика тренировочного процесса состоит из методики сочетания этих трех методик.
Что такое бой - это попытка одновременной реализации двух или более одинаковых или различных идеальных рисунков боя, в каждом из которых каждая из сторон преследует свои цели.
Рисунок боя состоит из техники, тактики и цели боя (стратегии). Принятия боя на выгодных для тебя условиях, времени и месте или победа без боя - оперативное искусство.
Цели боя - победа, свести к минимуму преимущества противника, убежать, оторваться от преследования, прорваться сквозь противников к дальнейшей цели, показать свои возможности.
Правда всегда одна, но ее отражений всегда столько, сколько сторон ее рассматривают. Каждый понимает ситуацию по-своему, преследует свои цели, от глобальных, до сиюминутных, и пользуется (считает возможность пользоваться) определенными средствами для достижения этих целей.
Намазать пальцы перед боем бенгеем, чтобы ткнуть ими противника в глаза -не спортивно, но очень эффективно.
Для достижения своих целей в первую очередь нужно не дать противнику реализовать свой рисунок боя, не дать ему достигнуть его цели, не дать ему возможность применять его техники.
Именно каждый из рисунков и каждая из сторон преследует свои цели. То есть если у нас есть рисунок боя, но мы в нем представляем (иногда ошибочно) цели противника(ов) и технику, которую он будет использовать для ее достижения.
Как пример: полицейский схватив хулигана ожидает, что тот будет вырываться, но наврядли будет готов к удару в пах. То есть правильно представляет цели противника но не готов противостоять конкретным техникам.
Беда большинства боевых искусств тот самый рисунок боя, стереотипы, которые при встрече с противником не занимающимся в вашей секции могут привести к ошибкам. Тренировочные спарринги - это спарринги с противником, владеющим в той или иной степени теми же техниками, той же психологической подготовкой и преследующего ту же цель - как правило оговоренную в условиях спарринга, но в любом случае не стремящегося вас покалечить. Так рандори в айкидо никак нельзя назвать спаррингом, в нем нет конфликта целей, нет цели не дать противнику продемонстрировать его технику, скорее наоборот, идет подлаживание и помощь партнеру. Противник не пытается вырвать захваченную руку или ударить вас в локоть держащей его руки, освобождение от захвата проводится один раз и Уке уже не думает, что Тори тоже умеет освобождаться от захватов. Конечно, травмоопасность техник айкидо вынуждает к мягкой работе, но вредно влияет на возможности реализовать техники против физически сильного и умеющего противостоять таким техникам противника.
"Следует различать бой до победы и самозащиту. Для самозащиты нет необходимости одерживать чистую победу над противником, достаточно просто не дать причинить себе вред, сбив агрессию противника. В связи с этим для самозащиты имеет смысл использовать несколько иной набор техник.
Данный набор приемов самозащиты позволяет, не применяя особых усилий, нейтрализовать атаку противника, но НЕ ГАРАНТИРУЕТ победу над ним. Эти приёмы хорошо работают в том случае, если уровень техники противника существенно ниже, чем защищающегося, либо когда противник не особо ожидает сопротивления. Применять подобные приёмы против серьёзного противника и во время соревнований не имеет особого смысла." - в этом отрывке идет речь о техниках, применяемых в айкидо.
Это один из крайних случаев, но не лучше и те стереотипы, которые "вбивают" в нас другие школы боевых искусств.
Два моих друга - один боксер, другой дзюдоист, добились неплохих результатов в своих видах, но их спарринг выглядел очень смешно. Сначала боксер танцевал вокруг стоящего с растопыренными руками дзюдоиста и осыпал его ударами, как грушу, а потом, когда дзюдоисту удавалось схватить боксера, тот уже оказывал сопротивления не больше, чем борцовский мешок, летая туда, куда бросал его дзюдоист. И это даже не в первый или десятый их "бой", но все время, сколько это продолжалось. Прогресс боксера выражался в том, что он дольше ускользал от захватов, дзюдоист же научился прорываться к боксеру сквозь град ударов и стал захватывать руки боксера. Тоже, конечно прогресс. Не берусь судить чем бы кончился бой любого из них с отморозком, целью боя которого является покалечить или убить противника.
То же мы можем наблюдать и на аренах боев различных федераций, в которых участвуют бойцы разных направлений. Об ограничениях "боев без правил" тоже написано достаточно много. Как и о том, насколько ограничен ударник в своих техниках на этих аренах по сравнению с борцом. В любом случае стереотипы, выработанные в тренировочных спаррингах мешают в реальном бою.
Начнем с конца: вы скорее всего обозначите добивание, вместо того, чтобы добить противника. Или положив противника на лопатки не будете знать, что с ним делать дальше. Или прервете проведение болевого приема, когда он постучит вам по плечу. Болевые вообще требуют отдельного разговора. Поверьте, их не так легко привести к логичному завершению - то есть к вывиху или перелому. Как средство контроля противника они, безусловно, хороши, но как средство закончить схватку...
Не помню, где я вычитал эту историю, так что приведу ее здесь без указания источников в своем пересказе.
Хулиган рассказывает о своей драке с дзюдоистом. "Дал ему по голове - а ему хоть бы что - схватил меня и выкрутил руку. Я ору "ой больно! Отпусти!" - Он отпустил - "Ты чего орешь как баба?" - спрашивает - я его опять по голове - он меня опять схватил. Заорал он и отпустил. Я его опять ударил. Он снова руку выкрутил - кричу "отпусти" - опять отпустил. Я Еще раз ударил. Здоровый мужик попался - всю руку о него отбил пока вырубил... "
Но вернемся к философии боевых исскусств.
Мировоззрение адепта боевых исскусств, естественно основывается на той философской системе, которой придерживался основатель школы, его учителя и окружающие его люди. Так в качестве "строительного материала" для создания собственно философии боевого искусства использовались и Дзен, и даосизм, христианская мистика и марксистско-ленинская философия. Но в результате от первоначальной философии остается терминология и методология, а взгляд на мир и на место в нем адепта боевых искусств зависит а первую очередь от рисунка боя и понимания (или не понимания) того что в повседневной жизни, при общении с другими людьми он в большей или меньшей мере пользуется той же тактикой и стратегией что и в бою. Следует оговориться, что в данном случае под адептом боевых искусств я подразумеваю не того, кто время от времени присутствует в зале, пусть и много лет, но того кто действительно посвятил себя служению этому Искусству. Хотя подвижки в мировоззрении начинают происходить у людей гораздо раньше, чем они становятся фанатами, но только у тех которые фанатами становятся.
Рисунок боя и есть основа мировоззрения адепта того или иного вида боевых искусств. И чем меньше в том или ином виде эстетических и философских элементов, чем более утилитарным он является. Тем беднее мировоззрение его адепта. Опять же на крайних полюсах этого конфликта мы видим с одной стороны айкидо - с его утверждением, что врага и противника нет в принципе и человек должен стремится к гармонии со Вселенной и любое действие должно быть направлено лишь на поддержание этой гармонии, а с другой стороны коротенький набор рецептов с рефреном "Убей или умри", которые подчас выдаются за "самый эффективный способ самообороны". Самый эффективный способ самообороны - быстро бегать. Да и самый надежный к тому же. Хотя выражение "Пуля догонит" может подвергнуть сомнение мое утверждение, но с другой стороны еще ни один адепт "железной рубашки" не смог остановить пулю лбом. Хотя многие пытались. Кому интересно - пусть обратится к истории "боксерского восстания" в Китае и роли в нем мастеров боевых искусств.
Если мы уже обратились к истории, то стоит вспомнить и о другой стороне философии боевых искусств - точнее о боевом искусстве, как практическом приложении той или иной философии - даже не знаю как описывать это явление - как ответвления различных философско-этических и религиозных течений или как ответвления направлений боевых искусств. Ведь зачастую только так и происходило сохранение и передача Знания - в форме религии. Изучая философию и изучая военную тактику мы всегда обращаемся к одним и тем же периодам истории - Греция, Рим, Китай или мусульманский Восток - все они известны не только своими философскими учениями, но и победами своего оружия. Монахи-воины Шаолиня, асассины, монахи рыцарских орденов - все они были проводниками своих религиозных и философских взглядов, силой, которая несла и распространяла их идеи по странам и континентам. Ни одна философская система не могла распространятся не имея за собой силы своих воинов. Не имея людей, готовых отдать жизнь за свои убеждения. Пусть даже их рисунок боя - полное непротивление.
И напоследок еще процитирую Ю.Ю. Сенчукова: "Суть боевых систем не в их национальной принадлежности, а в эффективности их психологического тренинга как искусства жить среди людей, жить без напряжения, но в постоянной готовности к контролю над любой ситуацией.
....
Боевое искусство - не более чем один из способов войти в единую систему практического знания о мире. Таким же входом для кого-то является акупунктура, массаж, экстрасенсорика (т.е. цигун), астрология, - как и физика, и математика, и поэзия. Мы привыкли видеть в них совершенно разные вещи и изучаем их раздельно, тратя на это огромное количество времени, которое потом уже никто не сможет нам вернуть."
А что есть "единая система ... знания о мире" - как не философская система???
Обсуждения Философия боевых искусств