Почему в России нет памятников Ивану Грозному?

В Интернете сейчас активно обсуждают тему о памятниках и мемориальных досках, которые устанавливаются какими-то отдельными инициаторами-общественниками в разных городах России. И тут же появляются противники указанных памятных инициатив, которые приводят разные возражения к установке памятных «новоделов».
Почему в России нет памятников Ивану Грозному?
Например, памятник царю-реформатору Ивану IV (Грозному), который, по информации из СМИ, собираются поставить в Орловской области. Ведь этот царь пролил столько крови, что даже последующие правители не решились поставить ему памятник — так аргументируют противники этой затеи, указывая на то, что в России нет ни одного памятника царю-тирану… Другие отмечают, что другому российскому реформатору, Петру I, пролившему крови даже больше Ивана Грозного, памятник поставили.

Политологи предлагают решать вопросы о создании памятных мемориалов, касающихся российских государственных и политических деятелей, на федеральном уровне, после длительного обсуждения о необходимости установки памятных знаков политиками и историками. Упоминая о том, что есть две церкви, поставленные в честь царя-тирана, и достаточно. Это церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана Грозного, и собор Василия Блаженного в Москве, воздвигнутый по приказу царя в честь победы над Казанским ханством.

Я согласен с тем, что вопросы установки памятников руководителям государства и политическим деятелям должны решаться только на федеральном уровне. Не «по чину» простым обывателям самостоятельно решать вопросы, связанные с государственным управлением, когда существует соответствующая процедура для этого. Почему же Петру I поставили памятник, а Ивану Грозному — нет? Этому тоже есть логическое объяснение, конкретное и объективное.

Хотим мы признавать или нет, но существует такой факт, что до ХХ века Россия была страной христианской (Святая Русь), когда Москва была «Третьим Римом», где церковь играла заметную роль в управлении государством. При Иване Грозном этот паритет изменился. Противостояние Ивана Грозного и религиозных иерархов началось с того момента, когда царь приказал собирать подать с монастырей и других религиозных учреждений, отстранив главу церкви от управления государством.

Полный же разрыв взаимоотношений царя Ивана IV и Русской Православной Церкови произошел после того, как Малютой Скуратовым по приказу Ивана Грозного был убит митрополит Московский и всея Руси Филипп II (в миру Фёдор Колычёв). Есть мнение, что в отрочестве царь и митрополит были друзьями и до избрания по протекции Ивана Грозного на московскую кафедру Фёдор Колычев был игуменом Соловецкого монастыря.

Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и противодействия этой политике решением церковного собора, при активном участии царя, митрополит Филипп II был лишен сана и отправлен в ссылку в Тверской монастырь, где Малюта Скуратов его и убил. Впоследствии митрополит Филипп II был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. В 1652 году, при царе Алексее Михайловиче, по инициативе патриарха Никона мощи Филиппа II были перенесены в Москву.

Главным же преступлением царя, по мнению церкви, является создание в Александровской слободе светского монастыря (собственной секты Ивана Грозного), в котором сам Иван IV принял звание игумена. Царь назначил князя Афанасия Вяземского келарем, Малюту Скуратова назначили пономарем, а остальные опричники в количестве 300 человек носили название монашеской братии. Повседневная одежда царя и опричной братии была скрыта под черными рясами, а их головы покрыты были монашескими скуфейками, подбитыми козьим мехом.

С древних времен на Руси сложилось так, что государь российский должен состоять в православной вере, подчиняясь религиозным канонам и соблюдая идеологию «Москва — Третий Рим». Это мы наблюдаем, когда все иностранные императрицы до венчания с русским царем, будучи невестой, принимали православие. И монастырская власяница Ивана Грозного вконец развела его с представителями религиозного руководства в стране. А такого противостояния на «Святой Руси» не должно быть.

Для понимания этой ситуации можно привести и такой пример, когда русского писателя, графа Льва Николаевича Толстого, за создание собственного религиозного учения (толстовство) церковь публично предала анафеме. Проклинать же анафемой законного царя, «помазанника божия», нельзя, поэтому и произошло тихое «забвение» или, точнее сказать, памятное отчуждение.
×

По теме Почему в России нет памятников Ивану Грозному?

Есть жизнь - есть вода. Нет жизни - нет воды

Мы существуем благодаря наличию воды. Но, в этой статье я осмелюсь доказывать и...
Журнал

Нет экономики – нет инноваций

Участники круглого стола, прошедшего в РИА-Новости, – представители...
Журнал

Новые полевые исследования средневековых памятников Белозерь

В 2006 г. Онежско-Сухонская экспедиция Института археологии начала новый цикл...
Журнал

Почему некоторые люди запоминают свои сны, а другие - нет?

Сны переносят нас в сюрреалистичный мир, где не властвуют логика и разум. Но все...
Журнал

Почему я боюсь себя, почему я боюсь людей

Почему я боюсь людей? Потому, что люди боятся. И наши страхи в лучшем случае...
Журнал

У природы нет плохой охраны

Чтобы понять, чего нам ждать от природы, давайте поставим себя на ее место. Как...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Как внутренние конфликты мешают вам жить
Три главные составляющие любви