Почему я боюсь людей?
Потому, что люди боятся.
И наши страхи в лучшем случае, просто выставляют защиту себя или того, кого следует уберечь, в худшем же – бросают все свои силы на борьбу с ветряными мельницами. Именно те силы, которые можно было бы использовать иначе.
Потому, что люди боятся.
И наши страхи в лучшем случае, просто выставляют защиту себя или того, кого следует уберечь, в худшем же – бросают все свои силы на борьбу с ветряными мельницами. Именно те силы, которые можно было бы использовать иначе.
Но страх, сильнее чем желание, мгновенно мобилизирует все ресурсы, даже скрытые – те о которых до появления страха мы возможно, и не подозревали.
Если это – страх за свою жизнь, или жизнь за дорогого человека - такой страх, помогая человеку найти в себе неосознаваемые силы, способен спасти жизнь.
В остальных случаях – они, будто камень на шее, у того, кто собрался поплавать : увлекают за собой именно в том направлении, куда он тянет.
ТЕ, КТО ПЫТАЕТСЯ СЕБЯ ОПРАВДАТЬ
Часто задумываюсь, почему люди, имея выбор увидеть тебя так, или увидеть тебя иначе, поверить в одно или же в другое – выбирают верить в худшее. Из-за этого с ними трудно общаться. Они будто ищут в тебе подвох и наполненны подозрением ко всему, что ты говоришь или делаешь. Не все. Но для тех, кто делает именно такой выбор, есть очень популярное объяснение – они судят по себе.
Мне это объяснило не все. Действительно, есть люди, которые получая подтверждения своих подозрений, будто сбрасывают гору с плеч - «Он не способен поступать лучше, чем поступил бы я, и мне стало спокойнее». Это способ самооправдания. Они не считают, что «важно – не себя оправдать, а научиться поступать иначе, если чем-то в себе недоволен».
Первый вариант - кратчайший, нетрудоемкий путь. И это - первая категория: те кто действительно стараются оправдать себя.
Вариант второй.
ТЕ, КТО ПРЕБЫВАЕТ В ОЖИДАНИИ ЧУДА
Есть другая категория. Они верят в лучшее и стараются, потому, поверить в лучшее в другом. Тогда что толкает их подумать в негативную сторону, а не в позитивную? Нахожу только одно объяснение – страх, что произойдет именно то, чего они и опасались.
Делая выбор подумать плохо, о ком-то, о чем-то – они его осуждают, и сожалеют о его поступке. Если бы они поступили так же на месте человека, стали бы они сожалеть, что он тоже на такое способен? Не думаю. Они в глубине души, боятся, что он поступит худшим образом, хотя при этом желают, так же в глубине души и с надеждой, что поступит лучше. Но страх стремительнее желания. Страх и желание – постоянная борьба. В этих людях живет надежда, но ее надо периодически подпитывать доказательствами, что есть повод думать положительно, иначе она постепенно угаснет.
И те и другие не могут до конца поверить в хорошее. Разница между ними – в целях.
Первые поверить в хорошее и не пытаются, им по какой-то понятной возможно только им причине, важно оправдать себя (и тогда, лучше, как это ни странно и тафтологически, звучит : оправдывать их горькие ожидания, потому как, пока они не оправдают себя для себя самих окончательно, и не поймут, что ни перед кем не должны оправдываться, они не захотят поверить, что стоит открыть путь чему-то иному).
У вторых же – жажда веры в лучшее. Пока что не вера, а жажда, которую надо регулярно утолять.
ОТЧЕГО СТРАШНО :
- от того, что доказательств существования того, во что так хочется поверить, никогда не бывает достаточно. Как ни крути, есть только сегодня, и вчерашний день уже не существует. Положительный момент : все плохое не забудется так быстро, но к нему остынут. Мы живем только сегодня. Настоящее – это ножницы, которыми на мелкие кусочки прошлое разрезается и выбрасывается в воду. Они могут всплывать, но потом потонут, и останется только очередное сегодня. Когда бы не проснулся – нет ни вчера (оно ушло), ни завтра (не пришло), - есть только сегодня. Отрицательный момент : ножницы времени изрезают все, как плохое, так и хорошее. А ЗНАЧИТ ХОРОШЕЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕГДА СЕГОДНЯ. ЕСЛИ СЕГОДНЯ ЕГО НЕТ - ПРОПАДАЮТ ВОСПОМИНАНИЯ О ПРОШЛОМ, ТАЮТ НАДЕЖДЫ НА БУДУЩЕЕ.
- от того, что страх – это столь сильная сотворяющая сила. А ведь есть другие. Почему бы не использовать страх, раз эта сила столь результативна? Проблема только в том, что он ведет не туда. Приходится искать ему замещение. Страх – это скрытое желание, чтобы все было иначе. Но чувствуя беспомощность, неспособность что-то изменить, остается только страх. Поэтому, желая преобразовать его в желание, следует взбунтоваться против «невозможно», против того, что ты, якобы, ничего не можешь поделать. Поможет ли? Неизвестно. Но будет уже один плюс : вместо страха будет желание. Оно ведет медленнее, но именно в желаемую сторону.
- от того, что именно страх порождает агрессию, которую ошибочно можно принять за смелость. А на самом деле – это желание показаться, только самому себе, сильнее, чем ты являешься. Это снова таки, попытка доказать самому себе свое бесстрашие, и прикрыть свой страх (обернувшийся агрессией). Лучшая защита – нападение. Когда боишься. КТО НЕ БОИТСЯ, НЕ НАПАДАЕТ.
- от того, что страх настраивает против. Против чего, остается только выбрать, а выбор велик. Столь велик, что можно ткнуть пальцем в небо и не промахнуться. Как правило, выбираем тех, кого лучше знаем, и тогда получается курьезная ситуация : те, кто нам ближе расплачиваются именно за то, что нам близки. Это некая форма любви наоборот. Желание быть близкими, преобразованное страхом (чего-бы то ни было, выбор огромен) в желание лобового столкновения. От того, что одного из них недолюбили, недооценили, не дали внимания, которое он считал должным. Требование внимание к себе? Скорее всего, и любой ценой.
Страх может проявляться (как в людях, так и в группах людей, социумах, народностях, нациях) :
- в психической агрессии (самые страстно-самоотверженные, но в то же время, не отдающие отчет в том, что можно поступить иначе);
- в укорах и упреках (либо старающиеся оправдать себя, либо ожидающие от тебя чего-то, что как им кажется, ошибочно, сами они сделать не способны или не могут, пока не покажешь на своем примере, что это возможно);
- в желании безраздельного обладания и властвования (если человек на данный момент поставил на себе жирную точку, а на тебе – нет, и решил прожить за тебя твою жизнь);
- в безраздумном согласии (как флюгер – смотря куда ветер подует);
- в желании утвердить себя, пусть и за счет других (им нужно только время, послушный флюгер и стимул – чтобы уже потом, самоутвердившись, пойти дальше, не пытаясь возвыситься над другими)
- в подозрении и неверии (это разумнее, чем бездумное согласие, но веру в лучшее никто не отменял - нерациональную и безусловную, как она есть)
Ключевая фраза во всем этом описании : Люди, я нас боюсь. Еще один страх, и не хочется пополнять им список.
Значит, остается разобраться, что мне, в таком случае, делать, в первую очередь, с собой. Как говорится в цитате М. Ганди : «Хочешь изменить мир, начни с себя».
Если это – страх за свою жизнь, или жизнь за дорогого человека - такой страх, помогая человеку найти в себе неосознаваемые силы, способен спасти жизнь.
В остальных случаях – они, будто камень на шее, у того, кто собрался поплавать : увлекают за собой именно в том направлении, куда он тянет.
ТЕ, КТО ПЫТАЕТСЯ СЕБЯ ОПРАВДАТЬ
Часто задумываюсь, почему люди, имея выбор увидеть тебя так, или увидеть тебя иначе, поверить в одно или же в другое – выбирают верить в худшее. Из-за этого с ними трудно общаться. Они будто ищут в тебе подвох и наполненны подозрением ко всему, что ты говоришь или делаешь. Не все. Но для тех, кто делает именно такой выбор, есть очень популярное объяснение – они судят по себе.
Мне это объяснило не все. Действительно, есть люди, которые получая подтверждения своих подозрений, будто сбрасывают гору с плеч - «Он не способен поступать лучше, чем поступил бы я, и мне стало спокойнее». Это способ самооправдания. Они не считают, что «важно – не себя оправдать, а научиться поступать иначе, если чем-то в себе недоволен».
Первый вариант - кратчайший, нетрудоемкий путь. И это - первая категория: те кто действительно стараются оправдать себя.
Вариант второй.
ТЕ, КТО ПРЕБЫВАЕТ В ОЖИДАНИИ ЧУДА
Есть другая категория. Они верят в лучшее и стараются, потому, поверить в лучшее в другом. Тогда что толкает их подумать в негативную сторону, а не в позитивную? Нахожу только одно объяснение – страх, что произойдет именно то, чего они и опасались.
Делая выбор подумать плохо, о ком-то, о чем-то – они его осуждают, и сожалеют о его поступке. Если бы они поступили так же на месте человека, стали бы они сожалеть, что он тоже на такое способен? Не думаю. Они в глубине души, боятся, что он поступит худшим образом, хотя при этом желают, так же в глубине души и с надеждой, что поступит лучше. Но страх стремительнее желания. Страх и желание – постоянная борьба. В этих людях живет надежда, но ее надо периодически подпитывать доказательствами, что есть повод думать положительно, иначе она постепенно угаснет.
И те и другие не могут до конца поверить в хорошее. Разница между ними – в целях.
Первые поверить в хорошее и не пытаются, им по какой-то понятной возможно только им причине, важно оправдать себя (и тогда, лучше, как это ни странно и тафтологически, звучит : оправдывать их горькие ожидания, потому как, пока они не оправдают себя для себя самих окончательно, и не поймут, что ни перед кем не должны оправдываться, они не захотят поверить, что стоит открыть путь чему-то иному).
У вторых же – жажда веры в лучшее. Пока что не вера, а жажда, которую надо регулярно утолять.
ОТЧЕГО СТРАШНО :
- от того, что доказательств существования того, во что так хочется поверить, никогда не бывает достаточно. Как ни крути, есть только сегодня, и вчерашний день уже не существует. Положительный момент : все плохое не забудется так быстро, но к нему остынут. Мы живем только сегодня. Настоящее – это ножницы, которыми на мелкие кусочки прошлое разрезается и выбрасывается в воду. Они могут всплывать, но потом потонут, и останется только очередное сегодня. Когда бы не проснулся – нет ни вчера (оно ушло), ни завтра (не пришло), - есть только сегодня. Отрицательный момент : ножницы времени изрезают все, как плохое, так и хорошее. А ЗНАЧИТ ХОРОШЕЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕГДА СЕГОДНЯ. ЕСЛИ СЕГОДНЯ ЕГО НЕТ - ПРОПАДАЮТ ВОСПОМИНАНИЯ О ПРОШЛОМ, ТАЮТ НАДЕЖДЫ НА БУДУЩЕЕ.
- от того, что страх – это столь сильная сотворяющая сила. А ведь есть другие. Почему бы не использовать страх, раз эта сила столь результативна? Проблема только в том, что он ведет не туда. Приходится искать ему замещение. Страх – это скрытое желание, чтобы все было иначе. Но чувствуя беспомощность, неспособность что-то изменить, остается только страх. Поэтому, желая преобразовать его в желание, следует взбунтоваться против «невозможно», против того, что ты, якобы, ничего не можешь поделать. Поможет ли? Неизвестно. Но будет уже один плюс : вместо страха будет желание. Оно ведет медленнее, но именно в желаемую сторону.
- от того, что именно страх порождает агрессию, которую ошибочно можно принять за смелость. А на самом деле – это желание показаться, только самому себе, сильнее, чем ты являешься. Это снова таки, попытка доказать самому себе свое бесстрашие, и прикрыть свой страх (обернувшийся агрессией). Лучшая защита – нападение. Когда боишься. КТО НЕ БОИТСЯ, НЕ НАПАДАЕТ.
- от того, что страх настраивает против. Против чего, остается только выбрать, а выбор велик. Столь велик, что можно ткнуть пальцем в небо и не промахнуться. Как правило, выбираем тех, кого лучше знаем, и тогда получается курьезная ситуация : те, кто нам ближе расплачиваются именно за то, что нам близки. Это некая форма любви наоборот. Желание быть близкими, преобразованное страхом (чего-бы то ни было, выбор огромен) в желание лобового столкновения. От того, что одного из них недолюбили, недооценили, не дали внимания, которое он считал должным. Требование внимание к себе? Скорее всего, и любой ценой.
Страх может проявляться (как в людях, так и в группах людей, социумах, народностях, нациях) :
- в психической агрессии (самые страстно-самоотверженные, но в то же время, не отдающие отчет в том, что можно поступить иначе);
- в укорах и упреках (либо старающиеся оправдать себя, либо ожидающие от тебя чего-то, что как им кажется, ошибочно, сами они сделать не способны или не могут, пока не покажешь на своем примере, что это возможно);
- в желании безраздельного обладания и властвования (если человек на данный момент поставил на себе жирную точку, а на тебе – нет, и решил прожить за тебя твою жизнь);
- в безраздумном согласии (как флюгер – смотря куда ветер подует);
- в желании утвердить себя, пусть и за счет других (им нужно только время, послушный флюгер и стимул – чтобы уже потом, самоутвердившись, пойти дальше, не пытаясь возвыситься над другими)
- в подозрении и неверии (это разумнее, чем бездумное согласие, но веру в лучшее никто не отменял - нерациональную и безусловную, как она есть)
Ключевая фраза во всем этом описании : Люди, я нас боюсь. Еще один страх, и не хочется пополнять им список.
Значит, остается разобраться, что мне, в таком случае, делать, в первую очередь, с собой. Как говорится в цитате М. Ганди : «Хочешь изменить мир, начни с себя».
Обсуждения Почему я боюсь себя, почему я боюсь людей
Врачи психиатры и психологи на длительном промежутке времени использовали для необоснованного чувства страха термин «вегетососудистая дистония» («ВСД»), «симпатоадреналовый криз», «кардионевроз», «вегетативный криз», искажающие все представления о нарушениях нервной системы, завися от главного симптома. Как известно, значения терминов «паническая атака» и «паническое расстройство» были введены в классификацию болезней психики и признаны в мире умалишённых. В психологической науке есть такое явление, как «необъяснимое чувство страха» и оно уже хорошо изучено и называется «чувство тревоги» или попросту «тревожность».