Зависть – одно из самых эмоционально отрицательных слов в нашем лексиконе. Обратите внимание – зависть и ненависть однокоренные слова. Закономерен вопрос: за что же нам Природа подарила такое «счастье»? Причем подарила абсолютно всем без всяких исключений, включая даже библейских героев.
Все слышали о первородном грехе Адама. Но ведь змей сооблазнял Еву. Ну, так съела бы она свое яблочко и, смотришь, людская история потекла бы совсем по другому руслу. Так нет же, она дала яблоко и Адаму, и случилось то, что случилось. Думаю, далеко не все знают объяснение этой истории в Ветхом Завете.
Дело в том, что Адам был создан абсолютно совершенным, без всяких изъянов, в том числе и бессмертным. А вот Ева – нет. Вот она и подумала: мол, я умру, а он продолжит жить, да еще и жену другую заведет. Так вот тебе яблочко вкусненькое!
Аналогично поступил и Каин с Авелем, когда его жертвоприношение было отвергнуто, а брата – принято.
А теперь давайте изложим эти истории другим языком.
Основной закон любой системы – поддержание и укрепление равновесия. А какое же тут равновесие, если Адам бессмертен, а Ева – нет? Вот зависть и подвигла ее уравнять ситуацию. То есть, зависть – один из инструментов поддержания равновесия. Именно поэтому она свойственна всем элементам системы без исключения. Ведь основной закон обязателен для всех.
Всему ли и всегда ли люди завидуют?
К примеру, я вижу красивую женщину. Буду ли я ей завидовать? Любоваться – да, завидовать – нет. Ева хотела стать равной Адаму в его бессмертии, а я, мужчина, не могу хотеть стать красивой женщиной. А нет желания, так нет и зависти. Получается, что зависть является следствием желания, производной от него.
Именно поэтому самой сильной завистью страдают в молодости. Человек открывает для себя мир с бесконечными соблазнами и желает их все и немедленно.
А теперь другой вопрос: Что Вы чувствуете, если Вам завидуют?
Я задал этот вопрос жене и получил ответ: боюсь сглаза и поэтому стараюсь принизить значимость предмета зависти. Почему так происходит?
Так как зависть является следствием желания, то ее форма зависит от формы желания. Наша суть эгоистична, и поэтому наши желания имеют форму желаний тоже эгоистических, а им соответствует зависть черная и сглаз.
Как восстанавливается равновесие системы при помощи черной зависти? Отнять у имеющих желаемое либо уничтожить. Но раньше или позже неизбежно найдется другой, более сильный, и все пойдет по кругу. При таком способе вся энергия системы расходуется только на перераспределение или уничтожение ее добра. Да и перераспределение осуществляется насильственным способом (грабеж, революции, войны…), и при этом часть добра опять-таки гибнет. Получается, что в этом случае новый уровень равновесия всегда будет ниже предыдущего.
При белой же зависти все происходит наоборот – прилагаются усилия подняться до уровня предмета зависти. Поэтому новый уровень равновесия всегда будет выше предыдущего.
То есть, черная зависть в отличие от белой нерациональна, непродуктивна и даже вредна.
В реальности мы всегда имеем их сочетание. Тогда результат зависит от того, какая из них главенствует и в какой мере.
А теперь представьте себе мир без таких явлений как зависть, жестокость, вражда… Какая идиллическая картинка… абсолютной мертвячины. Ведь в такой ситуации возможно единственное желание – ради Бога, никаких желаний, мне хорошо и не трогайте Вы меня! Разве только еще желание поглаживать себя по животику.
Получается, что зависть является одним из самых эффективных толкачей развития. Но она, как и другие подобные ей свойства, выполняет еще одну специфическую функцию.
Сегодня в обществе преобладает черная зависть как следствие эгоистической формы желания. Но ведь с детства и родители, и школа, и даже проповедники с амвонов учат – не завидуй! Не работает! Почему?
Многим известно древнее высказывание: «нет мудрее опытного». Заметьте – не слышавшего от кого-то, не читавшего где-то, а опытного, обретшего собственный опыт. Не случайно учеба сопровождается лабораторными и практическими занятиями, и также не случайно люди упорно не хотят учиться на чужих ошибках.
Стремление системы к равновесию аналогично нашему инстинктивному стремлению сохранить жизнь, ведь иначе она не может существовать. Поэтому учить не завидовать бесполезно, и я бы даже сказал вредно. Наоборот, сам, на собственном опыте познай и убедись в разрушительной силе и бесполезности черной зависти и созидательной силе и результативности белой.
Пусть в молодости человек обожжется на сильной черной зависти, вытекающей из еще не очень серьезных желаний ( хочу джинсы только Levi’s …), чем сломает себе жизнь в зрелости.
Зависть и прочие «плохие» свойства даны нам, чтобы на собственном опыте осознать, что они (свойства) сами по себе не плохие и не хорошие. Таковыми мы их делаем сами в зависимости от направления их применения, в зависимости от намерения.
Я бы даже сказал, что сама реальность будет в наших ощущениях «черной» или «белой» в зависимости от наших намерений. Приглашаю читателей задуматься над этим утверждением.
Так что, давайте завидовать, друзья, на здоровье. На здоровье себе и всем окружающим.
Даниэль Попель.
Дело в том, что Адам был создан абсолютно совершенным, без всяких изъянов, в том числе и бессмертным. А вот Ева – нет. Вот она и подумала: мол, я умру, а он продолжит жить, да еще и жену другую заведет. Так вот тебе яблочко вкусненькое!
Аналогично поступил и Каин с Авелем, когда его жертвоприношение было отвергнуто, а брата – принято.
А теперь давайте изложим эти истории другим языком.
Основной закон любой системы – поддержание и укрепление равновесия. А какое же тут равновесие, если Адам бессмертен, а Ева – нет? Вот зависть и подвигла ее уравнять ситуацию. То есть, зависть – один из инструментов поддержания равновесия. Именно поэтому она свойственна всем элементам системы без исключения. Ведь основной закон обязателен для всех.
Всему ли и всегда ли люди завидуют?
К примеру, я вижу красивую женщину. Буду ли я ей завидовать? Любоваться – да, завидовать – нет. Ева хотела стать равной Адаму в его бессмертии, а я, мужчина, не могу хотеть стать красивой женщиной. А нет желания, так нет и зависти. Получается, что зависть является следствием желания, производной от него.
Именно поэтому самой сильной завистью страдают в молодости. Человек открывает для себя мир с бесконечными соблазнами и желает их все и немедленно.
А теперь другой вопрос: Что Вы чувствуете, если Вам завидуют?
Я задал этот вопрос жене и получил ответ: боюсь сглаза и поэтому стараюсь принизить значимость предмета зависти. Почему так происходит?
Так как зависть является следствием желания, то ее форма зависит от формы желания. Наша суть эгоистична, и поэтому наши желания имеют форму желаний тоже эгоистических, а им соответствует зависть черная и сглаз.
Как восстанавливается равновесие системы при помощи черной зависти? Отнять у имеющих желаемое либо уничтожить. Но раньше или позже неизбежно найдется другой, более сильный, и все пойдет по кругу. При таком способе вся энергия системы расходуется только на перераспределение или уничтожение ее добра. Да и перераспределение осуществляется насильственным способом (грабеж, революции, войны…), и при этом часть добра опять-таки гибнет. Получается, что в этом случае новый уровень равновесия всегда будет ниже предыдущего.
При белой же зависти все происходит наоборот – прилагаются усилия подняться до уровня предмета зависти. Поэтому новый уровень равновесия всегда будет выше предыдущего.
То есть, черная зависть в отличие от белой нерациональна, непродуктивна и даже вредна.
В реальности мы всегда имеем их сочетание. Тогда результат зависит от того, какая из них главенствует и в какой мере.
А теперь представьте себе мир без таких явлений как зависть, жестокость, вражда… Какая идиллическая картинка… абсолютной мертвячины. Ведь в такой ситуации возможно единственное желание – ради Бога, никаких желаний, мне хорошо и не трогайте Вы меня! Разве только еще желание поглаживать себя по животику.
Получается, что зависть является одним из самых эффективных толкачей развития. Но она, как и другие подобные ей свойства, выполняет еще одну специфическую функцию.
Сегодня в обществе преобладает черная зависть как следствие эгоистической формы желания. Но ведь с детства и родители, и школа, и даже проповедники с амвонов учат – не завидуй! Не работает! Почему?
Многим известно древнее высказывание: «нет мудрее опытного». Заметьте – не слышавшего от кого-то, не читавшего где-то, а опытного, обретшего собственный опыт. Не случайно учеба сопровождается лабораторными и практическими занятиями, и также не случайно люди упорно не хотят учиться на чужих ошибках.
Стремление системы к равновесию аналогично нашему инстинктивному стремлению сохранить жизнь, ведь иначе она не может существовать. Поэтому учить не завидовать бесполезно, и я бы даже сказал вредно. Наоборот, сам, на собственном опыте познай и убедись в разрушительной силе и бесполезности черной зависти и созидательной силе и результативности белой.
Пусть в молодости человек обожжется на сильной черной зависти, вытекающей из еще не очень серьезных желаний ( хочу джинсы только Levi’s …), чем сломает себе жизнь в зрелости.
Зависть и прочие «плохие» свойства даны нам, чтобы на собственном опыте осознать, что они (свойства) сами по себе не плохие и не хорошие. Таковыми мы их делаем сами в зависимости от направления их применения, в зависимости от намерения.
Я бы даже сказал, что сама реальность будет в наших ощущениях «черной» или «белой» в зависимости от наших намерений. Приглашаю читателей задуматься над этим утверждением.
Так что, давайте завидовать, друзья, на здоровье. На здоровье себе и всем окружающим.
Даниэль Попель.
Обсуждения Зависть бывает разная