Галдан Намчот - не только крупнейший праздник для буддистов Тибета, но и яркое красочное действо, привлекающее внимание тысяч туристов. Этот праздник, ежегодно отмечаемый 15 декабря, знаменует годовщину дня рождения Ламы Тзонкапы, легендарного основателя наиболее популярного направления тибетского буддизма, который жил в четырнадцатом веке.
Это не только религиозный праздник, который проводится во всех тибетских монастырях и школах, но и домашний праздник для всех тибетских семей. Он идет первым в череде религиозных и светских празднеств, посвященных наступлению Нового года.
То, что праздник носит религиозный характер, вовсе не делает его официальным мероприятием, интересным только для посвященных. Тибетские монахи отмечают религиозные события в форме всенародных гуляний и красочных фестивалей. В каждом монастыре в этот день разыгрываются театрализованные танцевальные представления, все роли в которых исполняют сами монахи. Одетые в традиционную одежду, закрыв лицо устрашающей или комической маской, они разыгрывают представления, посвященные борьбе добра и зла, пути человеческой души в поисках истины. Эти представления собирают зрителей как из ближайших окраин, так и из самых далеких уголков мира. Полноправным участником праздника становится каждый, посетивший в эти дни одну из буддистских обителей, независимо от его социального положения, вероисповедания, пола и возраста.
Большинство праздничных мероприятий проводятся в городе Ле, столице индийской части Гималаев - провинции Ладак. Население города, расположенного на высоте 3500 метров над уровнем моря, составляет всего лишь 25 тысяч жителей, что не мешает ему быть крупным туристским центром. Это уединенное место, окруженное ореолом таинственности и гималайскими вершинами. Девять месяцев в году горные перевалы практически неприступны, и в столицу Ладака можно добраться только самолетом. Это самый высокий из обитаемых регионов мира, который, тем не менее, за всю свою историю не знал полной изоляции. В древности здесь проходили торговые пути из Индии в Малую Азию, а теперь регион стал Меккой для жаждущих экзотики туристов.
Жизнь, культура, архитектура Ладака пронизана традициями тибетского буддизма. Ветер развевает бумажные ленты с начертанными мантрами, молитвенные барабаны вертят специальные священные собаки – лхасские апсо. Почти в каждой маленькой деревне – монастырь, воздвигнутый сотни лет назад. Почти в каждом доме, даже в юртах кочевников, есть маленький алтарь, на котором с почтением установлены священные предметы и изображения.
Религиозный праздник – время теплых встреч и совместных медитаций. По традиции, во время Галдан Намчот в каждом доме готовится одна из вариаций национального блюда «Тукпа», которым обязательно угощают всех заглянувших в гости друзей и родственников.
А вскоре по окончании этого торжества у тибетских буддистов начинается двухмесячное празднование нового года. Когда-то, еще в 17 веке, когда король Ямьянг Намгьял собирался в военный поход, ему предсказали, что любое предприятие такого рода будет неуспешным до наступления нового года, и хитрый король повелел начать новогодние празднества тотчас же. Короля уже нет, а традиция осталась. Поэтому уже в декабре начинаются ежевечерние пиры, для которых готовят козлятину и баранину, а также варят «чанг» - тибетский аналог ячменного пива. У чужеземца создается впечатление, что он попал в центр яркого карнавала – все тибетцы в эти дни наряжаются в свои лучшие одежды, изготовленные в традиционном стиле. В канун Нового года нужно не только выказать уважение богам, но и предкам, а также друзьям и родственникам. А это нельзя сделать заочно, поэтому все тибетцы постоянно ходят в гости. Дома остается только глава семьи, принимающий посетителей. В числе обязательных подарков – «Катак» - церемониальный шарф.
Вечером начинается ритуал «Мето». По улицам городов и деревень движутся процессии нарядных людей с горящими факелами. Горожане изгоняют злых духов и голодных призраков. Вращая факелами, они сотворяют редкое по красоте огненное шоу. После церемонии фонари выбрасываются с горы, что знаменует прощание со старым годом и приветствие новому.
То, что праздник носит религиозный характер, вовсе не делает его официальным мероприятием, интересным только для посвященных. Тибетские монахи отмечают религиозные события в форме всенародных гуляний и красочных фестивалей. В каждом монастыре в этот день разыгрываются театрализованные танцевальные представления, все роли в которых исполняют сами монахи. Одетые в традиционную одежду, закрыв лицо устрашающей или комической маской, они разыгрывают представления, посвященные борьбе добра и зла, пути человеческой души в поисках истины. Эти представления собирают зрителей как из ближайших окраин, так и из самых далеких уголков мира. Полноправным участником праздника становится каждый, посетивший в эти дни одну из буддистских обителей, независимо от его социального положения, вероисповедания, пола и возраста.
Большинство праздничных мероприятий проводятся в городе Ле, столице индийской части Гималаев - провинции Ладак. Население города, расположенного на высоте 3500 метров над уровнем моря, составляет всего лишь 25 тысяч жителей, что не мешает ему быть крупным туристским центром. Это уединенное место, окруженное ореолом таинственности и гималайскими вершинами. Девять месяцев в году горные перевалы практически неприступны, и в столицу Ладака можно добраться только самолетом. Это самый высокий из обитаемых регионов мира, который, тем не менее, за всю свою историю не знал полной изоляции. В древности здесь проходили торговые пути из Индии в Малую Азию, а теперь регион стал Меккой для жаждущих экзотики туристов.
Жизнь, культура, архитектура Ладака пронизана традициями тибетского буддизма. Ветер развевает бумажные ленты с начертанными мантрами, молитвенные барабаны вертят специальные священные собаки – лхасские апсо. Почти в каждой маленькой деревне – монастырь, воздвигнутый сотни лет назад. Почти в каждом доме, даже в юртах кочевников, есть маленький алтарь, на котором с почтением установлены священные предметы и изображения.
Религиозный праздник – время теплых встреч и совместных медитаций. По традиции, во время Галдан Намчот в каждом доме готовится одна из вариаций национального блюда «Тукпа», которым обязательно угощают всех заглянувших в гости друзей и родственников.
А вскоре по окончании этого торжества у тибетских буддистов начинается двухмесячное празднование нового года. Когда-то, еще в 17 веке, когда король Ямьянг Намгьял собирался в военный поход, ему предсказали, что любое предприятие такого рода будет неуспешным до наступления нового года, и хитрый король повелел начать новогодние празднества тотчас же. Короля уже нет, а традиция осталась. Поэтому уже в декабре начинаются ежевечерние пиры, для которых готовят козлятину и баранину, а также варят «чанг» - тибетский аналог ячменного пива. У чужеземца создается впечатление, что он попал в центр яркого карнавала – все тибетцы в эти дни наряжаются в свои лучшие одежды, изготовленные в традиционном стиле. В канун Нового года нужно не только выказать уважение богам, но и предкам, а также друзьям и родственникам. А это нельзя сделать заочно, поэтому все тибетцы постоянно ходят в гости. Дома остается только глава семьи, принимающий посетителей. В числе обязательных подарков – «Катак» - церемониальный шарф.
Вечером начинается ритуал «Мето». По улицам городов и деревень движутся процессии нарядных людей с горящими факелами. Горожане изгоняют злых духов и голодных призраков. Вращая факелами, они сотворяют редкое по красоте огненное шоу. После церемонии фонари выбрасываются с горы, что знаменует прощание со старым годом и приветствие новому.
Обсуждения Новый Год в Тибете