Хотя буддизм продолжает жить в тибетской части Китая, массовый исход буддийских учителей нанес ему тяжелый урон. Именно об этом рассказывает новый документальный фильм «Ваджры в небе над Тибетом».
По словам режиссера, съемочной группе не удалось отснять интервью с простыми тибетцами, потому что они опасались репрессий со стороны китайских властей.
По словам режиссера, съемочной группе не удалось отснять интервью с простыми тибетцами, потому что они опасались репрессий со стороны китайских властей.
Он вспоминает: «Во время нашего путешествия по Тибету люди постоянно повторяли нам одно и то же – мы хотим, чтобы наши учителя вернулись, нам нужны наши учителя».
«Ламы являются важным звеном передачи традиции», - поясняет режиссер. Когда Китай аннексировал Тибет в конце 1950-х, многие признанные буддийские учители бежали в Индию и другие сопредельные с Китаем страны. Самый известный из них - Далай-лама, который покинул Тибет в 1959 после неудавшегося восстания против китайцев.
В фильме сняты самые известные религиозные центры буддизма – монастыри Ганден и Дрепунг неподалеку от столицы Тибета Лхасы, ступа Гьянце Кумбум, монастыри Залу, Ташилунпо.
«Ваджры в небе над Тибетом»Как рассказал режиссер, во время съемок съемочная группа периодически подвергалась проверкам, хотя они «не снимали ничего, что могло бы быть сочтено некорректным с политической точки зрения». «Мы не просили никакого специального разрешения на съемки фильма от китайских властей, и нам его никто не давал. Мы просто приехали в Тибет как паломники, - вспоминает он. Мы снимали в местах, открытых для публичного посещения. Мы хотели запечатлеть тибетские религиозные традиции. Мы не делали ничего особенного».
«К сожалению, нам не удалось заснять интервью с людьми, поскольку мы боялись навлечь на них неприятности со стороны властей», - поясняет Буш. «Так что мы просто рассказываем то, что услышали от людей в частных беседах, переедаем их мысли».
«Ваджры в небе над Тибетом»В одной из сцен фильма камера запечатлела лица детей, светящиеся радостью при виде тысяч масляных ламп, зажженных в алтаре храма Джокханг, здание которого китайцы использовали как бойню, но которое недавно вновь сделали храмом.
В другой сцене сотни тибетских и китайских верующих разворачивают огромную танку с изображением Будды на холме возле монастыря Дрепунг.
По словам режиссера люди на Западе часто удивляются, что после стольких лет китайского господства тибетцы продолжаю сохранять такую сильную веру.
«На Западе существует ошибочное мнение, что буддизм в Тибете умер. Мой опыт свидетельствует об обратном. Несмотря на все репрессии и сложности, с которыми пришлось столкнуться тибетскому буддистскому сообществу, они смогли сохранить сильную веру и преданность своим традициям».
ВАДЖРА, (санскр. — молния, громовник или перун, палица бога Индры, алмаз), в ведийской религии и индуизме священное оружие, палица, скипетр Индры. В буддизме символ мгновенного, как вспышка молнии, Просветления (Бодхи), имеющего чисто световую, светлую и благодатную природу. В термине «ваджра» отражено также значение нерушимости Закона (Дхармы) Будды, прочного, как алмаз. Изображается в виде двустороннего пучка молний, исходящих из единой круглой сферы, и является атрибутом будд и бодхисатв махаяны.
«Ламы являются важным звеном передачи традиции», - поясняет режиссер. Когда Китай аннексировал Тибет в конце 1950-х, многие признанные буддийские учители бежали в Индию и другие сопредельные с Китаем страны. Самый известный из них - Далай-лама, который покинул Тибет в 1959 после неудавшегося восстания против китайцев.
В фильме сняты самые известные религиозные центры буддизма – монастыри Ганден и Дрепунг неподалеку от столицы Тибета Лхасы, ступа Гьянце Кумбум, монастыри Залу, Ташилунпо.
«Ваджры в небе над Тибетом»Как рассказал режиссер, во время съемок съемочная группа периодически подвергалась проверкам, хотя они «не снимали ничего, что могло бы быть сочтено некорректным с политической точки зрения». «Мы не просили никакого специального разрешения на съемки фильма от китайских властей, и нам его никто не давал. Мы просто приехали в Тибет как паломники, - вспоминает он. Мы снимали в местах, открытых для публичного посещения. Мы хотели запечатлеть тибетские религиозные традиции. Мы не делали ничего особенного».
«К сожалению, нам не удалось заснять интервью с людьми, поскольку мы боялись навлечь на них неприятности со стороны властей», - поясняет Буш. «Так что мы просто рассказываем то, что услышали от людей в частных беседах, переедаем их мысли».
«Ваджры в небе над Тибетом»В одной из сцен фильма камера запечатлела лица детей, светящиеся радостью при виде тысяч масляных ламп, зажженных в алтаре храма Джокханг, здание которого китайцы использовали как бойню, но которое недавно вновь сделали храмом.
В другой сцене сотни тибетских и китайских верующих разворачивают огромную танку с изображением Будды на холме возле монастыря Дрепунг.
По словам режиссера люди на Западе часто удивляются, что после стольких лет китайского господства тибетцы продолжаю сохранять такую сильную веру.
«На Западе существует ошибочное мнение, что буддизм в Тибете умер. Мой опыт свидетельствует об обратном. Несмотря на все репрессии и сложности, с которыми пришлось столкнуться тибетскому буддистскому сообществу, они смогли сохранить сильную веру и преданность своим традициям».
ВАДЖРА, (санскр. — молния, громовник или перун, палица бога Индры, алмаз), в ведийской религии и индуизме священное оружие, палица, скипетр Индры. В буддизме символ мгновенного, как вспышка молнии, Просветления (Бодхи), имеющего чисто световую, светлую и благодатную природу. В термине «ваджра» отражено также значение нерушимости Закона (Дхармы) Будды, прочного, как алмаз. Изображается в виде двустороннего пучка молний, исходящих из единой круглой сферы, и является атрибутом будд и бодхисатв махаяны.
Обсуждения Фильм о Тибете