4 марта 2013 года Президентом РФ подписан Указ №183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», которым утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса.
В соответствии с Правилами подлежат рассмотрению направленные гражданами Российской Федерации с использованием указанного интернет-ресурса:
а) общественные инициативы, реализуемые на федеральном уровне, - с 15 апреля 2013 г.;
б) общественные инициативы, реализуемые на региональном и муниципальном уровнях, - с 1 ноября 2013 г.
Согласно Правилам общественными инициативами считаются предложения граждан РФ по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».
Направлять общественные инициативы с использованием интернет-ресурса и голосовать за них могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса. Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:
а) не менее 100 тыс. голосов граждан - в поддержку инициативы федерального уровня;
б) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;
в) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, - в поддержку инициативы муниципального уровня.
Общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется уполномоченной в экспертную рабочую группу для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы.
По результатам рассмотрения общественной инициативы экспертная рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, готовит экспертное заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы, которые подписываются председателем соответствующей экспертной рабочей группы.
Электронная демократия
Современный мир является электронным и мобильным. В конце прошлого столетия отчетливо проглядывались тенденции к оцифровке общества. Поэтому неудивительно, что данная цифровая тенденция должна затронуть и многие другие грани жизни. Понятия электронного управления, электронной демократии и электронного участия обсуждались и внедрялись различными способами, поскольку наблюдается растущая потребность в участии в процессе принятия политических решений. Действительно, Интернет можно рассматривать как возможность замещения разрыва между управляющими и управляемыми. В некотором смысле институты оказались неспособны воспользоваться преимуществами новых технологий.
Сегодня электронная демократия все еще находится в зародышевом состоянии. Кажется, что сайты с политической информацией появились всего несколько лет назад. То же самое можно сказать и о разработке первых инструментов электронной демократии для электронных форумов и электронного голосования; внимание было сосредоточено на использовании политических методов 20-го века вместе с технологиями 21-го века. Web 2.0 предлагает такие возможности как разрешение конфликтов и другие инструменты и технологии группового принятия решений, которые можно использовать для радикального преобразования и расширения демократии при помощи технологий. Возможно, большая часть технологий, необходимых для поддержки функций, которые включены в инструменты участия, уже доступна.
Не только широкий спектр государственных учреждений отводит ИКТ важное место в своих стратегиях перемен: другие организации и группы все чаще пользуются Интернетом для проведения агитации и дебатов. Электронная демократия может привнести перемены к лучшему, и не всегда управляется или контролируется правительством.
Один из способов усиления влияния электронной демократии на демократический процесс состоит в выявлении контекстов, в которых достигаются многие ее цели, и есть возможность получить недостающие детали. Эти недостающие детали имеют больше шансов стать связующими звеньями, чем сайты сами по себе: сеть, предоставляемая Интернетом, является важнейшим движителем электронной демократии. Когда будет признано, что различные люди и организации также продвигают, создают и контролируют демократию, признание получат больше узлов Интернета, в которых поддерживается электронное участие (даже если этот термин там не упоминается). Проблема будет состоять в том, как наилучшим образом поддерживать их качественной информацией, а также доносить до политиков их опыт и результаты их деятельности.
Электронная демократия не ведет к возникновению иного типа демократии в отличие от того типа, который существует там, где она внедряется. С принципиальной точки зрения, электронная демократия не призвана изменить демократию или тип демократии, существующий в месте ее внедрения. Методы электронной демократии и электронного участия можно классифицировать по-разному. В большинстве случаев используется трехъярусная классификация, например, в соответствии со степенью взаимодействия и обязательной силы результата (информация – коммуникация – передача), либо со степенью участия (информация – коммуникация – участие). Некоторые предлагают четырехъярусную классификацию (например, информация – консультация – сотрудничество – совместное определение/принятие решений, или, что более связано с электронным правительством: информация – односторонняя реакция – двусторонняя реакция – полная электронная обработка дела). Электронная демократия не занимается продвижением какого-либо конкретного типа демократии. Электронная демократия, к примеру, не призвана продвигать непосредственную демократию. Цель электронной демократии состоит в облегчении демократических процессов, а не в продвижении какого-либо конкретного типа демократии.
Основная цель электронной демократии состоит не в том, чтобы заставить людей пользоваться технологиями: она состоит в использовании технологий с целью улучшения демократического управления и участия. Двигателем электронной демократии должны стать требования демократии, а не технологии. Ни сами ИКТ, ни расширенные или усовершенствованные технологии сами по не себе автоматически не способствуют поддержке или усилению демократии, демократических институтов и процессов. Согласованные демократические и человеческие ценности и этические соображения являются неотделимыми частями технологических аспектов электронной демократии. Выбор инструментов отражает не только курс политики, но и внедрение ценностей и этических соображений. Помимо выполнения функции обмена и распространения информации ИКТ также имеют способность и призвание совершенствовать процесс реализации прав человека.
Существует несколько причин внедрения технологий в демократический процесс: например, снижение явки на выборах, недостаточный интерес к политике среди молодежи, сокращение уровня легитимности, а также наличие разрыва между политиками/государственными властями и гражданами. Тем не менее, технологии никогда не должны быть причиной для внедрения электронной демократии. Технологии можно использовать для решения этих текущих проблем, с которыми сталкивается демократия. В число электронных решений этих проблем входят электронное участие, электронный парламент, электронные ходатайства и электронные консультации.
Основополагающие принципы электронной демократии изложены в Рекомендации Комитета Министров Совета Европы СМ/REC(2009)1 по электронной демократии. Согласно Рекомендации электронная демократия включает в себя все то, что является демократией, и не связана только с технологиями. Электронная демократия и ее инструменты представлены в Рекомендации как дополнительные возможности для демократии. Рекомендация СМ/REC(2009)1 представляет собой первый серьезный международный документ, описывающий электронную демократию во всей ее целостности и устанавливающий определенные стандарты.
Электронная демократия. Мировой опыт
Создание новых форм взаимодействия государства и граждан с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - идея не новая, известная с 1970-х годов, когда возможности кабельных сетей начали использовать для повышения активности граждан на выборах. В 1980-е был проведен ряд экспериментов по электронному голосованию и онлайн-обсуждениям, однако лишь в начале 2000-х, с развитием интернета, появился значительный интерес к использованию ИКТ в деле развития демократии.
Одним из пионеров в области электронной демократии считается Эстония, которая в 2005 году первой в мире провела местные выборы с использованием интернет-голосования. В 2007-м электронное голосование использовалось уже на выборах в эстонский парламент. И если в 2005 году во всемирной сети проголосовало лишь около 2% эстонских избирателей, то на парламентских выборах 2011 года эта цифра достигла 24%.
Другой пример из Эстонии - проект «Сегодня я решаю» (“Täna Otsustan Mina” (TOM), или “Today I Decide” (TID), инициированный в 2001 году (также существует проект TID+, аккумулирующий опыт проекта TID). Основная идея TID заключается в создании портала, который предоставляет гражданам возможность открыто высказывать свои предложения по совершенствованию государственного управления и законодательной системы и обсуждать новые инициативы, затрагивающие различные сферы жизни общества. По замыслу создателей главной задачей проекта должно стать более активное участие избирателей в формировании государственной политики и устранение барьеров между обществом и государством.
Те же идеи легли в основу проекта Estonian E-Citizen, в рамках которого было создано два электронных ресурса: Information Portal и Citizen Portal. Порталы, которыми управляет департамент государственной информационной системы Эстонии, открывают дверь в «е-государство», информируя граждан об их правах и обязанностях и предоставляя доступ к электронным услугам, базам данных, виртуальному офису и так далее. Если в 2005 году во всемирной сети проголосовало около 2% эстонских избирателей, то на парламентских выборах 2011 года эта цифра достигла 24%.
В Исландии информационно-коммуникационные технологии также используются для широкого обсуждения общественно важных проблем. По последним оценкам, интернетом пользуются 97,8% жителей Исландии. Одним из наиболее познавательных примеров из опыта этой страны является коллективное обсуждение проекта Конституции в социальных сетях: на сайт Конституционного советапоступило 3600 комментариев и более 300 официальных предложений. С их учетом проект основного закона государства был представлен парламенту и общественности.
Активность в обсуждении проекта Конституции проявили многие рядовые граждане, казалось бы, далекие от государственного управления и законотворчества. В то же время некоторые эксперты и представители высших учебных заведений оказались весьма пассивны. По мнению одного из представителей Конституционного совета Исландии, главный урок эксперимента заключается в том, что по-настоящему позитивных результатов можно ждать лишь тогда, когда органы власти прислушиваются к мнению граждан.
Другой интересный пример реализации механизмов электронной демократии можно было увидеть в Новой Зеландии при пересмотре закона о полиции, действовавшего с 1958 года. В 2007 году вниманию общественности была представлена wiki-версиянового законопроекта. В результате эксперимента были получены и учтены 234 предложения, которые легли в основу нового документа. По мнению экспертов, участие граждан стало одним из ключевых аспектов в процессе подготовки закона.
Функционирование механизмов электронной демократии непосредственно связано с вопросами «электронного участия» (e-participation), которое профессор Энн Макинтош определила как «использование ИКТ для повышения степени политического участия путем предоставления гражданам возможности взаимодействовать друг с другом, а также с избранными представителями». По оценкам недавнего доклада ООН «Электронное правительство-2012: Электронное правительство для народа», одним из лидеров в области «электронного участия» является Южная Корея. Начиная с 1995 года, министерство информации и связи этой страны задействовало значительные ресурсы для развития интернета. В 2000 году большинство граждан Южной Кореи имели доступ к всемирной сети, а ряд политиков обзавелись собственными веб-страницами. Стремительно появлялись новые сайты, моментально заполнявшиеся политическими дискуссиями.
Революция в виртуальном мире зачастую оказывает серьезное влияние на мир реальный: достаточно вспомнить революцию в Тунисе, приведшую к свержению президента Бен Али, создавшего полицейское государство и подавлявшего любые протестные акции. Несмотря на определенные достижения его режима в сфере экономики, значительное количество граждан Туниса выступило против авторитарного курса, и основной площадкой для протеста стали социальные сети. Именно они позволили оппозиционно настроенным гражданам донести до мира информацию о событиях, тщательно скрывавшихся властями. Facebook и Twitter стали площадками для свободного обмена мнениями и координации протестного движения.
Интернет нередко становится объектом нападок со стороны авторитарных режимов. К примеру, власти Ирана не раз блокировали доступ к электронной почте Gmail (в последний раз эта мера была преподнесена как «ответ» на показ фильма «Невиновность мусульман»). Согласно официальным объяснениям, услуги электронной почты не соответствуют законодательству Исламской республики. В настоящее время иранские государственные структуры активно разрабатывают собственный аналог интернета.
Электронная демократия в России
В России развитие информационного общества и электронной демократии, на первый взгляд, идет весьма успешно: по количеству пользователей интернета страна вышла на первое место в Европе и на шестое - в мире. Интернет-аудитория в России продолжает увеличиваться и, по данным Минкомсвязи РФ на начало 2012 года, составила 70 млн человек. По оценкам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), интернетом сегодня пользуются 60% россиян, причем 40% выходят во всемирную сеть ежедневно.
В апреле 2012 года Минкомсвязи опубликовал проект «Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года», а уже в мае на первом федеральном конгрессе по электронной демократии министерство представило новый инструмент интернет-взаимодействия граждан и государства:Единый портал электронной демократии Российской Федерации. По замыслу создателей, Единый портал предоставит не только правительству, но и отдельным гражданам и организациям возможность «создавать, обсуждать, поддерживать и публично размещать свои обращения с последующим отправлением их в ведомства и руководящие инстанции, сообщать органам власти о возникающих проблемах, вносить предложения и инициативы».
По словам заместителя директора «Левада-центра» Алексея Гражданкина, в 1990-е годы в России была сделана «попытка соединения истории людей с историей государства», однако «уже в нулевых этот проект был свернут, и власть снова начала демонстрировать своему народу, что государственная жизнь - это удел ограниченного круга компетентных лиц. Государство заметно дистанцировалось от своих граждан». С увеличением этой дистанции в России появляется параллельное онлайн-измерение, в котором уставшие от безразличия властей россияне открывают для себя подлинную демократию. Популярный блогер Рустем Адагамов отмечает, что «ежедневно и с каждым годом политическое влияние интернета усиливается». Социальные сети Facebook и «ВКонтакте» и «Живой Журнал» сыграли значительную роль в организации декабрьских протестных митингов в Москве - самых многочисленных с 1991 года. По последним оценкам, сетью «ВКонтакте» пользуются 25 млн россиян, «Живым Журналом» - 13 млн. Количество российских пользователей Facebook приближается к 7 млн человек.
Наряду с использованием социальных сетей интернет-активисты создают сайты, ориентированные на защиту прав и свобод граждан. Одним из самых известных стал антикоррупционный портал Алексея Навального «РосПил», направленный на «контроль за расходованием бюджетных средств в сфере государственных и муниципальных закупок» и публиковавший, среди прочего, сообщения о хищениях в «Транснефти» и обвинения в мошенничестве в адрес руководства ВТБ. «РосПил» публикует информацию о нечестно проводимых конкурсах, а также о заявках, в которых установленные сроки очевидно не соответствуют объемам работы.
По мнению многих аналитиков, амбициозный проект властей по созданию сиcтемы электронной демократии не что иное, как попытка организовать очередную игру в демократию, одновременно усиливая контроль над обществом. Комментируя предложение Минэкономразвития по созданию «Российской общественной инициативы», глава «Левада-центра» Лев Гудков заявил, что «власть пытается найти выход с помощью создания фиктивных, имитационных образований. Это и Общественная палата, и Открытое правительство, и подобные сайты, которые крайне неэффективны и бессмысленны, потому что они никак не включены в механизм принятия решений… Эти демократические декорации авторитарного режима служат лишь клапанами для выхлопа протестных настроений».
а) общественные инициативы, реализуемые на федеральном уровне, - с 15 апреля 2013 г.;
б) общественные инициативы, реализуемые на региональном и муниципальном уровнях, - с 1 ноября 2013 г.
Согласно Правилам общественными инициативами считаются предложения граждан РФ по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».
Направлять общественные инициативы с использованием интернет-ресурса и голосовать за них могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса. Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:
а) не менее 100 тыс. голосов граждан - в поддержку инициативы федерального уровня;
б) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;
в) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, - в поддержку инициативы муниципального уровня.
Общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется уполномоченной в экспертную рабочую группу для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы.
По результатам рассмотрения общественной инициативы экспертная рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, готовит экспертное заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы, которые подписываются председателем соответствующей экспертной рабочей группы.
Электронная демократия
Современный мир является электронным и мобильным. В конце прошлого столетия отчетливо проглядывались тенденции к оцифровке общества. Поэтому неудивительно, что данная цифровая тенденция должна затронуть и многие другие грани жизни. Понятия электронного управления, электронной демократии и электронного участия обсуждались и внедрялись различными способами, поскольку наблюдается растущая потребность в участии в процессе принятия политических решений. Действительно, Интернет можно рассматривать как возможность замещения разрыва между управляющими и управляемыми. В некотором смысле институты оказались неспособны воспользоваться преимуществами новых технологий.
Сегодня электронная демократия все еще находится в зародышевом состоянии. Кажется, что сайты с политической информацией появились всего несколько лет назад. То же самое можно сказать и о разработке первых инструментов электронной демократии для электронных форумов и электронного голосования; внимание было сосредоточено на использовании политических методов 20-го века вместе с технологиями 21-го века. Web 2.0 предлагает такие возможности как разрешение конфликтов и другие инструменты и технологии группового принятия решений, которые можно использовать для радикального преобразования и расширения демократии при помощи технологий. Возможно, большая часть технологий, необходимых для поддержки функций, которые включены в инструменты участия, уже доступна.
Не только широкий спектр государственных учреждений отводит ИКТ важное место в своих стратегиях перемен: другие организации и группы все чаще пользуются Интернетом для проведения агитации и дебатов. Электронная демократия может привнести перемены к лучшему, и не всегда управляется или контролируется правительством.
Один из способов усиления влияния электронной демократии на демократический процесс состоит в выявлении контекстов, в которых достигаются многие ее цели, и есть возможность получить недостающие детали. Эти недостающие детали имеют больше шансов стать связующими звеньями, чем сайты сами по себе: сеть, предоставляемая Интернетом, является важнейшим движителем электронной демократии. Когда будет признано, что различные люди и организации также продвигают, создают и контролируют демократию, признание получат больше узлов Интернета, в которых поддерживается электронное участие (даже если этот термин там не упоминается). Проблема будет состоять в том, как наилучшим образом поддерживать их качественной информацией, а также доносить до политиков их опыт и результаты их деятельности.
Электронная демократия не ведет к возникновению иного типа демократии в отличие от того типа, который существует там, где она внедряется. С принципиальной точки зрения, электронная демократия не призвана изменить демократию или тип демократии, существующий в месте ее внедрения. Методы электронной демократии и электронного участия можно классифицировать по-разному. В большинстве случаев используется трехъярусная классификация, например, в соответствии со степенью взаимодействия и обязательной силы результата (информация – коммуникация – передача), либо со степенью участия (информация – коммуникация – участие). Некоторые предлагают четырехъярусную классификацию (например, информация – консультация – сотрудничество – совместное определение/принятие решений, или, что более связано с электронным правительством: информация – односторонняя реакция – двусторонняя реакция – полная электронная обработка дела). Электронная демократия не занимается продвижением какого-либо конкретного типа демократии. Электронная демократия, к примеру, не призвана продвигать непосредственную демократию. Цель электронной демократии состоит в облегчении демократических процессов, а не в продвижении какого-либо конкретного типа демократии.
Основная цель электронной демократии состоит не в том, чтобы заставить людей пользоваться технологиями: она состоит в использовании технологий с целью улучшения демократического управления и участия. Двигателем электронной демократии должны стать требования демократии, а не технологии. Ни сами ИКТ, ни расширенные или усовершенствованные технологии сами по не себе автоматически не способствуют поддержке или усилению демократии, демократических институтов и процессов. Согласованные демократические и человеческие ценности и этические соображения являются неотделимыми частями технологических аспектов электронной демократии. Выбор инструментов отражает не только курс политики, но и внедрение ценностей и этических соображений. Помимо выполнения функции обмена и распространения информации ИКТ также имеют способность и призвание совершенствовать процесс реализации прав человека.
Существует несколько причин внедрения технологий в демократический процесс: например, снижение явки на выборах, недостаточный интерес к политике среди молодежи, сокращение уровня легитимности, а также наличие разрыва между политиками/государственными властями и гражданами. Тем не менее, технологии никогда не должны быть причиной для внедрения электронной демократии. Технологии можно использовать для решения этих текущих проблем, с которыми сталкивается демократия. В число электронных решений этих проблем входят электронное участие, электронный парламент, электронные ходатайства и электронные консультации.
Основополагающие принципы электронной демократии изложены в Рекомендации Комитета Министров Совета Европы СМ/REC(2009)1 по электронной демократии. Согласно Рекомендации электронная демократия включает в себя все то, что является демократией, и не связана только с технологиями. Электронная демократия и ее инструменты представлены в Рекомендации как дополнительные возможности для демократии. Рекомендация СМ/REC(2009)1 представляет собой первый серьезный международный документ, описывающий электронную демократию во всей ее целостности и устанавливающий определенные стандарты.
Электронная демократия. Мировой опыт
Создание новых форм взаимодействия государства и граждан с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - идея не новая, известная с 1970-х годов, когда возможности кабельных сетей начали использовать для повышения активности граждан на выборах. В 1980-е был проведен ряд экспериментов по электронному голосованию и онлайн-обсуждениям, однако лишь в начале 2000-х, с развитием интернета, появился значительный интерес к использованию ИКТ в деле развития демократии.
Одним из пионеров в области электронной демократии считается Эстония, которая в 2005 году первой в мире провела местные выборы с использованием интернет-голосования. В 2007-м электронное голосование использовалось уже на выборах в эстонский парламент. И если в 2005 году во всемирной сети проголосовало лишь около 2% эстонских избирателей, то на парламентских выборах 2011 года эта цифра достигла 24%.
Другой пример из Эстонии - проект «Сегодня я решаю» (“Täna Otsustan Mina” (TOM), или “Today I Decide” (TID), инициированный в 2001 году (также существует проект TID+, аккумулирующий опыт проекта TID). Основная идея TID заключается в создании портала, который предоставляет гражданам возможность открыто высказывать свои предложения по совершенствованию государственного управления и законодательной системы и обсуждать новые инициативы, затрагивающие различные сферы жизни общества. По замыслу создателей главной задачей проекта должно стать более активное участие избирателей в формировании государственной политики и устранение барьеров между обществом и государством.
Те же идеи легли в основу проекта Estonian E-Citizen, в рамках которого было создано два электронных ресурса: Information Portal и Citizen Portal. Порталы, которыми управляет департамент государственной информационной системы Эстонии, открывают дверь в «е-государство», информируя граждан об их правах и обязанностях и предоставляя доступ к электронным услугам, базам данных, виртуальному офису и так далее. Если в 2005 году во всемирной сети проголосовало около 2% эстонских избирателей, то на парламентских выборах 2011 года эта цифра достигла 24%.
В Исландии информационно-коммуникационные технологии также используются для широкого обсуждения общественно важных проблем. По последним оценкам, интернетом пользуются 97,8% жителей Исландии. Одним из наиболее познавательных примеров из опыта этой страны является коллективное обсуждение проекта Конституции в социальных сетях: на сайт Конституционного советапоступило 3600 комментариев и более 300 официальных предложений. С их учетом проект основного закона государства был представлен парламенту и общественности.
Активность в обсуждении проекта Конституции проявили многие рядовые граждане, казалось бы, далекие от государственного управления и законотворчества. В то же время некоторые эксперты и представители высших учебных заведений оказались весьма пассивны. По мнению одного из представителей Конституционного совета Исландии, главный урок эксперимента заключается в том, что по-настоящему позитивных результатов можно ждать лишь тогда, когда органы власти прислушиваются к мнению граждан.
Другой интересный пример реализации механизмов электронной демократии можно было увидеть в Новой Зеландии при пересмотре закона о полиции, действовавшего с 1958 года. В 2007 году вниманию общественности была представлена wiki-версиянового законопроекта. В результате эксперимента были получены и учтены 234 предложения, которые легли в основу нового документа. По мнению экспертов, участие граждан стало одним из ключевых аспектов в процессе подготовки закона.
Функционирование механизмов электронной демократии непосредственно связано с вопросами «электронного участия» (e-participation), которое профессор Энн Макинтош определила как «использование ИКТ для повышения степени политического участия путем предоставления гражданам возможности взаимодействовать друг с другом, а также с избранными представителями». По оценкам недавнего доклада ООН «Электронное правительство-2012: Электронное правительство для народа», одним из лидеров в области «электронного участия» является Южная Корея. Начиная с 1995 года, министерство информации и связи этой страны задействовало значительные ресурсы для развития интернета. В 2000 году большинство граждан Южной Кореи имели доступ к всемирной сети, а ряд политиков обзавелись собственными веб-страницами. Стремительно появлялись новые сайты, моментально заполнявшиеся политическими дискуссиями.
Революция в виртуальном мире зачастую оказывает серьезное влияние на мир реальный: достаточно вспомнить революцию в Тунисе, приведшую к свержению президента Бен Али, создавшего полицейское государство и подавлявшего любые протестные акции. Несмотря на определенные достижения его режима в сфере экономики, значительное количество граждан Туниса выступило против авторитарного курса, и основной площадкой для протеста стали социальные сети. Именно они позволили оппозиционно настроенным гражданам донести до мира информацию о событиях, тщательно скрывавшихся властями. Facebook и Twitter стали площадками для свободного обмена мнениями и координации протестного движения.
Интернет нередко становится объектом нападок со стороны авторитарных режимов. К примеру, власти Ирана не раз блокировали доступ к электронной почте Gmail (в последний раз эта мера была преподнесена как «ответ» на показ фильма «Невиновность мусульман»). Согласно официальным объяснениям, услуги электронной почты не соответствуют законодательству Исламской республики. В настоящее время иранские государственные структуры активно разрабатывают собственный аналог интернета.
Электронная демократия в России
В России развитие информационного общества и электронной демократии, на первый взгляд, идет весьма успешно: по количеству пользователей интернета страна вышла на первое место в Европе и на шестое - в мире. Интернет-аудитория в России продолжает увеличиваться и, по данным Минкомсвязи РФ на начало 2012 года, составила 70 млн человек. По оценкам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), интернетом сегодня пользуются 60% россиян, причем 40% выходят во всемирную сеть ежедневно.
В апреле 2012 года Минкомсвязи опубликовал проект «Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года», а уже в мае на первом федеральном конгрессе по электронной демократии министерство представило новый инструмент интернет-взаимодействия граждан и государства:Единый портал электронной демократии Российской Федерации. По замыслу создателей, Единый портал предоставит не только правительству, но и отдельным гражданам и организациям возможность «создавать, обсуждать, поддерживать и публично размещать свои обращения с последующим отправлением их в ведомства и руководящие инстанции, сообщать органам власти о возникающих проблемах, вносить предложения и инициативы».
По словам заместителя директора «Левада-центра» Алексея Гражданкина, в 1990-е годы в России была сделана «попытка соединения истории людей с историей государства», однако «уже в нулевых этот проект был свернут, и власть снова начала демонстрировать своему народу, что государственная жизнь - это удел ограниченного круга компетентных лиц. Государство заметно дистанцировалось от своих граждан». С увеличением этой дистанции в России появляется параллельное онлайн-измерение, в котором уставшие от безразличия властей россияне открывают для себя подлинную демократию. Популярный блогер Рустем Адагамов отмечает, что «ежедневно и с каждым годом политическое влияние интернета усиливается». Социальные сети Facebook и «ВКонтакте» и «Живой Журнал» сыграли значительную роль в организации декабрьских протестных митингов в Москве - самых многочисленных с 1991 года. По последним оценкам, сетью «ВКонтакте» пользуются 25 млн россиян, «Живым Журналом» - 13 млн. Количество российских пользователей Facebook приближается к 7 млн человек.
Наряду с использованием социальных сетей интернет-активисты создают сайты, ориентированные на защиту прав и свобод граждан. Одним из самых известных стал антикоррупционный портал Алексея Навального «РосПил», направленный на «контроль за расходованием бюджетных средств в сфере государственных и муниципальных закупок» и публиковавший, среди прочего, сообщения о хищениях в «Транснефти» и обвинения в мошенничестве в адрес руководства ВТБ. «РосПил» публикует информацию о нечестно проводимых конкурсах, а также о заявках, в которых установленные сроки очевидно не соответствуют объемам работы.
По мнению многих аналитиков, амбициозный проект властей по созданию сиcтемы электронной демократии не что иное, как попытка организовать очередную игру в демократию, одновременно усиливая контроль над обществом. Комментируя предложение Минэкономразвития по созданию «Российской общественной инициативы», глава «Левада-центра» Лев Гудков заявил, что «власть пытается найти выход с помощью создания фиктивных, имитационных образований. Это и Общественная палата, и Открытое правительство, и подобные сайты, которые крайне неэффективны и бессмысленны, потому что они никак не включены в механизм принятия решений… Эти демократические декорации авторитарного режима служат лишь клапанами для выхлопа протестных настроений».
Обсуждения Электронная демократия