Как известно, качество образования объявлено приоритетом в связи с национальной программой его развития и модернизации. Однако в системе образования России до сих пор наблюдается чисто бюрократический подход к оценке «качества» в виде подсчёта «хороших» и «отличных» баллов формально «пятибалльной», а фактически трёх и четырёх балльной шкал.
В результате такого подхода в обществе сформировался КУЛЬТ ОЦЕНКИ (подсчёт количества «хороших» баллов, а должен быть КУЛЬТ ЗНАНИЙ – оценка степени обученности личности). Оценивая результативность образо-вательного процесса, мы тем самым оцениваем и качество образования, полученного данной личностью в целом.
Рассмотрим основные уровни, характеризующие процесс обучения:
- первый уровень - информационный - формирует знания;
- второй уровень - репродуктивный - формирует простейшие умения;
- третий - творческий - формирует сложные умения и навыки. Отсюда вытекает и логика обучения, и логика оценивания степени сформированности знаний, умений и навыков (компетентности) обучаемых, а, значит, и качества их обучения в целом.
В настоящее время оценка «5» ставится и за 100% обученности (высший уровень требований), и за 64% (средний уровень требований), и за 36% (низший уровень требований). То же самое происходит и с двумя другими оценками применяемой на практике, вот уже более чем шестьдесят лет (с февраля 1944 года), фактически трехбалльной шкалы. Баллами «3», «4» и «5» и соответствующими им оценочными суждениями оцениваются: учащиеся гимназических классов и классов для одаренных детей; учащиеся общеобразовательных классов и учащиеся классов коррекционно-развивающего обучения.
Различить эти оценки, выставленные в документах об образовании, как показывает практика, просто невозможно, что служит серьезным противоречием, следствием чего является недостоверность оценки обученности, а, значит, и качества обучения человека в целом. При работе с обучаемыми разного уровня развития и разной степени подготовленности по конкретным учебным предметам - преподаватели вынуждены ставить одни и те же три балла.
Кстати, снижение уровня требований появляется всегда, когда во главу угла ставятся формальные показатели: требование высокого процента «успеваемости» (фактически процента положительно аттестованных при 3-х балльной шкале), большого количества (процента) обучающихся без троек и даже ставится зависимость зарплаты преподавателя от этого показателя (!?).
В основу нашего исследования мы положили концепцию, опирающуюся на модель оценки обученности по пяти вышеприведенным показателям и, которая отличается тем, что в ней впервые охарактеризованы такие понятия, как «содержание балльной оценки», «девальвация балльной оценки», «уровень требований» при проверке и оценке степени обученности обучающихся, а также показатель «степень обученности учащихся» (СОУ), который получил широкое распространение в практике работы учебных заведений страны и органов управления образованием ещё в 80-е годы прошлого века. Предложенная модель обученности позволила нам создать полностью положительную, математически обоснованную 10-и балльную шкалу, которая много лет успешно применяется в целом ряде учебных заведений России, Белоруссии, Молдовы и странах Прибалтики.
Представим нашу модель десятибалльной шкалы, которая послужила основой для создания подобных шкал по всем учебным предметам.
1 балл – «Очень слабо». (Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски и т.п. Пришел на занятия с невыполненным домашним заданием). Обученность в этом случае около 1 %. (1^2 =1).
2 балла – «Слабо». (Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде. «Скачал» работу с Интернета и т.п.). Обученность от 4 % (2^2 =4). Оба эти показателя вместе характеризуют уровень «Различения»), уровень знакомства с данным материалом, объектом или явлением.
3 балла – «Посредственно». (Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание). Обученность от 9 %. (3^2 =9).
4 балла – «Удовлетворительно». (Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.п., однако, затрудняется что-либо объяснить). Обученность от 16 %. Оба эти показателя характеризуют уровень «запоминания» - неосознанное воспроизведение усвоенного материала (магнитофон, попугай, ученик «зубрилка» и т.п.
5 баллов - «Недостаточно хорошо». (Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняя такие мыслительные операции, как анализ и синтез.) Обученность от 25 % (5^2 =25).
6 баллов – «Хорошо». (Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п.). Обученность от 36 % (6^2 =36). Эти показатели характеризуют уровень «понимание» - т.е. осознанное воспроизведение усвоенного материала.
7 баллов – «Очень хорошо». (Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изученной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применить ее в простейших случаях.). Обученность от 49 % (7^2 =49).
8 баллов – «Отлично». (Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет.) Обученность от64% (8^2 = 64). Оба эти показателя характеризуют «Элементарные умения и навыки» - репродуктивный уровень применения теории на практике.
9 баллов – «Великолепно». (Легко выполняет практические задания на уровне «переноса», свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности.). Обученность от 81 % (9^2 =81).
10 баллов – «Прекрасно». (Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков). Обученность 100 % (10^2 =100). Оба эти показателя характеризуют творческий уровень - «Перенос», т.е.- применение теории на практике в нестандартных, не алгоритмизированных ситуациях
Данная шкала описывается уравнением У = Х^2, где У – это обученность в процентах, а Х – оценка в баллах десятибалльной шкалы.
Эксперимент показал, что применение данной шкалы на практике позволяет:
-перейти к единому уровню требований при оценке степени обученности во всех учебных заведениях на основе полностью положительной и более точной десятибалльной шкалы;
-преодолеть синдром боязни отрицательных баллов типа «1» и «2», т.к. в данной шкале они все являются положительными и их надо определенным образом «заработать»;
-уйти от понятий «двоечник», «троечник» и «неуспевающий», как социальной и педагогической проблемы, через более достоверную оценку фактической степени обученности обучающихся по разным учебным предметам;
-ликвидировать необоснованные притязания обучающихся и их родителей к оценке обученности на основе простой и понятной им методики оценивания и т.п.
- научно определить и проверить на практике возможность неформального подхода вначале к оценке качества обучения, а затем и качества образования в целом, на основе метематически - обоснованной и более доказательной степенной десятибалльной шкале;
- определить и обосновать пять последовательных категорий (показателей) понятия и критерия «качество образования».
Формирование оценочных шкал и соответствующих им оценочных суждений, несомненно, должно осуществляться в соответствии с определенными правилами, которые детерминированы выбором соответствующей шкалы измерения.
При использовании полностью положительной десятибалльной шкалы (оценивает прирост знаний, умений и навыков, а не их убывание, как в «пятибалльной» шкале), показатель фактического качества обучения за определенный период и только по конкретному учебному предмету (без смешения с остальными оценками) определяется очень просто.
Качество обучения при использовании десятибалльной шкалы, как соответствующее конкретному показателю обученности, более достоверно характеризуется исходя из пяти его показателей, где:
- высокое качество (ВК) – это «перенос» (V),
- хорошее качество (ХК) – «элементарные умения и навыки» (IV),
- среднее (СК) – «понимание» (III),
- низкое (НК) - «запоминание» (II)
- плохое качество (ПК) – «узнавание» (различение, распознавание - I).
Качество обучения, как важнейшая составная часть понятия «качество образования», в основном характеризуется следующим:
- носителем системного качества является личность и её преобразующая деятельность;
- это конечный результат обучающей (преподаватель) и учебно-познавательной (обучающиеся) деятельности;
- это интегральная характеристика процесса и результата образовательной деятельности в целом;
- это определённый уровень компетенции обученного (его информированности, знаний, умений и навыков);
- это достижение заданной цели в оптимальные сроки и с наименьшими затратами сил, средств, времени и энергии.
Подведем некоторые итоги. Результат совместной образовательной деятельности субъектов образовательного процесса – чрезвычайно важная и сложная составляющая основы базовых понятий теории, методики и практики обучения и здесь очень важно избежать формализма и некомпетентного подхода.
Практика показывает, что не существует людей обученных на 100 % по всем учебным предметам, однако мы лицемерно выдаем «золотые» и «серебряные» медали. В высшей школе более правильный подход к выдаче «Диплома с отличием», нечто подобное должно быть и в системе общего среднего образования. Золотая медаль могла бы выдаваться при наличии оценок «9» и «10» за успехи в гуманитарных предметах, а по остальным дисциплинам не ниже «8», также за успехи в области естественно-математических наук и т.п. Серебряная медаль - при наличии оценок «9» и «8» в области тех же предметов.
Таким образом, может быть до четырех золотых и четырех серебряных медалей за выдающиеся успехи в области отдельных направлений (групп родственных учебных предметов, например:
1) математика + информатика + физика + химия + биология + география;
2) русский язык + литература + мировая художественная культура + иностранный язык;
3) история + экономика + обществоведение;
4) труд (технология) + черчение + физическая культура + музыка (возможны и другие сочетания). Вот тогда можно будет говорить, что мы ушли от фальши и обмана.
Пусть обучаемый имеет высокие результаты обучения по одним предметам (баллы 8, 9 и 10), хорошие по другим (баллы 6, 7 и 8), средние по третьим (баллы 4, 5 и 6) и низкие по четвертым - все остальные баллы, ему это нисколько не будет мешать в жизни, а просто он будет чувствовать себя более комфортно, независимо и более свободно в демократическом обществе.
В связи с введением ЕГЭ появилось заблуждение о том, что там используется «стобалльная» шкала. Такое, в принципе, просто невозможно, ибо нельзя расписать подробные показатели по каждому баллу подобной шкалы и объяснить, например, чем отличается балл «28» от балла «29». При проведении ЕГЭ используется стобалльный накопительный рейтинг, а это совсем другое, так как в этом случае используется набор самых разнообразных шкал. Например, одно задание оценивается максимально в три балла, другое – в семь, третье в шесть, четвертое в десять и т.п., а в сумме по итогам выполнения всех заданий испытуемый может набрать максимально сто баллов.
Необходимо также отметить, что тестовые задания открытого типа, требующие краткого ответа, проверяют только «запоминание» и по 10-и балльной шкале за это можно поставит только до четырёх баллов, а это при переводе в «пятибалльную» шкалу можно оценить только на «два». Таким образом, многие тесты по этой причине просто недостоверны и ничего не говорят об уровне обученности личности, а тем более о качестве её подготовки. Впрочем, - это предмет специального обсуждения.
Только показатели обученности свидетельствуют об истинном характере усвоения знаний и степени сформированности умений и навыков, как основы формируемых компетентностей личности. Подсчёт формально и на бездоказательной основе выставляемых трёх баллов только искажает и маскирует истинную картину подлинного качества обучения, что и приводит к погоне за «высоким» баллом т.н. «пятибалльной» шкалы, а это в итоге просто антинаучно и безнравственно! Нельзя подменять культ знаний (оценка обученности, уровня подготовленности) культом успеваемости – подсчётом количества «хороших» баллов трёхбалльной шкалы.
Для оценки тестирования также удобно применять следующие нормативы на основе 10-и балльной шкалы. Например, если тест содержит 59 вопросов-заданий, тогда:
1 балл – обученность от 1% - 1 верный ответ
2 балла – обученность от 4% - 2 верных ответа и более
3 балла – обученность от 9% - 5 верных ответов и более
4 балла – обученность от 16% - 9 верных ответов и более
5 баллов – обученность от 25% - 15 верных ответов и более
6 баллов – обученность от 36% - 22 верных ответа и более
7 баллов – обученность от 49% - 29 верных ответов и более
8 баллов – обученность от 64% - 38 верных ответов и более
9 баллов – обученность от 81 % - 48 верных ответов и более
10 баллов – обученность 100% - 59 верных ответов
Новое время требует и новых подходов к оценке интеллектуального труда каждой личности. Представленная нами здесь десятибалльная шкала на сегодняшний день является единственной, базирующейся на определенной математической модели и она дает более точные характеристики основных показателей к каждому из баллов, а в целом и качества обученности личности.
Рассмотрим подробнее понятие «качество знаний», в которые входят по нашему мнению такие составляющие, как: прочность, глубина, осознанность и системность знаний и умений обучаемых.
Под прочностью знаний обучающихся понимается то, насколько они способны оперировать в своей практической и учебной деятельности теми теоретическими знаниями, которые получены ранее, особенно за предыдущие годы обучения.
Глубину знаний характеризует количество прочно усвоенных правил, понятий, определений, законов, формулировок и т.п.
Осознанность знаний определяется, прежде всего, пониманием причинно-следственных связей теоретического материала и с умением применять их на практике в соответствии с поставленными целями и задачами.
Принцип прочности, глубины и осознанности знаний находит свое воплощение и отражение и в содержании учебного материала, а в целом и в содержании того образования, которое получают обучаемые.
Таким образом, качество знаний - это есть совокупность рассмотренных показателей в дополнение к такому понятию как системность, в данном случае понимаемая как определенная последовательность и упорядоченность этих знаний (суммативная система, структура).
Разработчикам теории мониторинга образовательного процесса, а также тем, кто реализует идею рейтинговой оценки обученности учащихся и студентов, необходимо помнить, что без диагностики степени обученности человека никакие рейтинги и мониторинги в принципе просто невозможны. Оценка обученности с использованием полностью положительной десятибалльной шкалы - основа любой мониторинговой или рейтинговой системы, и нельзя подменять оценку результата образовательного процесса диагностикой степенью эффективности его хода. Эффективность - характеристика процесса, обученность - характеристика результата, и одно никак не может заменить другое, ибо это две разные стороны одного и того же - процессуальная и результативная. Последнее и есть конечная цель функционирования всякой образовательной системы.
Валентн Симонов, доктор пед. наук, професор
Рассмотрим основные уровни, характеризующие процесс обучения:
- первый уровень - информационный - формирует знания;
- второй уровень - репродуктивный - формирует простейшие умения;
- третий - творческий - формирует сложные умения и навыки. Отсюда вытекает и логика обучения, и логика оценивания степени сформированности знаний, умений и навыков (компетентности) обучаемых, а, значит, и качества их обучения в целом.
В настоящее время оценка «5» ставится и за 100% обученности (высший уровень требований), и за 64% (средний уровень требований), и за 36% (низший уровень требований). То же самое происходит и с двумя другими оценками применяемой на практике, вот уже более чем шестьдесят лет (с февраля 1944 года), фактически трехбалльной шкалы. Баллами «3», «4» и «5» и соответствующими им оценочными суждениями оцениваются: учащиеся гимназических классов и классов для одаренных детей; учащиеся общеобразовательных классов и учащиеся классов коррекционно-развивающего обучения.
Различить эти оценки, выставленные в документах об образовании, как показывает практика, просто невозможно, что служит серьезным противоречием, следствием чего является недостоверность оценки обученности, а, значит, и качества обучения человека в целом. При работе с обучаемыми разного уровня развития и разной степени подготовленности по конкретным учебным предметам - преподаватели вынуждены ставить одни и те же три балла.
Кстати, снижение уровня требований появляется всегда, когда во главу угла ставятся формальные показатели: требование высокого процента «успеваемости» (фактически процента положительно аттестованных при 3-х балльной шкале), большого количества (процента) обучающихся без троек и даже ставится зависимость зарплаты преподавателя от этого показателя (!?).
В основу нашего исследования мы положили концепцию, опирающуюся на модель оценки обученности по пяти вышеприведенным показателям и, которая отличается тем, что в ней впервые охарактеризованы такие понятия, как «содержание балльной оценки», «девальвация балльной оценки», «уровень требований» при проверке и оценке степени обученности обучающихся, а также показатель «степень обученности учащихся» (СОУ), который получил широкое распространение в практике работы учебных заведений страны и органов управления образованием ещё в 80-е годы прошлого века. Предложенная модель обученности позволила нам создать полностью положительную, математически обоснованную 10-и балльную шкалу, которая много лет успешно применяется в целом ряде учебных заведений России, Белоруссии, Молдовы и странах Прибалтики.
Представим нашу модель десятибалльной шкалы, которая послужила основой для создания подобных шкал по всем учебным предметам.
1 балл – «Очень слабо». (Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски и т.п. Пришел на занятия с невыполненным домашним заданием). Обученность в этом случае около 1 %. (1^2 =1).
2 балла – «Слабо». (Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде. «Скачал» работу с Интернета и т.п.). Обученность от 4 % (2^2 =4). Оба эти показателя вместе характеризуют уровень «Различения»), уровень знакомства с данным материалом, объектом или явлением.
3 балла – «Посредственно». (Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание). Обученность от 9 %. (3^2 =9).
4 балла – «Удовлетворительно». (Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.п., однако, затрудняется что-либо объяснить). Обученность от 16 %. Оба эти показателя характеризуют уровень «запоминания» - неосознанное воспроизведение усвоенного материала (магнитофон, попугай, ученик «зубрилка» и т.п.
5 баллов - «Недостаточно хорошо». (Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняя такие мыслительные операции, как анализ и синтез.) Обученность от 25 % (5^2 =25).
6 баллов – «Хорошо». (Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п.). Обученность от 36 % (6^2 =36). Эти показатели характеризуют уровень «понимание» - т.е. осознанное воспроизведение усвоенного материала.
7 баллов – «Очень хорошо». (Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изученной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применить ее в простейших случаях.). Обученность от 49 % (7^2 =49).
8 баллов – «Отлично». (Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет.) Обученность от64% (8^2 = 64). Оба эти показателя характеризуют «Элементарные умения и навыки» - репродуктивный уровень применения теории на практике.
9 баллов – «Великолепно». (Легко выполняет практические задания на уровне «переноса», свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности.). Обученность от 81 % (9^2 =81).
10 баллов – «Прекрасно». (Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков). Обученность 100 % (10^2 =100). Оба эти показателя характеризуют творческий уровень - «Перенос», т.е.- применение теории на практике в нестандартных, не алгоритмизированных ситуациях
Данная шкала описывается уравнением У = Х^2, где У – это обученность в процентах, а Х – оценка в баллах десятибалльной шкалы.
Эксперимент показал, что применение данной шкалы на практике позволяет:
-перейти к единому уровню требований при оценке степени обученности во всех учебных заведениях на основе полностью положительной и более точной десятибалльной шкалы;
-преодолеть синдром боязни отрицательных баллов типа «1» и «2», т.к. в данной шкале они все являются положительными и их надо определенным образом «заработать»;
-уйти от понятий «двоечник», «троечник» и «неуспевающий», как социальной и педагогической проблемы, через более достоверную оценку фактической степени обученности обучающихся по разным учебным предметам;
-ликвидировать необоснованные притязания обучающихся и их родителей к оценке обученности на основе простой и понятной им методики оценивания и т.п.
- научно определить и проверить на практике возможность неформального подхода вначале к оценке качества обучения, а затем и качества образования в целом, на основе метематически - обоснованной и более доказательной степенной десятибалльной шкале;
- определить и обосновать пять последовательных категорий (показателей) понятия и критерия «качество образования».
Формирование оценочных шкал и соответствующих им оценочных суждений, несомненно, должно осуществляться в соответствии с определенными правилами, которые детерминированы выбором соответствующей шкалы измерения.
При использовании полностью положительной десятибалльной шкалы (оценивает прирост знаний, умений и навыков, а не их убывание, как в «пятибалльной» шкале), показатель фактического качества обучения за определенный период и только по конкретному учебному предмету (без смешения с остальными оценками) определяется очень просто.
Качество обучения при использовании десятибалльной шкалы, как соответствующее конкретному показателю обученности, более достоверно характеризуется исходя из пяти его показателей, где:
- высокое качество (ВК) – это «перенос» (V),
- хорошее качество (ХК) – «элементарные умения и навыки» (IV),
- среднее (СК) – «понимание» (III),
- низкое (НК) - «запоминание» (II)
- плохое качество (ПК) – «узнавание» (различение, распознавание - I).
Качество обучения, как важнейшая составная часть понятия «качество образования», в основном характеризуется следующим:
- носителем системного качества является личность и её преобразующая деятельность;
- это конечный результат обучающей (преподаватель) и учебно-познавательной (обучающиеся) деятельности;
- это интегральная характеристика процесса и результата образовательной деятельности в целом;
- это определённый уровень компетенции обученного (его информированности, знаний, умений и навыков);
- это достижение заданной цели в оптимальные сроки и с наименьшими затратами сил, средств, времени и энергии.
Подведем некоторые итоги. Результат совместной образовательной деятельности субъектов образовательного процесса – чрезвычайно важная и сложная составляющая основы базовых понятий теории, методики и практики обучения и здесь очень важно избежать формализма и некомпетентного подхода.
Практика показывает, что не существует людей обученных на 100 % по всем учебным предметам, однако мы лицемерно выдаем «золотые» и «серебряные» медали. В высшей школе более правильный подход к выдаче «Диплома с отличием», нечто подобное должно быть и в системе общего среднего образования. Золотая медаль могла бы выдаваться при наличии оценок «9» и «10» за успехи в гуманитарных предметах, а по остальным дисциплинам не ниже «8», также за успехи в области естественно-математических наук и т.п. Серебряная медаль - при наличии оценок «9» и «8» в области тех же предметов.
Таким образом, может быть до четырех золотых и четырех серебряных медалей за выдающиеся успехи в области отдельных направлений (групп родственных учебных предметов, например:
1) математика + информатика + физика + химия + биология + география;
2) русский язык + литература + мировая художественная культура + иностранный язык;
3) история + экономика + обществоведение;
4) труд (технология) + черчение + физическая культура + музыка (возможны и другие сочетания). Вот тогда можно будет говорить, что мы ушли от фальши и обмана.
Пусть обучаемый имеет высокие результаты обучения по одним предметам (баллы 8, 9 и 10), хорошие по другим (баллы 6, 7 и 8), средние по третьим (баллы 4, 5 и 6) и низкие по четвертым - все остальные баллы, ему это нисколько не будет мешать в жизни, а просто он будет чувствовать себя более комфортно, независимо и более свободно в демократическом обществе.
В связи с введением ЕГЭ появилось заблуждение о том, что там используется «стобалльная» шкала. Такое, в принципе, просто невозможно, ибо нельзя расписать подробные показатели по каждому баллу подобной шкалы и объяснить, например, чем отличается балл «28» от балла «29». При проведении ЕГЭ используется стобалльный накопительный рейтинг, а это совсем другое, так как в этом случае используется набор самых разнообразных шкал. Например, одно задание оценивается максимально в три балла, другое – в семь, третье в шесть, четвертое в десять и т.п., а в сумме по итогам выполнения всех заданий испытуемый может набрать максимально сто баллов.
Необходимо также отметить, что тестовые задания открытого типа, требующие краткого ответа, проверяют только «запоминание» и по 10-и балльной шкале за это можно поставит только до четырёх баллов, а это при переводе в «пятибалльную» шкалу можно оценить только на «два». Таким образом, многие тесты по этой причине просто недостоверны и ничего не говорят об уровне обученности личности, а тем более о качестве её подготовки. Впрочем, - это предмет специального обсуждения.
Только показатели обученности свидетельствуют об истинном характере усвоения знаний и степени сформированности умений и навыков, как основы формируемых компетентностей личности. Подсчёт формально и на бездоказательной основе выставляемых трёх баллов только искажает и маскирует истинную картину подлинного качества обучения, что и приводит к погоне за «высоким» баллом т.н. «пятибалльной» шкалы, а это в итоге просто антинаучно и безнравственно! Нельзя подменять культ знаний (оценка обученности, уровня подготовленности) культом успеваемости – подсчётом количества «хороших» баллов трёхбалльной шкалы.
Для оценки тестирования также удобно применять следующие нормативы на основе 10-и балльной шкалы. Например, если тест содержит 59 вопросов-заданий, тогда:
1 балл – обученность от 1% - 1 верный ответ
2 балла – обученность от 4% - 2 верных ответа и более
3 балла – обученность от 9% - 5 верных ответов и более
4 балла – обученность от 16% - 9 верных ответов и более
5 баллов – обученность от 25% - 15 верных ответов и более
6 баллов – обученность от 36% - 22 верных ответа и более
7 баллов – обученность от 49% - 29 верных ответов и более
8 баллов – обученность от 64% - 38 верных ответов и более
9 баллов – обученность от 81 % - 48 верных ответов и более
10 баллов – обученность 100% - 59 верных ответов
Новое время требует и новых подходов к оценке интеллектуального труда каждой личности. Представленная нами здесь десятибалльная шкала на сегодняшний день является единственной, базирующейся на определенной математической модели и она дает более точные характеристики основных показателей к каждому из баллов, а в целом и качества обученности личности.
Рассмотрим подробнее понятие «качество знаний», в которые входят по нашему мнению такие составляющие, как: прочность, глубина, осознанность и системность знаний и умений обучаемых.
Под прочностью знаний обучающихся понимается то, насколько они способны оперировать в своей практической и учебной деятельности теми теоретическими знаниями, которые получены ранее, особенно за предыдущие годы обучения.
Глубину знаний характеризует количество прочно усвоенных правил, понятий, определений, законов, формулировок и т.п.
Осознанность знаний определяется, прежде всего, пониманием причинно-следственных связей теоретического материала и с умением применять их на практике в соответствии с поставленными целями и задачами.
Принцип прочности, глубины и осознанности знаний находит свое воплощение и отражение и в содержании учебного материала, а в целом и в содержании того образования, которое получают обучаемые.
Таким образом, качество знаний - это есть совокупность рассмотренных показателей в дополнение к такому понятию как системность, в данном случае понимаемая как определенная последовательность и упорядоченность этих знаний (суммативная система, структура).
Разработчикам теории мониторинга образовательного процесса, а также тем, кто реализует идею рейтинговой оценки обученности учащихся и студентов, необходимо помнить, что без диагностики степени обученности человека никакие рейтинги и мониторинги в принципе просто невозможны. Оценка обученности с использованием полностью положительной десятибалльной шкалы - основа любой мониторинговой или рейтинговой системы, и нельзя подменять оценку результата образовательного процесса диагностикой степенью эффективности его хода. Эффективность - характеристика процесса, обученность - характеристика результата, и одно никак не может заменить другое, ибо это две разные стороны одного и того же - процессуальная и результативная. Последнее и есть конечная цель функционирования всякой образовательной системы.
Валентн Симонов, доктор пед. наук, професор
Обсуждения Оценка качества в образовании и Болонский процесс