Оценка качества в образовании и Болонский процесс

Как известно, качество образования объявлено приоритетом в связи с национальной программой его развития и модернизации. Однако в системе образования России до сих пор наблюдается чисто бюрократический подход к оценке «качества» в виде подсчёта «хороших» и «отличных» баллов формально «пятибалльной», а фактически трёх и четырёх балльной шкал.
Оценка качества в образовании и Болонский процесс
В результате такого подхода в обществе сформировался КУЛЬТ ОЦЕНКИ (подсчёт количества «хороших» баллов, а должен быть КУЛЬТ ЗНАНИЙ – оценка степени обученности личности). Оценивая результативность образо-вательного процесса, мы тем самым оцениваем и качество образования, полученного данной личностью в целом.

Рассмотрим основные уровни, характеризующие процесс обучения:

- первый уровень - информационный - формирует знания;

- второй уровень - репродуктивный - формирует простейшие умения;

- третий - творческий - формирует сложные умения и навыки. Отсюда вытекает и логика обучения, и логика оценивания степени сформированности знаний, умений и навыков (компетентности) обучаемых, а, значит, и качества их обучения в целом.

В настоящее время оценка «5» ставится и за 100% обученности (высший уровень требований), и за 64% (средний уровень требований), и за 36% (низший уровень требований). То же самое происходит и с двумя другими оценками применяемой на практике, вот уже более чем шестьдесят лет (с февраля 1944 года), фактически трехбалльной шкалы. Баллами «3», «4» и «5» и соответствующими им оценочными суждениями оцениваются: учащиеся гимназических классов и классов для одаренных детей; учащиеся общеобразовательных классов и учащиеся классов коррекционно-развивающего обучения.

Различить эти оценки, выставленные в документах об образовании, как показывает практика, просто невозможно, что служит серьезным противоречием, следствием чего является недостоверность оценки обученности, а, значит, и качества обучения человека в целом. При работе с обучаемыми разного уровня развития и разной степени подготовленности по конкретным учебным предметам - преподаватели вынуждены ставить одни и те же три балла.

Кстати, снижение уровня требований появляется всегда, когда во главу угла ставятся формальные показатели: требование высокого процента «успеваемости» (фактически процента положительно аттестованных при 3-х балльной шкале), большого количества (процента) обучающихся без троек и даже ставится зависимость зарплаты преподавателя от этого показателя (!?).

В основу нашего исследования мы положили концепцию, опирающуюся на модель оценки обученности по пяти вышеприведенным показателям и, которая отличается тем, что в ней впервые охарактеризованы такие понятия, как «содержание балльной оценки», «девальвация балльной оценки», «уровень требований» при проверке и оценке степени обученности обучающихся, а также показатель «степень обученности учащихся» (СОУ), который получил широкое распространение в практике работы учебных заведений страны и органов управления образованием ещё в 80-е годы прошлого века. Предложенная модель обученности позволила нам создать полностью положительную, математически обоснованную 10-и балльную шкалу, которая много лет успешно применяется в целом ряде учебных заведений России, Белоруссии, Молдовы и странах Прибалтики.

Представим нашу модель десятибалльной шкалы, которая послужила основой для создания подобных шкал по всем учебным предметам.

1 балл – «Очень слабо». (Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски и т.п. Пришел на занятия с невыполненным домашним заданием). Обученность в этом случае около 1 %. (1^2 =1).

2 балла – «Слабо». (Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде. «Скачал» работу с Интернета и т.п.). Обученность от 4 % (2^2 =4). Оба эти показателя вместе характеризуют уровень «Различения»), уровень знакомства с данным материалом, объектом или явлением.

3 балла – «Посредственно». (Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание). Обученность от 9 %. (3^2 =9).

4 балла – «Удовлетворительно». (Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.п., однако, затрудняется что-либо объяснить). Обученность от 16 %. Оба эти показателя характеризуют уровень «запоминания» - неосознанное воспроизведение усвоенного материала (магнитофон, попугай, ученик «зубрилка» и т.п.

5 баллов - «Недостаточно хорошо». (Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняя такие мыслительные операции, как анализ и синтез.) Обученность от 25 % (5^2 =25).

6 баллов – «Хорошо». (Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п.). Обученность от 36 % (6^2 =36). Эти показатели характеризуют уровень «понимание» - т.е. осознанное воспроизведение усвоенного материала.

7 баллов – «Очень хорошо». (Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изученной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применить ее в простейших случаях.). Обученность от 49 % (7^2 =49).

8 баллов – «Отлично». (Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет.) Обученность от64% (8^2 = 64). Оба эти показателя характеризуют «Элементарные умения и навыки» - репродуктивный уровень применения теории на практике.

9 баллов – «Великолепно». (Легко выполняет практические задания на уровне «переноса», свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности.). Обученность от 81 % (9^2 =81).

10 баллов – «Прекрасно». (Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков). Обученность 100 % (10^2 =100). Оба эти показателя характеризуют творческий уровень - «Перенос», т.е.- применение теории на практике в нестандартных, не алгоритмизированных ситуациях

Данная шкала описывается уравнением У = Х^2, где У – это обученность в процентах, а Х – оценка в баллах десятибалльной шкалы.

Эксперимент показал, что применение данной шкалы на практике позволяет:

-перейти к единому уровню требований при оценке степени обученности во всех учебных заведениях на основе полностью положительной и более точной десятибалльной шкалы;

-преодолеть синдром боязни отрицательных баллов типа «1» и «2», т.к. в данной шкале они все являются положительными и их надо определенным образом «заработать»;

-уйти от понятий «двоечник», «троечник» и «неуспевающий», как социальной и педагогической проблемы, через более достоверную оценку фактической степени обученности обучающихся по разным учебным предметам;

-ликвидировать необоснованные притязания обучающихся и их родителей к оценке обученности на основе простой и понятной им методики оценивания и т.п.

- научно определить и проверить на практике возможность неформального подхода вначале к оценке качества обучения, а затем и качества образования в целом, на основе метематически - обоснованной и более доказательной степенной десятибалльной шкале;

- определить и обосновать пять последовательных категорий (показателей) понятия и критерия «качество образования».

Формирование оценочных шкал и соответствующих им оценочных суждений, несомненно, должно осуществляться в соответствии с определенными правилами, которые детерминированы выбором соответствующей шкалы измерения.

При использовании полностью положительной десятибалльной шкалы (оценивает прирост знаний, умений и навыков, а не их убывание, как в «пятибалльной» шкале), показатель фактического качества обучения за определенный период и только по конкретному учебному предмету (без смешения с остальными оценками) определяется очень просто.

Качество обучения при использовании десятибалльной шкалы, как соответствующее конкретному показателю обученности, более достоверно характеризуется исходя из пяти его показателей, где:

- высокое качество (ВК) – это «перенос» (V),
- хорошее качество (ХК) – «элементарные умения и навыки» (IV),

- среднее (СК) – «понимание» (III),
- низкое (НК) - «запоминание» (II)
- плохое качество (ПК) – «узнавание» (различение, распознавание - I).

Качество обучения, как важнейшая составная часть понятия «качество образования», в основном характеризуется следующим:

- носителем системного качества является личность и её преобразующая деятельность;

- это конечный результат обучающей (преподаватель) и учебно-познавательной (обучающиеся) деятельности;

- это интегральная характеристика процесса и результата образовательной деятельности в целом;

- это определённый уровень компетенции обученного (его информированности, знаний, умений и навыков);

- это достижение заданной цели в оптимальные сроки и с наименьшими затратами сил, средств, времени и энергии.

Подведем некоторые итоги. Результат совместной образовательной деятельности субъектов образовательного процесса – чрезвычайно важная и сложная составляющая основы базовых понятий теории, методики и практики обучения и здесь очень важно избежать формализма и некомпетентного подхода.

Практика показывает, что не существует людей обученных на 100 % по всем учебным предметам, однако мы лицемерно выдаем «золотые» и «серебряные» медали. В высшей школе более правильный подход к выдаче «Диплома с отличием», нечто подобное должно быть и в системе общего среднего образования. Золотая медаль могла бы выдаваться при наличии оценок «9» и «10» за успехи в гуманитарных предметах, а по остальным дисциплинам не ниже «8», также за успехи в области естественно-математических наук и т.п. Серебряная медаль - при наличии оценок «9» и «8» в области тех же предметов.

Таким образом, может быть до четырех золотых и четырех серебряных медалей за выдающиеся успехи в области отдельных направлений (групп родственных учебных предметов, например:

1) математика + информатика + физика + химия + биология + география;

2) русский язык + литература + мировая художественная культура + иностранный язык;

3) история + экономика + обществоведение;
4) труд (технология) + черчение + физическая культура + музыка (возможны и другие сочетания). Вот тогда можно будет говорить, что мы ушли от фальши и обмана.

Пусть обучаемый имеет высокие результаты обучения по одним предметам (баллы 8, 9 и 10), хорошие по другим (баллы 6, 7 и 8), средние по третьим (баллы 4, 5 и 6) и низкие по четвертым - все остальные баллы, ему это нисколько не будет мешать в жизни, а просто он будет чувствовать себя более комфортно, независимо и более свободно в демократическом обществе.

В связи с введением ЕГЭ появилось заблуждение о том, что там используется «стобалльная» шкала. Такое, в принципе, просто невозможно, ибо нельзя расписать подробные показатели по каждому баллу подобной шкалы и объяснить, например, чем отличается балл «28» от балла «29». При проведении ЕГЭ используется стобалльный накопительный рейтинг, а это совсем другое, так как в этом случае используется набор самых разнообразных шкал. Например, одно задание оценивается максимально в три балла, другое – в семь, третье в шесть, четвертое в десять и т.п., а в сумме по итогам выполнения всех заданий испытуемый может набрать максимально сто баллов.

Необходимо также отметить, что тестовые задания открытого типа, требующие краткого ответа, проверяют только «запоминание» и по 10-и балльной шкале за это можно поставит только до четырёх баллов, а это при переводе в «пятибалльную» шкалу можно оценить только на «два». Таким образом, многие тесты по этой причине просто недостоверны и ничего не говорят об уровне обученности личности, а тем более о качестве её подготовки. Впрочем, - это предмет специального обсуждения.

Только показатели обученности свидетельствуют об истинном характере усвоения знаний и степени сформированности умений и навыков, как основы формируемых компетентностей личности. Подсчёт формально и на бездоказательной основе выставляемых трёх баллов только искажает и маскирует истинную картину подлинного качества обучения, что и приводит к погоне за «высоким» баллом т.н. «пятибалльной» шкалы, а это в итоге просто антинаучно и безнравственно! Нельзя подменять культ знаний (оценка обученности, уровня подготовленности) культом успеваемости – подсчётом количества «хороших» баллов трёхбалльной шкалы.

Для оценки тестирования также удобно применять следующие нормативы на основе 10-и балльной шкалы. Например, если тест содержит 59 вопросов-заданий, тогда:

1 балл – обученность от 1% - 1 верный ответ

2 балла – обученность от 4% - 2 верных ответа и более

3 балла – обученность от 9% - 5 верных ответов и более

4 балла – обученность от 16% - 9 верных ответов и более

5 баллов – обученность от 25% - 15 верных ответов и более

6 баллов – обученность от 36% - 22 верных ответа и более

7 баллов – обученность от 49% - 29 верных ответов и более

8 баллов – обученность от 64% - 38 верных ответов и более

9 баллов – обученность от 81 % - 48 верных ответов и более

10 баллов – обученность 100% - 59 верных ответов

Новое время требует и новых подходов к оценке интеллектуального труда каждой личности. Представленная нами здесь десятибалльная шкала на сегодняшний день является единственной, базирующейся на определенной математической модели и она дает более точные характеристики основных показателей к каждому из баллов, а в целом и качества обученности личности.

Рассмотрим подробнее понятие «качество знаний», в которые входят по нашему мнению такие составляющие, как: прочность, глубина, осознанность и системность знаний и умений обучаемых.

Под прочностью знаний обучающихся понимается то, насколько они способны оперировать в своей практической и учебной деятельности теми теоретическими знаниями, которые получены ранее, особенно за предыдущие годы обучения.

Глубину знаний характеризует количество прочно усвоенных правил, понятий, определений, законов, формулировок и т.п.

Осознанность знаний определяется, прежде всего, пониманием причинно-следственных связей теоретического материала и с умением применять их на практике в соответствии с поставленными целями и задачами.

Принцип прочности, глубины и осознанности знаний находит свое воплощение и отражение и в содержании учебного материала, а в целом и в содержании того образования, которое получают обучаемые.

Таким образом, качество знаний - это есть совокупность рассмотренных показателей в дополнение к такому понятию как системность, в данном случае понимаемая как определенная последовательность и упорядоченность этих знаний (суммативная система, структура).

Разработчикам теории мониторинга образовательного процесса, а также тем, кто реализует идею рейтинговой оценки обученности учащихся и студентов, необходимо помнить, что без диагностики степени обученности человека никакие рейтинги и мониторинги в принципе просто невозможны. Оценка обученности с использованием полностью положительной десятибалльной шкалы - основа любой мониторинговой или рейтинговой системы, и нельзя подменять оценку результата образовательного процесса диагностикой степенью эффективности его хода. Эффективность - характеристика процесса, обученность - характеристика результата, и одно никак не может заменить другое, ибо это две разные стороны одного и того же - процессуальная и результативная. Последнее и есть конечная цель функционирования всякой образовательной системы.

Валентн Симонов, доктор пед. наук, професор
×

Обсуждения Оценка качества в образовании и Болонский процесс

  • Уважаемый Валентин Петрович! Ознакомившись с материалами Вашей публикации "Оценка качества в образовании и Болонский процесс", сообщаю Вам, что я полностью с Вами согласна. 10-ти бальная оценочная шкала позволяет более объективно оценить ответ учащегся, студента. Сама я постоянно пользуюсь этой шкалой при оценке знаний, так как считаю, что 5-ти бальная система не дает справедливой оценки знаний. 10-ти балная шкала мотивирет студента/учащегося к активной работе на занятиях, так как он уверен в объектиности оценки его ответов.
     

По теме Оценка качества в образовании и Болонский процесс

О школьном образовании детей

В школе детей привычно учат читать, писать, учат физике, математике и прочим...
Журнал

Оценка вклада в науку

1. 5 стартовых баллов. 2. 1 балл за каждое утверждение, которое всем кажется...
Журнал

Оценка глобального потепления

Европейское космическое агентство осуществило запуск спутника, предназначенного...
Журнал

Оценка массы нейтрино

Астрономы получили самую точную на данный момент оценку массы нейтрино - частица...
Журнал

Оценка влияния аспирина

Аспирин не снижает риск развития сердечно-сосудистых осложнений у пациентов с...
Журнал

Экспертная оценка научных работ

Ученые показали, что процесс экспертной оценки научных работ - основной...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека