В России с 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", закрепивший право граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной правовой поддержки.
Целями принятого закона заявлено создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных законом, формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства; создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.
Отношения, регламентируемые законом № 324-ФЗ, для России не новы. Возможность оказания бесплатной юридической помощи была закреплена еще Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», где в статье 26 устанавливается перечень льготных категорий граждан, имеющих право на ее получение. Также Правительством Российской Федерации были приняты постановления “О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам” (от 22.08.2005 № 534) и “О государственных юридических бюро” (от 03.12.2009 № 991), позволившие создать в регионах специализированные центры в целях оказания правовой помощи малоимущим гражданам.
Между тем, действующее до настоящего времени законодательство относилось к данному вопросу формально, без учета потребностей граждан и возможностей юридических работников, требований к ним, не предусматривая практически никаких гарантий для обеих сторон. Подобным же образом оставались неурегулированными вопросы достойного денежного вознаграждения адвокатов и компенсации расходов, связанных с предоставлением помощи.
Предмет закона
Новый закон закрепляет доступность бесплатной юридической помощи для гораздо более широкой группы граждан, устанавливает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания соответствующих услуг, а также предъявляет жесткие требования к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь. Оказание бесплатной юридической помощи должно строиться на таких принципах, как объективность, беспристрастность, своевременность, равенство доступа граждан к получению помощи и обеспечение конфиденциальности при ее оказании.
Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов, государственное юридическое бюро, адвокаты и нотариусы. В соответствии с законом органы исполнительной власти субъектов РФ вправе самостоятельно решать - учреждать ли им государственные юридические бюро или же привлекать для оказания бесплатной юридической помощи адвокатов. Они же призваны определять размер и порядок оплаты труда адвокатов и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.
Главными участниками государственной системы бесплатной помощи представлены государственные юридические бюро, являющиеся юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов РФ, которые вправе оказывать все предусмотренные законом виды бесплатной юридической помощи. Обеспечение деятельности бюро возлагается на региональные власти. Только по предварительным данным консолидированный объем бюджетных ассигнований из бюджетов субъектов в случае создания во всех субъектах государственных юридических бюро может составить миллиарды рублей. В свою очередь все государственные юридические бюро, созданные ранее, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации.
Закон выделяет несколько форм бесплатной юридической помощи. Бесплатная помощь может оказываться в виде правового консультирования в устной и письменной форме, путем составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также посредством представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. Такую помощь могут оказывать исключительно лица, имеющие высшее юридическое образование. Помимо этого, законами могут быть установлены и дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах и органах власти.
Одновременно закон определяет, что бесплатная юридическая помощь может оказываться гражданам не только в рамках государственной, но и в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Участниками последней будут являться юридические клиники и негосударственные юридические центры.
Кому может быть оказана бесплатная юридическая помощь
Лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, закон делит на две большие категории. Во-первых, это граждане, которые вправе обратиться за помощью по любым вопросам, указанным в законе. Во-вторых, это лица с особым статусом, обусловленным возрастом, отношениями представительства и требованиями специальных законов.
Первую группу составляют, прежде всего, граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, и одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума. Также сюда относятся инвалиды 1-ой и 2-ой группы, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда.
Ко второй группе относятся дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений, граждане, признанные судом недееспособными, а также законные представители указанных лиц.
Кроме того, рассчитывать на получение бесплатной помощи вправе граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с законом о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, и законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.
Законные представители вышеуказанных граждан имеют некоторые ограничения при осуществлении своих прав на бесплатную юридическую защиту. Так, например, представители несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности, могут обратиться за помощью только по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних, за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве.
Перечень льготных категорий граждан по новым правилам может быть пересмотрен в сторону увеличения. Так, закон предоставляет субъектам РФ право принимать собственные законы, устанавливающие дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи путем расширения перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, а также дополнения перечня случаев оказания такой помощи.
Что касается негосударственных центров бесплатной юридической помощи, то категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются ими самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в первую очередь должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, здесь не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Устное и письменное консультирование, составление документов
Бесплатное правовое консультирование и составление заявлений, жалоб и ходатайств производится при заключении указанными в законе гражданами сделок с недвижимостью, признании прав на жилье, земельный участок, при защите прав потребителей в части предоставления коммунальных услуг, признании гражданина безработным и установлении пособия по безработице, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца.
Также данный вид правовой поддержки может быть запрошен при отказе работодателя в заключении трудового договора, предоставлении мер социальной поддержки, установлении отцовства, взыскании алиментов, реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий, ограничении дееспособности, обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи, обжаловании во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.
Помимо этого, бесплатную помощь обязаны оказать в случаях назначения, перерасчета и взыскания трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем, а также при проведении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Представительство в судах и государственных органах
Возможность представления в судах, государственных и муниципальных органах интересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, поставлена в зависимость от того, являются ли данные гражданами истцами, или ответчиками. Так, закон определяет всего три группы споров, по которым могут быть бесплатно представлены интересы как истцов, так и ответчиков. Это споры о:
- расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав.
- признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения.
- признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Бесплатное представительство граждан, являющихся истцами и заявителями, осуществляется при рассмотрении судами дел о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью.
Отдельно государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, обязаны представлять интересы обратившихся к ним заявителей, если они являются гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией, или гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар.
Обращение за помощью и отказ в предоставлении бесплатной помощи
В целях получения юридической помощи граждане должны предоставить в бюро, или адвокатам определенный пакет документов. В него входят документ, удостоверяющий личность, заявление об оказании юридической помощи и справку о среднедушевом доходе семьи, которую можно получить в подразделениях государственного учреждения социальной защиты населения по месту жительства. Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение помощи по другим основаниям, необходимо предоставить предусмотренные законодательством документы, подтверждающие их принадлежность к соответствующим льготным категориям.
В свою очередь вопросы, которые могут быть разрешены в рамках бесплатной помощи, должны отвечать ряду критериев. Они должны иметь правовой характер, быть ранее неразрешенными вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Помимо этого, помощь может быть оказана только по вопросу, по которому не имеется принятого по спору между теми же сторонами решения третейского суда, ставшего обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Одновременно закон детально регламентирует случаи возможного отказа в предоставлении юридической помощи, не допуская произвольного расширения их перечня. При этом если государственное юридическое бюро или адвокат принимают решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение.
Во-первых, юридическая помощь не оказывается в случаях, если гражданин не соответствует требованиям, обозначенным самим законом, то есть является ненадлежащим заявителем. Во-вторых, в помощи отказывается, если гражданин обратился по вопросу, не имеющему правового характера, просит составить документ при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований, или просит представлять его интересы при наличии препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган. Наконец, бесплатная юридическая помощь не оказывается гражданину, если прокурор уже обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина.
Медиация и функции юридических клиник в России
Юридические клиники в современной России призваны осуществлять две функции. Первая функция - образовательная, направленная на профессиональную подготовку квалифицированных юристов. Вторая функция - социальная, связанная с оказанием бесплатной юридической помощи населению. Для совершенствования деятельности юридических клиник необходимо осмысление данных функций в их единстве.
Роль юридических клиник все больше возрастает. Связана эта тенденция, во-первых, с тем, что в сфере юридического образования намечается рост практической и компетентной составляющей и, во-вторых, с осознанием российским обществом насущной потребности в увеличении числа субъектов оказания бесплатной, но качественной юридической помощи. Принятый закон затрагивает, в том числе, вопросы деятельности юридических клиник, рассматривая их в качестве составного элемента системы бесплатной юридической помощи. Юридические клиники, таким образом, заключают в себе два аспекта. С одной стороны, они представляют собой определенную форму образовательной деятельности, целью которой является формирование профессионалов в юридической сфере. С другой стороны, юридические клиники нацелены на удовлетворение общественной потребности в получении определенными категориями лиц бесплатной юридической помощи.
Эффективной является такая юридическая помощь, которая может позволить достичь лицу, обратившемуся за помощью, желаемого правового результата. Известно, что желаемый результат далеко не всегда сопряжен с судебным процессом (в данном случае не принимается во внимание защита по уголовным делам). Более чем в половине случаев клиентам необходимы только консультация, разъяснение положений законодательства либо помощь в подготовке обращения в несудебные правоприменительные органы.
Практика показывает, что для решения многих вопросов, имеющих важное значение для клиентов, судебное разбирательство как таковое не требуется. Более того, клиентам юридических клиник разъясняются последствия их обращения в суд (в том числе негативные), перспективы судебного рассмотрения их дела и возможности альтернативного (досудебного и несудебного) разрешения спора. Такая деятельность юридических клиник (если она будет носить повсеместный и систематический характер) позволила бы снизить нагрузку на суды, сберечь средства клиентов (которые могли быть потрачены ими на судебный спор) и способствовать укреплению в обществе культуры примирения и разрешения конфликтов средствами медиации – известными и эффективными несудебными формами.
Отношения, регламентируемые законом № 324-ФЗ, для России не новы. Возможность оказания бесплатной юридической помощи была закреплена еще Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», где в статье 26 устанавливается перечень льготных категорий граждан, имеющих право на ее получение. Также Правительством Российской Федерации были приняты постановления “О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам” (от 22.08.2005 № 534) и “О государственных юридических бюро” (от 03.12.2009 № 991), позволившие создать в регионах специализированные центры в целях оказания правовой помощи малоимущим гражданам.
Между тем, действующее до настоящего времени законодательство относилось к данному вопросу формально, без учета потребностей граждан и возможностей юридических работников, требований к ним, не предусматривая практически никаких гарантий для обеих сторон. Подобным же образом оставались неурегулированными вопросы достойного денежного вознаграждения адвокатов и компенсации расходов, связанных с предоставлением помощи.
Предмет закона
Новый закон закрепляет доступность бесплатной юридической помощи для гораздо более широкой группы граждан, устанавливает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания соответствующих услуг, а также предъявляет жесткие требования к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь. Оказание бесплатной юридической помощи должно строиться на таких принципах, как объективность, беспристрастность, своевременность, равенство доступа граждан к получению помощи и обеспечение конфиденциальности при ее оказании.
Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов, государственное юридическое бюро, адвокаты и нотариусы. В соответствии с законом органы исполнительной власти субъектов РФ вправе самостоятельно решать - учреждать ли им государственные юридические бюро или же привлекать для оказания бесплатной юридической помощи адвокатов. Они же призваны определять размер и порядок оплаты труда адвокатов и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.
Главными участниками государственной системы бесплатной помощи представлены государственные юридические бюро, являющиеся юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов РФ, которые вправе оказывать все предусмотренные законом виды бесплатной юридической помощи. Обеспечение деятельности бюро возлагается на региональные власти. Только по предварительным данным консолидированный объем бюджетных ассигнований из бюджетов субъектов в случае создания во всех субъектах государственных юридических бюро может составить миллиарды рублей. В свою очередь все государственные юридические бюро, созданные ранее, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации.
Закон выделяет несколько форм бесплатной юридической помощи. Бесплатная помощь может оказываться в виде правового консультирования в устной и письменной форме, путем составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также посредством представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. Такую помощь могут оказывать исключительно лица, имеющие высшее юридическое образование. Помимо этого, законами могут быть установлены и дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах и органах власти.
Одновременно закон определяет, что бесплатная юридическая помощь может оказываться гражданам не только в рамках государственной, но и в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Участниками последней будут являться юридические клиники и негосударственные юридические центры.
Кому может быть оказана бесплатная юридическая помощь
Лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, закон делит на две большие категории. Во-первых, это граждане, которые вправе обратиться за помощью по любым вопросам, указанным в законе. Во-вторых, это лица с особым статусом, обусловленным возрастом, отношениями представительства и требованиями специальных законов.
Первую группу составляют, прежде всего, граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, и одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума. Также сюда относятся инвалиды 1-ой и 2-ой группы, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда.
Ко второй группе относятся дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений, граждане, признанные судом недееспособными, а также законные представители указанных лиц.
Кроме того, рассчитывать на получение бесплатной помощи вправе граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с законом о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, и законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.
Законные представители вышеуказанных граждан имеют некоторые ограничения при осуществлении своих прав на бесплатную юридическую защиту. Так, например, представители несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности, могут обратиться за помощью только по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних, за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве.
Перечень льготных категорий граждан по новым правилам может быть пересмотрен в сторону увеличения. Так, закон предоставляет субъектам РФ право принимать собственные законы, устанавливающие дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи путем расширения перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, а также дополнения перечня случаев оказания такой помощи.
Что касается негосударственных центров бесплатной юридической помощи, то категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются ими самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в первую очередь должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, здесь не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Устное и письменное консультирование, составление документов
Бесплатное правовое консультирование и составление заявлений, жалоб и ходатайств производится при заключении указанными в законе гражданами сделок с недвижимостью, признании прав на жилье, земельный участок, при защите прав потребителей в части предоставления коммунальных услуг, признании гражданина безработным и установлении пособия по безработице, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца.
Также данный вид правовой поддержки может быть запрошен при отказе работодателя в заключении трудового договора, предоставлении мер социальной поддержки, установлении отцовства, взыскании алиментов, реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий, ограничении дееспособности, обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи, обжаловании во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.
Помимо этого, бесплатную помощь обязаны оказать в случаях назначения, перерасчета и взыскания трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем, а также при проведении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Представительство в судах и государственных органах
Возможность представления в судах, государственных и муниципальных органах интересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, поставлена в зависимость от того, являются ли данные гражданами истцами, или ответчиками. Так, закон определяет всего три группы споров, по которым могут быть бесплатно представлены интересы как истцов, так и ответчиков. Это споры о:
- расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав.
- признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения.
- признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Бесплатное представительство граждан, являющихся истцами и заявителями, осуществляется при рассмотрении судами дел о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью.
Отдельно государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, обязаны представлять интересы обратившихся к ним заявителей, если они являются гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией, или гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар.
Обращение за помощью и отказ в предоставлении бесплатной помощи
В целях получения юридической помощи граждане должны предоставить в бюро, или адвокатам определенный пакет документов. В него входят документ, удостоверяющий личность, заявление об оказании юридической помощи и справку о среднедушевом доходе семьи, которую можно получить в подразделениях государственного учреждения социальной защиты населения по месту жительства. Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение помощи по другим основаниям, необходимо предоставить предусмотренные законодательством документы, подтверждающие их принадлежность к соответствующим льготным категориям.
В свою очередь вопросы, которые могут быть разрешены в рамках бесплатной помощи, должны отвечать ряду критериев. Они должны иметь правовой характер, быть ранее неразрешенными вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Помимо этого, помощь может быть оказана только по вопросу, по которому не имеется принятого по спору между теми же сторонами решения третейского суда, ставшего обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Одновременно закон детально регламентирует случаи возможного отказа в предоставлении юридической помощи, не допуская произвольного расширения их перечня. При этом если государственное юридическое бюро или адвокат принимают решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение.
Во-первых, юридическая помощь не оказывается в случаях, если гражданин не соответствует требованиям, обозначенным самим законом, то есть является ненадлежащим заявителем. Во-вторых, в помощи отказывается, если гражданин обратился по вопросу, не имеющему правового характера, просит составить документ при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований, или просит представлять его интересы при наличии препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган. Наконец, бесплатная юридическая помощь не оказывается гражданину, если прокурор уже обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина.
Медиация и функции юридических клиник в России
Юридические клиники в современной России призваны осуществлять две функции. Первая функция - образовательная, направленная на профессиональную подготовку квалифицированных юристов. Вторая функция - социальная, связанная с оказанием бесплатной юридической помощи населению. Для совершенствования деятельности юридических клиник необходимо осмысление данных функций в их единстве.
Роль юридических клиник все больше возрастает. Связана эта тенденция, во-первых, с тем, что в сфере юридического образования намечается рост практической и компетентной составляющей и, во-вторых, с осознанием российским обществом насущной потребности в увеличении числа субъектов оказания бесплатной, но качественной юридической помощи. Принятый закон затрагивает, в том числе, вопросы деятельности юридических клиник, рассматривая их в качестве составного элемента системы бесплатной юридической помощи. Юридические клиники, таким образом, заключают в себе два аспекта. С одной стороны, они представляют собой определенную форму образовательной деятельности, целью которой является формирование профессионалов в юридической сфере. С другой стороны, юридические клиники нацелены на удовлетворение общественной потребности в получении определенными категориями лиц бесплатной юридической помощи.
Эффективной является такая юридическая помощь, которая может позволить достичь лицу, обратившемуся за помощью, желаемого правового результата. Известно, что желаемый результат далеко не всегда сопряжен с судебным процессом (в данном случае не принимается во внимание защита по уголовным делам). Более чем в половине случаев клиентам необходимы только консультация, разъяснение положений законодательства либо помощь в подготовке обращения в несудебные правоприменительные органы.
Практика показывает, что для решения многих вопросов, имеющих важное значение для клиентов, судебное разбирательство как таковое не требуется. Более того, клиентам юридических клиник разъясняются последствия их обращения в суд (в том числе негативные), перспективы судебного рассмотрения их дела и возможности альтернативного (досудебного и несудебного) разрешения спора. Такая деятельность юридических клиник (если она будет носить повсеместный и систематический характер) позволила бы снизить нагрузку на суды, сберечь средства клиентов (которые могли быть потрачены ими на судебный спор) и способствовать укреплению в обществе культуры примирения и разрешения конфликтов средствами медиации – известными и эффективными несудебными формами.
Обсуждения Бесплатная юридическая помощь и юридические клиники в России