Храмы в Самарканде

Есть в Самарканде место, к которому с особым благоговением относятся представители разных религий и национальностей. К мавзолею знаменитого библейского пророка Даниила, признанного в исламе, христианстве и иудейской религии, которого на Востоке называют ходжа Данияр, вот уже на протяжении нескольких веков одновременно идут поклоняться узбеки, русские, евреи и представители других народов.
Храмы в Самарканде
Мусульмане называют его пророком ходжа Данияр, христиане - пророком Даниилом, иудеи - пророком Даниэлем.

Все они приходят к святому погребению пророка Данияра с надеждой обеспечить свое благополучие, здоровье, успех и богатство, и это является одним из красивейших примеров религиозной и национальной толерантности и терпимости народа Узбекистана.

Мое волнение, связанное с поездкой на окраину древнейшего в Узбекистане городища Афрасиаб, можно понять – ведь за многие века свои самые сокровенные думы и чаяния сюда несло неисчислимое множество людей. Когда знакомый мулла, проведший нас внутрь аскетичного, с простыми белыми стенами помещения мавзолея, начал читать подобающую молитву, несколько русских женщин, неслышно ступая, присоединились к нам и тоже начали христианский молебен. Под невысоким потолком мерный звук мусульманской молитвы непривычно дополнялся звуком колокольчиков и негромкой молитвой на старославянском. Лишь из уважения к святому месту мы сдержали вопросы, которые были готовы сорваться с языка. Выйдя на воздух, мы попросили служителей мавзолея объяснить происходящее.

- А что здесь удивительного? Наша вера, так же как и любая другая истинная вера, призывает людей разных национальностей и вероисповеданий к миру и созиданию, взаимопониманию, терпимости и согласию. Легенда гласит: дух и погребение чудотворца Даниэля обеспечивают благоустройство и процветание тому месту, где он захоронен, а также спасает его жителей от различных невзгод и катаклизмов.

Когда я вернулась в Ташкент, впечатления от самаркандской поездки не оставляли меня. Удивительный пример единения представителей разных религий перед лицом святыни заставил задуматься о том, как сегодня чувствуют себя в Узбекистане представители различных религий, чем они живут.

- Могу сказать, что за последние 15 лет у нас не было поводов чувствовать себя в чем-либо ущемленными, - сказал епископ Евангелическо-лютеранской церкви, старший пастор немецкой Евангелическо-лютеранской общины Корней Вибе. - Нам пошли навстречу в вопросе регистрации общин в регионах, вернули старинную церковь постройки 1896 года, которая является не только религиозной, но и культурной реликвией. Не секрет, что в некоторых республиках постсоветского пространства вопрос с передачей церквей не решен до сих пор, и подобное положение дел многое характеризует в отношении государства. Сегодня у нас насчитывается более пятисот прихожан, действуют три общины в Ташкенте, Самарканде и Фергане Мы чувствуем поддержку со стороны государства, и об этом, кстати, я буду говорить на предстоящем епископском совете в Санкт-Петербурге.

Так случилось, что мне с детства родными были два языка – немецкий и узбекский, поэтому для меня культура Востока очень близка, и люди, живущие здесь, - дороги. Я восхищаюсь тем, как здесь сумели сохранить семейные и нравственные ценности, их уважением к традициям. Посмотрите, какие здесь чудесные дети – и вам станет понятным, насколько чиста земля, на которой они выросли. Есть священные вещи, которые должны быть незыблемы, и в этом фундаментальные позиции нашей общины и нравственные основы, сложившиеся в традиции узбекского народа, совпадают. Что касается поведения представителей определенных конфессий, которые кричат о притеснениях, которые они испытывают, то я считаю это политической спекуляцией, проводимой в расчете на чье-то щедрое вознаграждение.

- Естественно, в Средней Азии государственная поддержка оказывается как мусульманству, как религии коренных народов региона, так и православию, - сказал секретарь Ташкентской и Среднеазиатской епархии иерей Андрей Тугушев. – Своим указом Президент республики выделил территорию для строительства духовно-административного центра в Ташкенте. Православие, как и классический ислам, исповедует добродетели, оказывающие стабилизирующее влияние на общественно-политическую жизнь общества: законопослушание, патриотизм, честность, трудолюбие, стремление к миру.

Находясь в правовом поле, обеспеченном законами Узбекистана о религиозных организациях, Русская православная церковь, в свою очередь, ощущает поддержку и охранение своих интересов со стороны государства. В качестве подтверждения своих слов хотел бы привести некоторые факты и цифры. Так, за последнее время число православных храмов в Узбекистане увеличилось почти в два раза по сравнению с советским временем, сейчас их 99. Это даже больше, чем в дореволюционном Туркестане. Открыты новые приходы и построены новые храмы в Ташкенте, Навои, Заравшане, Учкудуке, Карши, Газалкенте, Бекабаде и Кувасае. Строится новый храм в Нукусе. Возвращены церкви храм Александра Невского в Термезе и крупнейший из храмов в Центральной Азии - Алексеевский собор Самарканда. Этот храм после реставрации освятил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время своего визита в Узбекистан в 1996 году.

Русская православная церковь имеет возможность развивать в республике и подвижническую жизнь – открыты три православных монастыря: два женских в Ташкенте и Дустабаде и мужской в Чирчике.

В 1991 году было открыто Духовное училище с двухлетним сроком обучения, которое спустя семь лет было преобразовано в Духовную семинарию – высшее учебное заведение, имеющее государственную лицензию. В ней получают образование не просто исполнители обрядов, а настоящие пастыри-просветители, высокообразованное духовенство и, что немаловажно - знающее и любящее узбекскую землю и ее народ. Сейчас идет строительство духовно-административного центра, который призван стать средоточием духовной жизни православных не только Узбекистана, но и всей Средней Азии. Уже построены здание церковной общины Успенского кафедрального собора – главного храма Митрополии, водосвятная часовня, здание крещальни. Планируется строительство большого конференц-зала и гостиницы.

Могу отметить, что в плане сосуществования различных религий и национальностей Узбекистан представляет собой уникальнейшее явление в мире. Как показала жизнь, практически на всех социальных уровнях между православными и мусульманами складываются самые теплые отношения. Несмотря на разность религиозных взглядов, за годы совместного проживания православная и мусульманская общины выработали принципы и практический опыт взаимного сосуществования на основе взаимоуважения, религиозной толерантности и дружбы. Причина подобного явления складывается из нескольких составляющих: исторически мирного пришествия православия на землю Средней Азии, общего прошлого, связанного с гонением на религию и на верующих людей, независимо от их конфессиональной принадлежности. Огромная роль в формировании благоприятных межрелигиозных отношений, несомненно, принадлежит Президенту Исламу Каримову, а также руководителям духовных конфессий, взвешенная и мудрая политика которых поддерживает состояние стабильности, заглушая всякие ростки межрелигиозного экстремизма. Решающее значение также имеет последовательная политика, проводимая в Узбекистане, поддерживающая принцип отделения религии от государства и вместе с тем отражающая понимание насущных нужд традиционных для данного региона религиозных конфессий.

Вместе с тем нельзя не отметить, что негативную струю в наши дружеские взаимоотношения пытается внести ряд религиозных образований, экспортированных в основном с западного направления дальнего зарубежья. Эти конфессии, попирая законы Узбекистана, занимаются здесь миссионерской и прозелитской деятельностью, прикрываясь чаще всего священным именем Иисуса Христа, что в глазах несведущих людей может бросить тень на Православную церковь.

- После обретения Узбекистаном независимости мы зарегистрировали еще три прихода, - отметил священник Римско-католического костела Станислав Кава. – К действующим в Ташкенте и Фергане прибавились приходы в Самарканде, Бухаре и Ургенче. Появилась структура церкви - в апреле прошлого года Ватикан назначил сюда епископа, и это позволило поднять наш статус до Апостольской администратуры. Правительство одобряет и поддерживает присутствие Римско-католической церкви в республике. Надо отдать должное государству и правительству: католики здесь себя чувствуют великолепно, и независимо от вероисповедания все люди имеют здесь равные права, это очень наглядно видно по сравнению с другими странами, где основное население также исповедует ислам. Спокойствие и стабильность в этом вопросе во многом определяются законодательной базой о свободе совести и религиозных организациях, которая в Узбекистане разработана очень тщательно. Мы, в свою очередь, всегда открыты диалогу, наш епископ Ежи Мацулевич участвует в обсуждении путей поддержания толерантности в регионе, которое организуется по инициативе местных властей или Муфтиата.

Сам я в Узбекистане живу уже шестой год и на собственном опыте убедился, насколько открыты и дружелюбны здесь люди. А оценивая поведение конфессий, которые в последнее время активно пытаются «освоить» Узбекистан, я хотел бы отметить, что есть определенные вещи, которые мы, как представители мировой религии, никогда себе не позволим. Это касается уважения к власти, соблюдения законов, ведь не секрет, что источник трений состоит именно в несоблюдении требуемых законодательством норм.

- В отличие от традиционных для Узбекистана христианских конфессий (православия, католицизма и лютеранства) некоторым конфессиям присущ активный прозелитизм, не ограниченный никакими этнокультурными рамками, - говорит директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека доктор юридических наук Акмаль Саидов. - Именно поэтому в последнее время деятельность подобных миссионерских организаций была подвергнута серьезным ограничениям со стороны государства.

По словам Акмаля Саидова, в Узбекистане было отказано в регистрации ряду протестантских объединений - таких, как «Слово веры» и «Миссия милосердия». Ограничение деятельности миссионеров свидетельствует о намерении руководства Узбекистана не допустить расколов и взрывов религиозной нетерпимости среди последователей традиционных для республики конфессий, и прежде всего в исламе и православии.

Как отмечает специалист Комитета по делам религии при Кабинете Министров Республики Узбекистан Бехзод Кадыров, в современном Узбекистане, избравшем путь светского государства, с первых же дней независимости стали особое внимание уделять соблюдению принципов толерантности: сегодня в стране практически обеспечена свобода в выборе веры.

- Предвзятость публикаций о религиозной и национальной нетерпимости в Узбекистане очевидна для всех, для кого жив в памяти пример милосердия и великодушия узбекского народа в годы Второй мировой войны, - подчеркивает Бехзод Кадыров. - Тогда узбекский народ принял миллионы людей, укрывавшихся от войны, несмотря на их вероисповедование, предоставив им кров, продовольствие и другую посильную помощь. Вообще, в республике еще ни разу не была отмечена дискриминация населения по религиозным убеждениям, расовым признакам, национальным принадлежностям. В Конституции Узбекистана четко и ясно приведено, что население государства составляют граждане республики независимо от их национальностей, языка и вероисповедания.

Особо хочу отметить, что сегодня количество религиозных организаций в республике растет. Это свидетельствует об отсутствии ограничений или препятствий для регистрации, о чем необъективно заявляют иногда некоторые западные эксперты в отношении Узбекистана. Только с начала года их число увеличилось еще на 36 организаций. По данным Комитета по делам религии, в Узбекистане на сегодняшний день официально функционируют 2222 религиозные организации, представляющие почти все религии и религиозные конфессии современного мира. Среди них значительным большинством выделяются ислам и христианство. Кроме того, в стране представлены и другие конфессии - иудаизм, буддизм, кришнаизм.

…Старики говорят, что каждый, кто захочет ступить к мавзолею Святого Данияра, должен испить из расположенного поблизости источника с невероятно вкусной водой. Испить и омыть открытые места. Ведь вода, которая бьет из источника, считается святой. Говорят, что она исцеляет не только тело, но и душу. За этой водой люди приезжают из разных стран мира. Это место покоряет своим покоем и красотой, особенно в теплое время года, когда здесь много зелени и видны проплывающие по реке Сиаб лебеди. Любопытно, что многие паломники, прибывшие в это святое для ортодоксальных религий место, используют зороастрийские традиции - обращаются с молитвой к останкам святого и повязывают тряпочки на растущие рядом деревья. Местные жители советуют загадать желание, завязать ленточку на этом дереве, и оно обязательно сбудется. Вслед за женщинами, которые вместе с нами молились в мавзолее, завязали свою ленточку на дереве и мы. Ведь Святой Данияр всегда помогает всем, кто чист душой и помыслами, независимо от вероисповедания.
×

По теме Храмы в Самарканде

Храмы Египта

Диана: Ахмед, я полагаю, что храмы вдоль реки Нил соответствуют энергетическим...
Журнал

Буддийские храмы Японии

Внутри буддийского храма Комиодзи, находящегося в центральном Токио, открыто...
Журнал

Древние храмы в Перу

Группа перуанских археологов обнаружила в сельве на севере страны два храма...
Журнал

Храм Души

Кто мы, что мы? Из чего мы состоим (в духовном аспекте) и зачем мы существуем...
Религия

Храм Гроба Господня и Россия

Из истории паломничества в Святую Землю С самого начала своего бытия Русская...
Религия

Храм Шивы

Да взойдет в вашей жизни Солнце - символ Самопознания, совершенное понимание Я...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы