Внутри буддийского храма Комиодзи, находящегося в центральном Токио, открыто… модное кафе.
Комиодзи стал одним из храмов, предлагающих людям разнообразные мероприятия, курсы и т.д. Это могут быть концерты, дискотеки, классы йоги.
Комиодзи стал одним из храмов, предлагающих людям разнообразные мероприятия, курсы и т.д. Это могут быть концерты, дискотеки, классы йоги.

Таких храмов по всей Японии стало теперь немало. Они борются за то, чтобы сохранить влияние религии на общество, которое становится все более светским.
"Для японцев храмы когда-то были неотъемлемой частью повседневной жизни, – говорит 24-летний владелец кафе, монах Кейсуке Мацумото. – Я бы хотел, чтобы открытая терраса Камиячо была местом, куда люди могут зайти просто попить кофе… и, может быть, они заинтересуются буддизмом".
Молодому священнослужителю понадобятся терпение и оптимизм. Спустя более 1200 лет после своего прихода с континентальной Азии буддизм в Японии сегодня переживает кризис.
В 2005 году в Японии было зарегистрировано около 94 миллионов буддистов – это почти три четверти населения страны. Но многие их них посещают храм, только по случаю похорон. В результате многие из 75 тыс. японских храмов оказались на грани банкротства.
"Некоторые священнослужители не могут прокормить даже себя, выполняя работу, связанную с храмом", – отмечает профессор экономики Токийского университета Кейо Таканобу Накашима. – Их приходы настолько малы, что они ищут вторую работу и все равно едва перебиваются".
Так что молодые буддисты как Мацумото пытаются изменить ситуацию, обращаясь к новым группам и применяя некоторую предпринимательскую хитрость.
В кафе Мацумото, откуда открывается вид на усеянный надгробиями сад, посетители расплачиваются не деньгами, а молитвой. Кофе, чай и сладости, поданные монахами в одеяниях на открытой террасе – бесплатны. Взамен монахи (все они добровольцы из соседних храмов) предлагают гостям перед уходом сложить руки в молитве перед главным алтарем храма.
Некоторые храмы расширяют свою деятельность иначе.
Например, храм Цукидзи Хонгандзи в центральном Токио предлагает теологические семинары на английском для иностранцев. В главном зале храма был устроен орган, чтобы проводить в нем церемонии бракосочетания в "западном стиле", привлекая молодоженов, которые предпочитают белое платье и смокинг традиционной буддийской церемонии.
Храм Дзеншоан в центре Токио распространяет буддийские проповеди по интернету, тогда как храм Хигаши Хонганцзи транслировал игры с чемпионата мира по футболу в Германии, чтобы привлечь футбольных болельщиков.
Храм Комиоцзии, кроме кафе, предлагает еженедельные классы йоги. Мацумото также руководит проектом higan.net – виртуальным движением молодых монахов, которое организует фестивали, дискотеки и сессии медитаций, а также ведет ежедневный блог обо всем: от буддийской кухни до музыки.
Между тем священнослужители, которые ищут новые идеи, получают и все большую помощь.
Редактор ежемесячного буддийского журнала "Геккан Бутсудзи" Хидео Усуи выпустил web-сайт, предоставляющий советы священнослужителям, решившим модернизировать свои практики. Среди последних статей, опубликованных на сайте – "Буддийские ритуалы для современного образа жизни" и "Использование Интернета в проведении похоронного обряда".
"Священнослужители слишком привыкли легко получать деньги, они не прилагали усилий, чтобы вводить что-то новое, обновить практику или привлечь новых членов прихода, – говорит Усуи. – Теперь это меняется".
Действительно, денежные проблемы – главное, от чего страдает сегодня буддийское духовенство, которое еще в 1980-е годы было известно широким образом жизни.
На волне экономического бума в послевоенной Японии храмы получали гигантские пожертвования от своих прихожан и запрашивали непомерные суммы за помпезно обставленные похороны – часто до 2 миллионов йен, что по сегодняшнему курсу составило бы более 17 тыс. долларов.
Но хорошие времена закончились, когда в начале 1990-х годов японский экономический мыльный пузырь лопнул, оставив многосложные похоронные церемонии и остальные излишества в прошлом. И тогда как растущее число пожилых в Японии подразумевает большее число похорон, покойники сегодня обычно имеют немного потомков, которые могли бы поделить между собой счет за обряд, поэтому они вынуждены делать страховой взнос на обслуживание со скидкой.
К тому же буддийские лидеры сталкиваются с некоторыми культурными препятствиями.
Немногие японцы строго следуют одной определенной религии, они предпочитают выбирать то, что им нравится, из разных традиций. К примеру, одна и та же семья может отмечать рождение ребенка в храме традиционной религии синто, а сочетаться браком в христианской церкви. Буддисты всегда специализировались на похоронных церемониях, что не улучшало их имиджа.
Кафе Мацумото, которое открылось в 2004 году, не может похвастаться тем, что многих привело к религии. Офисная работница, которая часто приходит в кафе, чтобы пообедать, говорит, что хотя сейчас она больше интересует религией, но становиться прихожанкой храма в ближайшее время не планирует.
"Я даже не думала об этом", – отмечает Саяка Миура, ассистент по маркетингу в телевизионной компании.
Однако Мацумото не падает духом. Недавно он провел в храме Цукидзи Хонгандзи бесплатный рок-концерт для тысячи 20-30-летних зрителей, которые сначала "отрывались" под музыку группы Zazen Boys, после чего выслушали проповедь о буддизме. "Я хочу, чтобы храмы снова стали частью повседневной жизни, – говорит Мацумото. – Буддизм очень много может дать современному обществу… Все зависит только от того, что для этого будут делать храмы.
"Для японцев храмы когда-то были неотъемлемой частью повседневной жизни, – говорит 24-летний владелец кафе, монах Кейсуке Мацумото. – Я бы хотел, чтобы открытая терраса Камиячо была местом, куда люди могут зайти просто попить кофе… и, может быть, они заинтересуются буддизмом".
Молодому священнослужителю понадобятся терпение и оптимизм. Спустя более 1200 лет после своего прихода с континентальной Азии буддизм в Японии сегодня переживает кризис.
В 2005 году в Японии было зарегистрировано около 94 миллионов буддистов – это почти три четверти населения страны. Но многие их них посещают храм, только по случаю похорон. В результате многие из 75 тыс. японских храмов оказались на грани банкротства.
"Некоторые священнослужители не могут прокормить даже себя, выполняя работу, связанную с храмом", – отмечает профессор экономики Токийского университета Кейо Таканобу Накашима. – Их приходы настолько малы, что они ищут вторую работу и все равно едва перебиваются".
Так что молодые буддисты как Мацумото пытаются изменить ситуацию, обращаясь к новым группам и применяя некоторую предпринимательскую хитрость.
В кафе Мацумото, откуда открывается вид на усеянный надгробиями сад, посетители расплачиваются не деньгами, а молитвой. Кофе, чай и сладости, поданные монахами в одеяниях на открытой террасе – бесплатны. Взамен монахи (все они добровольцы из соседних храмов) предлагают гостям перед уходом сложить руки в молитве перед главным алтарем храма.
Некоторые храмы расширяют свою деятельность иначе.
Например, храм Цукидзи Хонгандзи в центральном Токио предлагает теологические семинары на английском для иностранцев. В главном зале храма был устроен орган, чтобы проводить в нем церемонии бракосочетания в "западном стиле", привлекая молодоженов, которые предпочитают белое платье и смокинг традиционной буддийской церемонии.
Храм Дзеншоан в центре Токио распространяет буддийские проповеди по интернету, тогда как храм Хигаши Хонганцзи транслировал игры с чемпионата мира по футболу в Германии, чтобы привлечь футбольных болельщиков.
Храм Комиоцзии, кроме кафе, предлагает еженедельные классы йоги. Мацумото также руководит проектом higan.net – виртуальным движением молодых монахов, которое организует фестивали, дискотеки и сессии медитаций, а также ведет ежедневный блог обо всем: от буддийской кухни до музыки.
Между тем священнослужители, которые ищут новые идеи, получают и все большую помощь.
Редактор ежемесячного буддийского журнала "Геккан Бутсудзи" Хидео Усуи выпустил web-сайт, предоставляющий советы священнослужителям, решившим модернизировать свои практики. Среди последних статей, опубликованных на сайте – "Буддийские ритуалы для современного образа жизни" и "Использование Интернета в проведении похоронного обряда".
"Священнослужители слишком привыкли легко получать деньги, они не прилагали усилий, чтобы вводить что-то новое, обновить практику или привлечь новых членов прихода, – говорит Усуи. – Теперь это меняется".
Действительно, денежные проблемы – главное, от чего страдает сегодня буддийское духовенство, которое еще в 1980-е годы было известно широким образом жизни.
На волне экономического бума в послевоенной Японии храмы получали гигантские пожертвования от своих прихожан и запрашивали непомерные суммы за помпезно обставленные похороны – часто до 2 миллионов йен, что по сегодняшнему курсу составило бы более 17 тыс. долларов.
Но хорошие времена закончились, когда в начале 1990-х годов японский экономический мыльный пузырь лопнул, оставив многосложные похоронные церемонии и остальные излишества в прошлом. И тогда как растущее число пожилых в Японии подразумевает большее число похорон, покойники сегодня обычно имеют немного потомков, которые могли бы поделить между собой счет за обряд, поэтому они вынуждены делать страховой взнос на обслуживание со скидкой.
К тому же буддийские лидеры сталкиваются с некоторыми культурными препятствиями.
Немногие японцы строго следуют одной определенной религии, они предпочитают выбирать то, что им нравится, из разных традиций. К примеру, одна и та же семья может отмечать рождение ребенка в храме традиционной религии синто, а сочетаться браком в христианской церкви. Буддисты всегда специализировались на похоронных церемониях, что не улучшало их имиджа.
Кафе Мацумото, которое открылось в 2004 году, не может похвастаться тем, что многих привело к религии. Офисная работница, которая часто приходит в кафе, чтобы пообедать, говорит, что хотя сейчас она больше интересует религией, но становиться прихожанкой храма в ближайшее время не планирует.
"Я даже не думала об этом", – отмечает Саяка Миура, ассистент по маркетингу в телевизионной компании.
Однако Мацумото не падает духом. Недавно он провел в храме Цукидзи Хонгандзи бесплатный рок-концерт для тысячи 20-30-летних зрителей, которые сначала "отрывались" под музыку группы Zazen Boys, после чего выслушали проповедь о буддизме. "Я хочу, чтобы храмы снова стали частью повседневной жизни, – говорит Мацумото. – Буддизм очень много может дать современному обществу… Все зависит только от того, что для этого будут делать храмы.
Обсуждения Буддийские храмы Японии