"Чудные мои новые джинсы! Как же жить без вас?!", - сокрушалась я в тщетных попытках застегнуть последнюю пуговицу, мысленно поминая вчерашний тортик. Нужно с этим что-то делать. Тем более, скоро зима с бесчисленными праздниками.
Если все пойдет такими темпами, к лету можно будет забыть о дверном проеме, ибо в него я уже не войду. С диетами у меня отношения никогда не складывались, поэтому выбор пал на активную физическую деятельность. Йога, аэробика - скучно, бокс не женское занятие и носик пока меня устраивает. Душа и тело требовали чего-нибудь небанального, задорного, эффективного (перспектива получить фигуру своей мечты лет через десять не устраивала) и не особо травмоопасного. Бороздя просторы интернета уже битый час, я наткнулась на странное слово capoeira. И повеяло от него чем-то экзотическим и таинственным.
Как выяснилось позже, капоэйра - это сложная квинтэссенция танца, игры и борьбы, приправленная традиционными афро-бразильскими специями, хотя для каждого человека она своя и четкого определения дать нельзя.
Существует множество версий о происхождении капоэйры. Одни источники говорят, что прототипом был танец зебр, распространённый среди племен центральной Африки, другие утверждают, что это синтез культуры и верований местных, бразильских индейцев. И все же основная версия происхождения капоэйры уходит своими корнями на "черный континент", в Африку.
В 1500-м году португальцы высадились на берегах Бразилии. Перед ними встал вопрос: кого использовать в качестве рабов для освоения завоёванной территории. Местные индейцы - слишком слабы и часто умирали. Было решено начать ввоз невольников из Африки. Представителей разных народностей селили вместе в одних бараках, и через некоторое время культуры разных племен слились в единое целое. Этот синтез и дал впоследствии основу капоэйры. Рабовладельцы постоянно притесняли и унижали рабов. По этой причине стала создаваться боевая система, замаскированная от хозяев под танец. Потом были и гонения на африканскую культуру, бегство в сельву, распространение капоэйры в городской среде, но до 30-х годов XX века не было какой-то конкретной программы изучении техники. Всему учились на практике. Позднее был создан стиль Capoeira Regional и Capoeira Angola (традиционная капоэйра). Это разделение сохраняется и по сей день.
В капоэйре большую роль играет музыка. Можно даже сказать, что без второго невозможно первое. Поединок или игра, называйте, как хотите, происходит в кругу. В центр выходят два игрока и начинают двигаться в соответствии с ритмом, исполняемым музыкантами. Существуют несколько ритмов. Capoeira Angola, например, исполняется под медленный - и движения, соответственно, небыстрые, плавные. Regional идет под ускоренный ритм. В этом стиле преобладают высокие удары ногами и большая резкость.
Основным музыкальным инструментом является беримбау. Корни беримбау - в Африке. В начале XIX века путешественники видели, как в Бразилии с помощью этого инструмента привлекали внимание покупателей на ярмарках. В капоэйре беримбау появилось не сразу, сначала капоэристы обходились одними барабанами. Но их звучание настраивает человека на воинственный лад, и со временем, чтобы смягчить агрессивную энергию барабанного боя, ведущую роль в музыке капоэйры отдали беримбау.
Внешне беримбау напоминает натянутый лук. Оно состоит из палки - бирибы, стальной струны (ее обычно вытягивают из автомобильных покрышек) и резонатора - кабасы (cabaca - высушенная тыква).
Играют на нем палочкой (baqueta), при этом с помощью специального камня или медной монеты (dobrao) пережимают струну, меняя, таким образом, высоту звука. Получается всего два тона, но освоить беримбау совсем непросто. Зато в умелых руках его голос звучит глубоко, сильно, и слышно, насколько богат возможностями этот простой, казалось бы, инструмент.
Помимо этого, используется пандейру (pandeiro) - вариант тамбурина. Его происхождение выводят из Индии, оттуда он попал на Пиренейский полуостров, а португальцы привезли его на берега Бразилии. Сейчас капоэйра очень популярна, и во всем мире существует множество различных школ, предлагающих свой, отличный от других, стиль.
После изучения теоретического материала захотелось мне увидеть все собственными глазами. Найденные фотографии взволновали и вызвали детский восторг. Вместе с тем, закралось в сердце мое сомнение: а смогу ли? Ведь всем известно, что любым спортом лучше начинать заниматься в раннем возрасте, и вряд ли покорится этот Олимп "старой, больной женщине". Вскоре все страхи и сомнения были развеяны. На одном специализированном форуме как раз обсуждалась тема: можно ли начинать заниматься в зрелом возрасте? Ответ был единодушным: да.
Когда все видимые преграды оказались устранены, можно было переходить к действиям. Я выяснила, что в Москве существует достаточное количество школ капоэйры: Arte de Gingar - So Capoeira, Capoeira Angola, Abada Capoeira, Axe Capoeira, Arte das Gerais, Inbi и различные филиалы.
Проверив на себе, могу утверждать, что капоэйра - лучший способ в короткий срок привести тело (да и разум) в порядок, обрести подтянутую фигуру, а заодно гибкость и пластичность.
Много времени уделяется упражнениям на координацию, растяжку и общефизическую подготовку. (Колесо, например, я не делала лет с пяти, а оказалось, что в капоэйре оно часто используется. Так что я снова почувствовала себя ребенком). Но при этом из вас не сделают героя боевиков, этакое подобие секьюрити с квадратными плечами и отсутствием шеи. Здесь нет жестких рамок: полный простор для творчества. Есть возможность слепить из себя что хочешь, а главное - получать удовольствие от занятий и вообще от каждого прожитого дня. Тренировки не напоминают обычные групповые занятия: интересно и никогда не бывает скучно. Наверно, секрет и в музыке, и в самих базовых движениях, напоминающих раскачивающийся маятник, и в богатой культурной традиции, создающей основу.
Говорят, капоэйра - игра в шахматы со своим телом. Соглашусь, но добавлю: это еще и шанс выйти за границы обыденного.
Как выяснилось позже, капоэйра - это сложная квинтэссенция танца, игры и борьбы, приправленная традиционными афро-бразильскими специями, хотя для каждого человека она своя и четкого определения дать нельзя.
Существует множество версий о происхождении капоэйры. Одни источники говорят, что прототипом был танец зебр, распространённый среди племен центральной Африки, другие утверждают, что это синтез культуры и верований местных, бразильских индейцев. И все же основная версия происхождения капоэйры уходит своими корнями на "черный континент", в Африку.
В 1500-м году португальцы высадились на берегах Бразилии. Перед ними встал вопрос: кого использовать в качестве рабов для освоения завоёванной территории. Местные индейцы - слишком слабы и часто умирали. Было решено начать ввоз невольников из Африки. Представителей разных народностей селили вместе в одних бараках, и через некоторое время культуры разных племен слились в единое целое. Этот синтез и дал впоследствии основу капоэйры. Рабовладельцы постоянно притесняли и унижали рабов. По этой причине стала создаваться боевая система, замаскированная от хозяев под танец. Потом были и гонения на африканскую культуру, бегство в сельву, распространение капоэйры в городской среде, но до 30-х годов XX века не было какой-то конкретной программы изучении техники. Всему учились на практике. Позднее был создан стиль Capoeira Regional и Capoeira Angola (традиционная капоэйра). Это разделение сохраняется и по сей день.
В капоэйре большую роль играет музыка. Можно даже сказать, что без второго невозможно первое. Поединок или игра, называйте, как хотите, происходит в кругу. В центр выходят два игрока и начинают двигаться в соответствии с ритмом, исполняемым музыкантами. Существуют несколько ритмов. Capoeira Angola, например, исполняется под медленный - и движения, соответственно, небыстрые, плавные. Regional идет под ускоренный ритм. В этом стиле преобладают высокие удары ногами и большая резкость.
Основным музыкальным инструментом является беримбау. Корни беримбау - в Африке. В начале XIX века путешественники видели, как в Бразилии с помощью этого инструмента привлекали внимание покупателей на ярмарках. В капоэйре беримбау появилось не сразу, сначала капоэристы обходились одними барабанами. Но их звучание настраивает человека на воинственный лад, и со временем, чтобы смягчить агрессивную энергию барабанного боя, ведущую роль в музыке капоэйры отдали беримбау.
Внешне беримбау напоминает натянутый лук. Оно состоит из палки - бирибы, стальной струны (ее обычно вытягивают из автомобильных покрышек) и резонатора - кабасы (cabaca - высушенная тыква).
Играют на нем палочкой (baqueta), при этом с помощью специального камня или медной монеты (dobrao) пережимают струну, меняя, таким образом, высоту звука. Получается всего два тона, но освоить беримбау совсем непросто. Зато в умелых руках его голос звучит глубоко, сильно, и слышно, насколько богат возможностями этот простой, казалось бы, инструмент.
Помимо этого, используется пандейру (pandeiro) - вариант тамбурина. Его происхождение выводят из Индии, оттуда он попал на Пиренейский полуостров, а португальцы привезли его на берега Бразилии. Сейчас капоэйра очень популярна, и во всем мире существует множество различных школ, предлагающих свой, отличный от других, стиль.
После изучения теоретического материала захотелось мне увидеть все собственными глазами. Найденные фотографии взволновали и вызвали детский восторг. Вместе с тем, закралось в сердце мое сомнение: а смогу ли? Ведь всем известно, что любым спортом лучше начинать заниматься в раннем возрасте, и вряд ли покорится этот Олимп "старой, больной женщине". Вскоре все страхи и сомнения были развеяны. На одном специализированном форуме как раз обсуждалась тема: можно ли начинать заниматься в зрелом возрасте? Ответ был единодушным: да.
Когда все видимые преграды оказались устранены, можно было переходить к действиям. Я выяснила, что в Москве существует достаточное количество школ капоэйры: Arte de Gingar - So Capoeira, Capoeira Angola, Abada Capoeira, Axe Capoeira, Arte das Gerais, Inbi и различные филиалы.
Проверив на себе, могу утверждать, что капоэйра - лучший способ в короткий срок привести тело (да и разум) в порядок, обрести подтянутую фигуру, а заодно гибкость и пластичность.
Много времени уделяется упражнениям на координацию, растяжку и общефизическую подготовку. (Колесо, например, я не делала лет с пяти, а оказалось, что в капоэйре оно часто используется. Так что я снова почувствовала себя ребенком). Но при этом из вас не сделают героя боевиков, этакое подобие секьюрити с квадратными плечами и отсутствием шеи. Здесь нет жестких рамок: полный простор для творчества. Есть возможность слепить из себя что хочешь, а главное - получать удовольствие от занятий и вообще от каждого прожитого дня. Тренировки не напоминают обычные групповые занятия: интересно и никогда не бывает скучно. Наверно, секрет и в музыке, и в самих базовых движениях, напоминающих раскачивающийся маятник, и в богатой культурной традиции, создающей основу.
Говорят, капоэйра - игра в шахматы со своим телом. Соглашусь, но добавлю: это еще и шанс выйти за границы обыденного.
Обсуждения Что такое капоэйра