Обычно думают, что методики физических упражнений и представляютсобой цигун. Многим кажется: стоит овладеть такими практиками - и пой-мешь суть цигун. Однако такое понимание является односторонним. Передтем как приступать к занятиям цигун, следует разобраться, что предс-тавляют собой дыхание-ци и упражнение-гун.
Дыхание-ци представляет собой сущность-субстанцию космоса; по сутидела оно эквивалентно истинному пути-дао. Именно дыхание-ци представ-ляет собой силу, которая рождает небо, землю, человека и всю тьму, де-сять тысяч вещей. Эта природная сила наполняет безграничные пространс-тва и бесчисленные миры вселенной. Она действует постоянно и повсюду.Если рассматривать ее с точки зрения времени, то нет у нее начала иконца, а с точки зрения пространства она не ограничена ни в великом,ни в малом, Ее можно отождествить с наполняющей всю бесконечность ми-роздания духовностью-сущностью "семени-цзин, дыхания-ци и духашэнь".Древнекитайский философ Лао Цзы в книге "Дао дэцзин" пишет: "Есть сущ-ность, рождается - воплощается хаос (изначального творения), предшест-вует небо, земля жизнь дает, в безмятежности и в покое существует сво-бодно и не изменяется, движется по всей вселенной, и нет опасности. Иможно назвать это порождающей силой всего небесного нисхождения. Одна-ко я не знаю его имени, а обозначу его иероглифом - дао-путь". С этойточки зрения дао-путь можно назвать изначальным семенем юань-цзин, из-начальным дыханием-ци (юань-ци), изначальным духом-шзнь в их нераз-дельной совокупности. Это жизненная сила космоса и десяти тысяч вещей.
Так что в общем можно сказать, что "изначальное дыхание-ци" предс-тавляет собой сущность космоса, а в концентрированном виде - изначаль-ное семя. Действие изначального дыхания-ци, или просто дыхания, -энергия, которая является изначальным духом-шэнь. Изначальный дух -это энергия, которая направляет и обеспечивает непрерывное и бесконеч-ное развитие всей тьмы сущностей объектов вселенной. Данная тенденцияк бесконечному развитию в древнекитайской философии обозначалась тер-мином "перемены-трансформации" (так же называется книга, которая явля-ется идеологической основой китайской философии, практики, на нейстроятся все общекитайские мировоззренческие системы). В комментарии к"Книге перемен" "И-чжуань" говорится: "Проживание жизни именуется пе-ременами". Суть высказывания в том, что универсум и социум постоянно ибесконечно развиваются, изменяясь, и в этих переменах есть свои зако-номерности.
В книге Лао Цзы говорится: "Дао-путь следует самому себе". Здесьиероглифы "цзы-жань" - следование самому себе - обозначают в целомпуть развития природы, и в современном языке это слово обозначает при-роду. Дао-путь - это природная сила или ее выражение, и потому он спо-собен порождать всю тьму вещей.
Циркуляцию изначального дыхания можно выразить через движение, по-кой, сгущение и рассеяние. Движение и рассеяние соответствуют субстан-ции ян, а покой и сгущение - субстанции инь. В результате комбинацийдвижения и покоя, рассеяния и сгущения формируются все образы вселен-ной, включая неисчислимые звездные системы великой пустоты космоса,бесчисленные миры, горы и реки, леса и ручьи. И во всех этих мирах, вовсех объектах-сущностях, их наполняющих, в каждом существе, клеточке,атоме - повсюду живет изначальное дыхание, которое движется, успокаи-вается, сгущается, рассеивается, поднимается, опускается, открываетсяи закрывается. Таковы восемь основных движений изначального дыха-ния-ци. В результате движения рождается субстанция ян, в результатепокоя - субстанция инь. Сгущение формирует телесную форму, а покой ве-дет к трансформации дыхания-ци. Движение вверх приводит к рождению иросту, движение вниз соответствует сбору урожая и сохранению плодов. Врезультате открытия происходит рассеяние вовне, а вследствие закрытия- сжатие внутри.
Благодаря бесчисленным превращениям и трансформациям изначальногодыхания рождается бесконечное количество сущностей. В зависимости отопределенных закономерностей появляются существа, в которых большедвижения и меньше покоя; есть такие, где преобладает покой и меньшедвижения; в третьих больше сгущения и меньше рассеяния; бывает и нао-борот - больше рассеяния и меньше сгущения; иногда сгущение и рассея-ние представлены в равных количествах; движение и покой уравниваются;в ряде случаев движение вверх преобладает над движением вниз; в других- больше движения вниз и меньше пвижения вверх; движение вверх и дви-жение вниз могут уравновеыиваться; может преобладать открытие и закры-тие, или то и другое сосуществуют в равных пропорциях. Подобные разли-чия в китайской традиции используются для характеристики объектов иназываются числами-шу. Кроме того, в великом произведении древнеки-тайской философии "И-цзин", или "Книге перемен", применяются еще такиепонятия, как закономерность-ли, дыхание-ци, образ-сян, которые служатосмыслению всех явлений мира.
В человеческом организме двенадцать внутренних органов, двенадцатьканалов-меридианов (цзин-май), восемь каналов чудесных меридианов(ци-цзин), пять функций и девять отверстий, все кости скелета, триобогревателя (сань-цзяо) и отверстия на коже, охранительное дыхание-ции питательная кровь находятся в постоянном контакте с изначальным ды-ханием-ци, а оно пульсирует по определенным законам и, в сущности,представляет собой материальную субстанцию времени. Дыхание-ци описы-вается при помощи классификационных рядов, применяемых в традиционномкалендаре. Подробнее об этом - ниже.
Так что в общем можно сказать, что "изначальное дыхание-ци" предс-тавляет собой сущность космоса, а в концентрированном виде - изначаль-ное семя. Действие изначального дыхания-ци, или просто дыхания, -энергия, которая является изначальным духом-шэнь. Изначальный дух -это энергия, которая направляет и обеспечивает непрерывное и бесконеч-ное развитие всей тьмы сущностей объектов вселенной. Данная тенденцияк бесконечному развитию в древнекитайской философии обозначалась тер-мином "перемены-трансформации" (так же называется книга, которая явля-ется идеологической основой китайской философии, практики, на нейстроятся все общекитайские мировоззренческие системы). В комментарии к"Книге перемен" "И-чжуань" говорится: "Проживание жизни именуется пе-ременами". Суть высказывания в том, что универсум и социум постоянно ибесконечно развиваются, изменяясь, и в этих переменах есть свои зако-номерности.
В книге Лао Цзы говорится: "Дао-путь следует самому себе". Здесьиероглифы "цзы-жань" - следование самому себе - обозначают в целомпуть развития природы, и в современном языке это слово обозначает при-роду. Дао-путь - это природная сила или ее выражение, и потому он спо-собен порождать всю тьму вещей.
Циркуляцию изначального дыхания можно выразить через движение, по-кой, сгущение и рассеяние. Движение и рассеяние соответствуют субстан-ции ян, а покой и сгущение - субстанции инь. В результате комбинацийдвижения и покоя, рассеяния и сгущения формируются все образы вселен-ной, включая неисчислимые звездные системы великой пустоты космоса,бесчисленные миры, горы и реки, леса и ручьи. И во всех этих мирах, вовсех объектах-сущностях, их наполняющих, в каждом существе, клеточке,атоме - повсюду живет изначальное дыхание, которое движется, успокаи-вается, сгущается, рассеивается, поднимается, опускается, открываетсяи закрывается. Таковы восемь основных движений изначального дыха-ния-ци. В результате движения рождается субстанция ян, в результатепокоя - субстанция инь. Сгущение формирует телесную форму, а покой ве-дет к трансформации дыхания-ци. Движение вверх приводит к рождению иросту, движение вниз соответствует сбору урожая и сохранению плодов. Врезультате открытия происходит рассеяние вовне, а вследствие закрытия- сжатие внутри.
Благодаря бесчисленным превращениям и трансформациям изначальногодыхания рождается бесконечное количество сущностей. В зависимости отопределенных закономерностей появляются существа, в которых большедвижения и меньше покоя; есть такие, где преобладает покой и меньшедвижения; в третьих больше сгущения и меньше рассеяния; бывает и нао-борот - больше рассеяния и меньше сгущения; иногда сгущение и рассея-ние представлены в равных количествах; движение и покой уравниваются;в ряде случаев движение вверх преобладает над движением вниз; в других- больше движения вниз и меньше пвижения вверх; движение вверх и дви-жение вниз могут уравновеыиваться; может преобладать открытие и закры-тие, или то и другое сосуществуют в равных пропорциях. Подобные разли-чия в китайской традиции используются для характеристики объектов иназываются числами-шу. Кроме того, в великом произведении древнеки-тайской философии "И-цзин", или "Книге перемен", применяются еще такиепонятия, как закономерность-ли, дыхание-ци, образ-сян, которые служатосмыслению всех явлений мира.
В человеческом организме двенадцать внутренних органов, двенадцатьканалов-меридианов (цзин-май), восемь каналов чудесных меридианов(ци-цзин), пять функций и девять отверстий, все кости скелета, триобогревателя (сань-цзяо) и отверстия на коже, охранительное дыхание-ции питательная кровь находятся в постоянном контакте с изначальным ды-ханием-ци, а оно пульсирует по определенным законам и, в сущности,представляет собой материальную субстанцию времени. Дыхание-ци описы-вается при помощи классификационных рядов, применяемых в традиционномкалендаре. Подробнее об этом - ниже.
Обсуждения Человек и природа