Гуманитарные науки, в особенности науки о древности, отличаются от естественно-технических, в частности, тем, что реконструкции и модели прошлого почти невозможно подвергнуть экспериментальной проверке.
Непроверяемость многих выводов о минувшем приводит к тому, что новые научные идеи, с одной стороны, тонут в массе абсурдных предположений, а с другой, не всегда могут пробить стену косности, ложных аксиом.
Непроверяемость многих выводов о минувшем приводит к тому, что новые научные идеи, с одной стороны, тонут в массе абсурдных предположений, а с другой, не всегда могут пробить стену косности, ложных аксиом.
В течение первой половины ХХ века господствовало мнение о том, что вся раскопанная английским археологом Артуром Эвансом культура древнего Крита – какая угодно, только не греческая.
Расшифровка в середине ХХ века самого позднего типа доалфавитного критского письма – так называемого линейного В – показала, что это письмо фиксирует как раз греческий язык.
Но ошибочное предубеждение о «негреческости» сохранилось до сих пор относительно более древних критских письменностей – критской иероглифики, иероглифики Фестского диска, линейного А. В действительности, все эти тексты – тоже на греческом...
Схожая ситуация сложилась и по некоторым другим вопросам. Например, хуррито-урартские языки древнего Ближнего Востока, очень важные для истории ранних цивилизаций, традиционно относят к кавказским, хотя еще в 1960-е годы на русском языке вышло несколько фундаментальных исследований академика АН Армении Г.Б. Джаукяна, где были показаны тесные связи этих языков с индоевропейскими.
Ни критики, ни признания – информация уходит в песок...
Наконец, ситуация вокруг этрусского языка. Уже в первой половине прошлого века было ясно, что он относится к индоевропейским и наиболее близок к лидийскому, распространенному в древности в Малой Азии (современная Турция).
Греческие и римские авторы выводили этрусков именно из Лидии. Работы учёных нового времени ясно показали индоевропейскую принадлежность языка этрусков.
Несмотря на это, во многих не только популярных, но и специальных научных изданиях продолжают утверждать, что язык этрусков – неразрешимая загадка, не меньшая, чем «загадочное» критское линейное письмо А, на самом деле расшифрованное более полувека назад.
Вернёмся же на Крит и остановимся на Фестском диске, который считают самым загадочным памятником письменности во всем древнем мире.
Священный солнечный календарь?
Вечером 3 июля 1908 года итальянская экспедиция под руководством директора Итальянской археологической школы в Афинах, профессора археологии Флорентийского университета Луиджи Пернье, проводившая раскопки древнего критского города Фест, обнаружила уникальный памятник.
Это был обожженный глиняный диск диаметром около 16 сантиметров, с обеих сторон которого по спирали были нанесены рисуночные знаки.
Они отличались от других систем письма древнего Крита и, несомненно, представляли собой особую письменность – как предположили многие исследователи, созданную специально для записи священных текстов.
Интересны высказывания исследователей диска. «Необычность формы письменного памятника и невозможность его прочтения сделали его символом всего таинственного и загадочного в области древней истории, археологии и лингвистики» (Г. Гриневич).
Диск «по праву можно назвать самым таинственным памятником письменности на нашей планете» (А. Кондратов); он – «единственный большой связный текст из всех догреческих текстов Крита» (В. Сергеев и В. Цымбурский), «безусловно самый содержательный и интересный… из всех сохранившихся памятников письменности Крита ІІ тысячелетия до н. э.» (А. Молчанов).
Находка, названная Фестским диском, сразу же привлекла внимание и ведущих ученых (среди них – великого Артура Эванса), и любителей.
Диск принято датировать приблизительно 1600 годом до н. э., – то есть ему около 3600 лет! На нём 242 знака, из них 45 разных.
Некоторые знаки встречаются только по одному разу, некоторые – по несколько, а знак, изображающий голову в лучах солнца, нанесен 19 раз. И «особое внимание» таинственного писца к этому знаку, и сама форма предмета дают основания связывать диск с культом солнца.
Этот культ на Крите был очень силён, а бог Гелиос-Солнце считался покровителем критских царей. Название города Фест, где найден диск, означает «светлейший».
Расположение знаков и особенности их объединения в группы говорят о том, что диск не только содержит текст, но и является календарём.
Замечено, что удвоенное количество знаков одной стороны, сложенное с количеством знаков другой (стороны обычно обозначают буквами А и В), дает число дней года: 123+123+119=365.
Надо полагать, год на древнем Крите состоял из трех сезонов. Критский бог Талос, которого еще в древности отождествляли с греческим Гелиосом-Солнцем, объезжал Крит трижды в год.
Такое членение известно и в древнем Египте, культура которого ощутимо влияла на Крит. Есть признаки трехсезонного года также в Греции. Богиня Персефона, на Крите отождествлявшаяся с женой царя Миноса Пасифаей, треть года проводит в потустороннем мире, а две трети – на земле, принося изобилие.
Ор – богинь времен года – именно три. Известные из мифов золотые треножники бога Гефеста, как подчеркивает известный исследователь мифологии Роберт Грейвс, символизируют солнце и год с тремя сезонами.
Мифическое существо Химера, тело которой состоит из трех животных (лев, коза, змей), также обозначает трехсезонный год.
Расшифровка в середине ХХ века самого позднего типа доалфавитного критского письма – так называемого линейного В – показала, что это письмо фиксирует как раз греческий язык.
Но ошибочное предубеждение о «негреческости» сохранилось до сих пор относительно более древних критских письменностей – критской иероглифики, иероглифики Фестского диска, линейного А. В действительности, все эти тексты – тоже на греческом...
Схожая ситуация сложилась и по некоторым другим вопросам. Например, хуррито-урартские языки древнего Ближнего Востока, очень важные для истории ранних цивилизаций, традиционно относят к кавказским, хотя еще в 1960-е годы на русском языке вышло несколько фундаментальных исследований академика АН Армении Г.Б. Джаукяна, где были показаны тесные связи этих языков с индоевропейскими.
Ни критики, ни признания – информация уходит в песок...
Наконец, ситуация вокруг этрусского языка. Уже в первой половине прошлого века было ясно, что он относится к индоевропейским и наиболее близок к лидийскому, распространенному в древности в Малой Азии (современная Турция).
Греческие и римские авторы выводили этрусков именно из Лидии. Работы учёных нового времени ясно показали индоевропейскую принадлежность языка этрусков.
Несмотря на это, во многих не только популярных, но и специальных научных изданиях продолжают утверждать, что язык этрусков – неразрешимая загадка, не меньшая, чем «загадочное» критское линейное письмо А, на самом деле расшифрованное более полувека назад.
Вернёмся же на Крит и остановимся на Фестском диске, который считают самым загадочным памятником письменности во всем древнем мире.
Священный солнечный календарь?
Вечером 3 июля 1908 года итальянская экспедиция под руководством директора Итальянской археологической школы в Афинах, профессора археологии Флорентийского университета Луиджи Пернье, проводившая раскопки древнего критского города Фест, обнаружила уникальный памятник.
Это был обожженный глиняный диск диаметром около 16 сантиметров, с обеих сторон которого по спирали были нанесены рисуночные знаки.
Они отличались от других систем письма древнего Крита и, несомненно, представляли собой особую письменность – как предположили многие исследователи, созданную специально для записи священных текстов.
Интересны высказывания исследователей диска. «Необычность формы письменного памятника и невозможность его прочтения сделали его символом всего таинственного и загадочного в области древней истории, археологии и лингвистики» (Г. Гриневич).
Диск «по праву можно назвать самым таинственным памятником письменности на нашей планете» (А. Кондратов); он – «единственный большой связный текст из всех догреческих текстов Крита» (В. Сергеев и В. Цымбурский), «безусловно самый содержательный и интересный… из всех сохранившихся памятников письменности Крита ІІ тысячелетия до н. э.» (А. Молчанов).
Находка, названная Фестским диском, сразу же привлекла внимание и ведущих ученых (среди них – великого Артура Эванса), и любителей.
Диск принято датировать приблизительно 1600 годом до н. э., – то есть ему около 3600 лет! На нём 242 знака, из них 45 разных.
Некоторые знаки встречаются только по одному разу, некоторые – по несколько, а знак, изображающий голову в лучах солнца, нанесен 19 раз. И «особое внимание» таинственного писца к этому знаку, и сама форма предмета дают основания связывать диск с культом солнца.
Этот культ на Крите был очень силён, а бог Гелиос-Солнце считался покровителем критских царей. Название города Фест, где найден диск, означает «светлейший».
Расположение знаков и особенности их объединения в группы говорят о том, что диск не только содержит текст, но и является календарём.
Замечено, что удвоенное количество знаков одной стороны, сложенное с количеством знаков другой (стороны обычно обозначают буквами А и В), дает число дней года: 123+123+119=365.
Надо полагать, год на древнем Крите состоял из трех сезонов. Критский бог Талос, которого еще в древности отождествляли с греческим Гелиосом-Солнцем, объезжал Крит трижды в год.
Такое членение известно и в древнем Египте, культура которого ощутимо влияла на Крит. Есть признаки трехсезонного года также в Греции. Богиня Персефона, на Крите отождествлявшаяся с женой царя Миноса Пасифаей, треть года проводит в потустороннем мире, а две трети – на земле, принося изобилие.
Ор – богинь времен года – именно три. Известные из мифов золотые треножники бога Гефеста, как подчеркивает известный исследователь мифологии Роберт Грейвс, символизируют солнце и год с тремя сезонами.
Мифическое существо Химера, тело которой состоит из трех животных (лев, коза, змей), также обозначает трехсезонный год.
Обсуждения Тайна Фестского диска