Тайна Фестского диска

Гуманитарные науки, в особенности науки о древности, отличаются от естественно-технических, в частности, тем, что реконструкции и модели прошлого почти невозможно подвергнуть экспериментальной проверке.

Непроверяемость многих выводов о минувшем приводит к тому, что новые научные идеи, с одной стороны, тонут в массе абсурдных предположений, а с другой, не всегда могут пробить стену косности, ложных аксиом.
Тайна Фестского диска
В течение первой половины ХХ века господствовало мнение о том, что вся раскопанная английским археологом Артуром Эвансом культура древнего Крита – какая угодно, только не греческая.

Расшифровка в середине ХХ века самого позднего типа доалфавитного критского письма – так называемого линейного В – показала, что это письмо фиксирует как раз греческий язык.

Но ошибочное предубеждение о «негреческости» сохранилось до сих пор относительно более древних критских письменностей – критской иероглифики, иероглифики Фестского диска, линейного А. В действительности, все эти тексты – тоже на греческом...

Схожая ситуация сложилась и по некоторым другим вопросам. Например, хуррито-урартские языки древнего Ближнего Востока, очень важные для истории ранних цивилизаций, традиционно относят к кавказским, хотя еще в 1960-е годы на русском языке вышло несколько фундаментальных исследований академика АН Армении Г.Б. Джаукяна, где были показаны тесные связи этих языков с индоевропейскими.

Ни критики, ни признания – информация уходит в песок...

Наконец, ситуация вокруг этрусского языка. Уже в первой половине прошлого века было ясно, что он относится к индоевропейским и наиболее близок к лидийскому, распространенному в древности в Малой Азии (современная Турция).

Греческие и римские авторы выводили этрусков именно из Лидии. Работы учёных нового времени ясно показали индоевропейскую принадлежность языка этрусков.

Несмотря на это, во многих не только популярных, но и специальных научных изданиях продолжают утверждать, что язык этрусков – неразрешимая загадка, не меньшая, чем «загадочное» критское линейное письмо А, на самом деле расшифрованное более полувека назад.

Вернёмся же на Крит и остановимся на Фестском диске, который считают самым загадочным памятником письменности во всем древнем мире.

Священный солнечный календарь?

Вечером 3 июля 1908 года итальянская экспедиция под руководством директора Итальянской археологической школы в Афинах, профессора археологии Флорентийского университета Луиджи Пернье, проводившая раскопки древнего критского города Фест, обнаружила уникальный памятник.

Это был обожженный глиняный диск диаметром около 16 сантиметров, с обеих сторон которого по спирали были нанесены рисуночные знаки.

Они отличались от других систем письма древнего Крита и, несомненно, представляли собой особую письменность – как предположили многие исследователи, созданную специально для записи священных текстов.

Интересны высказывания исследователей диска. «Необычность формы письменного памятника и невозможность его прочтения сделали его символом всего таинственного и загадочного в области древней истории, археологии и лингвистики» (Г. Гриневич).

Диск «по праву можно назвать самым таинственным памятником письменности на нашей планете» (А. Кондратов); он – «единственный большой связный текст из всех догреческих текстов Крита» (В. Сергеев и В. Цымбурский), «безусловно самый содержательный и интересный… из всех сохранившихся памятников письменности Крита ІІ тысячелетия до н. э.» (А. Молчанов).

Находка, названная Фестским диском, сразу же привлекла внимание и ведущих ученых (среди них – великого Артура Эванса), и любителей.

Диск принято датировать приблизительно 1600 годом до н. э., – то есть ему около 3600 лет! На нём 242 знака, из них 45 разных.

Некоторые знаки встречаются только по одному разу, некоторые – по несколько, а знак, изображающий голову в лучах солнца, нанесен 19 раз. И «особое внимание» таинственного писца к этому знаку, и сама форма предмета дают основания связывать диск с культом солнца.

Этот культ на Крите был очень силён, а бог Гелиос-Солнце считался покровителем критских царей. Название города Фест, где найден диск, означает «светлейший».

Расположение знаков и особенности их объединения в группы говорят о том, что диск не только содержит текст, но и является календарём.

Замечено, что удвоенное количество знаков одной стороны, сложенное с количеством знаков другой (стороны обычно обозначают буквами А и В), дает число дней года: 123+123+119=365.

Надо полагать, год на древнем Крите состоял из трех сезонов. Критский бог Талос, которого еще в древности отождествляли с греческим Гелиосом-Солнцем, объезжал Крит трижды в год.

Такое членение известно и в древнем Египте, культура которого ощутимо влияла на Крит. Есть признаки трехсезонного года также в Греции. Богиня Персефона, на Крите отождествлявшаяся с женой царя Миноса Пасифаей, треть года проводит в потустороннем мире, а две трети – на земле, принося изобилие.

Ор – богинь времен года – именно три. Известные из мифов золотые треножники бога Гефеста, как подчеркивает известный исследователь мифологии Роберт Грейвс, символизируют солнце и год с тремя сезонами.

Мифическое существо Химера, тело которой состоит из трех животных (лев, коза, змей), также обозначает трехсезонный год.
×

По теме Тайна Фестского диска

Тайна Фестского диска

Исследователи считают, что трехсезонный год был принят в глубочайшей древности...
Журнал

Тайна Фестского диска

Нет, поэма в честь Солнца! Со времени открытия Фестского диска были сделаны...
Журнал

Тайна Эвереста

Прошло вот уже больше пятидесяти лет со времени первого успешного восхождения на...
Журнал

Тайна волшебных зеркал

В Санкт-Петербурге на кафедре востоковедения АН хранятся полевые отчеты...
Журнал

Тайна Слова

Мне доводилось читать как интерпретаторов строя русского алфавита, так и жесткую...
Журнал

Тайна светящихся людей

Исследователи пытаются разгадать феномен "светящихся людей". Вот рассказ одного...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Плутон, планета трансформации
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека