Что имеем — не храним, потерявши — плачем
Косвенно эту точку зрения подтверждает другой мой собеседник, кандидат исторических наук Сергей Полин. Вряд ли можно говорить о долгом и прочном почтении скифов к своим покойникам.
Косвенно эту точку зрения подтверждает другой мой собеседник, кандидат исторических наук Сергей Полин. Вряд ли можно говорить о долгом и прочном почтении скифов к своим покойникам.
Разве что со стороны ближайших родственников, друзей, участников похорон... но, с другой стороны, кто лучше, чем они, знал перечень зарытых вещей?!
Нелестные напрашиваются выводы... Курганы «чистят» с первых дней их существования и по сегодняшний день.
Есть подсчеты: 99 с лишним процентов скифских могил раскопано с корыстными целями. Раньше, при советских масштабах раскопок, одну по-настоящему серьезную находку делали, в среднем, раз в пять лет. Теперь, естественно, перспективы куда более скромные.
И все же, надежды терять не следует. По прикидкам Полина, в одной лишь Днепропетровской области — до 50 тысяч (!) курганов; исследовано тысячи полторы, не более.
Но, с другой стороны... в какой из оставшихся десятков тысяч воткнуть «штык»? Где ожидает подарок?..
С веками погребальная кровожадность скифов смягчалась. В Рыжановском кургане, относительно позднем, найдены останки убитого всадника с конем, очевидно, слуги или оруженосца вождя.
Однако жену уже не отправили вслед за мужем; ограничились условной жертвою, похоронив предметы женского туалета.
Вот — из-за добротных решеток хорошо охраняемой кладовой Института археологии бережно выносят круглую сиреневую шапку-калаф.
Вся она покрыта золотыми, с тисненым узором бляхами и накладками. Узор, сплошь бегущий вокруг шапки, изображает листья растений и пары зайцев, священных символов плодородия во всем древнем мире.
Выше — ряд подвесок, очевидно, мелодично звеневших в такт шагам скифянки. Расположение всех этих деталей близко к подлинному: основа истлела, но порядок украшений калафа сохранился.
Сбереглись и крошечные фрагменты ткани на обороте блях, — шапка и впрямь была сиреневой.
Носила предполагаемая жена вождя и красное покрывало, расшитое круглыми медальонами с ликом Медузы Горгоны, из золота самой высокой пробы.
Не исключено, что возлагала шапку на покрывало. Так, с короной на головном плате, на некоторых иконах изображают Богородицу...
Видимо, не бедно жили и рядовые свободные скифянки; из походов привозили им мужья немало добра, заказывали грекам подарки для возлюбленных.
Маленький курган на Днепропетровщине, опять же — единственный не разграбленный из многих десятков, скрывал в себе золотое ожерелье, звонкие серьги с подвесками, из того же «вечного» металла откованный, довольно простой перстень.
Все приданое было отправлено скорбящей роднею на тот свет вместе с неведомой женщиной, одной из многих во скифском граде...
Археолог Наталия Данилко рассказывает о крупном кургане на Херсонщине, возле села Малая Лепетиха.
Этот рукотворный холм посреди степи называют Большим курганом Веселовского, в память об известном ученом, впервые раскопавшем его еще до революции. Девяностые годы и здесь принесли удивительное открытие.
Вскрыт тайник, полный золотых накладок для женской шапки. Многие фигурные бляхи изображают своеобразных львов или сфинксов; другие — геометричны.
Так ли, подобно высокой кике русских боярынь допетровской поры, выглядел этот калаф?
Есть и другие реконструкции, кроме той, что извлечена из спецхрана. Исследовательница скифского костюма Любовь Клочко допускает даже, что не высокий головной убор носила молодая женщина, погребенная в кургане Веселовского, а широкую изукрашенную ленту на волосах.
А еще расшитое золотом покрывало закопали вместе с молодицей; и серьги с парами малых утиц, и нагрудную сеть с подвешенными к ней не то цветами, не то амфорками...
Данилко предполагает, что не обычная скифянка была там погребена, а жрица. Служительница богов, о коих знаем только из классической книги Геродота.
Кому же она возносила молитвы? Громовержцу Папаю, супруге его — хозяйке земли и воды Апи; прекрасной и грозной Аргимпасе, «скифской Афродите», о которой написал великолепные стихи Мозолевский? Солнечному Ойтосиру?
Какие обряды выполняла в не найденном еще степном храме юная, одетая в золото дева?..
Трудно — стремиться к своей цели «не благодаря, а вопреки». Словно плотный, тяжелый грунт штыком лопаты, — постоянным натиском воли преодолевать равнодушие эпохи, которой не нужны открытия. На выставках в Канаде и в Польше, во Франции и в США восхищались последними трофеями украинских археологов.
Печатали фото этих самых кубков и калафов, гривен и перстней на первых страницах газет, в популярных журналах. «У них же нет ничего подобного!» — объясняет Скорый... Стало быть, — если у нас есть, если скифы — «наши», то можно и не интересоваться, и не финансировать, и не издавать достойным образом книги о родных сокровищах?..
Жестокая есть поговорка: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем.»
Одна пока надежда — на тот таинственный компас в душах археологов, о коем говорил все тот же гениальный Борис Мозолевский. На их волшебное чутье и руки, которые не дадут пропасть ценностям неповторимым, невосстановимым.
На долгое их терпение, что, надеюсь, поможет бескорыстным искателям дождаться лучших времен и поднять, словно Атлантиду, на поверхность земли золотую Скифию.
Нелестные напрашиваются выводы... Курганы «чистят» с первых дней их существования и по сегодняшний день.
Есть подсчеты: 99 с лишним процентов скифских могил раскопано с корыстными целями. Раньше, при советских масштабах раскопок, одну по-настоящему серьезную находку делали, в среднем, раз в пять лет. Теперь, естественно, перспективы куда более скромные.
И все же, надежды терять не следует. По прикидкам Полина, в одной лишь Днепропетровской области — до 50 тысяч (!) курганов; исследовано тысячи полторы, не более.
Но, с другой стороны... в какой из оставшихся десятков тысяч воткнуть «штык»? Где ожидает подарок?..
С веками погребальная кровожадность скифов смягчалась. В Рыжановском кургане, относительно позднем, найдены останки убитого всадника с конем, очевидно, слуги или оруженосца вождя.
Однако жену уже не отправили вслед за мужем; ограничились условной жертвою, похоронив предметы женского туалета.
Вот — из-за добротных решеток хорошо охраняемой кладовой Института археологии бережно выносят круглую сиреневую шапку-калаф.
Вся она покрыта золотыми, с тисненым узором бляхами и накладками. Узор, сплошь бегущий вокруг шапки, изображает листья растений и пары зайцев, священных символов плодородия во всем древнем мире.
Выше — ряд подвесок, очевидно, мелодично звеневших в такт шагам скифянки. Расположение всех этих деталей близко к подлинному: основа истлела, но порядок украшений калафа сохранился.
Сбереглись и крошечные фрагменты ткани на обороте блях, — шапка и впрямь была сиреневой.
Носила предполагаемая жена вождя и красное покрывало, расшитое круглыми медальонами с ликом Медузы Горгоны, из золота самой высокой пробы.
Не исключено, что возлагала шапку на покрывало. Так, с короной на головном плате, на некоторых иконах изображают Богородицу...
Видимо, не бедно жили и рядовые свободные скифянки; из походов привозили им мужья немало добра, заказывали грекам подарки для возлюбленных.
Маленький курган на Днепропетровщине, опять же — единственный не разграбленный из многих десятков, скрывал в себе золотое ожерелье, звонкие серьги с подвесками, из того же «вечного» металла откованный, довольно простой перстень.
Все приданое было отправлено скорбящей роднею на тот свет вместе с неведомой женщиной, одной из многих во скифском граде...
Археолог Наталия Данилко рассказывает о крупном кургане на Херсонщине, возле села Малая Лепетиха.
Этот рукотворный холм посреди степи называют Большим курганом Веселовского, в память об известном ученом, впервые раскопавшем его еще до революции. Девяностые годы и здесь принесли удивительное открытие.
Вскрыт тайник, полный золотых накладок для женской шапки. Многие фигурные бляхи изображают своеобразных львов или сфинксов; другие — геометричны.
Так ли, подобно высокой кике русских боярынь допетровской поры, выглядел этот калаф?
Есть и другие реконструкции, кроме той, что извлечена из спецхрана. Исследовательница скифского костюма Любовь Клочко допускает даже, что не высокий головной убор носила молодая женщина, погребенная в кургане Веселовского, а широкую изукрашенную ленту на волосах.
А еще расшитое золотом покрывало закопали вместе с молодицей; и серьги с парами малых утиц, и нагрудную сеть с подвешенными к ней не то цветами, не то амфорками...
Данилко предполагает, что не обычная скифянка была там погребена, а жрица. Служительница богов, о коих знаем только из классической книги Геродота.
Кому же она возносила молитвы? Громовержцу Папаю, супруге его — хозяйке земли и воды Апи; прекрасной и грозной Аргимпасе, «скифской Афродите», о которой написал великолепные стихи Мозолевский? Солнечному Ойтосиру?
Какие обряды выполняла в не найденном еще степном храме юная, одетая в золото дева?..
Трудно — стремиться к своей цели «не благодаря, а вопреки». Словно плотный, тяжелый грунт штыком лопаты, — постоянным натиском воли преодолевать равнодушие эпохи, которой не нужны открытия. На выставках в Канаде и в Польше, во Франции и в США восхищались последними трофеями украинских археологов.
Печатали фото этих самых кубков и калафов, гривен и перстней на первых страницах газет, в популярных журналах. «У них же нет ничего подобного!» — объясняет Скорый... Стало быть, — если у нас есть, если скифы — «наши», то можно и не интересоваться, и не финансировать, и не издавать достойным образом книги о родных сокровищах?..
Жестокая есть поговорка: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем.»
Одна пока надежда — на тот таинственный компас в душах археологов, о коем говорил все тот же гениальный Борис Мозолевский. На их волшебное чутье и руки, которые не дадут пропасть ценностям неповторимым, невосстановимым.
На долгое их терпение, что, надеюсь, поможет бескорыстным искателям дождаться лучших времен и поднять, словно Атлантиду, на поверхность земли золотую Скифию.
Обсуждения Золото скифов