Большой Рыжановский курган
Большой Рыжановский курган в Звенигородском районе на Черкасщине, насыпанный двадцать три века назад, впервые стали раскапывать еще в 1886 году. Занимался этим польский ученый Готфрид Оссовский.
Большой Рыжановский курган в Звенигородском районе на Черкасщине, насыпанный двадцать три века назад, впервые стали раскапывать еще в 1886 году. Занимался этим польский ученый Готфрид Оссовский.
Нашел он боковую могилу с останками молодой знатной скифянки, окруженной разнообразными, по мнению хоронивших — нужными в загробье вещами, в том числе, драгоценными.
И вот, — просто мистика какая-то! — начиная с 1995 года, именно за польские средства стали вновь копать Большой Рыжановский.
Экспедиция была совместная. От поляков руководил раскопками директор Института археологии Ягеллонского университета, профессор Ян Хохоровский; с нашей стороны — доктор исторических наук, заведующий отделом скифо-сарматской археологии Института археологии НАНУ Сергей Скорый.
Работы шли три года, успех был ошеломляющий. Ученые доисследовали уже известную боковую гробницу и — открыли центральную.
Там покоился прах знатного скифа, щедро обставленный утварью для комфортной жизни в мире ином.
Позвонки шеи обвивала спиральная золотая гривна, литая, с фигурками лежащих львиц на концах — знаками власти. Рука скелета лежала на рукояти меча, обитой золотым листом.
Война и пир, кровь и вино — между этими полюсами разворачивалась жизнь скифа...
Конечно же, для вождя был приготовлен серебряный кубок дивной греческой работы, — кстати, сделанный лет за сто до того, как был насыпан курган и, видно, переходивший из поколения в поколение. На кубке великолепно выполненные, рельефные грифоны терзали оленей и быков.
Подобные сюжеты у скифов всегда связаны с посмертьем: там, в неведомом краю, ждут наших жертвоприношений жадные чудища; дорогу к блаженству покойнику прокладывают гекатомбы...
Зоологическая «достоверность» грифонов была не меньшей, чем у их жертв. А еще — до странности хорошо сохранилось серебро кубка. Еще из раскопа он засверкал, словно уже побывал в чистке...
Видимо, любил вождь менять питейную посуду в застолье — или для гостей держал целый набор?
По крайней мере, в могилу, помимо кубка, дали ему искусственный рог для питья — ритон с золотыми ободками — и серебряную чашу-килик.
Перстень знатного воина, сделанный из золотой греческой монеты с головою божества, стал одной из довольно редкостных находок.
За всю историю скифологии найдены лишь четыре подобных перстня; три из них — в Рыжановском...
В беседе со мной Сергей Скорый подчеркивает: курган уникален! Цельный, не потревоженный грабителями погребальный памятник скифского аристократа. Вот уже полтора столетия не удавалось найти подобный...
Естественным образом разговор заходит о грабежах могил. Кто и когда начал вскрывать эти массивные насыпи? Вправду ли скифы чтили своих усопших вождей?
Похороны, сопровождаемые убийствами людей и животных, были неправдоподобно роскошны; безумное расточительство царило на них; не клады, а целые склады оружия, посуды, дорогих одежд, украшений зарывали подданные в могилы владык.
Недаром курганы образно зовут степными пирамидами. Но ведь в древнем Египте, с его мрачным язычеством, с паническим страхом людей перед всем, что касалось царей живых и, тем более, посмертно обожествленных, — в Египте находились отважные «атеисты», не боявшиеся тайно опустошать гробницы! А может быть, мы вообще преувеличиваем религиозность древних?..
И вот, — просто мистика какая-то! — начиная с 1995 года, именно за польские средства стали вновь копать Большой Рыжановский.
Экспедиция была совместная. От поляков руководил раскопками директор Института археологии Ягеллонского университета, профессор Ян Хохоровский; с нашей стороны — доктор исторических наук, заведующий отделом скифо-сарматской археологии Института археологии НАНУ Сергей Скорый.
Работы шли три года, успех был ошеломляющий. Ученые доисследовали уже известную боковую гробницу и — открыли центральную.
Там покоился прах знатного скифа, щедро обставленный утварью для комфортной жизни в мире ином.
Позвонки шеи обвивала спиральная золотая гривна, литая, с фигурками лежащих львиц на концах — знаками власти. Рука скелета лежала на рукояти меча, обитой золотым листом.
Война и пир, кровь и вино — между этими полюсами разворачивалась жизнь скифа...
Конечно же, для вождя был приготовлен серебряный кубок дивной греческой работы, — кстати, сделанный лет за сто до того, как был насыпан курган и, видно, переходивший из поколения в поколение. На кубке великолепно выполненные, рельефные грифоны терзали оленей и быков.
Подобные сюжеты у скифов всегда связаны с посмертьем: там, в неведомом краю, ждут наших жертвоприношений жадные чудища; дорогу к блаженству покойнику прокладывают гекатомбы...
Зоологическая «достоверность» грифонов была не меньшей, чем у их жертв. А еще — до странности хорошо сохранилось серебро кубка. Еще из раскопа он засверкал, словно уже побывал в чистке...
Видимо, любил вождь менять питейную посуду в застолье — или для гостей держал целый набор?
По крайней мере, в могилу, помимо кубка, дали ему искусственный рог для питья — ритон с золотыми ободками — и серебряную чашу-килик.
Перстень знатного воина, сделанный из золотой греческой монеты с головою божества, стал одной из довольно редкостных находок.
За всю историю скифологии найдены лишь четыре подобных перстня; три из них — в Рыжановском...
В беседе со мной Сергей Скорый подчеркивает: курган уникален! Цельный, не потревоженный грабителями погребальный памятник скифского аристократа. Вот уже полтора столетия не удавалось найти подобный...
Естественным образом разговор заходит о грабежах могил. Кто и когда начал вскрывать эти массивные насыпи? Вправду ли скифы чтили своих усопших вождей?
Похороны, сопровождаемые убийствами людей и животных, были неправдоподобно роскошны; безумное расточительство царило на них; не клады, а целые склады оружия, посуды, дорогих одежд, украшений зарывали подданные в могилы владык.
Недаром курганы образно зовут степными пирамидами. Но ведь в древнем Египте, с его мрачным язычеством, с паническим страхом людей перед всем, что касалось царей живых и, тем более, посмертно обожествленных, — в Египте находились отважные «атеисты», не боявшиеся тайно опустошать гробницы! А может быть, мы вообще преувеличиваем религиозность древних?..
Обсуждения Золото скифов