Тайны мавзолея Ленина

21 января 1924 года вождь большевистской партии и председатель СНК умер, после чего его тело было подвергнуто специальной обработке и помещено в Мавзолей на Красной площади.

Пирамида на Красной площади

В день смерти Ленина – 21 января 1924 года – в ЦК партии и Совнарком стали поступать телеграммы и письма с просьбой не предавать тело вождя большевистской партии земле.
Тайны мавзолея Ленина
Уже через несколько дней – 27 января 1924 года – возле Сенатской башни Кремля на Красной площади появился Мавзолей по проекту Алексея Щусева. По словам коллег архитектора, Щусев был знаком с архитектурой египетских пирамид. На разработку проекта по принципу трехступенчатой пирамиды у него ушло полночи, а на строительство – менее трех дней.

В результате, Щусев представил на суд высокопоставленных чиновников деревянное здание в виде куба со сторонами три метра и двумя последовательно уменьшающимися кубами наверху.

Тайна бальзамирования Ленина

Бальзамирование останков Ленина было начато только через два месяца после его смерти – в конце марта 1924 года. К этому времени посмертные изменения тканей тела, особенно лица и кистей рук Ленина, достигли критической точки.

Задачу «сохранения тела Ленина» взял на себя химик Борис Збарский и харьковский анатом Владимир Воробьев. Последний, кстати, впервые увидев тело Ленина, хотел отказаться от сложнейшей задачи, но коллеги убедили его остаться в столице.

Перед Збарским и Воробьевым стояла непростая задача – создать свой особый метод для сохранения тела вождя, поскольку замораживание для этого не подходило – в то время любая случайность могла привести к размораживанию тканей с последующей безвозвратной их порчей.

Кроме того, не подходила и древнеегипетская разработка – мумификация, поскольку при этой процедуре не только теряется 70 процентов веса, но и искажаются черты лица.

Тогда ученые решили применить бальзамирование. В создании своего метода они опирались на ранние исследования Николая Мельникова-Разведенкова, который еще в 1896 году предложил оригинальный способ изготовления анатомических препаратов с сохранением их естественной окраски с помощью пропитывания тканей спиртом, глицерином и ацетатом калия.

Ученые на протяжении четырех месяцев трудились, не покладая рук. В итоге Забарскому и Воробьеву удалось решить действительно уникальную задачу — бальзамирование целого тела с полным сохранением объемов, форм и всей клеточной и тканевой структуры.

Перед открытием мавзолея, 26 июля, Воробьев и его команда провели ночь в траурном зале. Харьковский ученый сомневался в своей работе, и непрестанно бранил Збарского, который когда-то уговорил его решиться на это рискованное дело.

Опасения ученых оказались беспочвенными – правительственная комиссия, появившаяся в Мавзолее на следующий день, признала результаты бальзамирования вполне удавшимися.

Стоит отметить, что успех Збарского и Воробьева зависел от работы еще одного человека – архитектора Константина Степановича Мельникова, который создал первый саркофаг для тела Ленина.

Первоначальный проект Мельникова был признан технически трудным. Тогда архитектор в течение месяца разработал еще восемь новых вариантов, один из которых был утвержден. Саркофаг Мельникова стоял в мавзолее вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

Эвакуация тела Ленина

Строительство окончательного, каменного варианта Мавзолея началось в 1929 году. В плане он практически повторял деревянный мавзолей, построенный по проекту Щусева. Монументальное сооружение было выполнено в красно-черных тонах из гранита, порфира и черного лабрадора. Над входом буквами из красного кварцита выложена надпись: ЛЕНИН. По обеим сторонам здания вдоль кремлевской стены были сооружены гостевые трибуны на 10 тысяч человек.

Почти семьдесят лет у входа в Мавзолей стоял караул, учрежденный приказом начальника Московского гарнизона.

Тело Ленина оставалось в Мавзолее до июля 1941 года. На период Великой Отечественной войны его пришлось эвакуировать в Тюмень, а по возвращении в Москву в 1945 году для Ленина был построен новый саркофаг, выполненный по проекту Алексея Щусева и скульптора Бориса Яковлева.

«Покушения» на Мавзолей

Еще в 30-х годах в обществе находились люди, не принимающие и не одобряющие идею сохранения Ленина в Мавзолее. В марте 34-го года Митрофан Никитин, рабочий одного из совхозов в Московской области, пытался выстрелить в забальзамированное тело вождя. Ему помешали быстро среагировавшая охрана. Никитин на месте застрелился.

При Никитине было обнаружено письмо протестного содержания на имя партии и правительства. В нем были следующие строчки: «Эту весну 1934 года опять очень много людей умрет на почве голода, грязи, от эпидемических болезней… Неужели наши правители, засевшие в Кремле, не видят, что народ не хочет такой жизни, что так жить дальше невозможно, не хватает сил и воли…»

Впоследствии инциденты в Мавзолее повторились. В ноябре 1957 года А. Н. Романов, житель Москвы без определённых занятий, бросил в Мавзолей бутылку с чернилами, но саркофаг не пострадал. Через два года один из посетителей бросил в саркофаг молоток и разбил стекло, однако тело Ленина не было повреждено.

В июле 1960 года произошел гораздо более серьезный инцидент: житель города Фрунзе К.Н. Минибаев вспрыгнул на барьер и ударом ноги разбил стекло саркофага. В результате, осколки стекла повредили кожу забальзамированного тела Ленина. Как показало следствие, намерение разрушить саркофаг Минибаев вынашивал с 1949 года, специально для этого он прилетел в Москву в 1960 году.

Поступок Минибаева стал первым в цепочке инцидентов, произошедших в Мавзолее в 60-х. Через год после него Л. А. Смирнова, проходя мимо саркофага, плюнула в саркофаг, а затем бросила в стекло камень, разбив саркофаг. В апреле 1962 года житель города Павловский Посад пенсионер А. А. Лютиков также бросил камень в саркофаг.

В Мавзолее имел место и террористический акт. В сентябре 67-го года некий Крысанов, житель литовского города Каунас, взорвал начинённый взрывчаткой пояс около входа в Мавзолей. В итоге погиб террорист и еще несколько человек.

В 70-х годах Мавзолей оснастили новейшими приборами и аппаратурой для управления всеми инженерными системами, укрепили конструкции и заменили более 12 тысяч мраморных блоков.

Однако и после этого инциденты в усыпальнице Ленина не прекратились. В сентябре 1973 года, когда саркофаг Ленина уже был закрыт пуленепробиваемым стеклом, внутри Мавзолея неизвестным было взорвано самодельное взрывное устройство. Преступник и еще одна супружеская пара погибли.

Кто следит за останками Ленина?

За поддержанием прижизненного облика Владимира Ленина в надлежащем состоянии следят сотрудники Учебно-методического центра биомедицинских технологий, входящего во Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений (НПО ВИЛАР). Перед сотрудниками центра стоит задача регулярно осматривать тело Ленина.

Раз в полтора года специалисты опускают останки в ванну со специальным раствором, используя для этого уникальные стереофотоустановки и приборы. По данным ученых, за последние 20 лет приборы не зарегистрировали каких-либо изменений.

Специалисты «Мавзолейной группы» считают, что тело Ленина сегодня находится в прекрасном состоянии благодаря новейшим достижениям науки, чего не скажешь о костюме на вожде, который время от времени приходится менять.
×

По теме Тайны мавзолея Ленина

Почему Ленина называли Махатмой

Логическое и мистическое мышление. Их основополагающие принципы. Существует...
Журнал

О двух главных ошибках философа Владимира Ленина

Владимир Ленин в своем определении материи совершил две малозаметных, но...
Журнал

Сокровенные тайны каббалы

1 Маасе Брейшит. Буквально - сотворение в начале. Мир никогда не был создан...
Журнал

Тайны аксайских лабиринтов

В небольшом городке Аксае Ростовской области имеется достопримечательность...
Журнал

Новые тайны воды

В настоящее время к ранее известным физико-химическим свойствам воды добавились...
Журнал

Сокровенные тайны нашего Мозга

Доброта – в височной борозде Профессор Скотт Хьюттел из университета Дюка вместе...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Энергия Любви приносит в жизнь счастье
О природе ума