Археологи, раскапывающие древнее поселение Чиапа-де-Корсо (Chiapa de Corzo) на юге Мексики, обнаружили захоронение двух знатных людей. По словам руководителя раскопок Брюса Бэйченда (Bruce Bachand) из Университета имени Бригэма Янга в американском штате Юта, захоронению примерно 2700 лет, то есть оно древнее всех известных гробниц-пирамид в Центральной Америке.
Гробница представляет собой глинобитное строение с одной каменной стеной. Подобный стиль погребальных построек не характерен для известных мезоамериканских культур. Внутри был обнаружен скелет со следами красного пигмента (по-видимому, остатки погребального одеяния), со множеством нефритовых украшений. Его зубы были инкрустированы нефритом и ракушками.
У самого входа в гробницу археологи нашли еще один скелет (предположительно женский), украшенный нефритом, жемчугом и янтарем и с зубами, инкрустированными пиритом ("золотом дураков"). Также в захоронении найдены два скелета (один из них детский) безо всяких украшений. Исследователи полагают, что этих людей принесли в жертву при погребении знатного человека, возможно, вождя.
Ученые затрудняются определить, к какой из мезоамериканских культур отнести захоронение: хронологически и географически это с равной вероятностью могут быть ольмеки, сапотеки, майя и соке. Бэйчанд предполагает, что захоронение принадлежит культуре соке. Древность находки позволила ему выдвинуть гипотезу, что целый ряд традиций, общих для мезоамериканских культур, происходит не от ольмеков и не от майя, как считалось ранее, а от соке.
Долгое время культура ольмеков считалась "материнской" для всех мезоамериканских культур, в том числе майя. Однако серия археологических и антропологических исследований во второй половине ХХ века убедила ученых, что речь идет скорее о нескольких "сестринских" культурах, которые развивались параллельно, интенсивно обмениваясь товарами, знаниями и традициями.
У самого входа в гробницу археологи нашли еще один скелет (предположительно женский), украшенный нефритом, жемчугом и янтарем и с зубами, инкрустированными пиритом ("золотом дураков"). Также в захоронении найдены два скелета (один из них детский) безо всяких украшений. Исследователи полагают, что этих людей принесли в жертву при погребении знатного человека, возможно, вождя.
Ученые затрудняются определить, к какой из мезоамериканских культур отнести захоронение: хронологически и географически это с равной вероятностью могут быть ольмеки, сапотеки, майя и соке. Бэйчанд предполагает, что захоронение принадлежит культуре соке. Древность находки позволила ему выдвинуть гипотезу, что целый ряд традиций, общих для мезоамериканских культур, происходит не от ольмеков и не от майя, как считалось ранее, а от соке.
Долгое время культура ольмеков считалась "материнской" для всех мезоамериканских культур, в том числе майя. Однако серия археологических и антропологических исследований во второй половине ХХ века убедила ученых, что речь идет скорее о нескольких "сестринских" культурах, которые развивались параллельно, интенсивно обмениваясь товарами, знаниями и традициями.