Археологи из Восточного института Чикагского университета и их сирийские коллеги обнародовали первые результаты исследования одного из древнейших городов Ближнего Востока. Это крупное поселение, восемь тысяч лет назад раскинувшееся на берегах реки Балих неподалеку от современного Ракка, поразило ученых высоким уровнем развития культуры.
На холме Телль-Зейдан продолжаются раскопки первого, как предполагают ученые, протогорода (от греч. protos — первичность, первооснова) на Ближнем Востоке. Найденные артефакты позволяют специалистам говорить о впечатляющем размахе убейдской культуры, существовавшей здесь с 6000 до 4000 гг. до нашей эры.
Вполне вероятно, что тогда в Телль-Зейдане уже начало складываться классовое общество — фактически впервые на Ближнем Востоке: об этом говорят каменные печати (3,8 на 5 сантиметров с изображением оленя), которыми "знать" помечала свою собственность. Аналогичный артефакт был найден в 300 км в восточном направлении.
Находки археологов свидетельствуют, что это был крупный торгово-промышленный центр с хорошо развитой медной металлургией и гончарным производством.
Любопытный факт: археологам удалось выяснить, что медь, которую плавили в Телль-Зейдане, добывалась в 300-400 километрах северо-западнее — там, где сейчас находится турецкий город Диярбакыр. Кроме того, этот протогород был крупным центром по переработке меди, с хорошо организованным гончарным производством. Можно предположить, что "протогосударства" того времени простирались гораздо дальше, чем считалось ранее.
Убейдская культура весьма загадочна и плохо изучена. Именно благодаря ей на Ближнем Востоке в свое время широко распространились централизованные храмовые хозяйства и ирригационное земледелие.
В протогороде, занимавшем около 10 га по примерным расчетам исследователей проживало около 5 тыс. человек. Центральную роль играл храмовый комплекс, вокруг него были расположены дома "элиты", следующее "кольцо" — дома ремесленников и, в наибольшем удалении от храма, земледельцев. Налицо развитое специализированное ремесло (гончарный круг, металлургия, ткачество), принципы архитектуры и храмового строительства (архитектурная традиция возведения храма на одном и том же месте, формирование понятия "священная территория").
Жители использовали воды реки для орошения полей. В этой связи у исследователей возник вопрос, на который пока ученые затрудняются ответить: наличие каналов привлекало поселенцев или рост населения требовал строительства каналов для увеличения продуктов земледелия?
Ко времени позднего Убейда храм, по видимому, стал центром экономической и социальной жизни. Развивались и усложнялись межобщинные контакты, происходило образование новых поселений, причем их дифференциация по размеру наталкивает на мысль об иерархическом характере устройства городов и деревень. А тот факт, что храмы в некоторых убейдских поселениях больше, чем в других, указывает на растущую централизацию власти и ее сосредоточение в руках жрецов.
По мнению историков, все главные города древнего Шумера, по всей видимости, выросли из убейдских поселений. То есть убейдская культура — протошумерская, и именно на ее основе возникла цивилизация Двуречья. Но ее создатели не убейдцы, а шумеры. Возможно, они отчасти восприняли достижения своих предшественников или будучи более высокоразвитым народом на убейдской основе создали нечто иное.
Специалисты отмечают огромный потенциал исследований Телль-Зейдана. Раскопки, которым посвящен целый раздел на сайте института, начались в 2008 году и, возможно, продлятся не одно десятилетие.
Вполне вероятно, что тогда в Телль-Зейдане уже начало складываться классовое общество — фактически впервые на Ближнем Востоке: об этом говорят каменные печати (3,8 на 5 сантиметров с изображением оленя), которыми "знать" помечала свою собственность. Аналогичный артефакт был найден в 300 км в восточном направлении.
Находки археологов свидетельствуют, что это был крупный торгово-промышленный центр с хорошо развитой медной металлургией и гончарным производством.
Любопытный факт: археологам удалось выяснить, что медь, которую плавили в Телль-Зейдане, добывалась в 300-400 километрах северо-западнее — там, где сейчас находится турецкий город Диярбакыр. Кроме того, этот протогород был крупным центром по переработке меди, с хорошо организованным гончарным производством. Можно предположить, что "протогосударства" того времени простирались гораздо дальше, чем считалось ранее.
Убейдская культура весьма загадочна и плохо изучена. Именно благодаря ей на Ближнем Востоке в свое время широко распространились централизованные храмовые хозяйства и ирригационное земледелие.
В протогороде, занимавшем около 10 га по примерным расчетам исследователей проживало около 5 тыс. человек. Центральную роль играл храмовый комплекс, вокруг него были расположены дома "элиты", следующее "кольцо" — дома ремесленников и, в наибольшем удалении от храма, земледельцев. Налицо развитое специализированное ремесло (гончарный круг, металлургия, ткачество), принципы архитектуры и храмового строительства (архитектурная традиция возведения храма на одном и том же месте, формирование понятия "священная территория").
Жители использовали воды реки для орошения полей. В этой связи у исследователей возник вопрос, на который пока ученые затрудняются ответить: наличие каналов привлекало поселенцев или рост населения требовал строительства каналов для увеличения продуктов земледелия?
Ко времени позднего Убейда храм, по видимому, стал центром экономической и социальной жизни. Развивались и усложнялись межобщинные контакты, происходило образование новых поселений, причем их дифференциация по размеру наталкивает на мысль об иерархическом характере устройства городов и деревень. А тот факт, что храмы в некоторых убейдских поселениях больше, чем в других, указывает на растущую централизацию власти и ее сосредоточение в руках жрецов.
По мнению историков, все главные города древнего Шумера, по всей видимости, выросли из убейдских поселений. То есть убейдская культура — протошумерская, и именно на ее основе возникла цивилизация Двуречья. Но ее создатели не убейдцы, а шумеры. Возможно, они отчасти восприняли достижения своих предшественников или будучи более высокоразвитым народом на убейдской основе создали нечто иное.
Специалисты отмечают огромный потенциал исследований Телль-Зейдана. Раскопки, которым посвящен целый раздел на сайте института, начались в 2008 году и, возможно, продлятся не одно десятилетие.