Психологи из Медицинской школы Гарварда (США) показали, что сны способствуют консолидации памяти — передаче информации из кратковременной в долговременную память.
Результаты многочисленных опытов свидетельствуют о том, что во время сна мозг сохраняет активность, «сортируя» воспоминания.
Результаты многочисленных опытов свидетельствуют о том, что во время сна мозг сохраняет активность, «сортируя» воспоминания.
Нейроны в гиппокампах спящих грызунов, к примеру, могут вести себя практически так же, как во время пробежки по лабиринту; некоторые учёные даже предполагали, что животные видят сны, связанные с исследованным ими ранее лабиринтом.
Получить данные о сновидениях животных, впрочем, невозможно, и авторы решили провести аналогичный опыт в группе из 99 студентов. Участникам предлагалось провести 45 минут перед экраном компьютера и как можно тщательнее изучить виртуальный лабиринт, после чего половина добровольцев отправилась спать. Исследователи контролировали активность мозга спящих по методу электроэнцефалографии и либо один раз специально будили их, чтобы узнать, что им снилось, либо спрашивали об этом только через пять часов, перед началом тестирования.
В ходе тестирования участников помещали в случайную точку лабиринта и просили отыскать определённый объект. Выспавшиеся люди быстрее справлялись с задачей, но наилучшие результаты показали студенты, сообщившие о том, что они, засыпая, думали о лабиринте или видели сны, связанные с ним.
Описанные сны не были похожи на простое воспроизведение полученного ранее опыта. В двух случаях студенты только «слышали» музыку, звучавшую во время их ознакомления с виртуальной моделью, а один участник видел во сне людей, находившихся в лабиринте, хотя в модели их там и не было. Другому добровольцу вспомнилась давняя экскурсия в пещеру, которая выглядела как лабиринт.
По мнению участника исследования Роберта Стикголда (Robert Stickgold), эти результаты свидетельствуют о том, что мозг старается связать новые данные с уже имеющейся информацией. «Сны отражают стремление найти какие-то ассоциации, которые могут пригодиться в будущем», — говорит учёный.
Получить данные о сновидениях животных, впрочем, невозможно, и авторы решили провести аналогичный опыт в группе из 99 студентов. Участникам предлагалось провести 45 минут перед экраном компьютера и как можно тщательнее изучить виртуальный лабиринт, после чего половина добровольцев отправилась спать. Исследователи контролировали активность мозга спящих по методу электроэнцефалографии и либо один раз специально будили их, чтобы узнать, что им снилось, либо спрашивали об этом только через пять часов, перед началом тестирования.
В ходе тестирования участников помещали в случайную точку лабиринта и просили отыскать определённый объект. Выспавшиеся люди быстрее справлялись с задачей, но наилучшие результаты показали студенты, сообщившие о том, что они, засыпая, думали о лабиринте или видели сны, связанные с ним.
Описанные сны не были похожи на простое воспроизведение полученного ранее опыта. В двух случаях студенты только «слышали» музыку, звучавшую во время их ознакомления с виртуальной моделью, а один участник видел во сне людей, находившихся в лабиринте, хотя в модели их там и не было. Другому добровольцу вспомнилась давняя экскурсия в пещеру, которая выглядела как лабиринт.
По мнению участника исследования Роберта Стикголда (Robert Stickgold), эти результаты свидетельствуют о том, что мозг старается связать новые данные с уже имеющейся информацией. «Сны отражают стремление найти какие-то ассоциации, которые могут пригодиться в будущем», — говорит учёный.
Обсуждения Усвоение информации