Ученые доказали, что выполнение человеком двух сложных дел одновременно заставляет полушария головного мозга работать раздельно и независимо друг от друга каждое над своей задачей, что делает невозможным выполнение третьей сложной задачи одновременно с первыми двумя, сообщается в статье исследователей.
"Это значит, что в повседневной жизни вы легко можете совмещать два дела одновременно, например, готовить и разговаривать по телефону. Проблема состоит в том, что когда вы начинаете преследовать три цели одновременно, префронтальная кора головного мозга одну из них будет просто игнорировать", - сказал Этьен Коэчлин (Etienne Koechlin), ведущий автор публикации из Французского биомедицинского исследовательского агентства INSERM.
В своей работе ученые целенаправленно пытались выяснить, каким образом изменяется алгоритм работы мозга, когда от одной определенной задачи ему необходимо переключиться на выполнение двух. В случае одного дела, механизм работы мозга ученым в целом понятен: сначала, в ответ на желание или необходимость что-либо сделать, передняя часть префронтальной коры головного мозга формирует конечную цель, тогда как задняя, получив информацию от передней, отдает приказания остальным отделам, которые в свою очередь заставляют руки или ноги делать то, что необходимо и проверяют, достигнут ли результат.
Для того, чтобы определить, что меняется, когда параллельно с одной задачей выполнения требует и вторая, Коэчлин и его коллеги прибегли к помощи добровольцев, 16 мужчин и 16 женщин в возрасте от 19 до 32 лет, мозг которых подвергался сканированию с помощью метода функционального магнеторезонансного томографирования по мере того, как они выполняли умственные задачи по сравнению букв. Участникам эксперимента на экране монитора по очереди показывали буквы, составляющие слово "tablet", и им предстояло определить, были ли предыдущие две буквы показаны в том же порядке, в котором они находятся в слове. Вторая параллельная умственная задача состояла в том, чтобы отметить, были ли обе подряд показанные буквы строчными или прописными.
В качестве вознаграждения за правильную работу волонтеры получали небольшую сумму денег.
Как и ожидали ученые, выполнение только первой задачи без необходимости выполнять вторую, приводило к активации обеих полушарий головного мозга добровольцев, запуская цепочку команд от передней к задней части префронтальной коры. Как только участники эксперимента были вынуждены переключиться на решение двух задач одновременно, их мозг разделял обязанности между полушариями: активность левой части префронтальной коры головного мозга отвечала за выполнение одной из задач, тогда как активность правой - за выполнение второй. При этом, каждая половина головного мозга выполняла свои функции полностью независимо от другой, преследуя свои собственные цели во имя вознаграждения.
Добавив к этим двум задачам еще одну, определение цветов букв на экране, ученые убедились, что третью нетривиальную задачу одновременно с первыми двумя мозг выполнить не в состоянии, так как у него просто нет третьего полушария, так что волонтеры обязательно забывали выполнить одно из трех дел.
В своей работе ученые целенаправленно пытались выяснить, каким образом изменяется алгоритм работы мозга, когда от одной определенной задачи ему необходимо переключиться на выполнение двух. В случае одного дела, механизм работы мозга ученым в целом понятен: сначала, в ответ на желание или необходимость что-либо сделать, передняя часть префронтальной коры головного мозга формирует конечную цель, тогда как задняя, получив информацию от передней, отдает приказания остальным отделам, которые в свою очередь заставляют руки или ноги делать то, что необходимо и проверяют, достигнут ли результат.
Для того, чтобы определить, что меняется, когда параллельно с одной задачей выполнения требует и вторая, Коэчлин и его коллеги прибегли к помощи добровольцев, 16 мужчин и 16 женщин в возрасте от 19 до 32 лет, мозг которых подвергался сканированию с помощью метода функционального магнеторезонансного томографирования по мере того, как они выполняли умственные задачи по сравнению букв. Участникам эксперимента на экране монитора по очереди показывали буквы, составляющие слово "tablet", и им предстояло определить, были ли предыдущие две буквы показаны в том же порядке, в котором они находятся в слове. Вторая параллельная умственная задача состояла в том, чтобы отметить, были ли обе подряд показанные буквы строчными или прописными.
В качестве вознаграждения за правильную работу волонтеры получали небольшую сумму денег.
Как и ожидали ученые, выполнение только первой задачи без необходимости выполнять вторую, приводило к активации обеих полушарий головного мозга добровольцев, запуская цепочку команд от передней к задней части префронтальной коры. Как только участники эксперимента были вынуждены переключиться на решение двух задач одновременно, их мозг разделял обязанности между полушариями: активность левой части префронтальной коры головного мозга отвечала за выполнение одной из задач, тогда как активность правой - за выполнение второй. При этом, каждая половина головного мозга выполняла свои функции полностью независимо от другой, преследуя свои собственные цели во имя вознаграждения.
Добавив к этим двум задачам еще одну, определение цветов букв на экране, ученые убедились, что третью нетривиальную задачу одновременно с первыми двумя мозг выполнить не в состоянии, так как у него просто нет третьего полушария, так что волонтеры обязательно забывали выполнить одно из трех дел.