От девяти до восемнадцати процентов людей, переживших кому или клиническую смерть, описывают похожие ощущения: выход из собственного тела, свет в конце тоннеля, встречи с умершими родственниками. Раскрыть нейрофизиологические аспекты этого феномена помогли эксперименты американских ученых, исследовавших состояние мозга буддийских монахов во время медитации.
Доцент радиологического отделения Университета Пенсильвании (США) Эндрю Ньюберг утверждает, что когда клетки мозга испытывают кислородное голодание, в первую очередь страдает боковое (периферическое) зрение. При этом все импульсы, исходящие от зрительных рецепторов, как бы группируются в один пучок, расположенный по центру. Таким образом, яркий свет в конце тоннеля может быть центральной точкой отключающейся зрительной системы. В результате этих процессов мозг начинает выделять защитные химические вещества, которые способствуют возникновению галлюцинаций.
Ученый провел параллели между медитацией и клинической смертью, так как в обоих случаях в первые секунды в организме происходит замедление обмена веществ. Понять и описать на языке физиологии, что происходит в организме человека во время медитации, по мнению исследователя, — неплохой способ узнать, какие части нашего мозга в этот момент работают изо всех сил, а какие отдыхают.
Эксперименты американских ученых, исследовавших состояние мозга буддийских монахов во время духовных практик, подтвердили, что при этом сознание человека "путешествует во времени и пространстве". Как выяснил Ньюберг и его коллеги, в этом состоянии очень активны лобные доли, отвечающие за абстрактное мышление. Они всегда начинают работать интенсивнее при концентрации внимания на какой-нибудь конкретной задаче. Зато теменная область, ответственная за ориентацию, замирает.
Для наглядного представления, какие процессы при этом происходят, ученые ввели в кровь тибетских монахов небольшое количество радиоактивного вещества — маркера (в данном случае — глюкозы) и затем наблюдали за его движением в активных частях головного мозга. Сначала проводилось обследование испытуемых при бодрствовании, а затем — после часовой медитации.
Сравнение этих изображений подтвердило тот факт, что во время медитации резко возрастает активность лобных долей мозга, что бывает, например, при концентрации внимания на выполнении какой-нибудь частной задачи. В то же время значительно снижается активность в теменной области мозговой коры, ответственной за пространственную и временную ориентацию. Таким образом, исследование подтвердило, что при медитации человек теряет эти ощущения.
"В этом состоянии люди перестают ощущать себя, у них отсутствует понятие пространства и времени", — утверждает Ньюберг.
Изучение тибетских монахов — очередной этап большой работы, которую проводит коллектив физиологов. Ранее подобные феномены мозга ученые наблюдали при исследовании других мистических или духовных бдений, например, у францисканских монахинь в ходе особой молитвы. У них также снижалась деятельность зон мозга, ответственных за ориентацию во времени, месте и собственной личности. То есть в религиозном экстазе люди теряли ощущение собственного тела, как бы освобождались от него, переносясь духом в горние выси.
Ньюберг считает, что научные исследования физиологии загадочных явлений и внутреннего мира человека одинаково полезны. "Тот, кто имеет мистический опыт, обладает чувством реальности более глубоким и ясным, чем наше", — сделал вывод ученый.
Ученый провел параллели между медитацией и клинической смертью, так как в обоих случаях в первые секунды в организме происходит замедление обмена веществ. Понять и описать на языке физиологии, что происходит в организме человека во время медитации, по мнению исследователя, — неплохой способ узнать, какие части нашего мозга в этот момент работают изо всех сил, а какие отдыхают.
Эксперименты американских ученых, исследовавших состояние мозга буддийских монахов во время духовных практик, подтвердили, что при этом сознание человека "путешествует во времени и пространстве". Как выяснил Ньюберг и его коллеги, в этом состоянии очень активны лобные доли, отвечающие за абстрактное мышление. Они всегда начинают работать интенсивнее при концентрации внимания на какой-нибудь конкретной задаче. Зато теменная область, ответственная за ориентацию, замирает.
Для наглядного представления, какие процессы при этом происходят, ученые ввели в кровь тибетских монахов небольшое количество радиоактивного вещества — маркера (в данном случае — глюкозы) и затем наблюдали за его движением в активных частях головного мозга. Сначала проводилось обследование испытуемых при бодрствовании, а затем — после часовой медитации.
Сравнение этих изображений подтвердило тот факт, что во время медитации резко возрастает активность лобных долей мозга, что бывает, например, при концентрации внимания на выполнении какой-нибудь частной задачи. В то же время значительно снижается активность в теменной области мозговой коры, ответственной за пространственную и временную ориентацию. Таким образом, исследование подтвердило, что при медитации человек теряет эти ощущения.
"В этом состоянии люди перестают ощущать себя, у них отсутствует понятие пространства и времени", — утверждает Ньюберг.
Изучение тибетских монахов — очередной этап большой работы, которую проводит коллектив физиологов. Ранее подобные феномены мозга ученые наблюдали при исследовании других мистических или духовных бдений, например, у францисканских монахинь в ходе особой молитвы. У них также снижалась деятельность зон мозга, ответственных за ориентацию во времени, месте и собственной личности. То есть в религиозном экстазе люди теряли ощущение собственного тела, как бы освобождались от него, переносясь духом в горние выси.
Ньюберг считает, что научные исследования физиологии загадочных явлений и внутреннего мира человека одинаково полезны. "Тот, кто имеет мистический опыт, обладает чувством реальности более глубоким и ясным, чем наше", — сделал вывод ученый.