Тонизирующие травы
В аюрведе тоником называется вещество, которое питает ткани-элементы (дхату) тела. Питательный тоник—это травы, дающии телу пищу, повышающии его вес и плотность, привносящии полезные вещества. Такая травяная пища необходима дхату и органам, истощенным или ослабленным в результате болезни или действий приводящих к истощению.
В аюрведе тоником называется вещество, которое питает ткани-элементы (дхату) тела. Питательный тоник—это травы, дающии телу пищу, повышающии его вес и плотность, привносящии полезные вещества. Такая травяная пища необходима дхату и органам, истощенным или ослабленным в результате болезни или действий приводящих к истощению.
Тонизирующие травы обычно обладают сладким вкусом либо сладким випаком (сладкие после переваривания), что указывает на их созидательное действие. Обычно они той же природы, что и Капха, и состоят главным образом из элементов земли и воды.
Как правило, тонизирующие травы—тяжелые, маслянистые или содержащие слизь. Они увеличивают в организме объем жизненных соков, мышц и жира, укрепляют кровь и лимфу, повышают секрецию молока и семени. При состояниях истощения, слабости, при упадке сил и в период выздоровления они действуют как восстанавливающие. Обладают смягчающим, успокаивающим, гармонизирующим действием, что способствует устранению скованности и успокаивают нервы.
Питательные тоники обычно уменьшают Вату и Питту, повышают Капху. Некоторые из них, например женьшень и кунжут, могут возбуждать Питту. Питательные тоники увеличивают Аму и поэтому обычно не применяются в состояниях Сомы, хотя в некоторых случаях они могут размягчить Аму, что облегчит выведение ее из тела с помощью других трав. Питательные тоники увлажняют и охлаждают; это лучшие травы для уменьшения сухости Ваты.
Однако они тяжелы и трудно перевариваются. При низком уровне Агни, особенно у конституции Ваты, чтобы улучшить усвоение, их обычно комбинируют с различными стимулирующими или ветрогонными травами (например, с имбирем или кардамоном).
Для состояний Питты больше всего подходят травы, сочетающие вяжущий или горький вкус со сладким, например корень окопника или шатавари. Обладая охлаждающим воздействием, они могут применяться на стадии выздоровления после сильной лихорадки или состояний, вызванных попаданием токсинов в кровь (токсемия), а также при язвах и других воспалительных Питта-состояниях.
Многие из этих питательных трав оказывают отхаркивающее и смягчающее действие. Они успокаивают и питают слизистые оболочки, восстанавливают жидкости и секреты тела. В силу этого они особенно хороши для слизистых легких и желудка. Они заживляют кожу, помогают смягчить и ослабить боли и напряжение в мышцах.
В аюрведе питательные свойства трав усиливаются с помощью других сладких и питательных веществ, таких, как молоко, масло гии нерафинированный сахар.
Типичные питательные тоники: алтей, амалаки, аралия, бала, батат, женьшень, изюм, ильм, караген, кокос, корень окопника, кунжут, купена, льняное семя, мед (до 6-ти месяцев питателен, после имеет иссушающее действие), миндаль, молоко (свежее), нерафинированный сахар, пальма сереноа, ремания, семена лотоса, солодка, тан квей, финики, шатавари, ямс.
Омолаживающие травы (Расаяна карма)
Аюрведическое траволечение достигает своей вершины в науке омоложения. Имея целью обновление как тела, так и ума, аюрведа стремится не просто к достижению долголетия, но к обретению чистого сознания, природной творческой активности, непринужденной радости.
Такой подход направлен как на обретение бессмертия тела (которое при определенной степени гармонии может оказаться достижимым), так и на бессмертие ума, на ежедневное обновление клеток мозга. При этом ум и сердце с годами остаются такими же ясными и чистыми, как в детстве.
Эта наука называется Расаяна. Расаяна—это то, что входит (аяна) в сущность (раса). Это то, что проникает в сущность нашего психофизиологического бытия и дарует новую жизнь.
Вещества Расаяны восстанавливают тело и ум, предотвращают распад и отодвигают старение. Они способны даже повернуть процесс старения вспять. То, что они привносят в тело, повышает не только его количество или массу, но и его качество. Вещества Расаяны являются более тонкими, имеют более специфическую направленность и более длительное действие, чем простые питательные тоники. Их действие поддерживает оптимальное состояние и функции различных органов, дхату и дош тела. Они не обязательно сладкие и питательные, хотя в большинстве своем — сладкие, по крайней мере в том, что касается випака (эффекта после переваривания). Омолаживающие тоники для Капхи могут быть острыми и горячими.
Вещества Расаяны часто обладают уникальными свойствами. Их действие определяется в равной степени как общими правилами относительно вкуса и энергетики, так и прабхавой (особые свойства).
Согласно аюрведе, растения обладают Сомой — амброзией или нектаром бессмертия. Это одновременно и тончайшая бодрящая живительная жидкость — Оджас, самый глубинный сок тела. Сома (Оджас) составляет основу для ясности восприятия, физической силы, выносливости и долговечности тканей.
Сома представляет собой тонкую энергетическую эссенцию нервной системы, получаемую в результате переваривания пищи, впечатлений и переживаний. По существу, она определяет нашу способность наслаждаться жизнью. Именно ее называли «пищей богов», поскольку в ней содержится способность находить наслаждение во всем.
Древняя ведическая наука Расаяны была направлена главным образом на преобразование мозга. Она пыталась обеспечить физическую основу, подходящее вместилище для рождения истинного осознавания в человеческих существах. Расаяна совершала «чудодейственные» изменения, выводя за рамки функционирования «старого ума», который ограничен влекущими вспять шаблонами страха, желания и тщеславия, основанными на эгоизме.
Настоящая Сома — это чистая сущность наших чувств и ощущений. Ясное осознавание и есть тот нектар, который питает клетки мозга и вызывает в них изменения.
Сегодня нам неизвестно, какое растение изначально использовалось в качестве Сомы, если ее и в самом деле получали из определенного растения. Однако все травы, относящиеся к Расаяне, схожи по свойствам и способам применения с Сомой.
При расаяна-лечении предусматривается использование особых трав, но в целом оно далеко выходит за рамки любого принятого медицинского лечения. Оно включает в себя мантры и медитацию, которые и являются истинными катализаторами этого процесса.
Расаяна высшего уровня, направленная на внутреннее преобразование, именуется Брахма Расаяна. Брахма (В русском языке также Брахман, Брама, Брахмо. (Прим. ред.)) означает расширение, причем подразумевается безграничное расширение, созидающая реальность жизни. Посредством медитации мы выходим за ограничивающие рамки известного, за пределы обусловленного функционирования мозга.
Типичные травы Расаяны:
Для Ваты: аир, ашваганда, гуггул, женьшень, харитаки, чеснок.
Для Питты: алоэ, амалаки, брами, корень окопника, шатавари. шафран.
Для Капхи: бибхитаки, гуггул, девясил, пиппали.
Другие травы Расаяны: алтей, аралия, бала, бамбук, батат, гокшура, горец многоцветковый, кунжут, купена, лук, манжишта, мирра, пальма сереноа, ремания, солодка, солома от овса, тан квей, ямс.
Омолаживающими свойствами в той или иной степени обладают многие другие травы. Возможно, сильным омолаживающим действием обладают некоторые травы, применяемые в западной фитотерапии, но этот вопрос требует дальнейшего исследования.
Как правило, тонизирующие травы—тяжелые, маслянистые или содержащие слизь. Они увеличивают в организме объем жизненных соков, мышц и жира, укрепляют кровь и лимфу, повышают секрецию молока и семени. При состояниях истощения, слабости, при упадке сил и в период выздоровления они действуют как восстанавливающие. Обладают смягчающим, успокаивающим, гармонизирующим действием, что способствует устранению скованности и успокаивают нервы.
Питательные тоники обычно уменьшают Вату и Питту, повышают Капху. Некоторые из них, например женьшень и кунжут, могут возбуждать Питту. Питательные тоники увеличивают Аму и поэтому обычно не применяются в состояниях Сомы, хотя в некоторых случаях они могут размягчить Аму, что облегчит выведение ее из тела с помощью других трав. Питательные тоники увлажняют и охлаждают; это лучшие травы для уменьшения сухости Ваты.
Однако они тяжелы и трудно перевариваются. При низком уровне Агни, особенно у конституции Ваты, чтобы улучшить усвоение, их обычно комбинируют с различными стимулирующими или ветрогонными травами (например, с имбирем или кардамоном).
Для состояний Питты больше всего подходят травы, сочетающие вяжущий или горький вкус со сладким, например корень окопника или шатавари. Обладая охлаждающим воздействием, они могут применяться на стадии выздоровления после сильной лихорадки или состояний, вызванных попаданием токсинов в кровь (токсемия), а также при язвах и других воспалительных Питта-состояниях.
Многие из этих питательных трав оказывают отхаркивающее и смягчающее действие. Они успокаивают и питают слизистые оболочки, восстанавливают жидкости и секреты тела. В силу этого они особенно хороши для слизистых легких и желудка. Они заживляют кожу, помогают смягчить и ослабить боли и напряжение в мышцах.
В аюрведе питательные свойства трав усиливаются с помощью других сладких и питательных веществ, таких, как молоко, масло гии нерафинированный сахар.
Типичные питательные тоники: алтей, амалаки, аралия, бала, батат, женьшень, изюм, ильм, караген, кокос, корень окопника, кунжут, купена, льняное семя, мед (до 6-ти месяцев питателен, после имеет иссушающее действие), миндаль, молоко (свежее), нерафинированный сахар, пальма сереноа, ремания, семена лотоса, солодка, тан квей, финики, шатавари, ямс.
Омолаживающие травы (Расаяна карма)
Аюрведическое траволечение достигает своей вершины в науке омоложения. Имея целью обновление как тела, так и ума, аюрведа стремится не просто к достижению долголетия, но к обретению чистого сознания, природной творческой активности, непринужденной радости.
Такой подход направлен как на обретение бессмертия тела (которое при определенной степени гармонии может оказаться достижимым), так и на бессмертие ума, на ежедневное обновление клеток мозга. При этом ум и сердце с годами остаются такими же ясными и чистыми, как в детстве.
Эта наука называется Расаяна. Расаяна—это то, что входит (аяна) в сущность (раса). Это то, что проникает в сущность нашего психофизиологического бытия и дарует новую жизнь.
Вещества Расаяны восстанавливают тело и ум, предотвращают распад и отодвигают старение. Они способны даже повернуть процесс старения вспять. То, что они привносят в тело, повышает не только его количество или массу, но и его качество. Вещества Расаяны являются более тонкими, имеют более специфическую направленность и более длительное действие, чем простые питательные тоники. Их действие поддерживает оптимальное состояние и функции различных органов, дхату и дош тела. Они не обязательно сладкие и питательные, хотя в большинстве своем — сладкие, по крайней мере в том, что касается випака (эффекта после переваривания). Омолаживающие тоники для Капхи могут быть острыми и горячими.
Вещества Расаяны часто обладают уникальными свойствами. Их действие определяется в равной степени как общими правилами относительно вкуса и энергетики, так и прабхавой (особые свойства).
Согласно аюрведе, растения обладают Сомой — амброзией или нектаром бессмертия. Это одновременно и тончайшая бодрящая живительная жидкость — Оджас, самый глубинный сок тела. Сома (Оджас) составляет основу для ясности восприятия, физической силы, выносливости и долговечности тканей.
Сома представляет собой тонкую энергетическую эссенцию нервной системы, получаемую в результате переваривания пищи, впечатлений и переживаний. По существу, она определяет нашу способность наслаждаться жизнью. Именно ее называли «пищей богов», поскольку в ней содержится способность находить наслаждение во всем.
Древняя ведическая наука Расаяны была направлена главным образом на преобразование мозга. Она пыталась обеспечить физическую основу, подходящее вместилище для рождения истинного осознавания в человеческих существах. Расаяна совершала «чудодейственные» изменения, выводя за рамки функционирования «старого ума», который ограничен влекущими вспять шаблонами страха, желания и тщеславия, основанными на эгоизме.
Настоящая Сома — это чистая сущность наших чувств и ощущений. Ясное осознавание и есть тот нектар, который питает клетки мозга и вызывает в них изменения.
Сегодня нам неизвестно, какое растение изначально использовалось в качестве Сомы, если ее и в самом деле получали из определенного растения. Однако все травы, относящиеся к Расаяне, схожи по свойствам и способам применения с Сомой.
При расаяна-лечении предусматривается использование особых трав, но в целом оно далеко выходит за рамки любого принятого медицинского лечения. Оно включает в себя мантры и медитацию, которые и являются истинными катализаторами этого процесса.
Расаяна высшего уровня, направленная на внутреннее преобразование, именуется Брахма Расаяна. Брахма (В русском языке также Брахман, Брама, Брахмо. (Прим. ред.)) означает расширение, причем подразумевается безграничное расширение, созидающая реальность жизни. Посредством медитации мы выходим за ограничивающие рамки известного, за пределы обусловленного функционирования мозга.
Типичные травы Расаяны:
Для Ваты: аир, ашваганда, гуггул, женьшень, харитаки, чеснок.
Для Питты: алоэ, амалаки, брами, корень окопника, шатавари. шафран.
Для Капхи: бибхитаки, гуггул, девясил, пиппали.
Другие травы Расаяны: алтей, аралия, бала, бамбук, батат, гокшура, горец многоцветковый, кунжут, купена, лук, манжишта, мирра, пальма сереноа, ремания, солодка, солома от овса, тан квей, ямс.
Омолаживающими свойствами в той или иной степени обладают многие другие травы. Возможно, сильным омолаживающим действием обладают некоторые травы, применяемые в западной фитотерапии, но этот вопрос требует дальнейшего исследования.
Обсуждения Тонизирующие травы