Дипак Чопра. объявлен Журналом Время как кумир и один из 100 героев столетия - "поэт-пророк нетрадиционной медицины".
Доктор Дэвид Фроули имеет 20-летний стаж в природном целительстве, включая системы аюрведы, китайской медицины, западной гомеопатии и ведической астрологии.
Доктор Дэвид Фроули имеет 20-летний стаж в природном целительстве, включая системы аюрведы, китайской медицины, западной гомеопатии и ведической астрологии.
Он имеет степень доктора восточной медицины в Международном Институте Китайской Медицины, Santa Fe, NM, где он преподавал в течение нескольких лет. Доктор Фроули связан с Аштанга Аюрведа Колледжем в Пуне (Индия) и других школах аюрведы, и является директором Американского Института изучения Ведической Культуры в Santa Fe, NM.
Он - автор многочисленных книг и статей на тему аюрведы и других разделов Ведической культуры. Приведенная ниже статья - дискуссия между доктором Фроули и Чопра относительно книги доктора Фроули "Йога и аюрведа, Самооздоровление и Самореализация."
Дипак Чопра: Ваша книга рассматривает йогу более глубоко, чем большинство книг по этой теме. Большинство людей сегодня имеет представление о йоге, как о физических упражнениях или асанах, и только некоторые связывают ее с медитацией. Что вы взяли из Йоги, и насколько это важно?
Дэвид Фроули: Йога первоначально означает "единение " или "союз", подобно объединению лошадей в колеснице. Это относится к целому ряду процессов интеграции нас с большой вселенной. Это начинается с тела, но включает все аспекты нашего существа. Определенно, Йога касается объединения нашего индивидуального Я, или души, с универсальным Я, которое является вечным и бесконечным. Проще говоря, Йога - это наука саморазвития, которая ведет к само-реализации в более глубоком смысле, разворачивая более высокое сознание, которое находится скрытым в наших сердцах. Позы Йоги балансируют физическое тело, помогая в этом процессе.
DC: Так что Йога - действительно имеет отношение к развитию сознания?
DF: Йога обращается к нашему сознанию, как к нашему главному центру. Также, как асаны - замечательные инструментальные средства для обеспечения взаимодействия с телом, так о Йога имеет и другие инструментальные средства для ума и сердца. Главный метод классической Йоги - медитация. Медитация делает ум спокойным и восприимчивым так, чтобы мы могли обнаружить внутреннюю правду и счастье. К этому обширному пути йоги приближаются по разному в зависимости от характера индивидуума: который может быть религиозным, интеллектуальным или практическим и так далее. Такие йогические поиски необходимы для пользы каждого.
DC: Мы знаем об аюрведе, как о глубокой древней системе целительства тела и психики, охватывающей полный диапазон методов от диеты и трав до мантры и медитации. Что же именно вы взяли из аюрведы?
DF: Аюрведа - означает наука жизни, это не просто медицинская система, работающая с болезнью, но наука правильной жизни, нацеленная на оптимальное здоровье, долговечность и омоложение. Она помогает нам излечить себя, приводя нас к само-реализации, отпирая родник витальности и жизненной энергии внутри нас. В аюрведе здоровье, творческий потенциал и духовность должны идти вместе. Не достаточно просто быть живым. Мы должны иметь более высокую цель и стремления, которые сделают нашу жизнь значащей. Аюрведа определяет благополучие, как гармонию тела, ума и высшего Я. Это делает аюрведу естественно связанной с Йогой, как стремлением к высшему Я.
DC: И Йога и аюрведа прибыли из древней Индии, как наследие древних Ведических риши или провидцев. Как эти две системы взаимодействуют и работают вместе?
DF: Йога и аюрведа - связаны аспектами Ведической науки, древней Индийской науки о сознании. Они появились из одной и той же культуры, на одном историческом фоне и росли вместе. Они совместно используют один и тот же язык, философию и методологию. Мы можем называть аюрведу йогической медициной, потому что она следует за йогическим или интегральным подходом к исцелению. Йога, как наука самореализации, окончательная цель аюрведы, как науки жизни. Вся жизнь - поиск само-реализации, которая является полным раскрытием нашего высочайшего потенциала.
Аюрведа обеспечивает основу здоровья и благополучия для тела и ума, рекомендуя правильную диету, травы, упражнения и образ жизни. Йога показывает, как развить более высокое сознание различными методами, от асан и пранаямы до медитации. Сама аюрведа - своего рода йога или путь союза с целительными силами природы. Аюрведа обеспечивает правильный образ жизни, чтобы йогические методы действительно пустили корни и росли внутри нас. Так что все студенты Йоги должны разбираться в аюрведе и стремиться развиваться путем аюрведы в жизни.
DC: Мы отходим далеко от устаревших механических представлений о человеке и природе, переходя к новым глобальным и универсальным парадигмам сознания. Что же такое великое человеческое существо, о котором говорится в книгах, и как это соотносится с нашими изменившимися представлениями?
DF: Совершенный человек - не просто физическое тело или набор биохимических процессов. Каждый из нас - комплекс из трех тел: физического, тонкого и причинного, или тело, ум и душа, в которой воплощено высшее Я. Наш истинный человеческий потенциал не только физический, но также и умственный, эмоциональный и духовный. Мы имеем потребность в питании, самовыражении и реализации на всех уровнях. В то время как физическое тело - основа, а духовность - окончательная цель, ум является главным средством развития. Мы нуждаемся в оздоровительной системе, воздействующей на природу человека комплексно. Йога и аюрведа показывают, как подвергать воздействию все уровни нашего существа, уделяя каждому из них правильное внимание и не развивая один уровень за счет других.
DC: Аюрведа выделяет индивидуальные конституционные типы, называя три доши: (биологические компоненты) Вата, Питта и Капха. Насколько важны эти аюрведические типы в практике медитации? Должны ли мы учитывать нашу конституцию в выборе типа медитации?
DF: Каждый из нас обладает уникальной психофизической конституцией, определяемой по аюрведе дошами: Вата (воздух), Питта (огонь) и Капха (вода). Не имеется никаких стандартных диет для каждого; мы должны индивидуально рассматривать потребности каждого типа тела. Подобно этому не имеется никакой стандартной духовной практики для каждого и никакого единого типа медитации. Мы должны рассматривать наш индивидуальный тип и уровень развития. Для беспокойного и лихорадочного типа Вата, или воздушного типа, полезны спокойные и сосредоточенные формы медитации, ориентированные на тело и материю. Для огненного и агрессивного типа Питта полезны медитации устремления к миру и состраданию. Водянистый Капха тип извлечет пользу из экспансивных и энергичных медитаций на бесконечность и свет. Или мы можем приближать конституционный тип к более высокому уровню. Вата может развивать духовные качества воздуха, такие как адаптируемость, творческий потенциал и всесторонность. Питта может развивать духовные качества огня, такие как медитативный инсайт и проницательность. Капха может развивать духовные качества воды, такие как Божественная любовь и преданность.
DC: Подобный вопрос возникает применительно к телу. Можем ли мы рассматривать аюрведические конституционные типы в отношении к практике асан? Правда ли что каждой аюрведической конституции соответствуют разновидности поз, которые было бы предпочтительно делать?
DF: Мы должны включать асаны йоги в наш повседневный образ жизни. Аюрведа рекомендует совершенный режим жизни, который позволяет это. Позы, которые мы выбираем, и то как мы делаем их, должны по началу естественно отражать состояние нашей структуры, нашу осанку и структуру кости. Но они должны также соответствовать нашему аюрведическому типу или доше. Асаны, полезные для одного типа людей, могут не быть полезными для другого. Каждый тип требует своих собственных асан и своего собственного пути выполнения их. Чувствительный тип Вата нуждается в медленных и успокаивающих асанах, таких как нежные изгибы позвоночника. Пламенный тип Питта требует охлаждения и расслабления в асанах подобных стойкам на плечах. Медлительный тип Капха требует экспансивных, стимулирующих и подбадривающих асан с сильным дыханием.
DC: Ваша книга уделяет много внимания Пране, включая обсуждение пяти ее форм. Йога и аюрведа связаны с концепцией Праны. Какова роль Праны в оздоровлении и трансформации?
DF: Прана связывает тело и ум. Это также связывает аюрведу, которая имеет дело больше с телом, и йогу, которая имеет дело больше с умом. Прана или сила жизни - проявление Божественных сил. Все оздоровление происходит через Прану, которая является в конечном счете силой духа. Все, что мы воспринимаем - питание, дыхание, впечатления, является транспортным средство для Праны. Все, что мы делаем с телом и умом - выражение Праны. Прана связывает нас с высшим Я. Позы Йоги обычно делаются совместно с Пранаямой (йоговским дыханием). Через Пранаяму мы можем научиться заставлять нашу Прану расширяться или сжиматься, подниматься или опускаться. Мы можем получать нашу энергию благодаря связи с высшими силами, или мы можем направлять ее для исцеления всюду, куда необходимо, непосредственно в нас или в других. Получая управление Праной, мы получаем управление силой, которая управляет целой вселенной.
DC: Вы написали несколько книг по аюрведе, а также по Йоге и Ведам. Что мотивировало Вас к написанию этой специфической книги? Каков был источник вдохновения?
DF: Несмотря на то, что и Йога и аюрведа популярны сегодня, пока никто всесторонне не занимался их взаимосвязью. В случае Йоги, люди не знают, как использовать ее в соответствии с аюрведой, хотя классическая Йога всегда делала это. Кроме того, мы имеем тенденцию к профанации этих дисциплин, возникновению стереотипного отношения к Йоге как к асанам и к аюрведе как к диете и травам. Я хотел показать широчайшую духовную систему в основе всего этого. Я чувствовал, что подошло время, для того чтобы показать эту связь. Собирая материал для книги, я консультировался как с традиционными текстами Вед и Йоги, включая древние и классические, так и с современными живыми учителями. Это вовсе не моя собственная система как может показаться, а тысячелетняя старая традиция. В этом отношении, я - в большей степени переводчик, чем изобретатель. Патанджали, автор Йога-Сутр, классического текста по Йоге, был также знаток аюрведы, как и множество величайших современных йогов, таких как Шри Юктешвар, гуру Парамахамса Йогананды, автора Автобиографии Йога. Такие учителя были вдохновением для меня.
DC: Обнаружение нашей Божественной цели в жизни - ключ к представлению аюрведы о здоровье. В Йога-Сутрах, Йога, как считают, происходит от Бога, как Божественное знание, и посвящается Богу, что рассматривается одним из самых сильных йогических методов. Как Йога и аюрведа могут помогать нам знать Бога?
DF: И Йога и аюрведа признают высшее Я (Атман или Пуруша) как источник и цель жизни. Это высшее Я - Бог в истинном смысле, и не как простая теологическая вера, но как самая основа сознания, самая глубокая часть нас. Я - единая область осознания в глубине любого существа. Его интеллект - в основе всего происходящего в этой изумительной вселенной. В то время как физики ищут эту основную область сознания во внешнем мире, Йога и аюрведа приближается к этому на персональном и внутреннем уровне. Мы должны рассмотреть влияние диеты, дыхания, чувств и нашего образа жизни не только на здоровье, но также и на нашу духовную практику. Если будем просто говорить или даже думать о Боге, не оглядываясь на то, как мы живем, мы не уйдем далеко. Наша пища воздействует на наши ум и эмоции глубоким образом, успокаивая их или делая тревожными. Так что правильное питание - первый шаг Богу. Наши впечатления кормят ум и делают его или более чистым или бурным (токсичным). Мы должны чистить и лелеять ум полезными (здоровыми) впечатлениями, порожденными природой и несущими Прану - деревья, цветы, небо, облака, горы, озера, реки и океаны. Хорошие впечатления - второй шаг к богословию. Наши ассоциации затрагивают наше духовное сердце. Любовь - единственная эмоция, которая должна быть действительно усвоена. Мы должны строить наши сердца в сотрудничестве с духовными людьми, в поиске мира и счастья для всех существ и для полного мира. Это - основание Сатсанги или духовной общины, которая является третьим шагом к сознанию.
DC: В вашей книге упоминается, что мы как индивидуумы - отражения единой вселенной и зеркало универсальных процессов. Это - большой ключ к знанию Бога. Вы можете объяснять это более подробно?
DF: Нам не нужно далеко ходить, чтобы найти Бога. Мы только нуждаемся во взгляде внутрь. Нам не обязательно выходить в открытый космос так много, как необходимо идти во внутренний космос. Мы только должны видеть чудо того, как наше тело и ум работает. Тело - микромир или миниатюра единой вселенной, и ум - дверь к бесконечному. Поиск Бога - поиск Себя. Пища - имя Бога на Санскрите. Вот почему правильная диета часто расценивается как наиболее важная помощь для медитации. Дыхание жизни - второе имя Бога. Именно поэтому пранаяма или глубокое дыхание настолько трансформируют. Ясный ум - третье имя Бога. Наш ум может расширяться, чтобы охватить весь космос, если мы позволяем ему возвращаться к его естественному состоянию. Безличный интеллект - четвертое имя Бога. Если мы смотрим внутрь себя, мы обнаруживаем, что все истинное знание - уже там глубоко в пределах нас. Неограниченное счастье - пятое имя Бога. Любовь, красота и радость - это природа всего существующего, на которое мы имеем право. Вот - пять аспектов нашей собственной природы.
DC: Так что мы должны смотреть внутрь, изучить, как наш ум и тело работает, чтобы найти Бога?
DF: Наша собственная физиология и психология - Божественный процесс, универсальная евхаристия, которая подключает нас к бесконечному. Мы едим пищу вселенной, дышим с жизнью вселенной, и думаем умом универсума, но мы ограничены нашим собственным индивидуальным воплощением. Мы следуем по законам природы, космической дхарме, к здоровью и благосостоянию. Или мы нарушаем их и падаем в страдание, подобно небрежному помещению наших рук в огонь и в результате - сгораем. Йога и аюрведа показывают нам, как понять нашу природу так, чтобы мы могли делать правильный выбор и осуществлять правильные действия, чтобы найти счастье и избегнуть боли. Они помогают нам понять нашу роль во вселенной сознания.
DC: Вы дали в книге много практических инструментальных средств: асаны, диеты, травы, мантры и медитации. Вы также коснулись более тайных концепций вроде чакр и кундалини. Как читателю наилучшим образом использовать эту обширную информацию?
DF: Истина заключается в том, что мы должны смотреть на все аспекты нашего существования. Мы органические существа - не просто различные части тела и органы, но тело, дыхание, чувства, ум и душа. Мы должны отдать каждой части нашей природы ее должное. Прежде всего, мы должны привнести наше высшее Я, или сознание, во все, признавая его не только внутри нас, но также и вокруг. Сознание - реальная сила интеграции жизни, и его сияние может преобразовать нас, если мы развиваем его должным образом.
Он - автор многочисленных книг и статей на тему аюрведы и других разделов Ведической культуры. Приведенная ниже статья - дискуссия между доктором Фроули и Чопра относительно книги доктора Фроули "Йога и аюрведа, Самооздоровление и Самореализация."
Дипак Чопра: Ваша книга рассматривает йогу более глубоко, чем большинство книг по этой теме. Большинство людей сегодня имеет представление о йоге, как о физических упражнениях или асанах, и только некоторые связывают ее с медитацией. Что вы взяли из Йоги, и насколько это важно?
Дэвид Фроули: Йога первоначально означает "единение " или "союз", подобно объединению лошадей в колеснице. Это относится к целому ряду процессов интеграции нас с большой вселенной. Это начинается с тела, но включает все аспекты нашего существа. Определенно, Йога касается объединения нашего индивидуального Я, или души, с универсальным Я, которое является вечным и бесконечным. Проще говоря, Йога - это наука саморазвития, которая ведет к само-реализации в более глубоком смысле, разворачивая более высокое сознание, которое находится скрытым в наших сердцах. Позы Йоги балансируют физическое тело, помогая в этом процессе.
DC: Так что Йога - действительно имеет отношение к развитию сознания?
DF: Йога обращается к нашему сознанию, как к нашему главному центру. Также, как асаны - замечательные инструментальные средства для обеспечения взаимодействия с телом, так о Йога имеет и другие инструментальные средства для ума и сердца. Главный метод классической Йоги - медитация. Медитация делает ум спокойным и восприимчивым так, чтобы мы могли обнаружить внутреннюю правду и счастье. К этому обширному пути йоги приближаются по разному в зависимости от характера индивидуума: который может быть религиозным, интеллектуальным или практическим и так далее. Такие йогические поиски необходимы для пользы каждого.
DC: Мы знаем об аюрведе, как о глубокой древней системе целительства тела и психики, охватывающей полный диапазон методов от диеты и трав до мантры и медитации. Что же именно вы взяли из аюрведы?
DF: Аюрведа - означает наука жизни, это не просто медицинская система, работающая с болезнью, но наука правильной жизни, нацеленная на оптимальное здоровье, долговечность и омоложение. Она помогает нам излечить себя, приводя нас к само-реализации, отпирая родник витальности и жизненной энергии внутри нас. В аюрведе здоровье, творческий потенциал и духовность должны идти вместе. Не достаточно просто быть живым. Мы должны иметь более высокую цель и стремления, которые сделают нашу жизнь значащей. Аюрведа определяет благополучие, как гармонию тела, ума и высшего Я. Это делает аюрведу естественно связанной с Йогой, как стремлением к высшему Я.
DC: И Йога и аюрведа прибыли из древней Индии, как наследие древних Ведических риши или провидцев. Как эти две системы взаимодействуют и работают вместе?
DF: Йога и аюрведа - связаны аспектами Ведической науки, древней Индийской науки о сознании. Они появились из одной и той же культуры, на одном историческом фоне и росли вместе. Они совместно используют один и тот же язык, философию и методологию. Мы можем называть аюрведу йогической медициной, потому что она следует за йогическим или интегральным подходом к исцелению. Йога, как наука самореализации, окончательная цель аюрведы, как науки жизни. Вся жизнь - поиск само-реализации, которая является полным раскрытием нашего высочайшего потенциала.
Аюрведа обеспечивает основу здоровья и благополучия для тела и ума, рекомендуя правильную диету, травы, упражнения и образ жизни. Йога показывает, как развить более высокое сознание различными методами, от асан и пранаямы до медитации. Сама аюрведа - своего рода йога или путь союза с целительными силами природы. Аюрведа обеспечивает правильный образ жизни, чтобы йогические методы действительно пустили корни и росли внутри нас. Так что все студенты Йоги должны разбираться в аюрведе и стремиться развиваться путем аюрведы в жизни.
DC: Мы отходим далеко от устаревших механических представлений о человеке и природе, переходя к новым глобальным и универсальным парадигмам сознания. Что же такое великое человеческое существо, о котором говорится в книгах, и как это соотносится с нашими изменившимися представлениями?
DF: Совершенный человек - не просто физическое тело или набор биохимических процессов. Каждый из нас - комплекс из трех тел: физического, тонкого и причинного, или тело, ум и душа, в которой воплощено высшее Я. Наш истинный человеческий потенциал не только физический, но также и умственный, эмоциональный и духовный. Мы имеем потребность в питании, самовыражении и реализации на всех уровнях. В то время как физическое тело - основа, а духовность - окончательная цель, ум является главным средством развития. Мы нуждаемся в оздоровительной системе, воздействующей на природу человека комплексно. Йога и аюрведа показывают, как подвергать воздействию все уровни нашего существа, уделяя каждому из них правильное внимание и не развивая один уровень за счет других.
DC: Аюрведа выделяет индивидуальные конституционные типы, называя три доши: (биологические компоненты) Вата, Питта и Капха. Насколько важны эти аюрведические типы в практике медитации? Должны ли мы учитывать нашу конституцию в выборе типа медитации?
DF: Каждый из нас обладает уникальной психофизической конституцией, определяемой по аюрведе дошами: Вата (воздух), Питта (огонь) и Капха (вода). Не имеется никаких стандартных диет для каждого; мы должны индивидуально рассматривать потребности каждого типа тела. Подобно этому не имеется никакой стандартной духовной практики для каждого и никакого единого типа медитации. Мы должны рассматривать наш индивидуальный тип и уровень развития. Для беспокойного и лихорадочного типа Вата, или воздушного типа, полезны спокойные и сосредоточенные формы медитации, ориентированные на тело и материю. Для огненного и агрессивного типа Питта полезны медитации устремления к миру и состраданию. Водянистый Капха тип извлечет пользу из экспансивных и энергичных медитаций на бесконечность и свет. Или мы можем приближать конституционный тип к более высокому уровню. Вата может развивать духовные качества воздуха, такие как адаптируемость, творческий потенциал и всесторонность. Питта может развивать духовные качества огня, такие как медитативный инсайт и проницательность. Капха может развивать духовные качества воды, такие как Божественная любовь и преданность.
DC: Подобный вопрос возникает применительно к телу. Можем ли мы рассматривать аюрведические конституционные типы в отношении к практике асан? Правда ли что каждой аюрведической конституции соответствуют разновидности поз, которые было бы предпочтительно делать?
DF: Мы должны включать асаны йоги в наш повседневный образ жизни. Аюрведа рекомендует совершенный режим жизни, который позволяет это. Позы, которые мы выбираем, и то как мы делаем их, должны по началу естественно отражать состояние нашей структуры, нашу осанку и структуру кости. Но они должны также соответствовать нашему аюрведическому типу или доше. Асаны, полезные для одного типа людей, могут не быть полезными для другого. Каждый тип требует своих собственных асан и своего собственного пути выполнения их. Чувствительный тип Вата нуждается в медленных и успокаивающих асанах, таких как нежные изгибы позвоночника. Пламенный тип Питта требует охлаждения и расслабления в асанах подобных стойкам на плечах. Медлительный тип Капха требует экспансивных, стимулирующих и подбадривающих асан с сильным дыханием.
DC: Ваша книга уделяет много внимания Пране, включая обсуждение пяти ее форм. Йога и аюрведа связаны с концепцией Праны. Какова роль Праны в оздоровлении и трансформации?
DF: Прана связывает тело и ум. Это также связывает аюрведу, которая имеет дело больше с телом, и йогу, которая имеет дело больше с умом. Прана или сила жизни - проявление Божественных сил. Все оздоровление происходит через Прану, которая является в конечном счете силой духа. Все, что мы воспринимаем - питание, дыхание, впечатления, является транспортным средство для Праны. Все, что мы делаем с телом и умом - выражение Праны. Прана связывает нас с высшим Я. Позы Йоги обычно делаются совместно с Пранаямой (йоговским дыханием). Через Пранаяму мы можем научиться заставлять нашу Прану расширяться или сжиматься, подниматься или опускаться. Мы можем получать нашу энергию благодаря связи с высшими силами, или мы можем направлять ее для исцеления всюду, куда необходимо, непосредственно в нас или в других. Получая управление Праной, мы получаем управление силой, которая управляет целой вселенной.
DC: Вы написали несколько книг по аюрведе, а также по Йоге и Ведам. Что мотивировало Вас к написанию этой специфической книги? Каков был источник вдохновения?
DF: Несмотря на то, что и Йога и аюрведа популярны сегодня, пока никто всесторонне не занимался их взаимосвязью. В случае Йоги, люди не знают, как использовать ее в соответствии с аюрведой, хотя классическая Йога всегда делала это. Кроме того, мы имеем тенденцию к профанации этих дисциплин, возникновению стереотипного отношения к Йоге как к асанам и к аюрведе как к диете и травам. Я хотел показать широчайшую духовную систему в основе всего этого. Я чувствовал, что подошло время, для того чтобы показать эту связь. Собирая материал для книги, я консультировался как с традиционными текстами Вед и Йоги, включая древние и классические, так и с современными живыми учителями. Это вовсе не моя собственная система как может показаться, а тысячелетняя старая традиция. В этом отношении, я - в большей степени переводчик, чем изобретатель. Патанджали, автор Йога-Сутр, классического текста по Йоге, был также знаток аюрведы, как и множество величайших современных йогов, таких как Шри Юктешвар, гуру Парамахамса Йогананды, автора Автобиографии Йога. Такие учителя были вдохновением для меня.
DC: Обнаружение нашей Божественной цели в жизни - ключ к представлению аюрведы о здоровье. В Йога-Сутрах, Йога, как считают, происходит от Бога, как Божественное знание, и посвящается Богу, что рассматривается одним из самых сильных йогических методов. Как Йога и аюрведа могут помогать нам знать Бога?
DF: И Йога и аюрведа признают высшее Я (Атман или Пуруша) как источник и цель жизни. Это высшее Я - Бог в истинном смысле, и не как простая теологическая вера, но как самая основа сознания, самая глубокая часть нас. Я - единая область осознания в глубине любого существа. Его интеллект - в основе всего происходящего в этой изумительной вселенной. В то время как физики ищут эту основную область сознания во внешнем мире, Йога и аюрведа приближается к этому на персональном и внутреннем уровне. Мы должны рассмотреть влияние диеты, дыхания, чувств и нашего образа жизни не только на здоровье, но также и на нашу духовную практику. Если будем просто говорить или даже думать о Боге, не оглядываясь на то, как мы живем, мы не уйдем далеко. Наша пища воздействует на наши ум и эмоции глубоким образом, успокаивая их или делая тревожными. Так что правильное питание - первый шаг Богу. Наши впечатления кормят ум и делают его или более чистым или бурным (токсичным). Мы должны чистить и лелеять ум полезными (здоровыми) впечатлениями, порожденными природой и несущими Прану - деревья, цветы, небо, облака, горы, озера, реки и океаны. Хорошие впечатления - второй шаг к богословию. Наши ассоциации затрагивают наше духовное сердце. Любовь - единственная эмоция, которая должна быть действительно усвоена. Мы должны строить наши сердца в сотрудничестве с духовными людьми, в поиске мира и счастья для всех существ и для полного мира. Это - основание Сатсанги или духовной общины, которая является третьим шагом к сознанию.
DC: В вашей книге упоминается, что мы как индивидуумы - отражения единой вселенной и зеркало универсальных процессов. Это - большой ключ к знанию Бога. Вы можете объяснять это более подробно?
DF: Нам не нужно далеко ходить, чтобы найти Бога. Мы только нуждаемся во взгляде внутрь. Нам не обязательно выходить в открытый космос так много, как необходимо идти во внутренний космос. Мы только должны видеть чудо того, как наше тело и ум работает. Тело - микромир или миниатюра единой вселенной, и ум - дверь к бесконечному. Поиск Бога - поиск Себя. Пища - имя Бога на Санскрите. Вот почему правильная диета часто расценивается как наиболее важная помощь для медитации. Дыхание жизни - второе имя Бога. Именно поэтому пранаяма или глубокое дыхание настолько трансформируют. Ясный ум - третье имя Бога. Наш ум может расширяться, чтобы охватить весь космос, если мы позволяем ему возвращаться к его естественному состоянию. Безличный интеллект - четвертое имя Бога. Если мы смотрим внутрь себя, мы обнаруживаем, что все истинное знание - уже там глубоко в пределах нас. Неограниченное счастье - пятое имя Бога. Любовь, красота и радость - это природа всего существующего, на которое мы имеем право. Вот - пять аспектов нашей собственной природы.
DC: Так что мы должны смотреть внутрь, изучить, как наш ум и тело работает, чтобы найти Бога?
DF: Наша собственная физиология и психология - Божественный процесс, универсальная евхаристия, которая подключает нас к бесконечному. Мы едим пищу вселенной, дышим с жизнью вселенной, и думаем умом универсума, но мы ограничены нашим собственным индивидуальным воплощением. Мы следуем по законам природы, космической дхарме, к здоровью и благосостоянию. Или мы нарушаем их и падаем в страдание, подобно небрежному помещению наших рук в огонь и в результате - сгораем. Йога и аюрведа показывают нам, как понять нашу природу так, чтобы мы могли делать правильный выбор и осуществлять правильные действия, чтобы найти счастье и избегнуть боли. Они помогают нам понять нашу роль во вселенной сознания.
DC: Вы дали в книге много практических инструментальных средств: асаны, диеты, травы, мантры и медитации. Вы также коснулись более тайных концепций вроде чакр и кундалини. Как читателю наилучшим образом использовать эту обширную информацию?
DF: Истина заключается в том, что мы должны смотреть на все аспекты нашего существования. Мы органические существа - не просто различные части тела и органы, но тело, дыхание, чувства, ум и душа. Мы должны отдать каждой части нашей природы ее должное. Прежде всего, мы должны привнести наше высшее Я, или сознание, во все, признавая его не только внутри нас, но также и вокруг. Сознание - реальная сила интеграции жизни, и его сияние может преобразовать нас, если мы развиваем его должным образом.
Обсуждения Интервью йога