- Вопреки ожиданиям “недостающее звено” опять не найдено. Так, может, причина в том, что человек в действительности не имеет с обезьянами ничего общего, а был сотворен некой высшей силой (Богом, космическими пришельцами и т.д.)?
КЕЙТ ВОНГ, редактор журнала Scientific American:
- Еще в XIX веке Чарлз Дарвин опубликовал труд “Происхождение человека и половой отбор”, в котором провозгласил ближайшими родственниками человека гориллу и шимпанзе и предположил, что наши древнейшие предки зародились в Африке - на континенте, где приматы живут и по сей день. С тех пор предположения Дарвина блестяще подтвердились и массой обнаруженных ископаемых останков древних людей, и данными генетического анализа. Теперь мы твердо знаем, что ближайший родственник человека - действительно шимпанзе и что люди появились в Африке примерно 5-7 млн лет назад. Кроме того, нам известно, что на протяжении большей части человеческой предыстории наши непосредственные предки жили на планете бок о бок с другими видами гоминидов и что родословное древо человека имеет немало увядших ветвей. Однако точка в истории о происхождении человека еще не поставлена. Палеонтологи действительно еще не обнаружили окаменелостей последнего общего предка человека и шимпанзе. Им неизвестно также, каким образом современным людям удалось вытеснить с планеты неандертальцев и других своих архаичных сородичей. Но я верю, что именно идеи Дарвина помогут ученым решить эти загадки.
СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ, кандидат биологических наук, сотрудник кафедры антропологии биологического факультета МГУ:
- Со времен Дарвина наука ушла далеко вперед. Сейчас уже никто не сомневается, что человек и есть обезьяна. В генетическом плане мужчина от женщины отличается на одну хромосому, а человек от шимпанзе - на доли процента в каждой. Любой мужчина больше похож на самца обезьяны, чем на женщину. Да и морфологически люди и обезьяны весьма схожи. Даже специалист с ходу не отличит, где кости обезьяны, а где человека. Что уж говорить о поведении? Рукопожатия, чувство юмора, воспитание подрастающего поколения - все это есть и у обезьян.
ГЕОРГИЙ БАЗЫКИН, кандидат биологических наук, и.о. заведующего сектором молекулярной эволюции Института проблем передачи информации РАН:
- Геномы человека и шимпанзе сходны на 99%. Между тем внутри одного вида встречаются особи, чьи геномы различаются на 5-10%. Еще важнее, что у нас и шимпанзе общий метаболизм, сходные белки, что, между прочим, и позволяет нам испытывать новые лекарства на обезьянах. В этой связи встает закономерный вопрос: может быть, человек и шимпанзе один вид?
МИХАИЛ ГЕЛЬФАНД, доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук, заместитель директора по науке Института проблем передачи информации РАН:
- Сходство белков у человека и шимпанзе неудивительно - два автомобиля тоже похожи, даже если это “запорожец” и “фольксваген”. Под общую функцию возникают похожие белки. Гораздо важнее молчащие гены, которые у нас также схожи. Но здесь возможно простое объяснение: с шимпанзе мы в ходе эволюции разошлись недавно, следовательно, они просто не успели исчезнуть.
- Если бы человек и шимпанзе, как вы утверждаете, были одним видом, они бы были способны иметь общее потомство, но таких случаев не зафиксировано.
ГЕОРГИЙ БАЗЫКИН:
- Изолированы ли человек и шимпанзе репродуктивно - отдельный вопрос, который до сих пор остается открытым. Эксперимента, который мог бы расставить точки над “i” по понятным причинам никто не ставил. Хотя теоретически ничто не мешает пересадить яйцеклетку от шимпанзе к человеку.
- Если такой эксперимент невозможен по этическим соображениям, может быть, пойти от обратного - с помощью генной инженерии попытаться превратить обезьяну в человека?
СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ:
- Теоретически такой эксперимент, конечно, можно поставить, хотя технологий, необходимых для его осуществления, еще не существует. Но зачем? Мы же и так знаем, что обезьяны и люди - близкие родственники.
МИХАИЛ ГЕЛЬФАНД:
- Насчет технологий я бы поспорил. Думаю, в скором времени мы сможем его осуществить. Одних бактерий из других уже делают с помощью переноса генома. Синтезировать искусственный геном и подсаживать его в бактерии тоже уже научились. На следующем этапе займутся мышами, а там дойдет очередь и до людей.
КИРИЛЛ ЕСЬКОВ, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН:
- Подход, типичный для молекулярных биологов, - есть генотип, к которому прилагается внешняя оболочка. Вот только реальная жизнь гораздо сложнее. Любой живой организм встраивается в ту экосистему, в которой обитает, соединяется большим количеством связей с другими организмами. Некое существо в ходе этого эксперимента мы, конечно, получим. Вот только, чтобы оно стало человеком, его надо поместить в ту африканскую саванну, в которой обитали наши предки. А где ее взять? И что это докажет?
- Если полученный в ходе эксперимента обезьяночеловек будет обладать разумом, схожим с человеческим, разве это само по себе не станет лучшим доказательством того, что человек произошел естественным путем, в ходе эволюции?
СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ:
- Еще бы разобраться с тем, что есть человеческий разум? Австралопитек, к примеру, имел его или нет? Камни обрабатывал, а умерших не хоронил... Проблема в том, что различные проявления разумности, свойственной человеку (обработка камней, использование инструментов, строительство домов, похороны умерших, создание произведений искусства и т.д.), появляются на разных этапах. Какой из этих периодов считать временем появления человеческого разума?
КИРИЛЛ ЕСЬКОВ:
- И является ли этот самый разум исключительной прерогативой человека? Проводились многочисленные эксперименты, в ходе которых обезьян обучали языку глухонемых. Они могли использовать порядка семисот слов, строили сложноподчиненные предложения, что не дано большинству депутатов Госдумы.
- Может быть, все дело в том, что у людей, в отличие от обезьян, есть культура, включающая в себя и религию, и науку, и моду, и много чего еще, которая и сформировала человека?
КИРИЛЛ ЕСЬКОВ:
- Это вопрос уже к культурологам. Палеонтологи подобными вещами не занимаются.
МИХАИЛ ГЕЛЬФАНД:
- Все еще более сложно, поскольку и у обезьян есть культура. Различные стаи шимпанзе используют различные инструменты для доставания термитов из термитников. Это самые настоящие культурные традиции, которые передаются из поколения в поколение путем обучения молодняка. Более того, эти традиции возникают буквально на наших глазах - обезьяны и в зоопарках, и в естественных условиях осваивают новые орудия труда и передают полученные навыки своим детенышам.
- Вы же не будете отрицать, что по мере своего развития человечество умнеет, то есть высокий интеллект закрепляется эволюцией, поскольку помогает человеку выживать...
МИХАИЛ ГЕЛЬФАНД:
- Тесты действительно показывают, что средний американец сейчас раз в шесть умнее, чем пятьдесят лет назад. Но я бы не упирал так на ум, как свойство, помогающее в борьбе за существование. Мы уже давно потребляем продукты, сделанные для нас кем-то, а шимпанзе - то, что добыли сами. В диком лесу у них явное преимущество перед людьми.
СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ:
- Ну это-то вполне естественно, что современный человек лучше всего приспособлен к выживанию в городе, а не в лесу. Но если окажется в джунглях, сумеет приспособиться и к ним. Есть такие примеры. А вот обезьян, которые научились ходить в офис, я что-то не встречал. Ум вообще категория относительная. Бушмен в пустыне Калахари компьютера в глаза не видел, но хижину построит и антилопу поймает. Современный горожанин на это не способен, хотя в отличие от него знает интегралы, разбирается в астрофизике и тому подобных вещах. Хотя какие-то общие закономерности, безусловно, прослеживаются. Охотники и собиратели, к примеру, априори более соображучие, чем земледельцы. И это понятно. Крестьяне пашут на поле, у них все определено загодя, вся жизнь подчинена природным циклам, никаких неожиданностей. Охотникам же и собирателям надо постоянно соображать, чтобы не умереть с голоду.
АЛЕКСАНДР МАРКОВ, доктор биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН, специалист по теории эволюции:
- Для эволюции человека, как и любого другого животного, необходимы наследственная изменчивость и естественный отбор. В ходе биологической эволюции более умные особи действительно получали определенные преимущества и передавали свои гены потомкам. Но человек уже очень давно не зависит от природной среды. В современном мире на него влияет не климат, а социальное окружение и государство, в котором он проживает. И здесь получается очень интересная вещь. Кто сейчас рожает много детей? Бедные люди, проживающие в отсталых странах. Люди с высоким интеллектом из развитых государств имеют максимум одного ребенка, поскольку заняты карьерой. Если тенденция сохранится, то человечество неизбежно поглупеет. К счастью, культурно-социальная эволюция идет быстрее биологической, есть надежда, что она сможет компенсировать этот перекос.
- Еще в XIX веке Чарлз Дарвин опубликовал труд “Происхождение человека и половой отбор”, в котором провозгласил ближайшими родственниками человека гориллу и шимпанзе и предположил, что наши древнейшие предки зародились в Африке - на континенте, где приматы живут и по сей день. С тех пор предположения Дарвина блестяще подтвердились и массой обнаруженных ископаемых останков древних людей, и данными генетического анализа. Теперь мы твердо знаем, что ближайший родственник человека - действительно шимпанзе и что люди появились в Африке примерно 5-7 млн лет назад. Кроме того, нам известно, что на протяжении большей части человеческой предыстории наши непосредственные предки жили на планете бок о бок с другими видами гоминидов и что родословное древо человека имеет немало увядших ветвей. Однако точка в истории о происхождении человека еще не поставлена. Палеонтологи действительно еще не обнаружили окаменелостей последнего общего предка человека и шимпанзе. Им неизвестно также, каким образом современным людям удалось вытеснить с планеты неандертальцев и других своих архаичных сородичей. Но я верю, что именно идеи Дарвина помогут ученым решить эти загадки.
СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ, кандидат биологических наук, сотрудник кафедры антропологии биологического факультета МГУ:
- Со времен Дарвина наука ушла далеко вперед. Сейчас уже никто не сомневается, что человек и есть обезьяна. В генетическом плане мужчина от женщины отличается на одну хромосому, а человек от шимпанзе - на доли процента в каждой. Любой мужчина больше похож на самца обезьяны, чем на женщину. Да и морфологически люди и обезьяны весьма схожи. Даже специалист с ходу не отличит, где кости обезьяны, а где человека. Что уж говорить о поведении? Рукопожатия, чувство юмора, воспитание подрастающего поколения - все это есть и у обезьян.
ГЕОРГИЙ БАЗЫКИН, кандидат биологических наук, и.о. заведующего сектором молекулярной эволюции Института проблем передачи информации РАН:
- Геномы человека и шимпанзе сходны на 99%. Между тем внутри одного вида встречаются особи, чьи геномы различаются на 5-10%. Еще важнее, что у нас и шимпанзе общий метаболизм, сходные белки, что, между прочим, и позволяет нам испытывать новые лекарства на обезьянах. В этой связи встает закономерный вопрос: может быть, человек и шимпанзе один вид?
МИХАИЛ ГЕЛЬФАНД, доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук, заместитель директора по науке Института проблем передачи информации РАН:
- Сходство белков у человека и шимпанзе неудивительно - два автомобиля тоже похожи, даже если это “запорожец” и “фольксваген”. Под общую функцию возникают похожие белки. Гораздо важнее молчащие гены, которые у нас также схожи. Но здесь возможно простое объяснение: с шимпанзе мы в ходе эволюции разошлись недавно, следовательно, они просто не успели исчезнуть.
- Если бы человек и шимпанзе, как вы утверждаете, были одним видом, они бы были способны иметь общее потомство, но таких случаев не зафиксировано.
ГЕОРГИЙ БАЗЫКИН:
- Изолированы ли человек и шимпанзе репродуктивно - отдельный вопрос, который до сих пор остается открытым. Эксперимента, который мог бы расставить точки над “i” по понятным причинам никто не ставил. Хотя теоретически ничто не мешает пересадить яйцеклетку от шимпанзе к человеку.
- Если такой эксперимент невозможен по этическим соображениям, может быть, пойти от обратного - с помощью генной инженерии попытаться превратить обезьяну в человека?
СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ:
- Теоретически такой эксперимент, конечно, можно поставить, хотя технологий, необходимых для его осуществления, еще не существует. Но зачем? Мы же и так знаем, что обезьяны и люди - близкие родственники.
МИХАИЛ ГЕЛЬФАНД:
- Насчет технологий я бы поспорил. Думаю, в скором времени мы сможем его осуществить. Одних бактерий из других уже делают с помощью переноса генома. Синтезировать искусственный геном и подсаживать его в бактерии тоже уже научились. На следующем этапе займутся мышами, а там дойдет очередь и до людей.
КИРИЛЛ ЕСЬКОВ, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН:
- Подход, типичный для молекулярных биологов, - есть генотип, к которому прилагается внешняя оболочка. Вот только реальная жизнь гораздо сложнее. Любой живой организм встраивается в ту экосистему, в которой обитает, соединяется большим количеством связей с другими организмами. Некое существо в ходе этого эксперимента мы, конечно, получим. Вот только, чтобы оно стало человеком, его надо поместить в ту африканскую саванну, в которой обитали наши предки. А где ее взять? И что это докажет?
- Если полученный в ходе эксперимента обезьяночеловек будет обладать разумом, схожим с человеческим, разве это само по себе не станет лучшим доказательством того, что человек произошел естественным путем, в ходе эволюции?
СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ:
- Еще бы разобраться с тем, что есть человеческий разум? Австралопитек, к примеру, имел его или нет? Камни обрабатывал, а умерших не хоронил... Проблема в том, что различные проявления разумности, свойственной человеку (обработка камней, использование инструментов, строительство домов, похороны умерших, создание произведений искусства и т.д.), появляются на разных этапах. Какой из этих периодов считать временем появления человеческого разума?
КИРИЛЛ ЕСЬКОВ:
- И является ли этот самый разум исключительной прерогативой человека? Проводились многочисленные эксперименты, в ходе которых обезьян обучали языку глухонемых. Они могли использовать порядка семисот слов, строили сложноподчиненные предложения, что не дано большинству депутатов Госдумы.
- Может быть, все дело в том, что у людей, в отличие от обезьян, есть культура, включающая в себя и религию, и науку, и моду, и много чего еще, которая и сформировала человека?
КИРИЛЛ ЕСЬКОВ:
- Это вопрос уже к культурологам. Палеонтологи подобными вещами не занимаются.
МИХАИЛ ГЕЛЬФАНД:
- Все еще более сложно, поскольку и у обезьян есть культура. Различные стаи шимпанзе используют различные инструменты для доставания термитов из термитников. Это самые настоящие культурные традиции, которые передаются из поколения в поколение путем обучения молодняка. Более того, эти традиции возникают буквально на наших глазах - обезьяны и в зоопарках, и в естественных условиях осваивают новые орудия труда и передают полученные навыки своим детенышам.
- Вы же не будете отрицать, что по мере своего развития человечество умнеет, то есть высокий интеллект закрепляется эволюцией, поскольку помогает человеку выживать...
МИХАИЛ ГЕЛЬФАНД:
- Тесты действительно показывают, что средний американец сейчас раз в шесть умнее, чем пятьдесят лет назад. Но я бы не упирал так на ум, как свойство, помогающее в борьбе за существование. Мы уже давно потребляем продукты, сделанные для нас кем-то, а шимпанзе - то, что добыли сами. В диком лесу у них явное преимущество перед людьми.
СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ:
- Ну это-то вполне естественно, что современный человек лучше всего приспособлен к выживанию в городе, а не в лесу. Но если окажется в джунглях, сумеет приспособиться и к ним. Есть такие примеры. А вот обезьян, которые научились ходить в офис, я что-то не встречал. Ум вообще категория относительная. Бушмен в пустыне Калахари компьютера в глаза не видел, но хижину построит и антилопу поймает. Современный горожанин на это не способен, хотя в отличие от него знает интегралы, разбирается в астрофизике и тому подобных вещах. Хотя какие-то общие закономерности, безусловно, прослеживаются. Охотники и собиратели, к примеру, априори более соображучие, чем земледельцы. И это понятно. Крестьяне пашут на поле, у них все определено загодя, вся жизнь подчинена природным циклам, никаких неожиданностей. Охотникам же и собирателям надо постоянно соображать, чтобы не умереть с голоду.
АЛЕКСАНДР МАРКОВ, доктор биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН, специалист по теории эволюции:
- Для эволюции человека, как и любого другого животного, необходимы наследственная изменчивость и естественный отбор. В ходе биологической эволюции более умные особи действительно получали определенные преимущества и передавали свои гены потомкам. Но человек уже очень давно не зависит от природной среды. В современном мире на него влияет не климат, а социальное окружение и государство, в котором он проживает. И здесь получается очень интересная вещь. Кто сейчас рожает много детей? Бедные люди, проживающие в отсталых странах. Люди с высоким интеллектом из развитых государств имеют максимум одного ребенка, поскольку заняты карьерой. Если тенденция сохранится, то человечество неизбежно поглупеет. К счастью, культурно-социальная эволюция идет быстрее биологической, есть надежда, что она сможет компенсировать этот перекос.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-22150.
Обсуждения Человек - потомок Адама или цивилизованный шимпанзе?