Знаете ли вы, почему пальцы Бога и Адама не соприкасаются на знаменитом произведении искусства Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы Апостольского дворца в Ватикане
На картине палец Бога вытянут до максимума, а палец Адама сжат на последней фаланге, что символизирует его свободную волю.
Смысл этого ключевого символа в том, чтобы визуально показать и объяснить зрителю идею, что Бог всегда рядом, но решение соединиться с Ним или нет всегда остается за человеком.
Если человек хочет "прикоснуться к Богу", т.е. познать Творца вселенной, то ему нужно лишь "вытянуть палец", то есть, приложить небольшое усилие в направлении к Нему. Но также человек свободен выбрать провести свою жизнь и с "согнутым пальцем", т.е. указывая на окружающие предметы и никогда не узнав их Творца.
Источник: сайт Дуализм
Обсуждения Палец Адама
«ЖИТЬ – ЗНАЧИТ ТВОРИТЬ»
Марина Хайкина, искусствовед: «Микеланджело написал Бога в античном духе: он реален в своем телесном и божественном воплощении. Облаченный в простую розовую тунику, Бог проносится над сотворенным миром в окружении ангелов без крыльев. Женская фигура справа от него – Ева, она еще ждет часа своего создания, но уже задумана Богом. Во время полета Бог поворачивается, устремляется навстречу Адаму и протягивает к нему руку. Это движение к своему творению воплощает энергию жизни, которую Создатель намерен передать человеку. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, созданного по его образу и подобию. Но в то же время поза Адама повторяет и очертания скалы: он пока лишь часть пейзажа вокруг. Не хватает буквально искры жизненной силы, чтобы вдохнуть в него душу.
Руки почти встречаются. Микеланджело помещает этот жест в самый центр фрески и выдерживает паузу, чтобы усилить воздействие образов. Мы практически видим, как энергия сквозь кисть Бога передается руке человека. Выбирая из истории сотворения человека именно это мгновение – рождение души, Микеланджело приравнивает его к творческому озарению. По его мнению, способность творить и создавать – это наиболее ценный дар из тех, что даны человеку свыше. Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению. Этот жест уже встречался у Леонардо да Винчи; но если ангел на его картине «Мадонна в гроте» лишь указывал на чудо, то здесь жест Бога его воплощает. Впоследствии этот жест повторят многие другие художники – соглашаясь или споря с верой Микеланджело в человека и в силу творчества».
«МЫ РОЖДАЕМСЯ В МОМЕНТ РАССТАВАНИЯ»
Андрей Россохин, психоаналитик:
«Первое, что я здесь чувствую, – момент уникальной встречи, который полон энергии и силы. Бог несётся навстречу Адаму, чтобы вдохнуть в него жизнь. Сейчас их пальцы сомкнутся – и вялое тело родится, обретёт силу, жизнь, а в глазах Адама зажжётся огонь. Но в то же время у меня есть едва уловимое ощущение, что Бог со свитой движется в другую сторону, улетает от Адама. На это указывают фигуры женщины и младенца, они как будто отталкиваются от него, и задают тем самым обратное движение. Почему?
Я предполагаю, что бессознательно Микеланджело рисовал здесь не встречу, а следующий за ней момент расставания. Бог олицетворяет собой и отцовское, и материнское начала одновременно, их союз и приводит к рождению ребенка – младенца Адама. Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». Протянутые навстречу друг другу руки Адама и Бога подобны пуповине, которая мгновение назад была разорвана, и вот этот момент отделения я и наблюдаю на картине. И в таком случае меланхолическая поза Адама передает не отсутствие жизни, а печаль расставания. Он еще не знает, что только благодаря такому расставанию он может родиться как человек, как отдельное «Я».
Пальцы Бога и Адама на картине подобны кисти художника, и мне это кажется очень важным. Микеланджело неосознанно проживает историю сепарации с двух сторон – и как Адам, и как Творец. Я вижу здесь не только печаль ребенка, которого оставил родитель, и печаль художника, вынужденного проститься со своим детищем, своей картиной. Но еще и решимость художника сделать этот шаг. Ведь только когда он найдет силы расстаться со своим творением, картина будет завершена и сможет жить собственной жизнью».
Наконец, если надо было изобразить не мужика с бородой, а дух, то нарисовали бы голубя, если мудрость , то символ мудрости - сову, красоту в виде царства небесного, ну и так далее. По крайней мере человек был бы как-то оповещен, а так просто мужик без всяких загадок.
Вроде бы я уже приводила такое сравнение, что если б, допустим, Вы не учили бы значений цифр, то они тоже казались бы Вам бессмысленными закорючками.
Но! Если бы Вы всё же поняли разъяснения тех же иерархов, что "Адам" - это просто символ души, символ человека, то вряд ли бы Вам в голову пришла мысль - кстати, "от Бога-Логоса", - что мол "бог в мою голову затолкал неизвестно для чего свободную волю для безобразий". Как думаете?