Индийская медицина

Сложно сказать, кто и когда ввел такое понятие, как индийская меди­цина, назвав этим термином Аюрведу. В настоящее время в Индии суще­ствует несколько медицинских направлений, вышед­ших из аюрведичес­кого знания. Это собственно Аюрведа как она есть.
Индийская медицина
Тибетская медицина (распространенная в основном на севере страны, причем, не очень широ­ко), Сиддха медицина (охватываю­щая в основном северо-запад Индии) и Юнани медицина, являю­щаяся конкуренткой Аюрведы, особенно на юге индийской респуб­лики. О том, что собой представляет Аюрведа, читатель какое-то, хотя и смутное, представление, но имеет, а вот о Юнани и Сиддха медицине он вряд ли слышал.

Юнани медицина выкристаллизовалась из Аюрведы в те време­на, ког­да мусульмане начали захватывать индийский субконтинент и некоторые врачи нашли пристанище в Древней Греции. Они пе­реняли знания грече­ских врачей, соединив их практический опыт со своим собственным аюр­ведическим знанием, передавая эти тра­диции своим детям и внукам - так родилась эта система медицины. В своей практике Юнани медицина ши­роко использует ароматиче­ские масла, драгоценные камни и вытяжки из цветов.

Сиддха меди­цина пользуется особой популярностью в основном у людей, по­к­лоняющихся господу Шиве. Эта медицина использует для ле­чения людей мистические силы, в том числе и Шакти врача, амулеты, заговоры и заклинания.

Корни всех этих систем медицины стоит искать в Ведах – самых древ­них на земле священных писаниях. Однако, считать, что меди­цинская наука появилась в Индии одновременно с текстами Вед, записанных Вья­садэвой, несколько неверно. Дело в том, что Веды были известны с нача­ла творения этого мира, но записаны около пяти тысяч лет назад, и, сле­довательно, аюрведические тексты также были записаны много позже, чем были составлены или пове­даны.

Во всех четырех Ведах – Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Атхар­ваве­де, а также в Махабхарате, пятой Веде, можно найти стихи, по­вествую­щие о свойствах лекарственных трав, строении человечес­кого тела, бо­лезнях и их ле­чении, медицинс­кие заговоры и заклинания. Например, в Ригве­де описывается явление Господа Дхан­вантари (Р.В.9.112), собраны мо­литвы, обращенные к Ашвини Кумарам и другим полубогам с прось­бой помочь сохранить здоро­вье или вылечить болезни людей, а также гимны-восхваления за многочисленные исцеления известных мудрецов, воинов и царей (Р.В.1.116-120; 2.39.4-7; 5.74.5.), упоминаются медицин­ские свой­ства воды (" В водах - Амрита, в водах - целебные свойства. Пья чис­тейшую воду, о кони, вы получаете силу..."), даются мантры покло­нения водам ("О, Воды, пожертвуйте щедро целебное средст­во, как за­щиту для тела моего, и чтобы я долго видел солнце" (Р.В.1.23.21.)). В Яджурведе и Самаведе есть много стихов о лечеб­ных свойствах трав и минералов.

Из всех четырех Вед, Атхарваведа более других наполнена ме­дицинс­ким знанием. В ней можно найти не только шлоки о меди­цинском при­менении трав и минералов, но и информацию о при­чинах и сути болез­ненного процесса (А.В.1.23-24;1.36.). Эта Веда содержит гимны о внут­риутробном развитии человека, о пяти ви­дах внешней Праны и о пяти видах Праны, действующих в теле че­ловека. В ней упоминаются имена авторов классических аюрведичес­ких текстов: Чараки и Сушруты. С дру­гой стороны, Чарака в Чара­ка Самхите перечисляет мудрецов, собрав­шихся слушать Атрею, которые известны нам по Атхарваведе, и, напи­санной несколько позже, Махабхарате. Много в Атхарваведе и заговоров с закли­на­ниями, направленных на изгнание духов, вызывающих некото­рые бо­лезни; на концентрацию в руках Праны для лечения наложением рук и др.

Помимо чисто медицинской информации, в Ведах собраны гимны, описывающие историю образования и развития аюрведиче­ской науки. Вкратце и с некоторыми недомолвками об этом гово­рится в первой моей книге, а сейчас стоит внести ясность в этот вопрос и более подробно ос­тановиться на генеалогическом древе Аюрведы.

Время, когда жили святые мудрецы, составившие и записавшие ос­новные аюрведические трактаты, невозможно определить. Суще­ствует много всевозможных измышлений по этому поводу. Совре­менные ученые относят их к до-буддийской эпохе (3000-1500 лет до нашей эры), потому что история Индии со времени явления Госпо­да Будды более-менее из­вестна, но сами тексты говорят о себе, что они были поведаны в незапа­мятные времена Брахмой – творцом этого мира, прародителю человечест­ва и всех живых существ Дакше Праджапати. Праджапати научил Аюрве­де Ашвини-Кума­ров, двух братьев-близнецов, ставших первыми врачами полубогов, людей и животных. Следующим в цепи ученической преемст­венно­сти стал Индра, полубог дождя, царь небес, распространивший это знание более широко и имевший много учеников. После Индры об­разо­валось несколько цепей преемственности этого знания, спе­циализирую­щихся на каком-то определенном отделе Аюрведы.

Изначально Аюрведа описывается, как состоя­щая из восьми отделов, о которых говорят все, без исключения, древние авторы. Это:

1. Кайа Чикитша, или Панчакарма Чикитша (общая, на­ружная медицина).

2. Баларога Чикитша, или Кумара Тантра (педиатрия).

3. Граха Чикитша, или Бхутавидйа (психология и демо­нология).

4. Уртхванга Чикитша, или Шалакйа Тантра (лечение органов, расположенных выше плеч – головы и шеи).

5. Джара Чикитша, или Расаяна Чикитша (гериатрия - омоложе­ние организма и сохранение молодости).

6. Дамстра Чикитша (токсикология).

7. Шалйа Чикитша (хирургия).

8. Вришйа Чикитша или Ваджикарана (лечение импо­тенции, бесплодия, увеличение сексуальной силы и т.д.).

Одна парампара, цепь ученической преемственности Аюрведы, пошла от великого мудреца и подвижника Бхарадваджа, другая - от Агнивеши, а третья была возглавлена Господом Дханвантари, при­чем Он и Его ученик Сушрута специализировались на проведении хирургических операций. К сожале­нию, во времена Господа Будды, боль­шинство текстов по этому вопросу было уничтожено. Бхарадваджа, Атрейа, Агнивеша и Чарака жили прак­тически в одно время, и, не­смотря на то, что Атрейа является воплоще­нием Господа (Кришна Атрейа), Бхарадваджа, как старший по возрасту, считается Его учителем (см. схему 1).

Помимо Агнивеши, у Атреи было еще пять учеников: Бхела, Джату­карна, Парашара, Харита и Кшарапани муни, которые осно­вали свои школы Аюрведы. Педиатрией занимался мудрец Кашйапа, а лечением болезней головы – муни Ними.

За последнее тысячелетие аюрведическое знание расширилось и углу­билось, обретя с современной позиции более "научный" подход к патоло­гическому процессу, в ней стало больше областей, поэтому современная Аюрведа состоит уже из шестнадцати частей (Дг.С.1.2.). К ним отно­сятся:

1. Маулика сиддханта (основная концепция).

2. Шарира (анатомия и физиология).

3. Дравйагуна (фармакология).

4. Бхейшаджакалпана (фармацевтика).

5. Расашастра (наука о металлах и минералогия).

6. Нидана (патология и диагностика).

7. Кайа Чикитша (общая медицина).

8. Свастхавритта (социальная медицина и профилакти­ческая медицина).

9. Манаса рога и Бхутавидйа (психиатрия и демоноло­гия).

10. Ваджикарана (наука о любви, сексе, увеличении сек­суаль­ной силы и т.д., а также о принципах рождения хо­рошего и здорового потомства).

11. Агада Тантра (токсикология).

12. Шалйа Чикитша (хирургия).

13. Шалакйа Тантра (лечение органов, расположенных выше плеч).

14. Расаяна (наука об омоложении организма и всевоз­можных тониках).

15. Каумарабхритйа (педиатрия).

16. Прасути Тантра (акушерство и гинекология).

Со времен написания аюрведических писаний и Мадхавы, одно­го из самых первых известных ныне комментаторов на Сушрута Самхиту, было довольно много врачей, написавших комментарии на основные аюрведи­ческие тексты, последний из которых, Гангад­хара, жил и работал в конце девятнадцатого столетия. И хотя ино­гда они находились в разных учени­ческих приемственностях, опыт одних комментаторов и учителей прини­мался и использовался на практике последователями остальных школ и других учителей Аюрведы. В Индии успешно работает множество врачей, лечащих по этой системе, и существует множество институтов (коллед­жей), преподающих аюрведическую науку. За последние пятьдесят лет написаны величайшие трактаты по аюрведической гинекологии, ведется работа по исследованию лекарственных растений. Во всех крупных клиниках Индии есть отделения Аюрведы и Панчакарма терапии. До сих пор в неко­торых старых библиотеках Южной Индии хранятся древнейшие аюрведические тексты, но, к сожалению, осталось очень мало энту­зиастов, желающих вытащить их на свет Божий и имеющих средст­ва на их публикацию.

Издавна аюрведические тексты привлекали внимание врачей из дру­гих стран. В первом веке нашей эры были сделаны переводы переводы некоторых основных аюрведических текстов на тибетс­кий и арабский языки (Ибн Сина в своем «Каноне врачебной науки» упоминает Чарака Самхиту), в сороковых годах двадцатого века – на немецкий, а в девяностых – на английский. В настоящий момент идет их русский перевод.

Таким образом, Аюрведа, являясь наукой о жизни в полном смысле этого слова, развивалась не отдельно от ведического зна­ния, а гармонич­но с ним переплелась и выкристаллизовалась из него, заняв несколько обособленное положение, но, несмотря на такую позицию по отношению к Ведам, ее принято считать упаве­дой Атхарваведы, ибо каноны, приня­тые в этой традиции, не про­тиворечат явленным ведическим писаниям. Бесспорно, со времен ведической цивилизации прошли столетия, а Исто­рия имеет свойс­тво утаивать и стирать знания из памяти людских поко­лений, но Аюрведа не исчезла в глуби веков и выдержала самую главную проверку – проверку временем.
×

По теме Индийская медицина

Индийская цивилизация

Два потока: один - чувств, а другой - умственный, один - формы, а другой - мысли...
Журнал

Индийская кухня

Высоко в горах Тирумала находится храм Тирупати, один из богатых храмов в Индии...
Журнал

Индийская церемония бракосочетания

Многие наши читатели интересуются свадебными индийскими церемониями. Всем...
Журнал

Дилления индийская

Дилления индийская (Dillenia indica), Слоновое яблоко. Семейство Диллениевые...
Журнал

Индийская философия

Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех...
Журнал

Индийская тематика в творчестве Л.Н. Толстого

На рубеже XIX-XX веков в старообрядческой среде России распространились слухи...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы