Сложно сказать, кто и когда ввел такое понятие, как индийская медицина, назвав этим термином Аюрведу. В настоящее время в Индии существует несколько медицинских направлений, вышедших из аюрведического знания. Это собственно Аюрведа как она есть.
Тибетская медицина (распространенная в основном на севере страны, причем, не очень широко), Сиддха медицина (охватывающая в основном северо-запад Индии) и Юнани медицина, являющаяся конкуренткой Аюрведы, особенно на юге индийской республики. О том, что собой представляет Аюрведа, читатель какое-то, хотя и смутное, представление, но имеет, а вот о Юнани и Сиддха медицине он вряд ли слышал.
Юнани медицина выкристаллизовалась из Аюрведы в те времена, когда мусульмане начали захватывать индийский субконтинент и некоторые врачи нашли пристанище в Древней Греции. Они переняли знания греческих врачей, соединив их практический опыт со своим собственным аюрведическим знанием, передавая эти традиции своим детям и внукам - так родилась эта система медицины. В своей практике Юнани медицина широко использует ароматические масла, драгоценные камни и вытяжки из цветов.
Сиддха медицина пользуется особой популярностью в основном у людей, поклоняющихся господу Шиве. Эта медицина использует для лечения людей мистические силы, в том числе и Шакти врача, амулеты, заговоры и заклинания.
Корни всех этих систем медицины стоит искать в Ведах – самых древних на земле священных писаниях. Однако, считать, что медицинская наука появилась в Индии одновременно с текстами Вед, записанных Вьясадэвой, несколько неверно. Дело в том, что Веды были известны с начала творения этого мира, но записаны около пяти тысяч лет назад, и, следовательно, аюрведические тексты также были записаны много позже, чем были составлены или поведаны.
Во всех четырех Ведах – Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Атхарваведе, а также в Махабхарате, пятой Веде, можно найти стихи, повествующие о свойствах лекарственных трав, строении человеческого тела, болезнях и их лечении, медицинские заговоры и заклинания. Например, в Ригведе описывается явление Господа Дханвантари (Р.В.9.112), собраны молитвы, обращенные к Ашвини Кумарам и другим полубогам с просьбой помочь сохранить здоровье или вылечить болезни людей, а также гимны-восхваления за многочисленные исцеления известных мудрецов, воинов и царей (Р.В.1.116-120; 2.39.4-7; 5.74.5.), упоминаются медицинские свойства воды (" В водах - Амрита, в водах - целебные свойства. Пья чистейшую воду, о кони, вы получаете силу..."), даются мантры поклонения водам ("О, Воды, пожертвуйте щедро целебное средство, как защиту для тела моего, и чтобы я долго видел солнце" (Р.В.1.23.21.)). В Яджурведе и Самаведе есть много стихов о лечебных свойствах трав и минералов.
Из всех четырех Вед, Атхарваведа более других наполнена медицинским знанием. В ней можно найти не только шлоки о медицинском применении трав и минералов, но и информацию о причинах и сути болезненного процесса (А.В.1.23-24;1.36.). Эта Веда содержит гимны о внутриутробном развитии человека, о пяти видах внешней Праны и о пяти видах Праны, действующих в теле человека. В ней упоминаются имена авторов классических аюрведических текстов: Чараки и Сушруты. С другой стороны, Чарака в Чарака Самхите перечисляет мудрецов, собравшихся слушать Атрею, которые известны нам по Атхарваведе, и, написанной несколько позже, Махабхарате. Много в Атхарваведе и заговоров с заклинаниями, направленных на изгнание духов, вызывающих некоторые болезни; на концентрацию в руках Праны для лечения наложением рук и др.
Помимо чисто медицинской информации, в Ведах собраны гимны, описывающие историю образования и развития аюрведической науки. Вкратце и с некоторыми недомолвками об этом говорится в первой моей книге, а сейчас стоит внести ясность в этот вопрос и более подробно остановиться на генеалогическом древе Аюрведы.
Время, когда жили святые мудрецы, составившие и записавшие основные аюрведические трактаты, невозможно определить. Существует много всевозможных измышлений по этому поводу. Современные ученые относят их к до-буддийской эпохе (3000-1500 лет до нашей эры), потому что история Индии со времени явления Господа Будды более-менее известна, но сами тексты говорят о себе, что они были поведаны в незапамятные времена Брахмой – творцом этого мира, прародителю человечества и всех живых существ Дакше Праджапати. Праджапати научил Аюрведе Ашвини-Кумаров, двух братьев-близнецов, ставших первыми врачами полубогов, людей и животных. Следующим в цепи ученической преемственности стал Индра, полубог дождя, царь небес, распространивший это знание более широко и имевший много учеников. После Индры образовалось несколько цепей преемственности этого знания, специализирующихся на каком-то определенном отделе Аюрведы.
Изначально Аюрведа описывается, как состоящая из восьми отделов, о которых говорят все, без исключения, древние авторы. Это:
1. Кайа Чикитша, или Панчакарма Чикитша (общая, наружная медицина).
2. Баларога Чикитша, или Кумара Тантра (педиатрия).
3. Граха Чикитша, или Бхутавидйа (психология и демонология).
4. Уртхванга Чикитша, или Шалакйа Тантра (лечение органов, расположенных выше плеч – головы и шеи).
5. Джара Чикитша, или Расаяна Чикитша (гериатрия - омоложение организма и сохранение молодости).
6. Дамстра Чикитша (токсикология).
7. Шалйа Чикитша (хирургия).
8. Вришйа Чикитша или Ваджикарана (лечение импотенции, бесплодия, увеличение сексуальной силы и т.д.).
Одна парампара, цепь ученической преемственности Аюрведы, пошла от великого мудреца и подвижника Бхарадваджа, другая - от Агнивеши, а третья была возглавлена Господом Дханвантари, причем Он и Его ученик Сушрута специализировались на проведении хирургических операций. К сожалению, во времена Господа Будды, большинство текстов по этому вопросу было уничтожено. Бхарадваджа, Атрейа, Агнивеша и Чарака жили практически в одно время, и, несмотря на то, что Атрейа является воплощением Господа (Кришна Атрейа), Бхарадваджа, как старший по возрасту, считается Его учителем (см. схему 1).
Помимо Агнивеши, у Атреи было еще пять учеников: Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани муни, которые основали свои школы Аюрведы. Педиатрией занимался мудрец Кашйапа, а лечением болезней головы – муни Ними.
За последнее тысячелетие аюрведическое знание расширилось и углубилось, обретя с современной позиции более "научный" подход к патологическому процессу, в ней стало больше областей, поэтому современная Аюрведа состоит уже из шестнадцати частей (Дг.С.1.2.). К ним относятся:
1. Маулика сиддханта (основная концепция).
2. Шарира (анатомия и физиология).
3. Дравйагуна (фармакология).
4. Бхейшаджакалпана (фармацевтика).
5. Расашастра (наука о металлах и минералогия).
6. Нидана (патология и диагностика).
7. Кайа Чикитша (общая медицина).
8. Свастхавритта (социальная медицина и профилактическая медицина).
9. Манаса рога и Бхутавидйа (психиатрия и демонология).
10. Ваджикарана (наука о любви, сексе, увеличении сексуальной силы и т.д., а также о принципах рождения хорошего и здорового потомства).
11. Агада Тантра (токсикология).
12. Шалйа Чикитша (хирургия).
13. Шалакйа Тантра (лечение органов, расположенных выше плеч).
14. Расаяна (наука об омоложении организма и всевозможных тониках).
15. Каумарабхритйа (педиатрия).
16. Прасути Тантра (акушерство и гинекология).
Со времен написания аюрведических писаний и Мадхавы, одного из самых первых известных ныне комментаторов на Сушрута Самхиту, было довольно много врачей, написавших комментарии на основные аюрведические тексты, последний из которых, Гангадхара, жил и работал в конце девятнадцатого столетия. И хотя иногда они находились в разных ученических приемственностях, опыт одних комментаторов и учителей принимался и использовался на практике последователями остальных школ и других учителей Аюрведы. В Индии успешно работает множество врачей, лечащих по этой системе, и существует множество институтов (колледжей), преподающих аюрведическую науку. За последние пятьдесят лет написаны величайшие трактаты по аюрведической гинекологии, ведется работа по исследованию лекарственных растений. Во всех крупных клиниках Индии есть отделения Аюрведы и Панчакарма терапии. До сих пор в некоторых старых библиотеках Южной Индии хранятся древнейшие аюрведические тексты, но, к сожалению, осталось очень мало энтузиастов, желающих вытащить их на свет Божий и имеющих средства на их публикацию.
Издавна аюрведические тексты привлекали внимание врачей из других стран. В первом веке нашей эры были сделаны переводы переводы некоторых основных аюрведических текстов на тибетский и арабский языки (Ибн Сина в своем «Каноне врачебной науки» упоминает Чарака Самхиту), в сороковых годах двадцатого века – на немецкий, а в девяностых – на английский. В настоящий момент идет их русский перевод.
Таким образом, Аюрведа, являясь наукой о жизни в полном смысле этого слова, развивалась не отдельно от ведического знания, а гармонично с ним переплелась и выкристаллизовалась из него, заняв несколько обособленное положение, но, несмотря на такую позицию по отношению к Ведам, ее принято считать упаведой Атхарваведы, ибо каноны, принятые в этой традиции, не противоречат явленным ведическим писаниям. Бесспорно, со времен ведической цивилизации прошли столетия, а История имеет свойство утаивать и стирать знания из памяти людских поколений, но Аюрведа не исчезла в глуби веков и выдержала самую главную проверку – проверку временем.
Юнани медицина выкристаллизовалась из Аюрведы в те времена, когда мусульмане начали захватывать индийский субконтинент и некоторые врачи нашли пристанище в Древней Греции. Они переняли знания греческих врачей, соединив их практический опыт со своим собственным аюрведическим знанием, передавая эти традиции своим детям и внукам - так родилась эта система медицины. В своей практике Юнани медицина широко использует ароматические масла, драгоценные камни и вытяжки из цветов.
Сиддха медицина пользуется особой популярностью в основном у людей, поклоняющихся господу Шиве. Эта медицина использует для лечения людей мистические силы, в том числе и Шакти врача, амулеты, заговоры и заклинания.
Корни всех этих систем медицины стоит искать в Ведах – самых древних на земле священных писаниях. Однако, считать, что медицинская наука появилась в Индии одновременно с текстами Вед, записанных Вьясадэвой, несколько неверно. Дело в том, что Веды были известны с начала творения этого мира, но записаны около пяти тысяч лет назад, и, следовательно, аюрведические тексты также были записаны много позже, чем были составлены или поведаны.
Во всех четырех Ведах – Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Атхарваведе, а также в Махабхарате, пятой Веде, можно найти стихи, повествующие о свойствах лекарственных трав, строении человеческого тела, болезнях и их лечении, медицинские заговоры и заклинания. Например, в Ригведе описывается явление Господа Дханвантари (Р.В.9.112), собраны молитвы, обращенные к Ашвини Кумарам и другим полубогам с просьбой помочь сохранить здоровье или вылечить болезни людей, а также гимны-восхваления за многочисленные исцеления известных мудрецов, воинов и царей (Р.В.1.116-120; 2.39.4-7; 5.74.5.), упоминаются медицинские свойства воды (" В водах - Амрита, в водах - целебные свойства. Пья чистейшую воду, о кони, вы получаете силу..."), даются мантры поклонения водам ("О, Воды, пожертвуйте щедро целебное средство, как защиту для тела моего, и чтобы я долго видел солнце" (Р.В.1.23.21.)). В Яджурведе и Самаведе есть много стихов о лечебных свойствах трав и минералов.
Из всех четырех Вед, Атхарваведа более других наполнена медицинским знанием. В ней можно найти не только шлоки о медицинском применении трав и минералов, но и информацию о причинах и сути болезненного процесса (А.В.1.23-24;1.36.). Эта Веда содержит гимны о внутриутробном развитии человека, о пяти видах внешней Праны и о пяти видах Праны, действующих в теле человека. В ней упоминаются имена авторов классических аюрведических текстов: Чараки и Сушруты. С другой стороны, Чарака в Чарака Самхите перечисляет мудрецов, собравшихся слушать Атрею, которые известны нам по Атхарваведе, и, написанной несколько позже, Махабхарате. Много в Атхарваведе и заговоров с заклинаниями, направленных на изгнание духов, вызывающих некоторые болезни; на концентрацию в руках Праны для лечения наложением рук и др.
Помимо чисто медицинской информации, в Ведах собраны гимны, описывающие историю образования и развития аюрведической науки. Вкратце и с некоторыми недомолвками об этом говорится в первой моей книге, а сейчас стоит внести ясность в этот вопрос и более подробно остановиться на генеалогическом древе Аюрведы.
Время, когда жили святые мудрецы, составившие и записавшие основные аюрведические трактаты, невозможно определить. Существует много всевозможных измышлений по этому поводу. Современные ученые относят их к до-буддийской эпохе (3000-1500 лет до нашей эры), потому что история Индии со времени явления Господа Будды более-менее известна, но сами тексты говорят о себе, что они были поведаны в незапамятные времена Брахмой – творцом этого мира, прародителю человечества и всех живых существ Дакше Праджапати. Праджапати научил Аюрведе Ашвини-Кумаров, двух братьев-близнецов, ставших первыми врачами полубогов, людей и животных. Следующим в цепи ученической преемственности стал Индра, полубог дождя, царь небес, распространивший это знание более широко и имевший много учеников. После Индры образовалось несколько цепей преемственности этого знания, специализирующихся на каком-то определенном отделе Аюрведы.
Изначально Аюрведа описывается, как состоящая из восьми отделов, о которых говорят все, без исключения, древние авторы. Это:
1. Кайа Чикитша, или Панчакарма Чикитша (общая, наружная медицина).
2. Баларога Чикитша, или Кумара Тантра (педиатрия).
3. Граха Чикитша, или Бхутавидйа (психология и демонология).
4. Уртхванга Чикитша, или Шалакйа Тантра (лечение органов, расположенных выше плеч – головы и шеи).
5. Джара Чикитша, или Расаяна Чикитша (гериатрия - омоложение организма и сохранение молодости).
6. Дамстра Чикитша (токсикология).
7. Шалйа Чикитша (хирургия).
8. Вришйа Чикитша или Ваджикарана (лечение импотенции, бесплодия, увеличение сексуальной силы и т.д.).
Одна парампара, цепь ученической преемственности Аюрведы, пошла от великого мудреца и подвижника Бхарадваджа, другая - от Агнивеши, а третья была возглавлена Господом Дханвантари, причем Он и Его ученик Сушрута специализировались на проведении хирургических операций. К сожалению, во времена Господа Будды, большинство текстов по этому вопросу было уничтожено. Бхарадваджа, Атрейа, Агнивеша и Чарака жили практически в одно время, и, несмотря на то, что Атрейа является воплощением Господа (Кришна Атрейа), Бхарадваджа, как старший по возрасту, считается Его учителем (см. схему 1).
Помимо Агнивеши, у Атреи было еще пять учеников: Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани муни, которые основали свои школы Аюрведы. Педиатрией занимался мудрец Кашйапа, а лечением болезней головы – муни Ними.
За последнее тысячелетие аюрведическое знание расширилось и углубилось, обретя с современной позиции более "научный" подход к патологическому процессу, в ней стало больше областей, поэтому современная Аюрведа состоит уже из шестнадцати частей (Дг.С.1.2.). К ним относятся:
1. Маулика сиддханта (основная концепция).
2. Шарира (анатомия и физиология).
3. Дравйагуна (фармакология).
4. Бхейшаджакалпана (фармацевтика).
5. Расашастра (наука о металлах и минералогия).
6. Нидана (патология и диагностика).
7. Кайа Чикитша (общая медицина).
8. Свастхавритта (социальная медицина и профилактическая медицина).
9. Манаса рога и Бхутавидйа (психиатрия и демонология).
10. Ваджикарана (наука о любви, сексе, увеличении сексуальной силы и т.д., а также о принципах рождения хорошего и здорового потомства).
11. Агада Тантра (токсикология).
12. Шалйа Чикитша (хирургия).
13. Шалакйа Тантра (лечение органов, расположенных выше плеч).
14. Расаяна (наука об омоложении организма и всевозможных тониках).
15. Каумарабхритйа (педиатрия).
16. Прасути Тантра (акушерство и гинекология).
Со времен написания аюрведических писаний и Мадхавы, одного из самых первых известных ныне комментаторов на Сушрута Самхиту, было довольно много врачей, написавших комментарии на основные аюрведические тексты, последний из которых, Гангадхара, жил и работал в конце девятнадцатого столетия. И хотя иногда они находились в разных ученических приемственностях, опыт одних комментаторов и учителей принимался и использовался на практике последователями остальных школ и других учителей Аюрведы. В Индии успешно работает множество врачей, лечащих по этой системе, и существует множество институтов (колледжей), преподающих аюрведическую науку. За последние пятьдесят лет написаны величайшие трактаты по аюрведической гинекологии, ведется работа по исследованию лекарственных растений. Во всех крупных клиниках Индии есть отделения Аюрведы и Панчакарма терапии. До сих пор в некоторых старых библиотеках Южной Индии хранятся древнейшие аюрведические тексты, но, к сожалению, осталось очень мало энтузиастов, желающих вытащить их на свет Божий и имеющих средства на их публикацию.
Издавна аюрведические тексты привлекали внимание врачей из других стран. В первом веке нашей эры были сделаны переводы переводы некоторых основных аюрведических текстов на тибетский и арабский языки (Ибн Сина в своем «Каноне врачебной науки» упоминает Чарака Самхиту), в сороковых годах двадцатого века – на немецкий, а в девяностых – на английский. В настоящий момент идет их русский перевод.
Таким образом, Аюрведа, являясь наукой о жизни в полном смысле этого слова, развивалась не отдельно от ведического знания, а гармонично с ним переплелась и выкристаллизовалась из него, заняв несколько обособленное положение, но, несмотря на такую позицию по отношению к Ведам, ее принято считать упаведой Атхарваведы, ибо каноны, принятые в этой традиции, не противоречат явленным ведическим писаниям. Бесспорно, со времен ведической цивилизации прошли столетия, а История имеет свойство утаивать и стирать знания из памяти людских поколений, но Аюрведа не исчезла в глуби веков и выдержала самую главную проверку – проверку временем.
Обсуждения Индийская медицина