Лёгкость бытия

Для меня было большой радостью и честью взять интервью у ламы Сурья Даса, одного из самых известных на Западе учителей буддийской медитации. С кем, как не с ним, и поговорить о Лёгкости Бытия?

Сурья Дас, старый друг и ученик Далай-Ламы, рассказал нам историю о том, как он получил от этого великого духовного учителя свои первые познания о том, как быть лёгким.

В начале 1970-х мне выпало счастье присутствовать на выступлении Далай-Ламы в Бодх-Гайе, городе на севере Индии, где Будда пережил просветление. Десятки тысяч людей пришли послушать речь Далай-Ламы... Закончив своё выступление, он предложил задавать вопросы, и один длинноволосый американский парень спросил, в чём смысл жизни.

Далай-Лама ответил: «Быть счастливым и делать счастливыми других».

Сначала, признаётся Сурья Дас, ему этот ответ показался несерьёзным. Но сегодня он может оценить мудрость этих простых слов.

«Подумайте, как бы это было замечательно, – пишет он в книге «Пробуждение к Священному», если бы мы всегда могли быть счастливыми и делать счастливыми других – по-настоящему счастливыми и удовлетворёнными, а не просто лицемерно заверяющими, что они счастливы, с фальшивой улыбкой на лице... Какая великолепная цель! Какой удивительной стала бы наша жизнь! Какими замечательными людьми мы бы были!»

Джулия: Многим из нас духовный путь представляется трудным. И хотя мы знаем, что должно быть место, где он становится легче – где борьба становится не такой напряжённой и мы начинаем испытывать ту лёгкость духа, которая нам была знакома в детстве. Не могли бы вы рассказать об этом?

Лама Сурья Дас: Эта лёгкость, помимо прочего, подразумевает освобождение от части нашей ноши. Мы воспринимаем духовность, религию, нашу индивидуальность и важные вопросы нашей жизни слишком серьёзно. Они действительно серьёзны. Но они не должны быть слишком серьёзными. Необходимо открыться смешной стороне вещей и меньше верить в собственную значимость, меньше верить собственным предубеждениям, своим твёрдым мнениям, представлениям и верованиям.

Буддизм учит Восьмеричному Пути, или восьми шагам к Просветлениию. Я всегда говорю: живи Будда сегодня, он сказал бы, что девятым шагом является чувство юмора (а десятым - хорошее здоровье и физические упражнения). Если мы принимаем себя слишком серьёзно, жизнь становится какой-то безрадостной.

Джулия: Итак, вы говорите, что наши убеждения и мнения – часть той ноши, от которой мы должны избавиться, чтобы быть Лёгкими.

Лама Сурья Дас: Буддисты говорят, что нужно ценить истину, а не своё мнение.

Конечно, у всех нас есть свои мнения и предпочтения. Это свойственно людям. Но мы не должны так сильно за них держаться. Мы можем относиться к ним легче. Например, я буддист, но я не отношусь к этому слишком серьёзно. Я уверен, что буддизм – это не последнее слово.

Мы должны понять, что, следуя Пути, мы будем терять часть своих убеждений. Мы нуждаемся в реальности и в истине, а не в убеждениях. И истиной должен быть собственный опыт. Решим ли мы верить в какую-то внешнюю систему, присоединиться к ней, согласиться с ней, – мы всё равно должны искать реальность и истину внутри себя.

Джулия: А что вы можете сказать о нашем мнении о том, кто мы есть?

Лама Сурья Дас: Мы должны выкинуть его из головы. Лёгкость бытия, то есть радость, начинается с подлиности, а это означает освободиться от того, что мы думаем о себе, и оставить больше места в настоящем времени, чтобы узнать, кто мы действительно есть, – и позволить проявиться этой новой сущности.

За лишний багаж из прошлого мы должны платить так же, как платим за каждый лишний килограмм багажа в самолёте. Жить в настоящем моменте – это основной принцип, и когда нам удаётся войти в момент, мы можем освободиться от груза прошлого.

В восточном мистицизме популярна идея «возвращения домой» – возвращения к тому, чем мы действительно являемся. Это означает найти что-то вне нас самих, возможно даже в следующей жизни, после того, как мы умрём здесь. Но очень важно понять радость пребывания прямо сейчас здесь, в этом мире. Бытие Здесь и Сейчас – это настоящий фонтан радости и душевной энергии!

Это осознание настоящего момента освобождает нас от нашей кармы. Оно, по сути, освобождает нас от кармической обусловленности, после чего мы можем освободиться от того, чем мы привыкли быть. Это тема моей новой книги «Откажитесь от человека, которым вы привыкли быть». Тем самым мы освобождаем место подлинности, тому, кто мы есть в настоящем. Фактически мы освобождаемся от «голосов из прошлого» и прошлой обусловленности.

Как же нам больше жить в Сейчас? В этом весь вопрос. Конечно, Сейчас – там, где мы есть. Но нам необходимо осознавать это, а для этого мы нуждаемся в практиках – таких, как медитация или физические упражнения. Мы нуждаемся в таком месте, где мы могли бы осознать время и пространство, в котором мы находимся «сейчас», при этом осознавая вечное, большое «Сейчас».

Мы должны соединить большое «Сейчас» с малым «сейчас» – но не с состоянием одурманенности телевизионными передачами и не с такими безумными действиями, которые мы совершаем постоянно (например, паркуем машину, а потом не можем вспомнить, где же мы её припарковали).

Мы должны установить здоровую и здравую связь с бесконечным «Сейчас» – как с настоящим моментом, так и со всем прошлым, настоящим и будущим. Я говорю о ясности и равновесии.

В этом месте мы свободны. Мы «от мира сего» и живём в нём. Мы не должны отрицать мир, не должны ничего отвергать, – но мы также не должны излишне предаваться ему. Мы становимся с ним Одним Целым. В этом и состоит буддийское учение о Срединном Пути.

В этом месте существует равновесие, свобода, лёгкость, радость. Дух есть радость, Дух есть свобода, Дух есть блаженство. Это не работа. Это отдых, который начинается каждый миг.

Радость есть в качестве прозрачности Света, а не только в его яркости. Вместо того, чтобы видеть вещи «здесь» или «там», мы начинаем видеть сквозь них. Достигнув этой стадии, мы начинаем видеть, что всё – не только люди, но все существа, все части мироздания в каждый момент, каждая молекула Вселенной – состоят из этого Лёгкого Света.

Жизнь – это наслаждение. Жизнь – это радость.

Джулия: Что касается меня, то наибольшую тяжесть я ощущаю тогда, когда сосредоточиваюсь на необходимости что-то изменить, чтобы быть счастливой. Не могли бы вы дать нам какой-то совет относительно подобной мыслительной привычки?

Лама Сурья Дас: Это нечто такое, чему нас никогда не учат в школе, удивительное тайное учение: когда изменяемся мы, изменяется всё.

Просто нужно понимать, что, когда мы боремся с действительностью, пытаясь её изменить, всё, что нам удаётся, – это поднять больше пыли. Но ситуация не была бы таковой, если бы не предполагалось, что мы можем увидеть в ней Божественное. Если мы не видим в ней Божественного – или шутки, – мы вынуждены переживать эту ситуацию снова и снова, перевоплощаясь до тех пор, пока не достигнем этого.

Нам всегда хочется иметь другую супругу (супруга), изменить обстоятельства, сменить коллег. Но стоит нам измениться самим, и мир выглядит другим.

Кроме того, чем больше мы любим и принимаем себя, тем больше другие любят и принимают нас. Когда, например, мы принимаем свою «половину», самым волшебным образом полностью изменяются наши отношения.

Мы должны принимать это как великую духовную магию.

Джулия: Почему так трудно следовать своим глубоким прозрениям? Иногда мы «видим» всё так, что начинаем верить: с этого момента всё будет Светом – а вслед за этом осознаём, что мы опять вернулись к дуальности.

Лама Сурья Дас: Проблема состоит в том, что таких «глубоких прозрений» недостаточно для преодоления нашей обусловленности. Проблема именно в этом. Может произойти настоящее прозрение, или пробуждение, или сатори, но наши привычки, наша обусловленность и окружающий нас мир настолько сильны, что это не сможет нас изменить. Мы опять вернёмся к своему обычному образу мыслей.

Мы должны расширять своё осознание так, чтобы изо дня в день жить духовной, мистической жизнью. Одного опыта недостаточно. Мы получаем духовное руководство извне, от учителей и из книг. Но мы можем также получать духовное руководство интуитивно, от внутреннего гуру, от внутренних проводников и союзников, а также с помощью молитвы и самонаблюдения.

Джулия: Я чувствую, что мы не сможем по-настоящему достичь этой лёгкости бытия, пока не изменим свои привычки.

Лама Сурья Дас: Совершенно верно. И здесь вступают в игру духовные практики, так как они помогают нам окончательно отделить себя от своих обусловленных реакций. Начало новых духовных практик, правильное питание, физические упражнения и труд – вот что окончательно превратит нас в более счастливых людей и принесёт чудесную лёгкость в нашу жизнь. Только так можно соединиться с Божественным в повседневной жизни.

Плохо то, что мы действительно сильно обусловлены старыми привычками, шаблонами поведения и кармой. Но при этом хорошо то, что эти привычки, шаблоны и карма – просто привычная колея, в которой мы находимся, и с помощью духовных практик и дисциплины мы можем перейти на новую, более лёгкую колею. Итак, мы можем, приобретя новые привычки, изменить себя и таким образом избавиться от старой обусловленности.

Изменение привычек, выполнение духовных практик и освобождение от старых шаблонов – всё это приносит большую свободу и радость. Вы получаете свежую энергию и восстанавливаете свои силы. Это действительно похоже на вторую молодость!

Четыре медитации

Одна из самых коротких и самых эффективных медитаций – сделать короткий вдох и улыбнуться. Она занимает не больше пяти секунд, но можно повторять её в течение минуты. Её можно выполнять сидя или стоя, с открытыми глазами или с закрытыми. Это одна из моих любимых американских медитаций. Она короткая, лёгкая, и вы можете выполнять её где угодно.

Второе, традиционное тибетское упражнение, которое мне нравится, называется «созерцание неба». Вы просто ложитесь на траву и смотрите в небо. Все мы делали это в детстве. Тогда мы могли полностью отключаться, глядя на облака и находя там лица или фигуры, но нам не нужно этого делать во время медитации, потому что это больше будет напоминать грёзы. Грёзы и медитация - это совсем не одно и то же.

Третья лёгкая медитация – это последняя поза хатха-йоги, «поза трупа», или шавасана. Это естественная медитация, которая всем нам хорошо знакома. Вы ложитесь на плоскую поверхность, ноги слегка разведены, руки лежат вдоль тела, слегка отодвинуты, дыхание естественное. Поверьте, эта поза – великолепная естественная медитация. Вы можете выполнять её одновременно с «созерцанием неба».

Если вы хотите следовать более строгому стилю буддийской йоги, сядьте прямо, скрестите ноги и «расслабьте дыхание, энергию, тело и ум», «вдыхая физические ощущения» и «входя в настоящий момент». Следите за вдохом и выдохом. Воспринимайте физические ощущения как связь с настоящим моментом. Пусть всё происходит, как происходит, без ваших реакций. Это осознанность, а не бессознательное, лунатическое движение по жизни. Когда вы можете наблюдать за своим состоянием без реакций – это медитация.

Осознанность означает внимательность, бдительность, бодрость. Сознание становится похожим на чистое зеркало.

Джулия: Спасибо. Это великолепно. Ещё один вопрос. Я знаю, что на каком-то этапе Пути каждый осознаёт, что вселенная Едина. Но мы движемся взад-вперёд к полярности. Как можно сохранять укоренённость в Единстве?

Лама Сурья Дас: Сам вопрос о двойственности и недвойственности – глубоко метафизический, мистический. Его поднимают многие религии и философии. Мы должны перейти от теоретического знания об этих понятиях к их переживанию.

Одних только разговоров недостаточно. Но, вообще говоря, наша человеческая природа является вершиной айсберга природы Будды. Наш ум, и даже наши неврозы, наше тело – суть лишь мысли Космического Ума Бога. Поэтому действительность представляется двойственной, хотя на самом деле она таковой не является. Нам кажется, что мы отделены от своей природы Будды, подобно тому как радуга кажется отделённой от неба. Но радуга – это часть неба. Она не отделена от него.

Итак, наши мысли, наш ум кажутся нам отделёнными от нашей природы Будды, но это не так. Чтобы осознать Единство во всём, мы должны научиться видеть единство в разнообразии, видеть во всём Единое, или Божественное. Одновременно мы должны использовать свою проницательность, отличая правильное от неправильного и левое от правого. Это и есть видение Единства в множестве. В этом заключается секрет недвойственности.

Недвойственность действительно существует. Всё есть Бог, или «природа Будды». Всё такое, как оно есть. Всё есть сияние, которое принимает различные формы. Существует весь спектр цветов, но все цвета содержатся в белом свете, и спектр света не изменяется – каждый цвет содержится в целом. Мы видим глиняные сосуды самой разной формы, но все они – глина. Творение неотделимо от Творца.

Всё принимает разные формы, как разнообразные цвета радуги, прозрачные и светящиеся, но входящие в Единый свет.

Свет, при всём своём многообразии, имеет один истинный источник, одну истинную природу. Он – и Одно, и более чем Одно. Он предполагает Единство в Множестве.

Не существует такой вещи, как «грехопадение». Может быть изменение состояния, подобно тому как вода может быть льдом, жидкостью или паром, но это во всех случаях H2O. Есть разный уровень вибраций, но по своей сути это всё одно и то же.

На самом деле это танец вселенной. Всё, что происходит во вселенной, – это вибрация, волнообразное движение, или танец. И всё в этом танце Едино.

По словам ламы Сурья Даса, он «родился евреем Джеффри Миллером», учился в Гималаях у тибетских гуру, в том числе у Далай-Ламы, а также у других великих учителей Азии. Теперь родители называют его «Весёлым ламой».

Сейчас он читает лекции и проводит занятия по всему миру. Вместе с Далай-Ламой он создал сообщество западных буддийских учителей. Кроме того, он является основателем Фонда и учебного центра дзогчен в штатах Массачусетс и Калифорния.

Плодовитый писатель, Сурья Дас, кроме своей новой книги «Откажитесь от человека, которым вы привыкли быть. Уроки изменения, потерь и духовной трансформации» (Letting Go of the Person You Used to Be: Lessons on Change, Loss, and Spiritual Transformation), является автором «Трилогии пробуждения»

(«Awakening Trilogy»): «Пробуждение Будды внутри. Восемь шагов к просветлению»; «Пробуждение к Священному: Построение духовной жизни с нуля»; «Пробуждение буддийского сердца» (Awakening the Buddha Within: Eight Steps to Enlightenment; Awakening to the Sacred: Building a Spiritual Life from Scratch; and Awakening the Buddhist Heart: Integrating Love, Meaning and Connection into Every Part of Your Life), а также книги «Снежный лев с бирюзовой гривой. 155 мудрых сказок Тибета» (The Snow Lion's Turquoise Mane: 155 Wisdom Tales from Tibet). Кроме того, он соавтор книги «Естественное Великое Совершенство. Учение дзогчена и Ваджрные песни» (Natural Great Perfection: Vajra Songs and Dzogchen Teaching).

Дальнейшую информацию о ламе Сурья Дасе и о его семинарах и книгах вы можете получить на его сайте Surya.org, а также на страничке dzogchen.org/surya/.
×

По теме Лёгкость бытия

Грань земного бытия

Нужно ли покидать этот мир, чтобы убедиться в продолжении нашего существования...
Журнал

Книга Бытия с иллюстрациями

"Скандальной сатирой" окрестили британские критики недавно вышедшую в свет Книгу...
Журнал

Проблема смысла бытия

С момента публикации работы Бытие и время, принесшей ему широкую известность, и...
Журнал

Законы Бытия

Знание законов Космоса является необходимым условием нашей жизни . Нарушение...
Журнал

Проблема бытия

Двадцатый век дал самые глубокие и самые интересные концепции бытия. Над этой...
Журнал

Тайны Бытия

В основе все техник просветления лежит один механизм – переход с потребления на...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека