Египет в древности называли даром Нила. Назвать же Месопотамию даром Евфрата и Тигра было бы не совсем правильно, хотя в значительной части она была обязана своим экономическим благосостоянием и культурным расцветом несомненно этим двум рекам.
Немаловажен и тот факт, что именно те области, где развивались древнейшие цивилизации человечества, геологически сравнительно молоды. Они возникли в период, когда прошлое других областей уже исчислялось тысячелетиями. Эти области не прелыщали человека до тех пор, пока он не достиг ступени производителя пищи, а находился лишь на стадии ее собирательства.
В настоящее время Тигр и Евфрат перед впадением в Персидский залив сливаются, образуя общее русло Шатт эль-Араб (см. карту № 1).
Евфрат и Тигр — жизненные артерии страны
Евфрат, который шумеры называли Буранун, а аккадцы Пуратту, берет свое начало на Армянском нагорье; его бурные воды прорезают малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр, подходят к отрогам Амана и здесь поворачивают на юго-восток. На равнине течение реки замедляется, берега становятся низкими, так что во время ежегодных половодий ее воды широко разливаются.
Тигр (по-шумерски Идигна, по-аккадски Идиклат) также берет свое начало в горах Армении на высоте около 2000 м над уровнем моря, пробивается на восток через горы Курдистана, а затем поворачивает на юго-восток. По сравнению с Евфратом Тигр был бурливее и в два раза полноводнее. Длина Тигра 1950 км, Евфрата — 2770 км. В нижнем течении Евфрата простирались негостеприимные болота и топи, называвшиеся вавилонянами "Горькой рекой". Через эту область Евфрат нес свои воды в Персидский залив, который для вавилонян был "Нижним морем" в отличие от "Верхнего", как они называли Средиземное море.
У обеих рек мало притоков. В Евфрат вливаются лишь Балих и Хабур слева и небольшая река Сагур (совр. Саджур) справа. В Тигр вливаются с востока Верхний и Нижний Заб и Дияла (по-ассирийски Турнату). Притоки Керхе и Карун в древности вливались по всей вероятности в Персидский залив самостоятельно и назывались Укну и Улай.
Центр развития общества Двуречья и его культуры находился в долине Евфрата и Тигра. Эта область напоминала продолговатую чашу, нижний конец которой был открыт в сторону Персидского залива, тогда как остальная часть была окаймлена горами, пустыней и степью. На востоке высятся горы Загра (Загроса), которые отделяют Двуречье от Иранского нагорья, на севере — Армянские горы, на западе простирается сирийско-аравийская пустыня. Месопотамия, конечно, не была замкнутым миром. В литературе образно говорят о странах "Благодатного полумесяца" (Fertile Crescent); западный рог этого полумесяца охватывает Палестину, Финикию и Сирию, его среднюю часть составляет именно северная Месопотамия, а восточный рог направлен к вавилонской области при устье Евфрата и Тигра. Население соседних областей, неплодородных и негостеприимных, смотрело на Двуречье, как на страну благоденствия и изобилия, и предпринимало на нее набеги, которые порой венчались успехом. С другой стороны, и правители Двуречья старались расширить свою территорию и захватить в первую очередь то, чего в Двуречье не было — дерево, камень и металл. Кроме того, развивались и торговые связи, превратившие Двуречье в один из важнейших перекрестков Древнего Востока.
Городские поселения
Общественная, экономическая и культурная жизнь сосредотачивалась главным образом в городах, расположенных вдоль обеих рек (см. карту № 2). На среднем течении Евфрата, недалеко от нынешней иракско-сирийской границы, находился знаменитый город Мари (совр. Телль-Харири), который в дохаммурапиевский период играл важную роль в истории Двуречья. Далее по течению реки был город Тутул (Дулдули, совр. Хит), где добывался асфальт, использовавшийся уже в древние времена для скрепления камней при возведении стен. Затем можно привести Палукат (совр. Феллуджа), расположенный уже на аллювиальной равнине. В тех местах, где расстояние между Евфратом и Тигром составляет всего 30 км, находился важный вавилонский город Сиппар (совр. Абу-Хабба). Столицу Вавилон Евфрат делил на две части (при Навуходоносоре II /604—561 гг. до н. э./ они были соединены каменным мостом). Город Шуруппак (совр. Фара), которому отводилась важная роль в вавилонской легенде о потопе, также был расположен на Евфрате, русло которого в настоящее время находится довольно далеко от развалин древнего города. Также далеко от Езфрата лежат и развалины города Урука (совр. Варка), где обнаружены важные памятники времен доисторического заселения, и города Ура (совр. Телль--Мукайар), который, согласно Библии, был родиной Авраама (Ур халдейский); Ур прославили и богатые археологические находки, особенно в обнаруженных там царских гробницах. В самом нижнем течении Евфрата находился город Эриду (совр. Абу-Шахрейн), где жил — согласно вавилонской легенде — первый человек по имени Адапа.
Вдоль Тигра, где условия для жизни были не столь благоприятны, находилось сравнительно мало крупных поселений. В первую очередь можно назвать известную резиденцию ассирийских правителей Ниневию (совр. Куюнджик). При устье Верхнего Ji6a находилась другая ассирийская резиденция и крепость Кальку (совр. Нимруд). Равно и Ашшур (совр. Каль'ат-Шеркат), также одна из резиденций ассирийских царей на крутом берегу Тигра, служил вместе с тем и крепостью. Последним городом на Тигре, заслуживающим упоминания, был Упи (Опис, греческая Селевкия, совр. Телль-Омар, юго-восточнее Багдада), расположенный как раз в том месте, где Евфрат наиболее приближается к Тигру.
Ряд городов Двуречья был расположен и вдали от обеих рек, в первую очередь на юге Шумера. Из них особенно важным была Ларса (совр. Сенкере), известный центр культа бога Солнца, и соперничавший с ней Исин (совр. Бахрият), резиденция влиятельной династии дохаммурапиевского периода. Другой соперничавшей парой были шумерские города Лагаш (совр. Телло) и Умма (совр. Джоха). Из крупных центров этой области заслуживает еще упоминания Дер (совр. Бедре), к востоку от Тигра, который был цитаделью, отражавшей набеги варварских племен с востока и севера. В средней Вавилонии назовем Куту (совр. Телль-Ибрагим), центр культа бога смерти Нергала, а также расположенные неподалеку друг от друга города Киш и Хурсаг-Калама (совр. Телль-Охеймир и Ингхара). Южнее Вавилона, там, где ныне находится Бирс-Нимруд, мы найдем развалины Борсиппы; остатки ее зиккурата, относящегося к первой половине I тысячелетия до н. э., ранее считали "Вавилонской башней". Еще южнее находился город Дилъбат (ныне Дулаим), известный своим развитым сельским хозяйством. На восток отсюда, между Евфратом и Тигром находился древний шумерский религиозный и культурный центр Ниппур (совр. Нуффар), а недалеко от него — один из древнейших шумерских городов Пузриш-Даган (совр. Дрехем), известный по множеству найденных там табличек эпохи III династии Ура, содержащих хозяйственные отчеты.
Из ассирийских городов, не расположенных на берегах Тигра, мы можем в первую очередь назвать Арба-илу (совр. Эрбиль). Он был известен по культу богини Иштар, а позже — по победе Александра Македонского над персами. Неподалеку от Ниневии Саргон II построил свою резиденцию и крепость Дур-Шаррукин (совр. Хорсабад). Весьма оживленными городами уже на границе ассирийской области были Аррапха и Нузу недалеко от современного известного иракского нефтяного центра Киркука. Новые археологические раскопки на Телль-Асмаре показали, что важное значение имел город Эшнунна, где были найдены древнейшие из известных до сего времени законов на аккадском языке. Могущество этого города было подорвано лишь Хаммурапи.
Ирригационные сооружения
Основанию и росту поселений на территории, отдаленной от главных водных артерий, способствовала густая сеть каналов. На их сооружение и поддержание в порядке затрачивался огромный труд. По ним отводилась речная вода, которой было слишком много во время весеннего разлива, но из-за недостатка которой летом страдали поля, отдаленные от рек. Большое внимание уделялось также строительству и укреплению дамб и различных ирригационных сооружений (плотин, колодцев, оросительных сооружений, подобных египетским шадуфам и т. п.). О важности каналов говорит и тот факт, что вавилонские правители называли годы своего правления по строительству каналов. Названия давно уже исчезнувших каналов, расположение которых мы не можем установить даже приблизительно, дошли до нас в клинописных документах. Еще и теперь бывает, что новый канал строят на месте его древнего предшественника — например, канал Хандие, начинающийся у Феллуджи, идет вдоль правого берега Евфрата так же, как это было в древней Месопотамии. Наиболее густой была сеть каналов на юге страны. Город Лагаш был соединен каналом прямо с морем. Сооружение каналов в гористой Ассирии требовало значительно больших затрат. Некоторые из этих каналов играли роль водопроводов, снабжающих ассирийские города питьевой водой. По сей день поражают остатки большого канала, проходящего в Негубу даже через туннель в скалах, который был построен по распоряжению ассирийского правителя Асархаддона.
Итак, вода была основой благосостояния с того времени, как люди начали оседать в Двуречье. Потребовалось много времени и труда, чтобы этот дар природы служил общему благу. Вода и все, что с ней связано, были жизненно важны для всех живших здесь людей, так как без воды вся область превратилась бы в пустыню и болота. Но дело было не только в том, чтобы обеспечить себя водой; во время весенних разливов приходилось бороться с ее излишком, а также с болотами и топями, особенно на юге Двуречья. Таким образом, необходимо было заботиться, с одной стороны, о том, чтобы разлившиеся реки оставляли на земле плодородный слой ила, но при этом не смывали с полей верхний слой почвы, а с другой — принять меры к осушению болот там, где земля могла быть использована для земледелия.
Ирригационные работы, сооружение каналов, возведение дамб и плотин, а также их обслуживание, поддержание и усовершенствование — все это было не под силу одному человеку или даже одной семье. Здесь необходимо было сотрудничество более крупной группы, желавшей с успехом вести хозяйство на земле, на которой она поселилась. Это приводило к созданию объединений из ряда семей — общин. В древнейшей истории Двуречья они играли важную роль и оставленный ими след заметен и в то время, когда облик общества Двуречья уже принимает классовый характер. Община Двуречья, корни которой уходят в родовое общество при первобытнообщинном строе, представляет собой совокупность поселенцев, часто уже не связанных кровными узами, которых объединяла необходимость совместного труда в производственном процессе и общая заинтересованность в его успехе.
В период, когда рост производства зависел главным образом от усовершенствования системы орошения, создавался организационный аппарат, сосредотачивавший в своих руках заботу о правильном использовании этой системы и решавший вопросы ее необходимости и целесообразности. Этот аппарат возглавлялся лицами, которые, сосредоточив в своих руках большое количество средств производства и накопив определенные знания, образовали ведущий слой. В руках того, кто таким путем приобретал власть над оросительными сооружениями, оказывалась и власть над всей областью.
Наибольшую пользу ирригационная сеть приносила тогда, когда она охватывала обширную область. Как только одна из областей начинала присваивать воду исключительно для себя и препятствовала соседям пользоваться ею, начинались трения и вооруженные столкновения. Эти конфликты приводили к возникновению более крупных государственных объединений, которые в результате новых военных столкновений сливались в еще более крупное образование, охватывающее уже обширную территорию долины Евфрата и Тигра. Появляется первое деспотическое государство Двуречья, в котором экономические и производственные отношения, а также отношения собственности находят свое отражение в классовой структуре общества, главой которого становится правитель-деспот. Время общинного строя близится к закату, общинные должности замещаются уже по воле деспота. Община превращается лишь в организационную единицу, выполняющую сельскохозяйственные и ремесленные работы и уплачивающую установленные налоги и сборы.
Общественно-экономическое развитие отразилось и на развитии культуры: экономические потребности вызвали необходимость ведения хозяйственной отчетности при помощи записей. Первоначально знаками, напоминающими рисунки, а позже клинописью на глиняных табличках фиксировались самые разнообразные данные, как например, списки работников с указанием размеров их кормления или наемной платы, записи о жертвоприношениях, податях или различных общественных повинностях, а также первые договоры купли-продажи. Экономические нужды, прежде всего в сельском хозяйстве, привели, таким образом, к изобретению клинописи, крупнейшего вклада общества Двуречья в мировую культуру. Эти же потребности и привели к созданию точных мер и весов, введению календаря и к зарождению астрономии. Так в этих краях медленно и с трудом рождалась одна из древнейших культур человеческого общества.
Отрицательные стороны природных условий Двуречья
С одной стороны, в Двуречье был избыток плодородной земли, которая благодаря труду человека и благоприятным природным условиям давала богатый урожай. С другой стороны, здесь нехватало важнейшего сырья — дерева, камня и металла. Рощи финиковых пальм не давали подходящего строительного материала. Поэтому строительный лес приходилось привозить из отдаленных областей, как и камень, металлы и драгоценные камни. Не всегда можно было приобрести это сырье мирным путем в порядке обмена или купли. Нередко из-за него совершались грабительские набеги или военные походы.
В заключение еще раз вернемся к воде, стихии, которая была основой благосостояния всей страны. Вода, не укрощенная человеческой силой, превращалась в жестокого врага. Наводнения, особенно в то время, когда сильные ветры гнали воды Персидского залива на материк и уровень Евфрата и Тигра высоко поднимался, — принимали такие размеры, что приводили к крупным катастрофам. Воспоминания об одном особенно сильном наводнении так глубоко врезались в память тех, кто его пережил, что предание о нем переходило из поколения в поколение, а позже было увековечено в литературной форме в легенде о потопе — части знаменитого эпоса о древнем богатыре Гильгамеше. Это сказание Двуречья на тысячу лет старше известной библейской легенды.
Однако археологические раскопки до сих пор не подтвердили того факта, что такая крупная катастрофа постигла всю Вавилонию. До настоящего времени лишь в одном месте, в Уре, найден слой, образованный сильными наносами, перекрывшими нижний слой более древнего заселения, относящийся ко времени до наводнения. Это свидетельствует скорее о том, что хотя наводнения в Вавилонии могли быть весьма крупными, они едва ли превышали размеры местной катастрофы. В последнее время дается совершенно иное объяснение происхождения этого "потопного" слоя в Уре. Его считают так наз. эоловым образованием, возникшим в результате деятельности ветров и не имеющим ничего общего с потопом.
В настоящее время Тигр и Евфрат перед впадением в Персидский залив сливаются, образуя общее русло Шатт эль-Араб (см. карту № 1).
Евфрат и Тигр — жизненные артерии страны
Евфрат, который шумеры называли Буранун, а аккадцы Пуратту, берет свое начало на Армянском нагорье; его бурные воды прорезают малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр, подходят к отрогам Амана и здесь поворачивают на юго-восток. На равнине течение реки замедляется, берега становятся низкими, так что во время ежегодных половодий ее воды широко разливаются.
Тигр (по-шумерски Идигна, по-аккадски Идиклат) также берет свое начало в горах Армении на высоте около 2000 м над уровнем моря, пробивается на восток через горы Курдистана, а затем поворачивает на юго-восток. По сравнению с Евфратом Тигр был бурливее и в два раза полноводнее. Длина Тигра 1950 км, Евфрата — 2770 км. В нижнем течении Евфрата простирались негостеприимные болота и топи, называвшиеся вавилонянами "Горькой рекой". Через эту область Евфрат нес свои воды в Персидский залив, который для вавилонян был "Нижним морем" в отличие от "Верхнего", как они называли Средиземное море.
У обеих рек мало притоков. В Евфрат вливаются лишь Балих и Хабур слева и небольшая река Сагур (совр. Саджур) справа. В Тигр вливаются с востока Верхний и Нижний Заб и Дияла (по-ассирийски Турнату). Притоки Керхе и Карун в древности вливались по всей вероятности в Персидский залив самостоятельно и назывались Укну и Улай.
Центр развития общества Двуречья и его культуры находился в долине Евфрата и Тигра. Эта область напоминала продолговатую чашу, нижний конец которой был открыт в сторону Персидского залива, тогда как остальная часть была окаймлена горами, пустыней и степью. На востоке высятся горы Загра (Загроса), которые отделяют Двуречье от Иранского нагорья, на севере — Армянские горы, на западе простирается сирийско-аравийская пустыня. Месопотамия, конечно, не была замкнутым миром. В литературе образно говорят о странах "Благодатного полумесяца" (Fertile Crescent); западный рог этого полумесяца охватывает Палестину, Финикию и Сирию, его среднюю часть составляет именно северная Месопотамия, а восточный рог направлен к вавилонской области при устье Евфрата и Тигра. Население соседних областей, неплодородных и негостеприимных, смотрело на Двуречье, как на страну благоденствия и изобилия, и предпринимало на нее набеги, которые порой венчались успехом. С другой стороны, и правители Двуречья старались расширить свою территорию и захватить в первую очередь то, чего в Двуречье не было — дерево, камень и металл. Кроме того, развивались и торговые связи, превратившие Двуречье в один из важнейших перекрестков Древнего Востока.
Городские поселения
Общественная, экономическая и культурная жизнь сосредотачивалась главным образом в городах, расположенных вдоль обеих рек (см. карту № 2). На среднем течении Евфрата, недалеко от нынешней иракско-сирийской границы, находился знаменитый город Мари (совр. Телль-Харири), который в дохаммурапиевский период играл важную роль в истории Двуречья. Далее по течению реки был город Тутул (Дулдули, совр. Хит), где добывался асфальт, использовавшийся уже в древние времена для скрепления камней при возведении стен. Затем можно привести Палукат (совр. Феллуджа), расположенный уже на аллювиальной равнине. В тех местах, где расстояние между Евфратом и Тигром составляет всего 30 км, находился важный вавилонский город Сиппар (совр. Абу-Хабба). Столицу Вавилон Евфрат делил на две части (при Навуходоносоре II /604—561 гг. до н. э./ они были соединены каменным мостом). Город Шуруппак (совр. Фара), которому отводилась важная роль в вавилонской легенде о потопе, также был расположен на Евфрате, русло которого в настоящее время находится довольно далеко от развалин древнего города. Также далеко от Езфрата лежат и развалины города Урука (совр. Варка), где обнаружены важные памятники времен доисторического заселения, и города Ура (совр. Телль--Мукайар), который, согласно Библии, был родиной Авраама (Ур халдейский); Ур прославили и богатые археологические находки, особенно в обнаруженных там царских гробницах. В самом нижнем течении Евфрата находился город Эриду (совр. Абу-Шахрейн), где жил — согласно вавилонской легенде — первый человек по имени Адапа.
Вдоль Тигра, где условия для жизни были не столь благоприятны, находилось сравнительно мало крупных поселений. В первую очередь можно назвать известную резиденцию ассирийских правителей Ниневию (совр. Куюнджик). При устье Верхнего Ji6a находилась другая ассирийская резиденция и крепость Кальку (совр. Нимруд). Равно и Ашшур (совр. Каль'ат-Шеркат), также одна из резиденций ассирийских царей на крутом берегу Тигра, служил вместе с тем и крепостью. Последним городом на Тигре, заслуживающим упоминания, был Упи (Опис, греческая Селевкия, совр. Телль-Омар, юго-восточнее Багдада), расположенный как раз в том месте, где Евфрат наиболее приближается к Тигру.
Ряд городов Двуречья был расположен и вдали от обеих рек, в первую очередь на юге Шумера. Из них особенно важным была Ларса (совр. Сенкере), известный центр культа бога Солнца, и соперничавший с ней Исин (совр. Бахрият), резиденция влиятельной династии дохаммурапиевского периода. Другой соперничавшей парой были шумерские города Лагаш (совр. Телло) и Умма (совр. Джоха). Из крупных центров этой области заслуживает еще упоминания Дер (совр. Бедре), к востоку от Тигра, который был цитаделью, отражавшей набеги варварских племен с востока и севера. В средней Вавилонии назовем Куту (совр. Телль-Ибрагим), центр культа бога смерти Нергала, а также расположенные неподалеку друг от друга города Киш и Хурсаг-Калама (совр. Телль-Охеймир и Ингхара). Южнее Вавилона, там, где ныне находится Бирс-Нимруд, мы найдем развалины Борсиппы; остатки ее зиккурата, относящегося к первой половине I тысячелетия до н. э., ранее считали "Вавилонской башней". Еще южнее находился город Дилъбат (ныне Дулаим), известный своим развитым сельским хозяйством. На восток отсюда, между Евфратом и Тигром находился древний шумерский религиозный и культурный центр Ниппур (совр. Нуффар), а недалеко от него — один из древнейших шумерских городов Пузриш-Даган (совр. Дрехем), известный по множеству найденных там табличек эпохи III династии Ура, содержащих хозяйственные отчеты.
Из ассирийских городов, не расположенных на берегах Тигра, мы можем в первую очередь назвать Арба-илу (совр. Эрбиль). Он был известен по культу богини Иштар, а позже — по победе Александра Македонского над персами. Неподалеку от Ниневии Саргон II построил свою резиденцию и крепость Дур-Шаррукин (совр. Хорсабад). Весьма оживленными городами уже на границе ассирийской области были Аррапха и Нузу недалеко от современного известного иракского нефтяного центра Киркука. Новые археологические раскопки на Телль-Асмаре показали, что важное значение имел город Эшнунна, где были найдены древнейшие из известных до сего времени законов на аккадском языке. Могущество этого города было подорвано лишь Хаммурапи.
Ирригационные сооружения
Основанию и росту поселений на территории, отдаленной от главных водных артерий, способствовала густая сеть каналов. На их сооружение и поддержание в порядке затрачивался огромный труд. По ним отводилась речная вода, которой было слишком много во время весеннего разлива, но из-за недостатка которой летом страдали поля, отдаленные от рек. Большое внимание уделялось также строительству и укреплению дамб и различных ирригационных сооружений (плотин, колодцев, оросительных сооружений, подобных египетским шадуфам и т. п.). О важности каналов говорит и тот факт, что вавилонские правители называли годы своего правления по строительству каналов. Названия давно уже исчезнувших каналов, расположение которых мы не можем установить даже приблизительно, дошли до нас в клинописных документах. Еще и теперь бывает, что новый канал строят на месте его древнего предшественника — например, канал Хандие, начинающийся у Феллуджи, идет вдоль правого берега Евфрата так же, как это было в древней Месопотамии. Наиболее густой была сеть каналов на юге страны. Город Лагаш был соединен каналом прямо с морем. Сооружение каналов в гористой Ассирии требовало значительно больших затрат. Некоторые из этих каналов играли роль водопроводов, снабжающих ассирийские города питьевой водой. По сей день поражают остатки большого канала, проходящего в Негубу даже через туннель в скалах, который был построен по распоряжению ассирийского правителя Асархаддона.
Итак, вода была основой благосостояния с того времени, как люди начали оседать в Двуречье. Потребовалось много времени и труда, чтобы этот дар природы служил общему благу. Вода и все, что с ней связано, были жизненно важны для всех живших здесь людей, так как без воды вся область превратилась бы в пустыню и болота. Но дело было не только в том, чтобы обеспечить себя водой; во время весенних разливов приходилось бороться с ее излишком, а также с болотами и топями, особенно на юге Двуречья. Таким образом, необходимо было заботиться, с одной стороны, о том, чтобы разлившиеся реки оставляли на земле плодородный слой ила, но при этом не смывали с полей верхний слой почвы, а с другой — принять меры к осушению болот там, где земля могла быть использована для земледелия.
Ирригационные работы, сооружение каналов, возведение дамб и плотин, а также их обслуживание, поддержание и усовершенствование — все это было не под силу одному человеку или даже одной семье. Здесь необходимо было сотрудничество более крупной группы, желавшей с успехом вести хозяйство на земле, на которой она поселилась. Это приводило к созданию объединений из ряда семей — общин. В древнейшей истории Двуречья они играли важную роль и оставленный ими след заметен и в то время, когда облик общества Двуречья уже принимает классовый характер. Община Двуречья, корни которой уходят в родовое общество при первобытнообщинном строе, представляет собой совокупность поселенцев, часто уже не связанных кровными узами, которых объединяла необходимость совместного труда в производственном процессе и общая заинтересованность в его успехе.
В период, когда рост производства зависел главным образом от усовершенствования системы орошения, создавался организационный аппарат, сосредотачивавший в своих руках заботу о правильном использовании этой системы и решавший вопросы ее необходимости и целесообразности. Этот аппарат возглавлялся лицами, которые, сосредоточив в своих руках большое количество средств производства и накопив определенные знания, образовали ведущий слой. В руках того, кто таким путем приобретал власть над оросительными сооружениями, оказывалась и власть над всей областью.
Наибольшую пользу ирригационная сеть приносила тогда, когда она охватывала обширную область. Как только одна из областей начинала присваивать воду исключительно для себя и препятствовала соседям пользоваться ею, начинались трения и вооруженные столкновения. Эти конфликты приводили к возникновению более крупных государственных объединений, которые в результате новых военных столкновений сливались в еще более крупное образование, охватывающее уже обширную территорию долины Евфрата и Тигра. Появляется первое деспотическое государство Двуречья, в котором экономические и производственные отношения, а также отношения собственности находят свое отражение в классовой структуре общества, главой которого становится правитель-деспот. Время общинного строя близится к закату, общинные должности замещаются уже по воле деспота. Община превращается лишь в организационную единицу, выполняющую сельскохозяйственные и ремесленные работы и уплачивающую установленные налоги и сборы.
Общественно-экономическое развитие отразилось и на развитии культуры: экономические потребности вызвали необходимость ведения хозяйственной отчетности при помощи записей. Первоначально знаками, напоминающими рисунки, а позже клинописью на глиняных табличках фиксировались самые разнообразные данные, как например, списки работников с указанием размеров их кормления или наемной платы, записи о жертвоприношениях, податях или различных общественных повинностях, а также первые договоры купли-продажи. Экономические нужды, прежде всего в сельском хозяйстве, привели, таким образом, к изобретению клинописи, крупнейшего вклада общества Двуречья в мировую культуру. Эти же потребности и привели к созданию точных мер и весов, введению календаря и к зарождению астрономии. Так в этих краях медленно и с трудом рождалась одна из древнейших культур человеческого общества.
Отрицательные стороны природных условий Двуречья
С одной стороны, в Двуречье был избыток плодородной земли, которая благодаря труду человека и благоприятным природным условиям давала богатый урожай. С другой стороны, здесь нехватало важнейшего сырья — дерева, камня и металла. Рощи финиковых пальм не давали подходящего строительного материала. Поэтому строительный лес приходилось привозить из отдаленных областей, как и камень, металлы и драгоценные камни. Не всегда можно было приобрести это сырье мирным путем в порядке обмена или купли. Нередко из-за него совершались грабительские набеги или военные походы.
В заключение еще раз вернемся к воде, стихии, которая была основой благосостояния всей страны. Вода, не укрощенная человеческой силой, превращалась в жестокого врага. Наводнения, особенно в то время, когда сильные ветры гнали воды Персидского залива на материк и уровень Евфрата и Тигра высоко поднимался, — принимали такие размеры, что приводили к крупным катастрофам. Воспоминания об одном особенно сильном наводнении так глубоко врезались в память тех, кто его пережил, что предание о нем переходило из поколения в поколение, а позже было увековечено в литературной форме в легенде о потопе — части знаменитого эпоса о древнем богатыре Гильгамеше. Это сказание Двуречья на тысячу лет старше известной библейской легенды.
Однако археологические раскопки до сих пор не подтвердили того факта, что такая крупная катастрофа постигла всю Вавилонию. До настоящего времени лишь в одном месте, в Уре, найден слой, образованный сильными наносами, перекрывшими нижний слой более древнего заселения, относящийся ко времени до наводнения. Это свидетельствует скорее о том, что хотя наводнения в Вавилонии могли быть весьма крупными, они едва ли превышали размеры местной катастрофы. В последнее время дается совершенно иное объяснение происхождения этого "потопного" слоя в Уре. Его считают так наз. эоловым образованием, возникшим в результате деятельности ветров и не имеющим ничего общего с потопом.
Обсуждения Месопотамия