Психологи из Университета Торонто попытались выяснить природу такой сложной категории, как мораль. В ходе исследования с помощью лицевых датчиков они фиксировали реакции группы людей и доказали, что мимикой современный человек реагирует на неблаговидный поступок и, например, на некачественную пищу абсолютно одинаково.
По их мнению, это не просто совпадение. Исследователи полагают, что понятия «принятие» и «отвращение» изначально имели отношение к простым предметам, а затем эволюционировали, стали шире, обрели образность и начали распространяться уже и на действия, поступки, мысли, превратившись в объективные нормы морали.
Канадцы анализировали именно мимику, а не тембр голоса, жесты, мозговые импульсы, исходя из того, что какого-то уникального мозгового сигнала, который можно было бы зафиксировать при отвращении, нет, а голосовые признаки, равно как и жесты, не настолько понятны. «Мы исследовали подвижность лица, поскольку известно, что чувству отвращения сопутствует характерная мимика, не похожая на то, что демонстрируют люди, испытывающие другие чувства (например, гнев, печаль и т.д.). Поэтому если человек реагирует при помощи мимики на аморальные поступки, то мы можем быть четко уверены, что он испытывает именно отвращение, а не какое-либо другое чувство», — рассказывает РБК daily автор исследования, аспирантка факультета психологии Университета Торонто Хана Чепмэн. «Нашей задачей было исследовать спонтанный эмоциональный опыт и возникающую в этой связи подвижность лица в разных ситуациях — от дегустации неприятных жидкостей до ощущения несправедливости в игре», — добавляет РБК daily профессор, куратор исследования Адам Андерсон.
В итоге ученые изучали выражение лиц испытуемых, когда они пробовали странные жидкости, смотрели на неприятные фотографии и подвергались несправедливому обращению в ходе экономической игры. Для фиксирования мимики использовалась электромиография, предполагающая закрепление небольших электродов на лице. Особый интерес у ученых вызвала мышца levator labii, которая отвечает за поднятие верхней губы и наморщивание носа — то есть за те движения, которые считаются характерными при выражении отвращения. Было обнаружено, что при примитивных формах отвращения и при моральном отвращении люди делали одни и те же гримасы. «Мы наблюдали, что у испытуемых levator labii активизировалась и при дегустации жидкости, и при реакции на фотографии, и при возникновении чувства несправедливости», — отмечает Хана Чепмэн.
Данные, полученные сотрудниками Университета Торонто, свидетельствуют о том, что выражение «это дельце дурно пахнет» — не такая уж метафора: в нем показывается связь между моральным отвращением и более примитивными формами неприятия, связанными с негативной реакцией на яды, болезни или некачественную пищу. «Моральное отвращение может заставить людей избегать тех, кто совершает или способен совершить аморальные поступки. В отличие от гнева, который может быть вызван более прямолинейной причиной (например, как реакция на человека, который немотивированно кричит), тот, кто чувствует себя нравственно выше другого человека, на самом деле может таким образом просто избегать общения с ним», — считает Хана Чепмэн.
По мнению канадских психологов, нравственность — это непререкаемая категория человеческого развития, без которой человек не был бы собой, однако сами моральные нормы могут основываться как на высоких материях, так и на простых эмоциональных процессах. «Результаты исследования приоткрыли завесу над происхождением морали, предполагая, что ею руководит не только сложный комплекс мыслей и чувств, но и более примитивные инстинкты, связанные с желанием избежать поражения токсинами, — отмечает Адам Андерсон. — Удивительно, но наши моральные ориентиры, понимание того, что такое добро и что такое зло, могло развиваться от примитивных предпочтений относительно того, что полезно, а что ядовито».
Канадцы анализировали именно мимику, а не тембр голоса, жесты, мозговые импульсы, исходя из того, что какого-то уникального мозгового сигнала, который можно было бы зафиксировать при отвращении, нет, а голосовые признаки, равно как и жесты, не настолько понятны. «Мы исследовали подвижность лица, поскольку известно, что чувству отвращения сопутствует характерная мимика, не похожая на то, что демонстрируют люди, испытывающие другие чувства (например, гнев, печаль и т.д.). Поэтому если человек реагирует при помощи мимики на аморальные поступки, то мы можем быть четко уверены, что он испытывает именно отвращение, а не какое-либо другое чувство», — рассказывает РБК daily автор исследования, аспирантка факультета психологии Университета Торонто Хана Чепмэн. «Нашей задачей было исследовать спонтанный эмоциональный опыт и возникающую в этой связи подвижность лица в разных ситуациях — от дегустации неприятных жидкостей до ощущения несправедливости в игре», — добавляет РБК daily профессор, куратор исследования Адам Андерсон.
В итоге ученые изучали выражение лиц испытуемых, когда они пробовали странные жидкости, смотрели на неприятные фотографии и подвергались несправедливому обращению в ходе экономической игры. Для фиксирования мимики использовалась электромиография, предполагающая закрепление небольших электродов на лице. Особый интерес у ученых вызвала мышца levator labii, которая отвечает за поднятие верхней губы и наморщивание носа — то есть за те движения, которые считаются характерными при выражении отвращения. Было обнаружено, что при примитивных формах отвращения и при моральном отвращении люди делали одни и те же гримасы. «Мы наблюдали, что у испытуемых levator labii активизировалась и при дегустации жидкости, и при реакции на фотографии, и при возникновении чувства несправедливости», — отмечает Хана Чепмэн.
Данные, полученные сотрудниками Университета Торонто, свидетельствуют о том, что выражение «это дельце дурно пахнет» — не такая уж метафора: в нем показывается связь между моральным отвращением и более примитивными формами неприятия, связанными с негативной реакцией на яды, болезни или некачественную пищу. «Моральное отвращение может заставить людей избегать тех, кто совершает или способен совершить аморальные поступки. В отличие от гнева, который может быть вызван более прямолинейной причиной (например, как реакция на человека, который немотивированно кричит), тот, кто чувствует себя нравственно выше другого человека, на самом деле может таким образом просто избегать общения с ним», — считает Хана Чепмэн.
По мнению канадских психологов, нравственность — это непререкаемая категория человеческого развития, без которой человек не был бы собой, однако сами моральные нормы могут основываться как на высоких материях, так и на простых эмоциональных процессах. «Результаты исследования приоткрыли завесу над происхождением морали, предполагая, что ею руководит не только сложный комплекс мыслей и чувств, но и более примитивные инстинкты, связанные с желанием избежать поражения токсинами, — отмечает Адам Андерсон. — Удивительно, но наши моральные ориентиры, понимание того, что такое добро и что такое зло, могло развиваться от примитивных предпочтений относительно того, что полезно, а что ядовито».
Обсуждения Происхождении морали