Любой человек боится стать отверженным, изгнанным из коллектива. В первобытном обществе шансы изгоя на выживание были минимальны. Это должно было привести к выработке защитных психологических механизмов, помогающих отверженному вновь стать членом коллектива.
Как выяснилось, один из таких механизмов связан со способностью «читать по лицу»: оказавшись в положении отверженного, человек начинает лучше отличать искренние улыбки от фальшивых.
Для многих людей ничего нет страшнее, чем оказаться вне коллектива, почувствовать себя изгоем. Этот страх уходит корнями в далекое прошлое: нетрудно себе представить, насколько ужасными были для первобытного человека последствия изгнания из общины. Поэтому логично предположить, что в ходе эволюции у человека должны были развиться специальные адаптации, позволяющие минимизировать этот риск. О некоторых адаптациях, помогающих индивидууму доказать свою лояльность и принадлежность к общине, «Элементы» уже писали.
В последние годы психологи активно изучают и другие адаптивные реакции людей на изгнание из коллектива или на угрозу изгнания. В частности, было установлено, что люди, подвергшиеся остракизму, лучше запоминают «социально значимую» информацию (кто на кого как посмотрел и т. п.), чем те, у кого нет оснований опасаться за свою социальную вовлеченность. Предполагается, что угроза оказаться в одиночестве должна вести к мобилизации всех ресурсов «социального интеллекта» (см. ссылки внизу). В этой ситуации для человека становится особенно важным умение безошибочно интерпретировать любое слово, жест или взгляд соплеменников, а в особенности те их действия или сигналы, из которых можно извлечь социально значимую информацию. Очень важно не упустить какой-нибудь знак доброго расположения к себе, за который можно «ухватиться», чтобы восстановить испорченные отношения, но при этом нельзя ошибаться — нельзя, например, путать угрожающий оскал с дружелюбной улыбкой.
Чтобы проверить гипотезу о том, что чувство отверженности повышает остроту восприятия социально значимых мимических сигналов, психологи из Университета Майами (Miami University) провели простой, но интересный эксперимент. В опыте использовали 20 четырехсекундных видеороликов, на которых разные люди улыбались. Десять улыбок из двадцати были «фальшивыми», десять — настоящими, или дюшенновскими. Так их называют в честь французского врача Гийома Дюшенна (Guillaume Duchenne), который открыл, что искренние и фальшивые улыбки формируются за счет сокращения разных мимических мышц. Упрощенный вариант этой классификации улыбок всем известен: притворно мы улыбаемся одним ртом, а искренне — еще и глазами. Искренние улыбки возникают бессознательно, сами собой, и являются «честными» сигналами, информирующими того, кто на нас смотрит, о нашей радости и благожелательном к нему отношении. Фальшивые, «недюшенновские» улыбки — сознательный мимический акт, служащий обычно для того, чтобы скрыть негативные эмоции или внушить собеседнику, что нам якобы очень приятно его видеть.
В эксперименте приняли участие 32 студента. Их случайным образом разделили на три группы: «изгои», «вовлеченные» и «контроль». Студентов из первой группы попросили написать краткое сочинение о каком-нибудь эпизоде из своей жизни, когда они чувствовали себя изгоями. Вторая группа должна была описать эпизод, связанный с чувством вовлеченности и сопричастности, третья группа описывала свое сегодняшнее утро. Это стандартная процедура, при помощи которой психологи-экспериментаторы манипулируют субъективным ощущением собственного социального статуса у подопытных. Эффективность манипуляции была подтверждена результатами краткого опроса испытуемых после сочинения. Затем, наконец, студентам показали видеоролики с улыбками, попросив отличить фальшивые от настоящих.
Результаты полностью совпали с ожиданиями исследователей. Студенты из первой группы («изгои») продемонстрировали достоверно более высокое мастерство в различении искренних и поддельных улыбок, чем студенты из второй и третьей групп, которые показали одинаково низкие результаты.
Таким образом, человеку достаточно всего лишь задуматься о собственной отверженности и вспомнить соответствующий эпизод из жизни, чтобы в нём пробудились и обострились спящие способности социального интеллекта — способности, помогающие читать социально значимую информацию на лицах людей.
Для многих людей ничего нет страшнее, чем оказаться вне коллектива, почувствовать себя изгоем. Этот страх уходит корнями в далекое прошлое: нетрудно себе представить, насколько ужасными были для первобытного человека последствия изгнания из общины. Поэтому логично предположить, что в ходе эволюции у человека должны были развиться специальные адаптации, позволяющие минимизировать этот риск. О некоторых адаптациях, помогающих индивидууму доказать свою лояльность и принадлежность к общине, «Элементы» уже писали.
В последние годы психологи активно изучают и другие адаптивные реакции людей на изгнание из коллектива или на угрозу изгнания. В частности, было установлено, что люди, подвергшиеся остракизму, лучше запоминают «социально значимую» информацию (кто на кого как посмотрел и т. п.), чем те, у кого нет оснований опасаться за свою социальную вовлеченность. Предполагается, что угроза оказаться в одиночестве должна вести к мобилизации всех ресурсов «социального интеллекта» (см. ссылки внизу). В этой ситуации для человека становится особенно важным умение безошибочно интерпретировать любое слово, жест или взгляд соплеменников, а в особенности те их действия или сигналы, из которых можно извлечь социально значимую информацию. Очень важно не упустить какой-нибудь знак доброго расположения к себе, за который можно «ухватиться», чтобы восстановить испорченные отношения, но при этом нельзя ошибаться — нельзя, например, путать угрожающий оскал с дружелюбной улыбкой.
Чтобы проверить гипотезу о том, что чувство отверженности повышает остроту восприятия социально значимых мимических сигналов, психологи из Университета Майами (Miami University) провели простой, но интересный эксперимент. В опыте использовали 20 четырехсекундных видеороликов, на которых разные люди улыбались. Десять улыбок из двадцати были «фальшивыми», десять — настоящими, или дюшенновскими. Так их называют в честь французского врача Гийома Дюшенна (Guillaume Duchenne), который открыл, что искренние и фальшивые улыбки формируются за счет сокращения разных мимических мышц. Упрощенный вариант этой классификации улыбок всем известен: притворно мы улыбаемся одним ртом, а искренне — еще и глазами. Искренние улыбки возникают бессознательно, сами собой, и являются «честными» сигналами, информирующими того, кто на нас смотрит, о нашей радости и благожелательном к нему отношении. Фальшивые, «недюшенновские» улыбки — сознательный мимический акт, служащий обычно для того, чтобы скрыть негативные эмоции или внушить собеседнику, что нам якобы очень приятно его видеть.
В эксперименте приняли участие 32 студента. Их случайным образом разделили на три группы: «изгои», «вовлеченные» и «контроль». Студентов из первой группы попросили написать краткое сочинение о каком-нибудь эпизоде из своей жизни, когда они чувствовали себя изгоями. Вторая группа должна была описать эпизод, связанный с чувством вовлеченности и сопричастности, третья группа описывала свое сегодняшнее утро. Это стандартная процедура, при помощи которой психологи-экспериментаторы манипулируют субъективным ощущением собственного социального статуса у подопытных. Эффективность манипуляции была подтверждена результатами краткого опроса испытуемых после сочинения. Затем, наконец, студентам показали видеоролики с улыбками, попросив отличить фальшивые от настоящих.
Результаты полностью совпали с ожиданиями исследователей. Студенты из первой группы («изгои») продемонстрировали достоверно более высокое мастерство в различении искренних и поддельных улыбок, чем студенты из второй и третьей групп, которые показали одинаково низкие результаты.
Таким образом, человеку достаточно всего лишь задуматься о собственной отверженности и вспомнить соответствующий эпизод из жизни, чтобы в нём пробудились и обострились спящие способности социального интеллекта — способности, помогающие читать социально значимую информацию на лицах людей.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-15157.
Обсуждения Социальный интеллект