Происходящие в мире события с каждым днем убеждают нас в том, что силы, управляющие миром, действуют помимо, а подчас и против нашего желания. По этой причине окружающая действительность видится нам враждебной и непригодной для комфортной и полноценной жизни.
Поэтому изменение характера влияния управляющих миром сил с негативного на положительное было бы желательным для каждого человека.
Мир, говорят каббалисты, подобен механизму вращающихся шестеренок. Пока шестеренки вращаются на холостом ходу, их движение не синхронизировано. Но в тот момент, когда происходит сцепление, все части механизма входят в единый ритм движения.
Действие подобных систем описаны в механике. Но принцип синхронной работы действует и в живой природе - на растительном, животном и человеческом уровнях.
Представим себе ситуацию, когда каждая шестеренка механизма обладает собственным разумом, волей и свободой выбора. Идеальным состоянием, как для шестеренки, так и для всего механизма, является синхронное движение. Если в растительной и животной природе синхронизация проявляется виде органических реакций или инстинктов и является следствием глобальных природных процессов, то в человеческом сообществе действует дополнительный фактор, вносящий в работу общей системы деструктивное начало, - эгоизм.
Природа эгоизма побуждает его к обособлению, в котором он видит желаемую независимость от участия в синхронной работе единой системы. А то, что препятствует его обособлению и самоизоляции, воспринимается им как зло и посягательство на личную свободу.
Продолжая сравнение с механической системой, проведем аналогию между индивидуумом в обществе и отдельной деталью механизма. Как и в какой форме может выражаться свобода индивидуума, при том что человеческое сообщество существует и развивается по своим, точным и определенным законам?
В случае с механической системой нам ясно, что отклонение от заданного алгоритма работы наносит вред, как самой детали, так и всей системе. Подобное утверждение будет справедливым и в отношении социальных систем: столкновение интересов человека и общества приводит к тяжелым деструктивным последствиям - в первую очередь, для самого человека. А конфликты между большими социальными группами несут опасность подрыва жизненно важных механизмов общества и государства.
Поэтому, прежде чем гарантировать свободу личности, следует позаботиться о том, чтобы в обществе сложилось приемлемое для каждого индивидуума представление о свободе. Лишь тогда проявление личной свободы будет совместимо с понятием общественного блага.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что идеальным выражением личной свободы индивидуума станет осмысление и следование законам слаженной работы всего общественного механизма как условия личного блага. Рассматривая мир как замкнутую систему,великий каббалист прошлого века Бааль Сулам проводит прямую связь между благом индивидуума и благом всего человечества. В этом случае само определение "благо" приобретает экстравертный характер: понятия личного и общественного блага становятся тождественны.
Бааль Сулам и его последователи называют эту зависимость "законом отдачи". Следование закону отдачи - это первое и основное условие общественного согласия, ощущение внутреннего комфорта, уверенности в успешном будущем детей. Ради этого дана человеку жизнь. Как сказал Л. Н. Толстой: "Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл".
Мир, говорят каббалисты, подобен механизму вращающихся шестеренок. Пока шестеренки вращаются на холостом ходу, их движение не синхронизировано. Но в тот момент, когда происходит сцепление, все части механизма входят в единый ритм движения.
Действие подобных систем описаны в механике. Но принцип синхронной работы действует и в живой природе - на растительном, животном и человеческом уровнях.
Представим себе ситуацию, когда каждая шестеренка механизма обладает собственным разумом, волей и свободой выбора. Идеальным состоянием, как для шестеренки, так и для всего механизма, является синхронное движение. Если в растительной и животной природе синхронизация проявляется виде органических реакций или инстинктов и является следствием глобальных природных процессов, то в человеческом сообществе действует дополнительный фактор, вносящий в работу общей системы деструктивное начало, - эгоизм.
Природа эгоизма побуждает его к обособлению, в котором он видит желаемую независимость от участия в синхронной работе единой системы. А то, что препятствует его обособлению и самоизоляции, воспринимается им как зло и посягательство на личную свободу.
Продолжая сравнение с механической системой, проведем аналогию между индивидуумом в обществе и отдельной деталью механизма. Как и в какой форме может выражаться свобода индивидуума, при том что человеческое сообщество существует и развивается по своим, точным и определенным законам?
В случае с механической системой нам ясно, что отклонение от заданного алгоритма работы наносит вред, как самой детали, так и всей системе. Подобное утверждение будет справедливым и в отношении социальных систем: столкновение интересов человека и общества приводит к тяжелым деструктивным последствиям - в первую очередь, для самого человека. А конфликты между большими социальными группами несут опасность подрыва жизненно важных механизмов общества и государства.
Поэтому, прежде чем гарантировать свободу личности, следует позаботиться о том, чтобы в обществе сложилось приемлемое для каждого индивидуума представление о свободе. Лишь тогда проявление личной свободы будет совместимо с понятием общественного блага.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что идеальным выражением личной свободы индивидуума станет осмысление и следование законам слаженной работы всего общественного механизма как условия личного блага. Рассматривая мир как замкнутую систему,великий каббалист прошлого века Бааль Сулам проводит прямую связь между благом индивидуума и благом всего человечества. В этом случае само определение "благо" приобретает экстравертный характер: понятия личного и общественного блага становятся тождественны.
Бааль Сулам и его последователи называют эту зависимость "законом отдачи". Следование закону отдачи - это первое и основное условие общественного согласия, ощущение внутреннего комфорта, уверенности в успешном будущем детей. Ради этого дана человеку жизнь. Как сказал Л. Н. Толстой: "Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл".
Обсуждения Как изменить жизнь к лучшему