Тут я хочу поведать об одном из чумовых опытов, проведенных учеными в мире.
Представьте себе, что вы приглашены в секретную лабораторию для проведения эксперимента добровольцем. К вам не спеша подходит уверенный ученый в халате, показывает пальцем на человека, сидящего в углу, и уверенно говорит: "Вам надо умертвить этого человека".
Представьте себе, что вы приглашены в секретную лабораторию для проведения эксперимента добровольцем. К вам не спеша подходит уверенный ученый в халате, показывает пальцем на человека, сидящего в углу, и уверенно говорит: "Вам надо умертвить этого человека".
Ваши действия? Я уверен, вы переспросите его. Исследователь повторно скажет, что суть эксперимента именно такова, вы не ослышались.
Если вы узнаете у своих знакомых, что бы они сделали в данном случае, они все скажут, что откажутся и не будут делать это. Но, согласно наблюдениям ученого из Уэльса Стена Милгрэма, которые он провел в 1960-х годах прошлого века, все дело всего лишь в подаче задания. Большинство людей можно заставить совершить пытку, дело всего лишь в методе убеждения.
В течение такого опыта Милгрем убежденно говорил волонтерам, что на них будет определяться влияние принуждения на быстроту обучения. Один доброволец (он был подставным лицом Милгрема) - далее УЧЕНИК, должен был запоминать иностранные слова попарно, а второй (действительно волонтер "с улицы") - далее УЧИТЕЛЬ - проверять его прогресс, называя первое слово из пары. Если ученик дает неверный ответ, учитель имеет возможность "покарать" его ударом тока через прикрепленные к тому электроды.
Опыт пошел. Ученик понемногу стал сбиваться, и величина напряжения, которым его "подбадривал" учитель, увеличилась до сто вольт. Тут ученик начинал громко вскрикивать и утверждать, что ему плохо. Часто в этот момент учитель приостанавливал опыт и интересовался у ученого, как быть дальше. Профессор отвечал, что процесс должен продолжаться.
В действительности Милдгрема интересовал не принцип обучения, а действия "учителей", если им надо было выбирать между уверенностью и требованиями исследователя и страхом причинить мучения ученику. Следующие результаты были неожиданными для ученого. Оказалось, большинство учителей продолжали исследование, даже если ученик начинал сильно кричать "от боли", и почти все испытуемые доходили до самой крайней величины шкалы напряжения - 500 вольт. При этом ученик довольно естественно замирал и притворялся умершим. Это приводило учителей в ужас, некоторые истерически смеялись и покрывались ледяным потом.
Как утверждал впоследствии Милгрем, своими исследованиями он хотел показать, что простой человек настолько поддается величине авторитетов, что многие согласны совершать под этим авторитетным влиянием какие угодно мерзкие поступки, не контролируя свое поведение. Он, в частности, сказал, что во время мировой войны довольно много людей помогало агрессорам мучить своих же земляков, потому что дело всего лишь в авторитете "учителей".
Надо еще заметить, что опыт проводился в США, но если бы он был проведен, к примеру, в России, результаты, думаю, были бы иными. Славяне более привыкли делать добро ближним и жертвованию собой, чем объясняется исчезающе малое количество перебежчиков во время например, Отечественной войны
Если вы узнаете у своих знакомых, что бы они сделали в данном случае, они все скажут, что откажутся и не будут делать это. Но, согласно наблюдениям ученого из Уэльса Стена Милгрэма, которые он провел в 1960-х годах прошлого века, все дело всего лишь в подаче задания. Большинство людей можно заставить совершить пытку, дело всего лишь в методе убеждения.
В течение такого опыта Милгрем убежденно говорил волонтерам, что на них будет определяться влияние принуждения на быстроту обучения. Один доброволец (он был подставным лицом Милгрема) - далее УЧЕНИК, должен был запоминать иностранные слова попарно, а второй (действительно волонтер "с улицы") - далее УЧИТЕЛЬ - проверять его прогресс, называя первое слово из пары. Если ученик дает неверный ответ, учитель имеет возможность "покарать" его ударом тока через прикрепленные к тому электроды.
Опыт пошел. Ученик понемногу стал сбиваться, и величина напряжения, которым его "подбадривал" учитель, увеличилась до сто вольт. Тут ученик начинал громко вскрикивать и утверждать, что ему плохо. Часто в этот момент учитель приостанавливал опыт и интересовался у ученого, как быть дальше. Профессор отвечал, что процесс должен продолжаться.
В действительности Милдгрема интересовал не принцип обучения, а действия "учителей", если им надо было выбирать между уверенностью и требованиями исследователя и страхом причинить мучения ученику. Следующие результаты были неожиданными для ученого. Оказалось, большинство учителей продолжали исследование, даже если ученик начинал сильно кричать "от боли", и почти все испытуемые доходили до самой крайней величины шкалы напряжения - 500 вольт. При этом ученик довольно естественно замирал и притворялся умершим. Это приводило учителей в ужас, некоторые истерически смеялись и покрывались ледяным потом.
Как утверждал впоследствии Милгрем, своими исследованиями он хотел показать, что простой человек настолько поддается величине авторитетов, что многие согласны совершать под этим авторитетным влиянием какие угодно мерзкие поступки, не контролируя свое поведение. Он, в частности, сказал, что во время мировой войны довольно много людей помогало агрессорам мучить своих же земляков, потому что дело всего лишь в авторитете "учителей".
Надо еще заметить, что опыт проводился в США, но если бы он был проведен, к примеру, в России, результаты, думаю, были бы иными. Славяне более привыкли делать добро ближним и жертвованию собой, чем объясняется исчезающе малое количество перебежчиков во время например, Отечественной войны
Обсуждения Интересный опыт