Большинство из нас настолько привыкло начинать своей день с чашечки кофе, что почти невозможно представить, что когда-то люди обходись без него. Впрочем, кофемания насчитывает уже не одну сотню лет. И отношение к этому напитку у наших предков было порой куда серьезнее, чем у нас.
Например, лет 500 назад законы Оттоманской Империи позволяли женщине развестись с мужем, если он не был в состоянии оплатить ее ежедневные кофейные потребности! А первые шахматные соревнования проводились именно в кофейнях. И это еще не самые любопытные факты из истории кофе…
По данным Международной Кофейной ОрганизацииInternational Coffee Organisation, в последние годы в мире произведено более 100 млн. мешков кофе ежегодно (традиционная мера измерения, в одном мешке - 60 кг кофейных зерен). Кофе производился в 51 стране мира. Однако крупнейшими мировыми производителями на протяжении последних десятилетий традиционно являются: Бразилия (в 2003 году почти 28.5 млн. мешков), Колумбия (11.7 млн.), Вьетнам (11.5 млн.), Индия (4.5 млн.), Эфиопия (4.3 млн.), Уганда (3.1 млн.) и Гватемала (3 млн.). Крупнейшими мировыми импортерами кофе в 2003 году были США (почти 23 млн. мешков), Германия (16.3 млн.) и Япония (6.9 млн.).
Кофе стал одним из символов глобализации. Кофейные плантации, которые изначально существовали только в Эфиопии и Аравии, ныне находятся в десятках стран мира. 80% взрослых обитателей Земли пьют кофе хотя бы раз в неделю. Распространение кофе было бы невозможным без вклада, который внесли представители очень многих стран и народов: к примеру, эспрессо изобрели в Италии, растворимый кофе - в США, а сливки и сахар в него впервые добавили в Австрии.
Хронология кофемании
Примерно 1000 год н. э. Народ Галла в Эфиопии стал использовать плоды кофейного дерева в качестве продукта питания: они смешивали их с животным жиром. Предположительно, кофе впервые стали использовать на территории провинции Каффа (откуда, согласно одной из наиболее популярных теорий и происходит современное название напитка). Арабские торговцы перевезли семена кофе в Аравию и создали первую в мире кофейную плантацию на территории современного Йемена. Арабы называли напиток, изготовленный из этого растения «кахва» (отгоняющий сон) - на этом базируется вторая версия происхождения слова «кофе».
1475 год. В Константинополе (ныне Стамбул) открыт первый специализированный кофейный магазин «Кива Хан».
1511 год. Первая попытка запретить кофе. Коррумпированный губернатор Мекки (тогда находилась в составе Османской Империи) объявил противозаконным употребление кофе, считая, что кофеманы могут представлять угрозу для его власти. Султан, которому пожаловались мекканцы повелел снять запрет и казнил губернатора, провозгласив кофе «священным напитком».
1600 год. Итальянские негоцианты завезли кофе в Европу. Сперва европейцы с опаской относились к нему, поскольку считали его «мусульманским» напитком и угрозой христианской вере. Однако Папа Клемент Седьмой благословил употребление кофе.
1607 год. Предполагаемая дата появления кофе в Северной Америке. В современном штате Вирджиния основан город Джеймстаун, в котором, предположительно, поселились люди, знакомые с кофе.
1645 год. Первая в Европе кофейня открыта в Италии.
1650 год. Первая из многих попыток сохранить секрет выращивания кофе. Арабы, которые занимались культивированием кофейных деревьев, чтобы сохранить монополию, запрещали вывоз саженцев и семян. Мусульманский дервиш, тем не менее похитил семена кофе и привез их в родную Индию, где в результате возникли кофейные плантации.
1652 год. Первая кофейня открыта в университетском городе Оксфорде (Англия). Кофейни быстро превратились в место встреч интеллектуалов. В английский язык вошло выражение «копеечные университеты»penny universities (чашка кофе стоила один пенни). Именно в кофейнях проводились первые шахматные соревнования.
1668 год. В Нью-Йорке кофе отобрал у пива титул самого популярного утреннего напитка.
1668 год. Негоциант Эдвард Ллойд открыл кофейню в лондонском порту, основными посетителями которой стали купцы и капитаны дальнего плавания. Впоследствии бизнес Ллойда превратился в крупнейшее в мире страховое общество Lloyd''''s.
1672 год. Первая кофейня открыта в Париже.
1675 год. После разгрома турецких войск под Веной, шляхтич Франц Георг Кольчицкий, который жил в Турции и был хорошо знаком с кофе, получил в награду весь кофе, найденный победителями в захваченном турецком обозе. Кольчицкий открыл в Вене первую кофейню, причем изготовил первый кофейный напиток – «кофе по-венски».
Кофе процеживался, подавался с сахаром и сливками. К нему обычно прилагалась булочка, испеченная в виде полумесяца - рогалик, символизировавшая поверженный исламский полумесяц.
1690 год. Голландские купцы похитили саженцы кофейного дерева в арабском порту Мокка. Они создали плантации на острове Цейлон (ныне Шри-Ланка) и на Яве.
1713 год. Примерно 90% кофе, потребляемого в мире, производился на кофейных плантациях. Оставшиеся 10% собирались с диких кофейных деревьев.
1727 год. Кофе начали выращивать в Бразилии, ныне ставшей одним из крупнейших мировых производителей кофе. Любопытно, что саженцы кофейного дерева, которые стали основой бразильской кофейной индустрии, вновь были похищены с французских плантаций на острове Мартиника. Тогда Франция запрещала продавать семена кофе, боясь появления новых конкурентов. Бразильский подполковник Франсиско Де Мело Палета вывез саженцы под видом оригинального букета.
1753 год. Известный шведский естествоиспытатель Карл Линней впервые описал кофейное дерево. Он изучал вид "Арабика", на который ныне приходится примерно 70% мирового производства кофе. Второй наиболее популярный вид (чуть менее 30%) – «Робуста» впервые был описан учеными в 1895 году.
1732 год. Создано первое произведение искусства, посвященное кофе. Иоганн Себастьян Бах написал «Кофейную Кантату». Она была не просто музыкальным произведением, а актом протеста против бытовавшего в ту пору мнения, что женщинам нежелательно пить кофе, поскольку оно, якобы, способствует бесплодию.
1775 год. Первая попытка бороться с кофе экономическими методами. Король Пруссии Фридрих Великий ввел запрет на импорт кофе, стремясь достичь положительного баланса во внешней торговле Пруссии.
1886 год. Создана старейшая в мире торговая марка кофе - Maxwell House (в честь отеля в штате Теннеси).
1900 год. Кофе стали продавать в вакуумной упаковке. Впервые эту технологию использовала американская фирма Hills Bros.
1901 год. Японский химик Сатори Като, работавший в США, изобрел растворимый кофе. Пять лет спустя британский химик Джордж Корнстан Вашингтон, живший в Гватемале, поставил изготовление растворимого кофе на поток и создал поныне существующую торговую марку Red E Coffee.
1901 -1902 гг. Итальянец Луиджи Беццера изобрел первую в мире машину для изготовления кофе, позже получившего название «эспрессо» (через молотый кофе пропускается пар). Коммерческое воплощение его идея получила лишь в 1946 году - предприниматель Акилле Гаджиа поставил выпуск кофейных машин на поток. Благодаря машинам «эспрессо» стало возможным изготавливать кофе «капуччино», названного так в честь монашеского ордена Капуцинов (цвет «капуччино» был таким же как цвет их ряс).
1903 год. Изготовлен первый кофе без кофеина. Автором идеи стал германский предприниматель Людвиг Розелиус, заказавший соответствующие исследования ряду лабораторий.
1938 год. Швейцарская компания Nestle создала технологию сухой заморозки кофе. Причиной этого был переизбыток кофе на мировом рынке. Nestle получила возможность длительное время хранить кофейные зерна без потери их качества, что было невозможно делать ранее. В этом же году компания создала торговую марку Nescafe.
1940 год. Крупнейшим импортером кофе становится США (70% мирового урожая кофе).
1941-1945 годы. Кофе стал составной частью рациона американских и европейских военнослужащих во время войны.
1971 год. В Сиэттле (США) открылось первое кафе Starbucks - ныне крупнейшая в мире сеть кофеен. Ныне сеть Starbucks насчитывает более 7.5 тыс. кафе в 31 стране мира.
1975 год. Первый мировой кофейный кризис. Из-за заморозков в Бразилии погиб практически весь урожай кофе. В результате, мировые цены на кофе выросли вдвое практически за день. Кофе ныне стоит примерно в 8 раз дороже, чем в 1974 году.
1999 год. Второй мировой кофейный кризис. В Бразилии погибло 40% урожая кофе.
2003 год. Японские генетики вывели вид кофейного дерева, плоды которого не содержат кофеина.
2004 год. Мировые цены на кофе растут последние три года. В 2002 году фунт кофе (примерно 0.45 кг) стоил $0.48. В 2003 году он подорожал на $0.04, и еще почти на $0.08 за первые три месяца 2004 года. Кофе подорожал почти на 50% по сравнению уровнем конца 2001 года. И процесс продолжается…
Кофейная мода по-американски
Если прежде законодателями кофейной моды была старушка Европа, то популяризация кофе в США привела к тому, что эта роль постепенно перешла к Америке.
Если ежедневно в мире выпивается 2.25 млрд. чашек кофе, то каждую пятую чашку выпивают в США. Кстати, Международная Организация КофеInternational Coffee Organisation признала американский город Сиэтл «кофейной столицей мира», поскольку именно в Сиэтле находится больше всего кафетериев на душу населения.
Парадоксально, но еще до недавнего времени кофе, который пили американцы, считался знатоками если не самым невкусным в мире, то одним из самых низкокачественных. Однако ныне американский стиль потребления кофе завоевывает традиционные кофейные центры мира - Европу и Ближний Восток. При этом, среднестатистический американец пьет кофе намного меньше, чем, например, среднестатистический финн, швед или японец.
Первоначально кофе в США не получил широкого распространения. Америка, будучи британской колонией, предпочитала пить чай. Но в 1773 году в североамериканских колониях Британской Империи начались волнения, вызванные тем, что король Георг III установил налог на чай. Волнения стали причиной инцидента, получившего название «Бостонское Чаепитие», когда колонисты, переодетые индейцами захватили
несколько торговых судов в гавани Бостона и выкинули весь найденный на них груз чая в море. Это стало началом американской революции, приведшей к образованию независимых Соединенных Штатов Америки. Так как употребления ввозимого английским купцами чая пришлось отказаться, Континентальный Конгресс (предтеча нынешнего высшего законодательного органа власти США) провозгласил кофе официальным национальным напитком.
Однако кофе был дорог, и простые американцы предпочитали ему более дешевое пиво. Кофе на некоторое время стал напитком наиболее состоятельной и респектабельной американской публики. Однако постепенно он «пошел в народ» под влиянием трех несвязанных друг с другом процессов.
Во-первых, в мире значительно выросло производство кофе, которое в 18 веке производилось, в основном, в Эфиопии, Аравии и Индии - лишь незадолго до этого была начата культивация в Бразилии, тропической Африке, Вест-Индии и на островах Индийского Океана.
Во-вторых, процесс приготовления кофе был достаточно длительным и трудоемким. Поэтому благодаря изобретению машины для приготовления кофе-эспрессо стало возможным продавать кофе в предприятиях общепита, а изобретение растворимого кофе позволило включить его в семейный рацион.
Третьим фактором, в результате которого кофе завоевал США, стал введенный в начале 20 века «сухой закон» - кофе на некоторое время заменил вино и крепкие напитки. Запрет на алкоголь в США был отменен, но привычка к кофе сохранилась.
Айтон Эллис, автор книги «История кафетериев», утверждает, что долгое время кофе, который пили американцы, был очень невысокого качества. Кофейная культура, которая на протяжении столетий развивалась на Ближнем Востоке, в Европе и Латинской Америке в США отсутствовала напрочь. Фактически, кофе использовался лишь для того, чтобы запить еду: в глазах американцев он стоял в одном ряду с водопроводной водой и газировкой. Впрочем, и до сих пор кофе, вода или газировка были и остаются частью меню в ресторанах быстрого питания. Кофейные церемонии, в частности, неторопливые разговоры за чашкой хорошо сваренного кофе в Америке приняты не были. Мало кто тратил на чашку кофе более 5 минут. Американцы пили кофе, практически, на бегу и не были избалованы кофейным разнообразием. Впрочем, именно эта особенность американской кофемании привела к тому, что мир обогатился термоустойчивыми одноразовыми стаканчиками и подставками под стаканы в салонах автомобилей.
В 1971 году в Сиэтле была открыта маленькая кофейня под названием «Старбакс»Starbucks (названа по имени одного из персонажей романа «Моби Дик» Германа Мелвилла). Starbucks сделал для американского кофе тоже самое, что McDonald''''s для другого достижения американской кулинарии - гамбургера. Starbucks стал новым национальным символом Америки и одним из наиболее успешных примеров глобализации изначально локального бизнеса. В результате, Starbucks ныне является крупнейшей в мире сетью кофеен, он завоевывает Европу и Ближний Восток - регионы мира с богатейшими кофейными традициями. При этом, маркетинговая
идея Starbucks была импортирована именно из Старого Света.
Человека, который заставил США изменить кофейные привычки, зовут Говард Шульц, который начал работать в Starbucks в 1980-е годы. По данным американской писательницы Эллен Клери, автора книги СИзучение феномена Starbucks», во время поездки по Италии Шульц был поражён изобилием видов кофе и изысканностью европейских кофейных ритуалов. Он решил внедрить итальянский опыт в США. При этом ему долгое время пришлось преодолевать сопротивление других менеджеров компании, которые были уверены, что итальянские привычки в США никогда не приживутся. Однако уже через два года стало понятным, что Шульц был прав: Сиэтл охватило кофейное помешательство.
Секрет успеха Starbucks заключается не только в качественном кофе. Ховард Шульц дал американцам новую моду – «смотреть на кофе как на процесс, а не напиток». Starbucks провозгласил настоящий культ кофе. По образу и подобию Starbucks, в США создаются всё новые и новые сети кофе-баров, которые придерживаются той же политики. Посетитель кофе-бара «нового поколения» обычно хорошо образован, начитан, следит за модой и имеет хороший вкус. Он стремится к комфорту и респектабельности. Всегда знает, чего хочет, как этого добиться. Выбирает качественный сервис. В кофейню он приходит отдохнуть, поработать или позаниматься в спокойной обстановке, пообщаться с друзьями, почитать газету или книгу. Кроме того, Starbucks оснащает свои кафе
компьютерами, имеющими доступ в Интернет или предлагает подключать к Интернету ноутбуки посетителей.
Starbucks коренным образом изменил представление о кофе. По данным Национальной Кофейной Ассоциации СШАThe National Coffee Association, еще в начале 1990-х годов среднестатистический потребитель кофе был крайне непритязателен. Ныне он придирчиво выбирает между десятками сортов. Если в 1991 году на всей территории США было всего 500 кафе, где готовили кофе для гурманов, то за десять лет их число увеличилось до 8.5 тыс.. Американцы стали пить больше кофе и предпочитают использовать большие стаканы. В 2001 году среднестатистический любитель кофе выпивал 3.1 чашки в день - в 2003 году уже 3.3 чашки. Если в 1960 году объем одной чашки кофе в среднем составлял 5 унций (141.7 грамм), то в 2003 году 8 унций (226.8 грамм).
При этом исследования свидетельствуют о том, что мужчины потребляют кофе чаще и больше женщин. Соотношение примерно такое: мужчины - 1.9 чашки; женщины - 1.4 чашки в день. Американцы и американки пьют кофе по различным причинам. По данным Национальной Кофейной Ассоциации США, женщины пьют кофе, чтобы расслабиться и поговорить, а мужчинам оно помогает сосредоточиться и качественно выполнить
свою работу. 35% американцев предпочитает пить обычный чёрный кофе без добавок, остальные 65% предпочитают добавлять в кофе сахар, сливки или молоко. 70% всего кофе выпивается за завтраком. Самое большое количество кофейного сырья экспортируется в страны Европы и США, которые потребляют около двух третей кофе в мире. По данным различных статистических исследований, больше половины американцев выпивают хотя бы одну чашку кофе в день.
Кофе как источник мировой опасности
А задумывались ли вы за утренней чашечкой кофе, что ее ежедневное появление на вашем столе может стать причиной… глобальных экологических проблем. Во всяком случае, американский исследователь Марк Пендергаст, автор книги «Различные причины: история кофе и как он изменил наш мир», считает, что кофе стал не только благом, но и проклятием человечества. Безудержное расширение кофейных плантаций привело к разрушению экосистем во многих регионах мира. Благодаря им исчезают леса и уменьшаются запасы питьевой воды.
Распространение кофе стало причиной исчезновения многих мелких народов, которые были лишены привычной среды обитания. Кроме того, кофе, по данным Пендергаста, стал «топливом» нескольких революций и военных переворотов. К примеру, восстание против диктатора Сомосы в Никарагуа, закончившееся его свержением, начали крестьяне, в ужасных условиях работавшие на кофейных плантациях.
Увы, но и перспективы, что ваш утренний кофе будет с каждым годом становиться все качественнее, тоже весьма сомнительны. Нет никаких гарантий, что человечество будет в будущем пить качественный кофе. Грегори Дикум, автор «Книги кофе», считает, что крупнейшие мировые производители кофе - такие как корпорации General Food, Nestle и Procter&Gamble - год от года ухудшают качество кофейного сырья, дабы повысить рентабельность своего бизнеса.
Перспективы конечно неутешительные… Впрочем, зачем думать о мировых проблемах, когда перед вами стоит чашечка ароматного кофе! Просто наслаждайтесь им!
По данным Международной Кофейной ОрганизацииInternational Coffee Organisation, в последние годы в мире произведено более 100 млн. мешков кофе ежегодно (традиционная мера измерения, в одном мешке - 60 кг кофейных зерен). Кофе производился в 51 стране мира. Однако крупнейшими мировыми производителями на протяжении последних десятилетий традиционно являются: Бразилия (в 2003 году почти 28.5 млн. мешков), Колумбия (11.7 млн.), Вьетнам (11.5 млн.), Индия (4.5 млн.), Эфиопия (4.3 млн.), Уганда (3.1 млн.) и Гватемала (3 млн.). Крупнейшими мировыми импортерами кофе в 2003 году были США (почти 23 млн. мешков), Германия (16.3 млн.) и Япония (6.9 млн.).
Кофе стал одним из символов глобализации. Кофейные плантации, которые изначально существовали только в Эфиопии и Аравии, ныне находятся в десятках стран мира. 80% взрослых обитателей Земли пьют кофе хотя бы раз в неделю. Распространение кофе было бы невозможным без вклада, который внесли представители очень многих стран и народов: к примеру, эспрессо изобрели в Италии, растворимый кофе - в США, а сливки и сахар в него впервые добавили в Австрии.
Хронология кофемании
Примерно 1000 год н. э. Народ Галла в Эфиопии стал использовать плоды кофейного дерева в качестве продукта питания: они смешивали их с животным жиром. Предположительно, кофе впервые стали использовать на территории провинции Каффа (откуда, согласно одной из наиболее популярных теорий и происходит современное название напитка). Арабские торговцы перевезли семена кофе в Аравию и создали первую в мире кофейную плантацию на территории современного Йемена. Арабы называли напиток, изготовленный из этого растения «кахва» (отгоняющий сон) - на этом базируется вторая версия происхождения слова «кофе».
1475 год. В Константинополе (ныне Стамбул) открыт первый специализированный кофейный магазин «Кива Хан».
1511 год. Первая попытка запретить кофе. Коррумпированный губернатор Мекки (тогда находилась в составе Османской Империи) объявил противозаконным употребление кофе, считая, что кофеманы могут представлять угрозу для его власти. Султан, которому пожаловались мекканцы повелел снять запрет и казнил губернатора, провозгласив кофе «священным напитком».
1600 год. Итальянские негоцианты завезли кофе в Европу. Сперва европейцы с опаской относились к нему, поскольку считали его «мусульманским» напитком и угрозой христианской вере. Однако Папа Клемент Седьмой благословил употребление кофе.
1607 год. Предполагаемая дата появления кофе в Северной Америке. В современном штате Вирджиния основан город Джеймстаун, в котором, предположительно, поселились люди, знакомые с кофе.
1645 год. Первая в Европе кофейня открыта в Италии.
1650 год. Первая из многих попыток сохранить секрет выращивания кофе. Арабы, которые занимались культивированием кофейных деревьев, чтобы сохранить монополию, запрещали вывоз саженцев и семян. Мусульманский дервиш, тем не менее похитил семена кофе и привез их в родную Индию, где в результате возникли кофейные плантации.
1652 год. Первая кофейня открыта в университетском городе Оксфорде (Англия). Кофейни быстро превратились в место встреч интеллектуалов. В английский язык вошло выражение «копеечные университеты»penny universities (чашка кофе стоила один пенни). Именно в кофейнях проводились первые шахматные соревнования.
1668 год. В Нью-Йорке кофе отобрал у пива титул самого популярного утреннего напитка.
1668 год. Негоциант Эдвард Ллойд открыл кофейню в лондонском порту, основными посетителями которой стали купцы и капитаны дальнего плавания. Впоследствии бизнес Ллойда превратился в крупнейшее в мире страховое общество Lloyd''''s.
1672 год. Первая кофейня открыта в Париже.
1675 год. После разгрома турецких войск под Веной, шляхтич Франц Георг Кольчицкий, который жил в Турции и был хорошо знаком с кофе, получил в награду весь кофе, найденный победителями в захваченном турецком обозе. Кольчицкий открыл в Вене первую кофейню, причем изготовил первый кофейный напиток – «кофе по-венски».
Кофе процеживался, подавался с сахаром и сливками. К нему обычно прилагалась булочка, испеченная в виде полумесяца - рогалик, символизировавшая поверженный исламский полумесяц.
1690 год. Голландские купцы похитили саженцы кофейного дерева в арабском порту Мокка. Они создали плантации на острове Цейлон (ныне Шри-Ланка) и на Яве.
1713 год. Примерно 90% кофе, потребляемого в мире, производился на кофейных плантациях. Оставшиеся 10% собирались с диких кофейных деревьев.
1727 год. Кофе начали выращивать в Бразилии, ныне ставшей одним из крупнейших мировых производителей кофе. Любопытно, что саженцы кофейного дерева, которые стали основой бразильской кофейной индустрии, вновь были похищены с французских плантаций на острове Мартиника. Тогда Франция запрещала продавать семена кофе, боясь появления новых конкурентов. Бразильский подполковник Франсиско Де Мело Палета вывез саженцы под видом оригинального букета.
1753 год. Известный шведский естествоиспытатель Карл Линней впервые описал кофейное дерево. Он изучал вид "Арабика", на который ныне приходится примерно 70% мирового производства кофе. Второй наиболее популярный вид (чуть менее 30%) – «Робуста» впервые был описан учеными в 1895 году.
1732 год. Создано первое произведение искусства, посвященное кофе. Иоганн Себастьян Бах написал «Кофейную Кантату». Она была не просто музыкальным произведением, а актом протеста против бытовавшего в ту пору мнения, что женщинам нежелательно пить кофе, поскольку оно, якобы, способствует бесплодию.
1775 год. Первая попытка бороться с кофе экономическими методами. Король Пруссии Фридрих Великий ввел запрет на импорт кофе, стремясь достичь положительного баланса во внешней торговле Пруссии.
1886 год. Создана старейшая в мире торговая марка кофе - Maxwell House (в честь отеля в штате Теннеси).
1900 год. Кофе стали продавать в вакуумной упаковке. Впервые эту технологию использовала американская фирма Hills Bros.
1901 год. Японский химик Сатори Като, работавший в США, изобрел растворимый кофе. Пять лет спустя британский химик Джордж Корнстан Вашингтон, живший в Гватемале, поставил изготовление растворимого кофе на поток и создал поныне существующую торговую марку Red E Coffee.
1901 -1902 гг. Итальянец Луиджи Беццера изобрел первую в мире машину для изготовления кофе, позже получившего название «эспрессо» (через молотый кофе пропускается пар). Коммерческое воплощение его идея получила лишь в 1946 году - предприниматель Акилле Гаджиа поставил выпуск кофейных машин на поток. Благодаря машинам «эспрессо» стало возможным изготавливать кофе «капуччино», названного так в честь монашеского ордена Капуцинов (цвет «капуччино» был таким же как цвет их ряс).
1903 год. Изготовлен первый кофе без кофеина. Автором идеи стал германский предприниматель Людвиг Розелиус, заказавший соответствующие исследования ряду лабораторий.
1938 год. Швейцарская компания Nestle создала технологию сухой заморозки кофе. Причиной этого был переизбыток кофе на мировом рынке. Nestle получила возможность длительное время хранить кофейные зерна без потери их качества, что было невозможно делать ранее. В этом же году компания создала торговую марку Nescafe.
1940 год. Крупнейшим импортером кофе становится США (70% мирового урожая кофе).
1941-1945 годы. Кофе стал составной частью рациона американских и европейских военнослужащих во время войны.
1971 год. В Сиэттле (США) открылось первое кафе Starbucks - ныне крупнейшая в мире сеть кофеен. Ныне сеть Starbucks насчитывает более 7.5 тыс. кафе в 31 стране мира.
1975 год. Первый мировой кофейный кризис. Из-за заморозков в Бразилии погиб практически весь урожай кофе. В результате, мировые цены на кофе выросли вдвое практически за день. Кофе ныне стоит примерно в 8 раз дороже, чем в 1974 году.
1999 год. Второй мировой кофейный кризис. В Бразилии погибло 40% урожая кофе.
2003 год. Японские генетики вывели вид кофейного дерева, плоды которого не содержат кофеина.
2004 год. Мировые цены на кофе растут последние три года. В 2002 году фунт кофе (примерно 0.45 кг) стоил $0.48. В 2003 году он подорожал на $0.04, и еще почти на $0.08 за первые три месяца 2004 года. Кофе подорожал почти на 50% по сравнению уровнем конца 2001 года. И процесс продолжается…
Кофейная мода по-американски
Если прежде законодателями кофейной моды была старушка Европа, то популяризация кофе в США привела к тому, что эта роль постепенно перешла к Америке.
Если ежедневно в мире выпивается 2.25 млрд. чашек кофе, то каждую пятую чашку выпивают в США. Кстати, Международная Организация КофеInternational Coffee Organisation признала американский город Сиэтл «кофейной столицей мира», поскольку именно в Сиэтле находится больше всего кафетериев на душу населения.
Парадоксально, но еще до недавнего времени кофе, который пили американцы, считался знатоками если не самым невкусным в мире, то одним из самых низкокачественных. Однако ныне американский стиль потребления кофе завоевывает традиционные кофейные центры мира - Европу и Ближний Восток. При этом, среднестатистический американец пьет кофе намного меньше, чем, например, среднестатистический финн, швед или японец.
Первоначально кофе в США не получил широкого распространения. Америка, будучи британской колонией, предпочитала пить чай. Но в 1773 году в североамериканских колониях Британской Империи начались волнения, вызванные тем, что король Георг III установил налог на чай. Волнения стали причиной инцидента, получившего название «Бостонское Чаепитие», когда колонисты, переодетые индейцами захватили
несколько торговых судов в гавани Бостона и выкинули весь найденный на них груз чая в море. Это стало началом американской революции, приведшей к образованию независимых Соединенных Штатов Америки. Так как употребления ввозимого английским купцами чая пришлось отказаться, Континентальный Конгресс (предтеча нынешнего высшего законодательного органа власти США) провозгласил кофе официальным национальным напитком.
Однако кофе был дорог, и простые американцы предпочитали ему более дешевое пиво. Кофе на некоторое время стал напитком наиболее состоятельной и респектабельной американской публики. Однако постепенно он «пошел в народ» под влиянием трех несвязанных друг с другом процессов.
Во-первых, в мире значительно выросло производство кофе, которое в 18 веке производилось, в основном, в Эфиопии, Аравии и Индии - лишь незадолго до этого была начата культивация в Бразилии, тропической Африке, Вест-Индии и на островах Индийского Океана.
Во-вторых, процесс приготовления кофе был достаточно длительным и трудоемким. Поэтому благодаря изобретению машины для приготовления кофе-эспрессо стало возможным продавать кофе в предприятиях общепита, а изобретение растворимого кофе позволило включить его в семейный рацион.
Третьим фактором, в результате которого кофе завоевал США, стал введенный в начале 20 века «сухой закон» - кофе на некоторое время заменил вино и крепкие напитки. Запрет на алкоголь в США был отменен, но привычка к кофе сохранилась.
Айтон Эллис, автор книги «История кафетериев», утверждает, что долгое время кофе, который пили американцы, был очень невысокого качества. Кофейная культура, которая на протяжении столетий развивалась на Ближнем Востоке, в Европе и Латинской Америке в США отсутствовала напрочь. Фактически, кофе использовался лишь для того, чтобы запить еду: в глазах американцев он стоял в одном ряду с водопроводной водой и газировкой. Впрочем, и до сих пор кофе, вода или газировка были и остаются частью меню в ресторанах быстрого питания. Кофейные церемонии, в частности, неторопливые разговоры за чашкой хорошо сваренного кофе в Америке приняты не были. Мало кто тратил на чашку кофе более 5 минут. Американцы пили кофе, практически, на бегу и не были избалованы кофейным разнообразием. Впрочем, именно эта особенность американской кофемании привела к тому, что мир обогатился термоустойчивыми одноразовыми стаканчиками и подставками под стаканы в салонах автомобилей.
В 1971 году в Сиэтле была открыта маленькая кофейня под названием «Старбакс»Starbucks (названа по имени одного из персонажей романа «Моби Дик» Германа Мелвилла). Starbucks сделал для американского кофе тоже самое, что McDonald''''s для другого достижения американской кулинарии - гамбургера. Starbucks стал новым национальным символом Америки и одним из наиболее успешных примеров глобализации изначально локального бизнеса. В результате, Starbucks ныне является крупнейшей в мире сетью кофеен, он завоевывает Европу и Ближний Восток - регионы мира с богатейшими кофейными традициями. При этом, маркетинговая
идея Starbucks была импортирована именно из Старого Света.
Человека, который заставил США изменить кофейные привычки, зовут Говард Шульц, который начал работать в Starbucks в 1980-е годы. По данным американской писательницы Эллен Клери, автора книги СИзучение феномена Starbucks», во время поездки по Италии Шульц был поражён изобилием видов кофе и изысканностью европейских кофейных ритуалов. Он решил внедрить итальянский опыт в США. При этом ему долгое время пришлось преодолевать сопротивление других менеджеров компании, которые были уверены, что итальянские привычки в США никогда не приживутся. Однако уже через два года стало понятным, что Шульц был прав: Сиэтл охватило кофейное помешательство.
Секрет успеха Starbucks заключается не только в качественном кофе. Ховард Шульц дал американцам новую моду – «смотреть на кофе как на процесс, а не напиток». Starbucks провозгласил настоящий культ кофе. По образу и подобию Starbucks, в США создаются всё новые и новые сети кофе-баров, которые придерживаются той же политики. Посетитель кофе-бара «нового поколения» обычно хорошо образован, начитан, следит за модой и имеет хороший вкус. Он стремится к комфорту и респектабельности. Всегда знает, чего хочет, как этого добиться. Выбирает качественный сервис. В кофейню он приходит отдохнуть, поработать или позаниматься в спокойной обстановке, пообщаться с друзьями, почитать газету или книгу. Кроме того, Starbucks оснащает свои кафе
компьютерами, имеющими доступ в Интернет или предлагает подключать к Интернету ноутбуки посетителей.
Starbucks коренным образом изменил представление о кофе. По данным Национальной Кофейной Ассоциации СШАThe National Coffee Association, еще в начале 1990-х годов среднестатистический потребитель кофе был крайне непритязателен. Ныне он придирчиво выбирает между десятками сортов. Если в 1991 году на всей территории США было всего 500 кафе, где готовили кофе для гурманов, то за десять лет их число увеличилось до 8.5 тыс.. Американцы стали пить больше кофе и предпочитают использовать большие стаканы. В 2001 году среднестатистический любитель кофе выпивал 3.1 чашки в день - в 2003 году уже 3.3 чашки. Если в 1960 году объем одной чашки кофе в среднем составлял 5 унций (141.7 грамм), то в 2003 году 8 унций (226.8 грамм).
При этом исследования свидетельствуют о том, что мужчины потребляют кофе чаще и больше женщин. Соотношение примерно такое: мужчины - 1.9 чашки; женщины - 1.4 чашки в день. Американцы и американки пьют кофе по различным причинам. По данным Национальной Кофейной Ассоциации США, женщины пьют кофе, чтобы расслабиться и поговорить, а мужчинам оно помогает сосредоточиться и качественно выполнить
свою работу. 35% американцев предпочитает пить обычный чёрный кофе без добавок, остальные 65% предпочитают добавлять в кофе сахар, сливки или молоко. 70% всего кофе выпивается за завтраком. Самое большое количество кофейного сырья экспортируется в страны Европы и США, которые потребляют около двух третей кофе в мире. По данным различных статистических исследований, больше половины американцев выпивают хотя бы одну чашку кофе в день.
Кофе как источник мировой опасности
А задумывались ли вы за утренней чашечкой кофе, что ее ежедневное появление на вашем столе может стать причиной… глобальных экологических проблем. Во всяком случае, американский исследователь Марк Пендергаст, автор книги «Различные причины: история кофе и как он изменил наш мир», считает, что кофе стал не только благом, но и проклятием человечества. Безудержное расширение кофейных плантаций привело к разрушению экосистем во многих регионах мира. Благодаря им исчезают леса и уменьшаются запасы питьевой воды.
Распространение кофе стало причиной исчезновения многих мелких народов, которые были лишены привычной среды обитания. Кроме того, кофе, по данным Пендергаста, стал «топливом» нескольких революций и военных переворотов. К примеру, восстание против диктатора Сомосы в Никарагуа, закончившееся его свержением, начали крестьяне, в ужасных условиях работавшие на кофейных плантациях.
Увы, но и перспективы, что ваш утренний кофе будет с каждым годом становиться все качественнее, тоже весьма сомнительны. Нет никаких гарантий, что человечество будет в будущем пить качественный кофе. Грегори Дикум, автор «Книги кофе», считает, что крупнейшие мировые производители кофе - такие как корпорации General Food, Nestle и Procter&Gamble - год от года ухудшают качество кофейного сырья, дабы повысить рентабельность своего бизнеса.
Перспективы конечно неутешительные… Впрочем, зачем думать о мировых проблемах, когда перед вами стоит чашечка ароматного кофе! Просто наслаждайтесь им!
Обсуждения История чашечки кофе