КРИЗИС ЖАНРА
В конце апреля в Москве прошел 8 съезд Союза журналистов России, СМИ растиражировали слова генерального секретаря Союза Игоря Яковенко: "Кризис журналистики выражается и в падении качества, в падении доверия, и в снижении роли журналиста в обществе, и в том сокращении пространства свободы СМИ, которое происходит в нашей стране. Это происходит не только в России, но в России это проявляется особенно остро", - и побежали дальше - делать новости, делать деньги.
Все правильно, жить нужно и в кризисе, и пусть все те меры, о которых говорилось на съезде (покупка лицензионного программного продукта, дотации государственные и прочее), помогут российской журналистике выжить или хотя бы не так активно агонизировать.
Однако генсек не описал природы кризиса. Попробуем в этом разобраться.
Журналистов всегда ругают: за то, что лезут не в свое дело, что смеют свое суждение иметь, что лизоблюдничают или, наоборот, не тем кланяются. Но в целом, со смаком повторив: "Ну, что поделаешь, вторая древнейшая профессия", - обвиняют в том, что гонят чернуху, продажны и далеки от интересов простого человека.
По сути, все эти три обвинения имеют один корень - СМИ в надежде охватить большую аудиторию, ориентируются на СРЕДНЕГО читателя. А средние величины в природе не встречаются. Читатель в результате получается какой-то уж очень странный, если не сказать, чего похуже.
По мнению редакторов, СРЕДНИЙ очень любит скандалы, да так, что даже к статье о падении курса доллара желательно присобачить заголовок с вульгарным подтекстом. СРЕДНИЙ любит знаменитостей, и желательно, чтобы страдали. Знаете этот анекдот?
Утром на планерке, редактор:
- Так, ну что у нас плохого?
- Известный актер разбился на машине.
- Великолепно, все насмерть?
- Да нет, ссадины, ушибы.
- Эх, какая жалость! Если б насмерть, была б первая полоса, а так кому они нужны - поставь заметку в хронику происшествий.
СМИ паразитируют на низких инстинктах человека, и таким образом, с одной стороны, помогают людям в осознании собственного зла (отсюда и крики "чернуха, порнуха" - просто люди не могут смириться с тем, что вся мерзость живет внутри них), а с другой стороны, отражают действительность. Кризис в СМИ - лишь одна из многочисленных граней современного всеобъемлющего кризиса, причиной которого каббалисты называют растущий эгоизм человека.
Современные СМИ не успевают за развитием человека, впрочем, не они одни: техника, фармация, системы образования, государственные структуры - все эти изобретения человечества не успевают обслуживать растущее Эго. А Эго требует пищи, оно потребляет новости в огромном количестве, пытаясь слопать весь мир.
Но на самом-то деле человек - не какой-то там средний читатель - а Человек нуждается в информации о себе самом. Пытаясь заполнить внутреннюю пустоту обилием новостей, вещей, впечатлений, человек думает, что таким образом может что-то узнать о своей сущности, цели своего существования.
Как маленький ребенок тащит все в рот, так и современный человек стремится все попробовать, чтобы найти свое. По сути, поиск этого "своего" - это поиск ответа на вопрос: "В чем смысл моей жизни?" - характеризующий определенный период в развитии человечества. Каббалисты связывают его с пробуждающимся в людях желанием Духовного.
И в этой ситуации СМИ принадлежит очень высокая роль - они могут переключиться с подкормки низких желаний человека на информирование его о самом главном - о цели, о смысле, то есть возьмут на себя в некотором роде функцию воспитания, мировоззренческую.
Но, к сожалению, сфера обучения, просвещения в СМИ становится мала. Хотя, чему сейчас можно обучить человека? Знания, которые он получает, быстро устаревают. По большому счету, кроме базовых школьных предметов, все остальное постоянно приходится усовершенствовать. Поэтому ни к чему не обязывающее развлечение - это то, что остается СМИ, и это отрицательно влияет не только на читателя, но и на сами СМИ. И кстати, "чернуха" как вид развлечения также попадает в эту копилку.
А почему мы уверены, что один человек может чему-то научить другого? И откуда у него право "учить", "исправлять", "направлять"? Перестаньте кивать на необразованную часть населения, которой интеллигенция и, якобы, образованная часть должна нести знания и духовность. Некоторые необразованные люди занимают в обществе места более полезные, чем многие образованные и интеллигентные. Дело тут не в знаниях. К тому же, нет заслуг человека в том, что ему дано от природы, а только в том, как он этим распорядился.
По большому счету, нам не нужно клеймить СМИ за чернуху и бездуховность, не нужно требовать других новостей - нужно научиться просто правильно смотреть на все, что происходит в нашем мире, не гасить в себе вопрос о цели и смысле собственного существования. Потому что только обретение смысла сможет изменить нас, сможет помочь человечеству выжить и не опуститься до скотского состояния. Поиски этой правды, не сиюминутной, определенной важным только для тебя лично, - это как раз та задача, которая стоит перед всем обществом. И перед теми, кто делает новости, - в том числе.
В конце апреля в Москве прошел 8 съезд Союза журналистов России, СМИ растиражировали слова генерального секретаря Союза Игоря Яковенко: "Кризис журналистики выражается и в падении качества, в падении доверия, и в снижении роли журналиста в обществе, и в том сокращении пространства свободы СМИ, которое происходит в нашей стране. Это происходит не только в России, но в России это проявляется особенно остро", - и побежали дальше - делать новости, делать деньги.
Все правильно, жить нужно и в кризисе, и пусть все те меры, о которых говорилось на съезде (покупка лицензионного программного продукта, дотации государственные и прочее), помогут российской журналистике выжить или хотя бы не так активно агонизировать.
Однако генсек не описал природы кризиса. Попробуем в этом разобраться.
Журналистов всегда ругают: за то, что лезут не в свое дело, что смеют свое суждение иметь, что лизоблюдничают или, наоборот, не тем кланяются. Но в целом, со смаком повторив: "Ну, что поделаешь, вторая древнейшая профессия", - обвиняют в том, что гонят чернуху, продажны и далеки от интересов простого человека.
По сути, все эти три обвинения имеют один корень - СМИ в надежде охватить большую аудиторию, ориентируются на СРЕДНЕГО читателя. А средние величины в природе не встречаются. Читатель в результате получается какой-то уж очень странный, если не сказать, чего похуже.
По мнению редакторов, СРЕДНИЙ очень любит скандалы, да так, что даже к статье о падении курса доллара желательно присобачить заголовок с вульгарным подтекстом. СРЕДНИЙ любит знаменитостей, и желательно, чтобы страдали. Знаете этот анекдот?
Утром на планерке, редактор:
- Так, ну что у нас плохого?
- Известный актер разбился на машине.
- Великолепно, все насмерть?
- Да нет, ссадины, ушибы.
- Эх, какая жалость! Если б насмерть, была б первая полоса, а так кому они нужны - поставь заметку в хронику происшествий.
СМИ паразитируют на низких инстинктах человека, и таким образом, с одной стороны, помогают людям в осознании собственного зла (отсюда и крики "чернуха, порнуха" - просто люди не могут смириться с тем, что вся мерзость живет внутри них), а с другой стороны, отражают действительность. Кризис в СМИ - лишь одна из многочисленных граней современного всеобъемлющего кризиса, причиной которого каббалисты называют растущий эгоизм человека.
Современные СМИ не успевают за развитием человека, впрочем, не они одни: техника, фармация, системы образования, государственные структуры - все эти изобретения человечества не успевают обслуживать растущее Эго. А Эго требует пищи, оно потребляет новости в огромном количестве, пытаясь слопать весь мир.
Но на самом-то деле человек - не какой-то там средний читатель - а Человек нуждается в информации о себе самом. Пытаясь заполнить внутреннюю пустоту обилием новостей, вещей, впечатлений, человек думает, что таким образом может что-то узнать о своей сущности, цели своего существования.
Как маленький ребенок тащит все в рот, так и современный человек стремится все попробовать, чтобы найти свое. По сути, поиск этого "своего" - это поиск ответа на вопрос: "В чем смысл моей жизни?" - характеризующий определенный период в развитии человечества. Каббалисты связывают его с пробуждающимся в людях желанием Духовного.
И в этой ситуации СМИ принадлежит очень высокая роль - они могут переключиться с подкормки низких желаний человека на информирование его о самом главном - о цели, о смысле, то есть возьмут на себя в некотором роде функцию воспитания, мировоззренческую.
Но, к сожалению, сфера обучения, просвещения в СМИ становится мала. Хотя, чему сейчас можно обучить человека? Знания, которые он получает, быстро устаревают. По большому счету, кроме базовых школьных предметов, все остальное постоянно приходится усовершенствовать. Поэтому ни к чему не обязывающее развлечение - это то, что остается СМИ, и это отрицательно влияет не только на читателя, но и на сами СМИ. И кстати, "чернуха" как вид развлечения также попадает в эту копилку.
А почему мы уверены, что один человек может чему-то научить другого? И откуда у него право "учить", "исправлять", "направлять"? Перестаньте кивать на необразованную часть населения, которой интеллигенция и, якобы, образованная часть должна нести знания и духовность. Некоторые необразованные люди занимают в обществе места более полезные, чем многие образованные и интеллигентные. Дело тут не в знаниях. К тому же, нет заслуг человека в том, что ему дано от природы, а только в том, как он этим распорядился.
По большому счету, нам не нужно клеймить СМИ за чернуху и бездуховность, не нужно требовать других новостей - нужно научиться просто правильно смотреть на все, что происходит в нашем мире, не гасить в себе вопрос о цели и смысле собственного существования. Потому что только обретение смысла сможет изменить нас, сможет помочь человечеству выжить и не опуститься до скотского состояния. Поиски этой правды, не сиюминутной, определенной важным только для тебя лично, - это как раз та задача, которая стоит перед всем обществом. И перед теми, кто делает новости, - в том числе.
Обсуждения Кризис жанра