Лумбини, место рождения Готамы Будды находится на территория современного Непала, в нескольких километрах от границы с Индией. Непал зажат между двумя самыми населёнными странами мира. С севера от Непала находится Тибет, который как автономный регион входит в состав Китая, с запада на восток Непал граничит с индийскими штатами Уттаранчал, Уттар-Прадеш, Бихар, Западная Бенгалия и Сикким, который недавно был независимым королевством.
С севера Непал окаймляет Большой Гималайский Хребет, который знаменит несколькими вершинами выше 8000 метров, в том числе Эверест, высота которого 8844 метров — это самая высокая гора на Земле. Самая низкая точка Непала находится на высоте 70 м. Более 40% территории Непала находится на высоте более 3000 метров, поэтому Непал является самой высокогорной страной мира. По официальным данным, 90 % населения исповедуют индуизм. По независимым оценкам, фактическое количество приверженцев индуизма составляет лишь 70 %, или даже меньше. Подобное расхождение связано с тем, что существует немало народностей, которые, хотя формально объявляют о своей принадлежности индуизму, в реальности практикуют анимизм или буддизм. Но, так или иначе, индуизм — доминирующая религия в Непале. Непал — единственная страна в мире, где индуизм — государственная религия.
Подобные сведения можно прочесть в любом туристическом справочнике. по Непалу. Однако я бы хотел соредоточиться на том, как наиболее удобнее попасть в места, связанные с буддизмом в первую очередь.
Раз человек попал в Индию, да еще в Кусинагар, что в штате Уттар-Прадеш, то не попасть в Непал, будет упущением, поскольку до непальской границы рукой подать. На автовакзале Горакхпуре можно поймать автобус, который следует в пограничный город Сонали. Там находится КПП, который контролирует передвижение через границу. Чтобы пересечь границу, надо показать паспорт индийским пограничникам, чтобы они наставили штампов в паспорт. Иногда они сидят прямо на улице и легко узнаются по унифоме. Затем на непальской территории зайти в небольшой домик, где выдают непальскую визу всего за $30. Контроль на границе настолько слабый, что можно идти прямо в Непал, не заходя за визой. Я знал несколько туристов, которые то ли из-за лени, то ли из-за скупости, вошли в Непал без визы и также вышли из него, не показывая никому свой паспорт. Так что, можно попробовать, но лучше не нарушать местного законодательства, а то депортируют и «прощай Непал!» надолго.
Получив визу на границе, можно ехать, куда глаза глядят – в столицу Непала Катманду, или Покару, курортный городок. Однако если у вас наблюдается интерес к буддизму, просто будет не простительной ошибкой, если вы не заедете в Лумбини, место рождения Готамы. Кстати, это не далеко от границы. . Главное добраться до автовокзала под названием Lumbini Bus Stand. Это автовокзал находится на расстоянии около 5 км от границы, но рядом очень много разных вокзалов, поэтому надо конкретно рикше дать понять, что вам надо не просто автостанция, а Lumbini Bus Stand. Иначе рикша может вас привезти не на тот вокзал.
В Lumbini Bus Stand надо сесть на автобус, который привезет вас прямо к месту назначения. Если вы произнесете слово «Лумбини», местные сразу вам укажут на нужный вам автобус.
Лумбини
В Лумбини есть храмы практически всех направлений буддизма, так что осматривать есть что. Сразу же при входе в Лумбини, оставлены два указателя – «Тэравада» и «Махаяна». Поэтому можно сразу сориентироваться, кому идти налево, кому направо. Если возник вопрос, где остановиться, то в ряде храмов есть гэст-хаусы.
Увидев указатель «Тэравада», я направился туда, куда он указывал и вскоре оказался у женского монастыря традиции непальского буддизма тэравады с неплохим гэст-хаусом, где я и становился. Денег за проживание там не берут, но пожертвования приветствуются. На территории монастыря находится красивый пруд со статуей Будды посередине. Рядом – Бирманский монастырь, с характерной архитектурой и позолоченными ступами. И еще рядом здание центра Випассаны традиции У Ба Кхина – Гоенки, куда можно записаться на десятидневный ретрит по Випассане, если, конечно, позволит время вашего пребывания.
Разумеется, заслуживает внимания место рождения Готамы Будды, где можно увидеть скульптуры времен царя Ашоки (3 в. до н. э.) и массу других древностей. На том месте располагается храм Махадеви. Колонна Ашоки с древними надписями находится рядом с этим местом. Правда, эта территория местами похожа на археологические раскопки. При большом желании можно посетить и Капилавасту, место которое часто упоминается в буддийских суттах. Тогда это была столица государства, где проходила деятельность Будды. Это место находится в нескольких километрах от Лумбини. Как, туда добраться? Местные все скажут. Если вы все же хотите поберечь свои денежки, не надо сразу отзываться на предложения добрых дядь с машинами, которые могут вас свозить за n-ую сумму к какой-то достопримечательности. Как правило все это находится не так уж далеко, и проявив терпение и любознательность, можно узнать как доехать до туда обычным транспортом, затратив при этом в 10 раз меньше рупий, чем просил добрый дядя-экскурсовод.
Телефонная связь и интернет иногда отсутсвуют в Лумбини из-за частых проделок повстанцев-маоистов, которые частенько шалят в той местности.
Катманду
Отправиться в Катманду можно прямо из Лумбини, сев на автобус, следующий в столицу Непала. Зимой часто идет дождь в стране, и поэтому горные дороги часто размыты. В такой ситуации путешествие в Катманду может занять около 20 часов. Да еще надо учесть коммендантский час из-за маоистов, которые будоражат страну иногда.
Когда дождей нет, то путешествие займет около 7 часов. Конечно, точные единицы времени я не рискую давать. Путешествие по Гималаям очень занимательное – особенно когда местные шоферюги на всей скорости носятся по горным дорогам. Смотришь в окно и не видишь земли – будто летишь. Конечно, это не так уж страшно, но некоторым путешественникам с равнинных стран это может пощекотать нервы.
По прибытию в Катманду, можно направиться либо в район Тамэл, либо в Бодхнатх, где есть много отелей. Если вас интересует Тамэл, (в бывшие времена любимое пристанище хиппи), лучше спросить у водителя автобуса, и он вас высадит раньше, чем доберется до катмандусского автовокзала. В Тамэле много гостиниц, кафе и магазинов, где продается разная непальская утварь – от статуй Будды до благовоний. Лучше все увидеть самим, ведь моя цель – не описывать места и достопримечательности, а вкратце рассказать, как туда добраться бэкпэкерам, то есть, тем, кто путешествует сам по себе с рюкзаком (backpack) на плечах.
Можно поехать и в Бодхнатх, где находится огромная ступа, в которой находятся останки одного из предшествующих Будд. Там тоже есть гостиницы, хотя не так много как в Тамэле. Зато вокруг много буддийских храмов, в основном разных школ тибетского буддизма. Так, что для «духовных» людей Бодхнатх – лучшее пристанище. Вокруг ступы также много магазинов, где продают ту же тибетско-непальскую утварь типа четок, украшений и благовоний. Любителям экзотики есть на, что посмотреть.
Что касается интересных районов для посещения, я бы отметил Бодхнатх, Сваямбхунатх, Патан и Бхактапур. За ориентир можно взять «Старый автовокзал», именуемый в народе Old Bus Park. Оттуда сев на автобус N 2, вы попадете в район Бодхнатх, где находится не безызвестная ступа, о которой я уже говорил. Когда кондуктора автобусов кричат «Боуда, Боуда, Боуда», значит, транспорт идет в Бодхнатх. Сев на 23-й автобус вы доберетесь до Тамэла. 26-й довезет вас до Патана. Разумеется, есть и другие виды транспорта, с помощью которого вы можно достичь тех мест.
Патан, как и район Бхактапур представляет собой комплекс шедевров местной архитектуры – это целый ансамбль храмов и дворцов, которые напоминают нечто среднее между индийской и китайской архитектурой. Недалеко от входа в Патан, находится довольно интересный монастырь Тэравады.
Пагодообразные крыши Патана указывают на китайское влияние в этой области. Сразу надо отметить, что как только вы решили войти в эти районы, откуда ни возьмись, появляется человек в униформе, который требует у вас плату за вход в районе $10. Не стоит торопиться, надо пройти несколько метров и войти в район с другой стороны или через другую улицу, однако я полагаю, что читатель этой статьи человек честный и не воспользуется этим советом. В Патане за мной увязался какой-то юноша, типа любитель попрактиковать английский, обогатить свой кругозор с помощью общения с туристами. Он вежливо открывал двери передо мной, когда я заходил в какой-нибудь магазин, что-то спрашивал для меня у хозяина. Я подумал: «Ладно, если человеку нравиться общаться, пусть общается». Но когда настало время уходить, он изумленно спросил: «А где деньги?» Я понял, что я оказался еще кому-то что-то должен. Поэтому, если вам кто-то пытается в чем-то помочь, причем довольно навязиво, знайте, с вас потребуют потом денег. Так, что если не хотите расставаться с деньгами, лучше сразу всех посылать.
Сваямбхунатх, где находится вторая по значимости ступа в Катманду, находится прямо по улице, по которой въезжают или выезжают автобусы из города. Если вы приехали в город с Южной стороны, то вы не сможете миновать этот район и с права увидите эту ступу. В этом районе, не далеко от ступы находится и небольшой монастырь школы Тэравада. Вокруг ступы бегает очень много назойливых обезьян, от которых лучше держаться подальше...
Назад в Индию я поехал прямо до Дели c группой тибетцев на автобусе (Air Conditioned). Моя поездка заняла 36 часов с разными остановками в пути. Билеты на подобное удовольствие можно приобрести в любой туристической конторе, которых очень много Бодхнатхе.
Подобные сведения можно прочесть в любом туристическом справочнике. по Непалу. Однако я бы хотел соредоточиться на том, как наиболее удобнее попасть в места, связанные с буддизмом в первую очередь.
Раз человек попал в Индию, да еще в Кусинагар, что в штате Уттар-Прадеш, то не попасть в Непал, будет упущением, поскольку до непальской границы рукой подать. На автовакзале Горакхпуре можно поймать автобус, который следует в пограничный город Сонали. Там находится КПП, который контролирует передвижение через границу. Чтобы пересечь границу, надо показать паспорт индийским пограничникам, чтобы они наставили штампов в паспорт. Иногда они сидят прямо на улице и легко узнаются по унифоме. Затем на непальской территории зайти в небольшой домик, где выдают непальскую визу всего за $30. Контроль на границе настолько слабый, что можно идти прямо в Непал, не заходя за визой. Я знал несколько туристов, которые то ли из-за лени, то ли из-за скупости, вошли в Непал без визы и также вышли из него, не показывая никому свой паспорт. Так что, можно попробовать, но лучше не нарушать местного законодательства, а то депортируют и «прощай Непал!» надолго.
Получив визу на границе, можно ехать, куда глаза глядят – в столицу Непала Катманду, или Покару, курортный городок. Однако если у вас наблюдается интерес к буддизму, просто будет не простительной ошибкой, если вы не заедете в Лумбини, место рождения Готамы. Кстати, это не далеко от границы. . Главное добраться до автовокзала под названием Lumbini Bus Stand. Это автовокзал находится на расстоянии около 5 км от границы, но рядом очень много разных вокзалов, поэтому надо конкретно рикше дать понять, что вам надо не просто автостанция, а Lumbini Bus Stand. Иначе рикша может вас привезти не на тот вокзал.
В Lumbini Bus Stand надо сесть на автобус, который привезет вас прямо к месту назначения. Если вы произнесете слово «Лумбини», местные сразу вам укажут на нужный вам автобус.
Лумбини
В Лумбини есть храмы практически всех направлений буддизма, так что осматривать есть что. Сразу же при входе в Лумбини, оставлены два указателя – «Тэравада» и «Махаяна». Поэтому можно сразу сориентироваться, кому идти налево, кому направо. Если возник вопрос, где остановиться, то в ряде храмов есть гэст-хаусы.
Увидев указатель «Тэравада», я направился туда, куда он указывал и вскоре оказался у женского монастыря традиции непальского буддизма тэравады с неплохим гэст-хаусом, где я и становился. Денег за проживание там не берут, но пожертвования приветствуются. На территории монастыря находится красивый пруд со статуей Будды посередине. Рядом – Бирманский монастырь, с характерной архитектурой и позолоченными ступами. И еще рядом здание центра Випассаны традиции У Ба Кхина – Гоенки, куда можно записаться на десятидневный ретрит по Випассане, если, конечно, позволит время вашего пребывания.
Разумеется, заслуживает внимания место рождения Готамы Будды, где можно увидеть скульптуры времен царя Ашоки (3 в. до н. э.) и массу других древностей. На том месте располагается храм Махадеви. Колонна Ашоки с древними надписями находится рядом с этим местом. Правда, эта территория местами похожа на археологические раскопки. При большом желании можно посетить и Капилавасту, место которое часто упоминается в буддийских суттах. Тогда это была столица государства, где проходила деятельность Будды. Это место находится в нескольких километрах от Лумбини. Как, туда добраться? Местные все скажут. Если вы все же хотите поберечь свои денежки, не надо сразу отзываться на предложения добрых дядь с машинами, которые могут вас свозить за n-ую сумму к какой-то достопримечательности. Как правило все это находится не так уж далеко, и проявив терпение и любознательность, можно узнать как доехать до туда обычным транспортом, затратив при этом в 10 раз меньше рупий, чем просил добрый дядя-экскурсовод.
Телефонная связь и интернет иногда отсутсвуют в Лумбини из-за частых проделок повстанцев-маоистов, которые частенько шалят в той местности.
Катманду
Отправиться в Катманду можно прямо из Лумбини, сев на автобус, следующий в столицу Непала. Зимой часто идет дождь в стране, и поэтому горные дороги часто размыты. В такой ситуации путешествие в Катманду может занять около 20 часов. Да еще надо учесть коммендантский час из-за маоистов, которые будоражат страну иногда.
Когда дождей нет, то путешествие займет около 7 часов. Конечно, точные единицы времени я не рискую давать. Путешествие по Гималаям очень занимательное – особенно когда местные шоферюги на всей скорости носятся по горным дорогам. Смотришь в окно и не видишь земли – будто летишь. Конечно, это не так уж страшно, но некоторым путешественникам с равнинных стран это может пощекотать нервы.
По прибытию в Катманду, можно направиться либо в район Тамэл, либо в Бодхнатх, где есть много отелей. Если вас интересует Тамэл, (в бывшие времена любимое пристанище хиппи), лучше спросить у водителя автобуса, и он вас высадит раньше, чем доберется до катмандусского автовокзала. В Тамэле много гостиниц, кафе и магазинов, где продается разная непальская утварь – от статуй Будды до благовоний. Лучше все увидеть самим, ведь моя цель – не описывать места и достопримечательности, а вкратце рассказать, как туда добраться бэкпэкерам, то есть, тем, кто путешествует сам по себе с рюкзаком (backpack) на плечах.
Можно поехать и в Бодхнатх, где находится огромная ступа, в которой находятся останки одного из предшествующих Будд. Там тоже есть гостиницы, хотя не так много как в Тамэле. Зато вокруг много буддийских храмов, в основном разных школ тибетского буддизма. Так, что для «духовных» людей Бодхнатх – лучшее пристанище. Вокруг ступы также много магазинов, где продают ту же тибетско-непальскую утварь типа четок, украшений и благовоний. Любителям экзотики есть на, что посмотреть.
Что касается интересных районов для посещения, я бы отметил Бодхнатх, Сваямбхунатх, Патан и Бхактапур. За ориентир можно взять «Старый автовокзал», именуемый в народе Old Bus Park. Оттуда сев на автобус N 2, вы попадете в район Бодхнатх, где находится не безызвестная ступа, о которой я уже говорил. Когда кондуктора автобусов кричат «Боуда, Боуда, Боуда», значит, транспорт идет в Бодхнатх. Сев на 23-й автобус вы доберетесь до Тамэла. 26-й довезет вас до Патана. Разумеется, есть и другие виды транспорта, с помощью которого вы можно достичь тех мест.
Патан, как и район Бхактапур представляет собой комплекс шедевров местной архитектуры – это целый ансамбль храмов и дворцов, которые напоминают нечто среднее между индийской и китайской архитектурой. Недалеко от входа в Патан, находится довольно интересный монастырь Тэравады.
Пагодообразные крыши Патана указывают на китайское влияние в этой области. Сразу надо отметить, что как только вы решили войти в эти районы, откуда ни возьмись, появляется человек в униформе, который требует у вас плату за вход в районе $10. Не стоит торопиться, надо пройти несколько метров и войти в район с другой стороны или через другую улицу, однако я полагаю, что читатель этой статьи человек честный и не воспользуется этим советом. В Патане за мной увязался какой-то юноша, типа любитель попрактиковать английский, обогатить свой кругозор с помощью общения с туристами. Он вежливо открывал двери передо мной, когда я заходил в какой-нибудь магазин, что-то спрашивал для меня у хозяина. Я подумал: «Ладно, если человеку нравиться общаться, пусть общается». Но когда настало время уходить, он изумленно спросил: «А где деньги?» Я понял, что я оказался еще кому-то что-то должен. Поэтому, если вам кто-то пытается в чем-то помочь, причем довольно навязиво, знайте, с вас потребуют потом денег. Так, что если не хотите расставаться с деньгами, лучше сразу всех посылать.
Сваямбхунатх, где находится вторая по значимости ступа в Катманду, находится прямо по улице, по которой въезжают или выезжают автобусы из города. Если вы приехали в город с Южной стороны, то вы не сможете миновать этот район и с права увидите эту ступу. В этом районе, не далеко от ступы находится и небольшой монастырь школы Тэравада. Вокруг ступы бегает очень много назойливых обезьян, от которых лучше держаться подальше...
Назад в Индию я поехал прямо до Дели c группой тибетцев на автобусе (Air Conditioned). Моя поездка заняла 36 часов с разными остановками в пути. Билеты на подобное удовольствие можно приобрести в любой туристической конторе, которых очень много Бодхнатхе.
Обсуждения Непал