КАТОЛИЧЕСТВО (от греч. * - всеобщий) - всемирная христианская Церковь. Термин «кафолический» появляется еще в книгах Нового Завета в названиях апостольских посланий. Выражение «кафолическая Церковь» впервые встречается в посланиях св. Игнатия Богоносца (начало II в.). В настоящее время собственно католическими называются Церкви, единомысленные с Папой Римским.

Адвент

Адвент - в Католической церкви название периода Рождественского поста. Первый день Адвента в римском обряде определяется как четвертое воскресенье до Рождества. В амвросианском обряде Адвент длится 6 недель, и его первым днем является первое воскресенье после дня Мартина Турского (11 ноября). В Католической церкви первого дня Адвента начинается литургический год. Каждое воскресенье Адвента имеет определённую тематику, которая находит отражение в воскресных евангельских чтениях: первое повествует о пришествии Христа в конце времён; второе и третье рассказывают о переходе от Ветхого к Новому Завету; четвёртое посвящено евангельским событиям, предшествовавшим Рождеству.

Во время Адвента верующим рекомендуется приступить к таинству исповеди. Церковь особо призывает верующих к совершению милосердных дел. Одна из наиболее известных традиций, связанных с Адвентом это венок из еловых веток с вплетенными в него четырьмя свечами. Такими венками украшаются как церкви, так и дома верующих.

Благовещение

Благовещение - христианский праздник в честь возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении от неё Иисуса Христа. Евангелист Лука повествует о том, что архангел Гавриил был послан Богом возвестить Деве Марии, обрученной с Иосифом, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца Иисуса, который станет Мессией и наречется Сыном Божьим.

В Римско-католической Церкви Благовещение имело статус "праздника", который был более низкий по сравнению с "торжество". Лишь в 1895 году Благовещение официально включили в число "торжеств". В латинском обряде Благовещение, которое приходится на одно из воскресений Великого поста, переносят на ближайший понедельник. Если праздник выпадает на Страстную неделю или Пасхальную неделю, то на понедельник второй недели Пасхи. В византийском обряде Благовещение может приходиться на различные дни Великого поста или на начало Пасхального периода. В амвросианском обряде Благовещения празднуется в последнее воскресение Адвента, в мосарабском - 18 декабря.

Великий пост

Великий Пост - это время подготовки к празднованию Пасхе, понимаемой как Страсти, Смерть и Воскресение. Центральный момент празднования - участие в Пасхальной Вечере, связанное с обновлением завета в крещении. В Католической церкви Великий пост длится 40 дней, начиная с Пепельной Среды до Пасхи, исключая воскресенья. Литургия Великого Поста сконцентрирована на следующих темах:
- бодрствование - как битва с сатаной (I и III недели),
- покаяние и обращение (Пепельная Среда и большинство будних дней),
- крещение (воскресные дни, особенно III, IV и V недели),
- Страсти Христовы (Вербное воскресенье и последующие дни Страстной Недели).

Во время Великого поста предписывается воздержание от мясной пищи и соблюдение количественного поста в Пепельную Среду и Страстную Пятницу. Местный Ординарий может дать освобождение вплоть до его аннулирования от обязанности соблюдать воздержание от мясной пищи в пятницу.

Великий четверг

Великий четверг (Страстной четверг, Чистый четверг) - в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. В католических кафедральных соборах утром епископами служится месса освящения мира и благословения елея (Ad Missam Chrismatis). Во время мессы священники обновляют свои обеты, принесённые ими при рукоположении. Вечер Великого четверга открывает Пасхальное триденствие. Во всех католических храмах совершается месса воспоминания Тайной Вечери, на которой празднуется установление Христом таинства Евхаристии, а также совершается обряд омовения ног. После мессы воспоминания Тайной Вечери может служиться особое богослужение Страстной недели "Tenebrae" (Тёмная полунощница), которое сейчас является необязательным.

После начальных обрядов и входного песнопения в сопровождении колокольного звона исполняется гимн "Слава в вышних Богу". После окончания гимна замолкают орган и колокола, которые не используются до самой мессы навечерия Пасхи вечером Великой субботы.

Вознесение Господне

Вознесение Господне - христианский праздник, отмечаемый в сороковой день после Пасхи в честь вознесения Иисуса Христа на небо, совершившегося на Масличной горе близ Вифании, и обетования о Его втором пришествии. Праздник всегда приходится на четверг. Событие Вознесения Господнего описано в Деяниях апостолов. Самое раннее упоминание об этом празднике относится к 5 веку.

В Римско-католической церкви Вознесение Господне относится к числу великих праздников и отмечается всенощным богослужением. В этот праздник проводятся особые обряды, включающие благословение бобов и винограда во время мессы, тушение пасхальной свечи, торжественные процессии. В некоторых римско-католических церквях на праздник совершается поднятие статуи Христа до самого потолка храма, которое символизирует Вознесение Иисуса Христа на небо.

Всемирный день мира

Всемирный день мира (День всемирных молитв о мире) - международный праздник, во время которого верующие призывают Бога прекратить все войны и ниспослать людям мир. Праздник отмечается ежегодно 1 января.

Всемирный день мир был установлен главой католической церкви Римским Папой Павлом VI 8 декабря 1967 года. 17 декабря 1969 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила праздник официальным. Главный лозунг, под которым проходит Всемирный день мира гласит: "Прости, и ты обретешь мир". В этот день понтифик обращается в своей предпраздничной речи к верующим, обращая их внимание на необходимость каждому внести свой вклад в дело мира.

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье) - христианский праздник, отмечаемый за неделю до Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста. Праздник символизирует с одной стороны признание миссии Иисуса Христа, а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай.

В Католической церкви перед началом службы традиционно проводится шествие вокруг храма или в самом храме. Участники хода держат в руках ветви (в южных странах - пальмовые, в северных - обычно вербные) и горящие свечи. Во время этого шествия поются праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Процессия символизирует выход людей навстречу Спасителю во время Входа Господня в Иерусалим. Месса в этот праздник включает в себя чтение Страстей Господних, которые читаются кроме этого дня только в Великую Пятницу. По традиции, освящённые на богослужении ветви хранятся в домах верующих до следующего Великого поста. Также существует обычай получать пепел для службы Пепельной среды сожжением этих ветвей.

День апостолов Петра и Павла

День апостолов Петра и Павла - христианский праздник, отмечаемый в честь святых апостолов Петра и Павла ежегодно 29 июня (12 июля). Этот праздник известен со времён раннего христианства и отмечался в Римской Империи, как на Востоке, так и на Западе. Праздник апостолов Петра и Павла сначала возник в Риме, епископы которого считаются преемниками апостола Петра, а затем распространился и в других христианских странах.

Петр был рыбаком. Вместе с братом Андреем он был призван Иисусом Христом в апостолы. После смерти Иисуса Христа Петр занимался проповеднической деятельностью. Впоследствии он стал "основанием" церкви Христа. Павел первый из христианских писателей, чьи сочинения сохранились до наших дней. Его воззрения сыграли немаловажную роль в формировании учения христианства. Оба апостола были казнены в один день (67 год н.э.) в Риме. Павел был обезглавлен, Петр распят на кресте.

День Богоявления

День Богоявления (Эпифания, День трех царей) - католический праздник, завершающий зимний цикл святочных праздников. Праздник Крещения Господня или Богоявления, как и Пасха, является древнейшим христианским праздником. Праздник посвящен крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал просвещать людей. В западной церкви праздник получил название Богоявление (греческое Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая Слово Отца. Праздник Богоявления вошел в церковный календарь в середине II века. Сначала он отмечался вместе с Рождеством Христовым. В IV веке празднование Рождества перенесли на 25 декабря, а за праздник Богоявления отмечали в прежнюю дату - 6 января.

В католической церкви центральным содержанием Дня Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей - магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей совершаются молебны. В День Богоявления верующие посещают торжественную мессу в костеле и устраивают семейный ужин после полуночи. В праздник Богоявления совершается освящение воды, ладана и мела, которым католики пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: К+М+В. Считается, что эти буквы защищают живущих в этом доме от злых сил и злых помыслов.

День всех Святых

В Католической церкви День всех святых первоначально отмечался 13 мая, в этот день в 609 году (по другим данным в 910 году) папа Бонифаций IV освящал римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. В начале XI века папа Григорий ІІІ перенес этот праздник на 1 ноября. В те времена этот день посвящался тем святым, у которых не было своего праздника в течение года.

День всех святых в Католической церкви имеет высший статус - "торжество". Он также является одним из так называемых "обязательных дней", в которые посещение мессы для верующих обязательно. Литургические одеяния священнослужителей - белые. На следующий день, 2 ноября празднуется День всех усопших верных.

День невинных младенцев

Согласно Евангелию от Матфея (2:16), царь Ирод, узнав о рождении Мессии, Иисуса Христа, приказал убить всех невинных младенцев возрастом до двух лет. Ирод хотел устранить Иисуса Христа как потенциального претендента на свой трон. Однако, младенец Иисус избежал смерти, так как святой Иосиф ушел с семьей в Египет.

Верующие христиане почитают святых младенцев как мучеников, так как считают, что всякий, кто был убит из ненависти к Иисусу Христу, должен рассматриваться как мученик. В Католической церкви День памяти святых младенцев приходится на 28 декабря.

День непорочного зачатия

Непорочное зачатие Девы Марии - католический догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей, Анны и Иоакима, но на неё не перешёл первородный грех. Наиболее раннее свидетельство доктрины Непорочного зачатия Девы Марии в сформулированном виде содержится в трактате Эдмера, биографа святого Ансельма Кентерберийского (XII в). Однако эта доктрина отклонялась некоторыми богословами, которые не соглашались с утверждением о благодатной защите её от первородного греха во время зачатия, усматривая в этом противоречие с учением об искуплении Иисусом Христом всех людей. Противоречия были устранены в трудах Уильяма Уэрского и блаженного Иоанна Дунса Скота, который полагал, что Мария была освобождена от первородного греха в предвидении будущего искупления Иисусом Христом.

Споры на эту тему продолжалась еще долгое время. В 1661 году Александром VII было зафиксировано всеобщее церковное почитание Непорочного зачатия специальной буллой. Версия о зачатии без греха девы Марии была официально закреплена догматом Папы Пия IX 8 декабря 1854 года. Праздник Непорочного зачатия девы Марии отмечается 8 декабря и является в Католической церкви одним из главных богородичных праздников, имеющий статус "торжества".

День поминовения усопших

В Католической церкви День поминовения усопших отмечается один раз в год. Этот день относится к литургическому году, и если он выпадает на воскресенье, то переносится на следующий день.

День поминовения усопших был установлен в 998 г. аббатом Одило Клюнийским. Поминать усопших католики начали уже в раннее средневековье. День поминовения усопших быстро распространился во Франции, Англии, Германии, и в XIII веке установился в Италии. По традиции верующие в этот день отправляются на кладбище, приводят в порядок могилы, ставят горящие свечи, читают молитвы.

День святого Антония

Святой Антоний известен не только как прекрасный священник, проповедник и богослов, но и как великий чудотворец. Антоний совершал миссионерское путешествие в Северную Африку, которое вынужден был прервать по причине тяжелой болезни. Он отправился в Италию. Глубокое знание библейских текстов и красноречие собирали на его проповеди множество народа. Святой Антоний преподавал богословие в Болонье, Монпелье, Тулузе и Падуе, и стал одним из первых организаторов системы образования в Ордене. Последние годы Антоний прожил в Падуе, где и скончался 13 июня 1231 г. В 1232 г. он был причислен Папой Григорием IX к лику святых.

Уже в XIII в. верующие стали обращаться в молитвах к Антонию как к чудотворцу и помощнику в обретении утраченных ценностей, а также как к покровителю в семейных делах. В Падуе возникла традиция почитания святого по пятницам (в день его смерти) и по вторникам (день погребения). Его мощи находятся в Падуе, в базилике, воздвигнутой в его честь и ставшей одной из известнейших на весь мир святыней, которую ежегодно посещают миллионы паломников. Католическая Церковь празднует День памяти святого Антония 13 июня.

День Святого духа

День Святого духа (Пятидесятница) - христианский праздник, отмечаемый в Католической церкви в пятидесятый день после праздника Пасхи. Празднуется в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Событие сошествия Святого Духа на апостолов описано в Деяниях святых апостолов. В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа апостолы находились в Иерусалиме, "…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать".

В литургии Римско-католической церкви День Святого духа по своему значению приравнивается к Пасхе. Литургически праздник посвящается прославлению Святого Духа. Ко всенощной службе этого дня обычно приурочиваются массовые крещения.

Другие Религиозные праздники

Православные праздники

ПРАВОСЛАВИЕ (греч. * - правильное мышление, правильное восхваление) (ортодоксия...

Еврейские праздники

Иудаизм является одной из древнейших религий, сохранившейся до наших дней и...

Мусульманские праздники

Ислам - это вторая после христианства по количеству приверженцев религия мира...

Языческие праздники

Язычество - религиозные верования, обряды и праздники, господствовавшие на...

Буддийские праздники

Буддизм - мировая религия, возникшая на основе учения Гаутамы Будды в Древней...

Славянские праздники

Славянская мифология и религия (славянское язычество) - сочетание мифологических...

Праздники индуизма

Индуизм (санскр. хиндумата, хиндусамая; совр. хинду дхарма) - одна из наиболее...

Лютеранские праздники

Лютеранство - одно из наиболее распространенных и старых протестантских течений...

Праздники зороастризма

Зороастризм - религия, распространённая в древности и раннем средневековье в...

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн