КОГДА ОКОНЧИТСЯ тысяча лет, Христос снова возвратится на землю. Его сопровождает сонм искупленных и свита ангелов. Сходя в потрясающем величии, Он повелевает всем мертвым нечестивым воскреснуть для получения своего приговора.
Они выходят из могил – великое множество, бесчисленное, как песок морской. Какой контраст с теми, кто был пробужден при первом воскресении Праведные были облечены в бессмертную юность и красоту. Нечестивые же несут на себе следы болезней и смерти.
Взоры всех в этом огромном множестве обращены на славу Сына Божьего, и толпы нечестивых в один голос восклицают: «Благословен Грядый во имя Господне » (Ев. Луки 13:35). Но не любовью к Иисусу вызвано это восклицание. Сила истины срывает с их уст эти невольные слова. Нечестивые выходят из своих могил с той же враждебностью ко Христу и с тем же духом возмущения, с которыми они сошли туда. Им больше не будет дано время благодати для исправления ошибок их прошлой жизни. Этим ничего не было бы достигнуто. Жизнь, полная беззакония, не смягчила их сердец. Если бы им было предоставлено повторное время благодати, оно было бы проведено, как и первое, в нарушении заповедей Божьих и в восстании против Него.
Христос сходит на Елеонскую гору, откуда Он вознесся после Своего воскресения и где ангелы повторили обетование Его возвращения. Пророк говорит: «И придет Господь Бог мой
и все святые с Ним». «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская... весьма большою долиною». «И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его – едино» (Захарии 14:5, 4, 9). Затем в своем ослепительном блеске с неба сходит новый Иерусалим. Он опускается на очищенное и приготовленное для встречи место, и Христос вместе со Своим народом и ангелами входит в этот Святой Город.
Теперь сатана готовится к последней великой битве за свое господство. Лишенный власти и отстраненный от дела обольщения, князь зла тысячу лет находился в жалком и подавленном состоянии; однако, как только воскресают нечестивые и он видит такое огромное множество на своей стороне, надежда его оживает, и он твердо решает не сдаваться в великой борьбе. Он хочет собрать все эти полчища погибших под свое знамя и попытаться вместе с ними осуществить свои планы. Нечестивые являются пленниками сатаны. Отвергнув Христа, они согласились на господство мятежного предводителя. Они готовы принимать его предложения и исполнять его приказы. Однако, оставаясь верным своей прежней хитрости, он не признается, что является сатаной. Он выдает себя за князя, законного владельца мира, наследство которого было незаконным образом отнято, и представляется своим обманутым подданным как освободитель, заверяя их, что это его сила подняла их из могил и что он теперь намеревается освободить их от жесточайшей тирании. В отсутствии Христа сатана начинает творить чудеса, чтобы подтвердить свои претензии, – слабых делает сильными, вдохновляя всех своим духом и энергией. Сатана предлагает им атаковать стан святых и завладеть Городом Божьим. С дьявольским торжеством он обращает их внимание на несметные миллионы воскресших из мертвых и заявляет, что он, в качестве их командира, в состоянии завоевать город и вернуть свой трон и свое царство.
Среди этого великого множества находятся и допотопные долгожители, люди исполинского телосложения и могучего интеллекта, которые, подчинившись власти злых ангелов, посвятили все свои знания и дарования возвышению самих себя; мужи, чьи удивительные произведения искусства побудили мир к обоготворению их талантов, но своей жестокостью и злыми изобретениями они осквернили землю, исказили образ Божий и побудили Господа стереть их с лица земли. Здесь цари и полководцы, завоеватели народов, храбрые мужи, не знавшие поражения ни в одном сражении, гордые и честолюбивые воины, одно приближение которых потрясало царства. Смерть не изменила их: выйдя из могил, они продолжают думать о том, что волновало их перед смертью. Ими движет та же страсть, с какой они умерли, – страсть к завоеваниям.
Сатана советуется со своими ангелами, а затем и с этими царями, завоевателями и могучими мужами. Сознавая свою силу и численное превосходство, они заявляют, что за стенами города располагается сравнительно небольшая армия и что они вполне могут ее одолеть. Они разрабатывают план, как овладеть богатствами и славой нового Иерусалима. Все тотчас же начинают готовиться к битве. Одаренные конструкторы заняты изготовлением военного снаряжения. Военачальники, прославившиеся своими успехами, формируют из способных к войне мужей батальоны и полки.
Наконец, отдается приказ к наступлению, и бесчисленные полчища движутся вперед – армия, никогда ранее не мобилизованная земными завоевателями, армия, с которой никогда не могли бы сравниться объединенные силы всех столетий с тех пор, как начались на земле войны. Сатана, могущественнейший из воинов, идет впереди, и его ангелы объединили все свои силы для этого последнего боя. Цари и воины находятся в свите сатаны, а массы народа следуют большими подразделениями, каждое во главе со своим назначенным командиром. С военной точностью тесные ряды продвигаются по разбитой, неровной поверхности земли к Граду Божьему. По повелению Иисуса ворота Нового Иерусалима закрываются, и полчища сатаны окружают город, готовясь к нападению.
Теперь Христос снова появляется перед лицом Своих врагов. Высоко над городом, на основании из сверкающего золота находится величественный и возвышенный престол. На нем сидит Сын Божий, окруженный подданными Его царства. Ни один язык, ни одно перо не в состоянии описать могущество и величие Христа. Слава вечного Отца окружает Его Сына. Свет Его присутствия наполняет собой Город Божий и изливается за ворота, освещая всю землю своим лучезарным сиянием.
Ближе всех к престолу стоят те, которые однажды ревностно содействовали делам сатаны, но которые, подобно головне, выхваченной из огня, с глубокой и искренней преданностью последовали за своим Спасителем. За ними стоят те, которые среди обмана и неверия совершенствовали свой христианский характер, которые чтили Закон Божий, в то время как христианский мир объявил его ничтожным и недействительным, а также миллионы людей из всех столетий, претерпевшие мученическую смерть ради своей веры. Кроме них здесь находится «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков», стоящих «пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откровение 7:9). Их борьба окончена, победа одержана. Они выиграли бег на ристалище и достойны награды. Пальмовые ветви в их руках служат символом их торжества, а белые одеяния – эмблемой незапятнанной праведности Христа, которая теперь стала и их праведностью.
Из уст искупленных раздается песнь хвалы, которая несется под небесными сводами: «Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу » (стих 10). И ангелы, и серафимы сливаются своими голосами в поклонении. Когда искупленные увидят силу и злобу сатаны, они, как никогда раньше, поймут, что никакая сила, кроме силы Христа, не могла бы сделать их победителями. Во всем этом ослепительном множестве нет никого, кто приписывал бы спасение самому себе, считая, что он победил своей собственной силой и добротой. Ничего не говорится о том, что они сделали или перенесли, но главным содержанием каждой песни, основным тоном каждого гимна является: «Спасение Богу нашему и Агнцу»
В присутствии собравшихся жителей земли и неба состоится окончательная коронация Сына Божьего. И теперь, облеченный наивысшим величием и властью, Царь царей произносит приговор над мятежниками, восставшими против Его правления, и совершает правосудие над теми, кто нарушал Его Закон и угнетал Его народ. Пророк Божий говорит: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откровение 20:11, 12).
Как только откроются книги записей и глаза Иисуса обратятся на безбожников, в них пробудится сознание каждого совершенного ими греха. Они увидят во всей ясности, где их ноги уклонились от пути чистоты и святости, и как гордость и возмущение привели их к нарушению Закона Божьего. Обольстительные искушения, которым они уступали, потворствуя греху, злоупотребление благословениями, презрение к вестникам Божьим, отвергнутые предостережения, волны милосердия, отклоненные их своенравным, не готовым к раскаянию сердцем, – все предстанет перед ними, как бы написанное огненными буквами.
Над престолом появляется крест, и как в панораме проходят сцены искушения и падения Адама и последовательные шаги в великом Плане спасения. Скромное рождение Спасителя; Его юность, проведенная в простоте и послушании; Его крещение в Иордане; пост и искушение в пустыне; Его публичное служение, раскрывающее перед людьми драгоценные благословения Неба; дни, увенчанные делами любви и милосердия, и ночи молитвы и бодрствования в уединенности гор; заговоры завистливых, злобных и исполненных ненависти людей в отплату за Его благодеяния; ужасная, таинственная агония в Гефсимании под давящим бременем грехов всего мира; предательство Его в руки кровожадной
толпы; страшные события той ужасной ночи, когда Его, несопротивляющегося узника, оставленного Своими самыми близкими учениками, грубо пиная, влачили по улицам Иерусалима; Сын Божий, приведенный торжествующими людьми к Анне, поставленный перед судом во дворце первосвященника, в судебном зале Пилата и перед трусливым и жестоким Иродом, осмеянный, оскорбленный, измученный и, наконец, осужденный на смерть – все это заново представлено всем.
И затем перед трепещущим множеством открываются заключительные сцены: терпеливый Страдалец идет к Голгофе; Князь Неба висит на кресте; надменные священники и насмешливая чернь издеваются над Его предсмертными муками; сверхъестественная тьма, землетрясение, треснувшие скалы, отверстые могилы, ознаменовавшие собой момент, когда Искупитель мира отдал Свою жизнь.
Это ужасное зрелище показано во всей своей подлинности. Сатана, его ангелы и подданные не имеют силы отвернуться от картины, принадлежащей их собственной кисти. И каждый участник вспоминает ту роль, которую он сыграл в этих событиях. Ирод, по приказу которого были убиты невинные младенцы Вифлеема, мечтавший таким путем погубить и Царя Израиля; подлая Иродиада, чья виновная душа запятнана кровью Иоанна Крестителя; Пилат, слабый раб обстоятельств; насмехающиеся солдаты; священники, начальники и обезумевшая толпа, кричащая: «Кровь Его на нас и на детях наших », – все они видят чудовищность своей вины. И теперь они тщетно пытаются укрыться от Божественного величия Его лица, превосходящего своим сиянием великолепие солнца, в то время как искупленные повергают свои венцы к ногам Спасителя, восклицая: «Он умер за меня»
Среди сонма искупленных находятся апостолы Христа. Здесь доблестный Павел, пламенный Петр, любящий и любимый Иоанн и их прямодушные собратья, и вместе с ними огромное множество мучеников, в то время как за стенами вместе со всем низким и отвратительным находятся те, которые преследовали, заключали в тюрьмы и убивали их. Там Нерон – чудовище жестокости и порока. Он видит теперь радость и возвышение тех, кого он некогда истязал, и в невыносимых муках которых он находил сатанинское наслаждение. Его мать тоже там, чтобы осознать последствия
своего воспитания, чтобы видеть, как злые черты характера, переданные ею сыну, и страсти, подкрепленные и развитые посредством ее влияния и примера, принесли плоды в преступлениях, приведших в содрогание мир.
Там находятся папские священники и прелаты, которые утверждали, что являются посланниками Христа, но применяли пытки, темницы и костер, чтобы господствовать над совестью Его народа. Там высокомерные папы, которые поставили себя выше Бога и осмелились изменить Закон Всевышнего. Эти так называемые «отцы» церкви должны будут дать отчет перед Богом, от которого они с радостью бы уклонились. Слишком поздно они понимают, что Всеведущий Бог является ревнителем Своего Закона, и что Он ни в коем случае не оставит виновных без наказания. Теперь они видят, что Христос ставит благо Своего народа наравне со Своим Собственным, и сознают силу Его слов: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Ев. от Матфея 25:40).
Весь грешный мир стоит перед судом Божьим, обвиняемый в измене Правительству Неба. Нет никого, кто мог бы защитить их дело; для них нет оправдания, и над ними выносится приговор вечной смерти.
Теперь для всех становится очевидным, что возмездие за грех – это не благородная независимость и вечная жизнь, а рабство, разрушение и смерть. Безбожники видят, чего они лишились вследствие своей мятежной жизни. Они с презрением отнеслись к вечной славе, предлагаемой им, но какой желанной она кажется им теперь «Все это, – вопиет погибшая душа, – я мог бы иметь, но предпочел оттолкнуть от себя. О, странное ослепление Я променял мир, счастье и честь на бедствие, бесчестие и отчаяние» Все убедятся в справедливости исключения их из неба. Своей жизнью они заявили: «Не хотим, чтоб он (Иисус) царствовал над нами» (Ев. от Луки 19:14).
Как зачарованные, нечестивые смотрят на коронацию Сына Божьего. Они видят в Его руках скрижали Божественного Закона, постановления, которые они презирали и
нарушали. Они слышат голоса искупленных, полные изумления, восторга и обожания, и в то время, как волны прекраснейших звуков разливаются над множеством людей, за воротами города все в один голос восклицают: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель праведны и истинны пути Твои, Царь святых» (Откровение 15:3) – и, падая на землю, поклоняются Князю жизни.
При виде славы и величия Христа сатана стоит, словно парализованный. Тот, который некогда был осеняющим херувимом, вспоминает, откуда он ниспал. Сияющий серафим, «сын зари», как ты изменился, как ты деградировал Он навсегда исключен из Совета, где когда-то пользовался уважением. Теперь Он видит другого, стоящим перед Отцом и осеняющим Его славу. Он видит, как ангел величественной осанки и вида возлагает на голову Христа корону, и знает, что эта высокая честь могла бы принадлежать ему.
Он вспоминает родину своей непорочности и чистоты, мир и счастье, принадлежавшие ему до тех пор, пока он не начал роптать против Бога и завидовать Христу. С какой поразительной отчетливостью он вспоминает свои обвинения, восстание, всевозможные хитрые уловки, к которым прибегал, чтобы завоевать симпатию и поддержку ангелов, вспоминает свое своенравное упрямство в нежелании приложить усилия для своего спасения, когда Бог обещал ему прощение. Он вспоминает свою работу среди людей и ее последствия: вражду человека против своих ближних, ужасный разлад в жизни, возникновение и падение царств, свержение престолов и длинный ряд мятежей, войн и революций. Сатана вспоминает свои постоянные старания противодействовать работе Христа и вести человека ко все более глубокому падению. Он видит, что его адские замыслы уничтожить тех, кто надеялся на Иисуса, оказались бессильными. И, оглядываясь на свое царство, на плоды своей работы, сатана видит только неудачу и разорение. Он склонил это множество народа поверить тому, что они легко смогут овладеть Городом Божьим, но сам хорошо знает, что это ложь. Вновь и вновь дьявол терпел поражение в этой великой борьбе и был вынужден отступить. Ему слишком хорошо известны сила и величие Вечного.
Великий мятежник всегда стремился оправдать самого себя и возложить ответственность за восстание на Божественное правление. Для этой цели он отдавал всю силу своего исполинского разума, работал предусмотрительно, систематически и с великолепным успехом, побуждая огромные массы людей принимать его толкование этой так долго продолжающейся борьбы. На протяжении тысячелетий этот мастер всех заговоров выдавал ложь за истину. Но теперь пришло время, когда его восстанию должен быть положен конец, история и характер сатаны должны быть разоблачены. Этот великий обманщик полностью разоблачен в своем последнем усилии лишить Христа престола, уничтожить Его народ и завладеть Городом Божьим. Его союзники видят полнейший провал его дела. Последователи Христа и верные ангелы видят в полном объеме козни сатаны против правления Божьего. Он является объектом отвращения для всей Вселенной.
Сатана понимает, что его своевольное восстание сделало его непригодным для неба. Он отдал все свои силы на борьбу против Бога; чистота, мир и царящая на небе гармония были бы для него наивысшей мукой. Его обвинения против милосердия и справедливости Божьей теперь умолкают. Упрек, который он пытался бросить Иегове, теперь полностью ложится на него самого. И вот, сатана преклоняется и признает справедливость своего осуждения.
«Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся перед Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откровение 15:4). Теперь становится ясным каждый вопрос истины и заблуждения в этой долго продолжавшейся борьбе. Перед всеми сотворенными разумными существами открываются последствия восстания, результаты устранения Божественных предписаний. Вся Вселенная видит разницу между правлением сатаны и правлением Божьим. Сатана осужден своими собственными делами. Божья мудрость, справедливость и благость полностью оправданы. Теперь каждому понятно, что во всех Своих действиях в этой великой борьбе Бог преследовал
цель вечного блага для Своего народа, а также для всех сотворенных Им миров. «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои» (Псалтирь 144:10). История греха во всю вечность будет свидетельствовать о том, что счастье всех сотворенных Богом существ неразрывно связано с Законом Божьим. Перед лицом всех фактов великой борьбы вся Вселенная, как верные, так и мятежники, единогласно объявят: «Праведны и истинны пути Твои, Царь святых »
Перед всей Вселенной ясно представлена великая жертва, принесенная Отцом и Сыном ради человечества. Пришел час, когда Христос должен занять подобающее Ему место и быть прославленным превыше всех начальств, властей и всякого существующего под небом имени. Ради предлежащей Ему радости – привести многих сынов в славу – Он претерпел крест, пренебрегши посрамлением. И хотя непостижимо велики были страдания и позор, все же радость и слава еще больше. Иисус смотрит на искупленных, обновленных по Его собственному образу и видит, что на сердце каждого из них лежит совершенная печать Божества, и лицо каждого отражает образ их Царя. Он видит в них успех подвига души Своей, и Он доволен. Затем Христос говорит голосом, достигающим слуха всех собранных праведных и нечестивых: «Вот, прибыль от Моей крови За них Я страдал, за них Я умер, чтобы они были вместе со Мной на веки и веки». И голоса всех искупленных, стоящих вокруг престола в белых одеждах, сливаются в хвалебном гимне: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откровение 5:12).
Хотя сатана и вынужден признать справедливость Бога и преклониться перед верховной властью Христа, но характер его остается прежним. Дух возмущения опять прорывается, подобно могучему потоку. Исполненный ярости он решает продолжить великую борьбу. Момент последней отчаянной схватки с Небесным Царем настал.
Он бросается в середину собранного множества своих подданных, пытаясь воодушевить их своей собственной яростью и подбодрить к немедленному сражению. Но из всех несметных миллионов людей, совращенных им к мятежу, никто теперь не признает его господства. Его власти пришел конец. Нечестивые исполнены той же ненависти к Богу, что и сатана, но они видят, что их дело безнадежно, что они не могут устоять против Иеговы. Их ярость разгорается против сатаны и тех, которые были его орудиями в обмане, и с бешенством демонов они набрасываются на них.
Господь говорит: «Так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божьим, вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой; низведут тебя в могилу». «Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божьей, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней... Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор... Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя... Ты сделаешься ужасом; и не будет тебя во веки» (Иезекииля 28:6-8, 16-19).
«Всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню» (Исаии 9:5). «Гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание» (Исаии 34:2). «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши» (Псалтирь 10:6). Огонь от Бога ниспадает с неба. Земля разверзается, и скрытое в ее глубинах оружие извлекается. Из всех зияющих бездн выходит поедающее пламя. Горят даже скалы. Пришел день, пылающий как печь (см. Малахии 4:1). Стихии и земля расплавляются от пылающего жара, и все дела на ней сгорают (см. 2 Петра 3:10). Поверхность земли кажется расплавленной массой, огромным кипящим
огненным озером. Наступил день суда и гибели для нечестивых – «день мщения у Господа, год возмездия за Сион» (Исаии 34:8).
Нечестивые получают свое возмездие на земле (см. Притчи 11:31). Они будут «как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф» (Малахии 4:1). Некоторые будут истреблены как бы в одно мгновение, тогда как другие будут мучиться много дней. Все будут наказаны согласно своим делам. Грехи праведных будут возложены на сатану, и он должен будет страдать не только за свое собственное восстание, но и за все те грехи, к которым подстрекал народ Божий. Наказание дьявола будет гораздо больше наказания тех, кого он обманул. После того как будут уничтожены все обольщенные им, он все еще должен будет жить и страдать. В очищающем пламени будут окончательно истреблены все нечестивые – корень и ветви: сатана – корень, а его последователи – ветви. Свершилось полное возмездие Закона; требования справедливости удовлетворены; и небо, и земля провозглашают праведность Иеговы.
Разрушительной работе сатаны навсегда положен конец. В течение шести тысяч лет он действовал по своей воле, наполняя землю горем и Вселенную страданием. Все творение совокупно стенало и мучилось. Теперь все творения Божьи навеки освобождены от присутствия и искушений врага. «Вся земля отдыхает, покоится, (праведник) восклицает от радости» (Исаии 14:7). Возглас хвалы и торжества поднимается от всей верной Вселенной. Слышен «голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель » (Откровение 19:6).
В то время как земля охвачена истребляющим огнем, праведные находятся в безопасности в Святом Городе. Над участниками первого воскресения вторая смерть не имеет власти. В то время как для нечестивых Господь является поедающим огнем, для Своего народа Он – «солнце и щит» (см. Откровение 20:6; Псалтирь 83:11).
«И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откровение 21:1). Огонь, истребляющий безбожников, очищает землю. Устранен всякий след проклятия. Никакой вечно горящий ад не будет напоминать искупленным о страшных последствиях греха.
Останется только один памятный знак: наш Господь всегда будет нести на Себе следы распятия. Единственный след жестокой работы греха останется на Его боку, Его руках и ногах. Взирая на Христа в Его славе, пророк говорит: «От руки Его лучи, и здесь тайник Его силы » (Аввакума 3:4). Его пронзенный бок, откуда текла темно-красная струя, примирившая человека с Богом, – в нем слава Спасителя, здесь «тайник Его силы». Будучи «сильным, чтобы спасать» посредством жертвы искупления, Он был силен совершить правосудие над теми, которые презрели милосердие Божье. И эти знаки унижения – это Его наивысшие почести, и в течение бесконечных столетий вечности голгофские раны будут прославлять Его и проповедовать о Его силе.
«А ты, башня стада, холм дщери Сиона к тебе придет и возвратится прежнее владычество» (Михея 4:8). Настало время, которого с тоской ожидали святые мужи с тех пор, как пламенный меч изгнал первую чету из Едема, время «для искупления удела Его» (Ефесянам 1:14). Земля, первоначально доверенная человеку в качестве его царства, отданная им в руки сатаны и так долго находившаяся во владении этого могущественного врага, вновь возвращена посредством великого Плана спасения. Все, что было потеряно вследствие греха, вновь возвращено. «Ибо так говорит Господь, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее; не напрасно сотворил ее: Он образовал ее для жительства» (Исаии 45:18). Первоначальное намерение Божье при сотворении земли исполнено, так как она превращена в вечное жилище искупленных. «Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек» (Псалтирь 36:29).
Из опасения, чтобы будущее наследие искупленных не казалось слишком материальным,
многие пришли к тому, что начали одухотворять именно те истины, которые прямо говорят нам о новой земле как о нашей будущей родине. Христос заверил Своих учеников, что Он идет, чтобы приготовить обители для них в доме Отца. Те, которые принимают учения Слова Божьего, не будут находиться в полном неведении относительно небесных жилищ, и все же апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Коринфянам 2:9). Человеческий язык не способен описать награду праведных. Это смогут сделать только те, которые увидят ее. Ни один ограниченный разум не в состоянии постигнуть славу рая Божьего
В Библии наследие спасенных названо «отечеством» (см. Евреям 11:14-16). Там Небесный Пастырь водит Свое стадо к источникам воды живой. Там дерево жизни ежемесячно приносит свои плоды, и листья его служат для блага народов. Там вечно текут потоки, чистые, как кристалл, и растущие около них деревья, покачиваясь, бросают свою тень на дороги, приготовленные для искупленных Господа. Там широко расстилающиеся долины мягкой линией переходят в прекрасные холмы, и горы Божьи поднимают свои величественные вершины. И там, в этих мирных долинах, на берегах живых потоков, народ Божий, так долго бывший скитальцем и странником, наконец, обретет дом.
«Тогда народ Мой будет жить в обители мира, и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных». «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою». «И будут строить дома и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел... и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих» (Исаии 32:18; 60:18; 65:21, 22).
Там «возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет, как нарцисс». «Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт». «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет
лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их». «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей», – говорит Господь (Исаии 35:1; 55:13; 11:6, 9).
В небесной атмосфере нет места боли. Там не будет больше слез, похоронных процессий, не будет никаких признаков печали. «Смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни... ибо прежнее прошло» (Откровение 21:4). «Ни один из жителей не скажет: «Я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения» (Исаии 33:24).
Там – Новый Иерусалим, столица прославленной новой земли, «венец славы в руке Господа и царская диадема – на длани Бога твоего» (Исаии 62:3). «Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» (Откровение 21:11). «Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (стих 24). Господь говорит: «И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем» (Исаии 65:19). «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откровение 21:3).
В городе Божьем «ночи не будет». Там никто не будет нуждаться в отдыхе или иметь желание к этому. Исполнение воли Божьей и прославление Его имени не будет вызывать утомления. Мы всегда будем ощущать свежесть никогда не прекращающегося утра. «И не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Откровение 22:5). Вместо солнечного света будет сияние, не ослепительное, но все же во много раз превосходящее полуденный свет. Слава Бога и Агнца немеркнущим светом будет изливаться на Святой Город. И искупленные будут ходить во славе вечного дня, которая исходит не от солнца.
«Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель – храм Его, и Агнец» (Откровение 21:22). Народ Божий будет иметь преимущество открытого, свободного общения с Отцом и Сыном. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно»
(1 Коринфянам 13:12). Мы видим образ Божий отраженным, как в зеркале, в природе и в Его образе действий с людьми, но тогда мы увидим Его лицом к лицу без разделяющей затемненной завесы. Мы будем стоять перед Ним и видеть славу Его лица.
Там искупленные познают так, как и они познаны. Любовь и привязанность, которые Сам Бог насадил в душе человека, там будут проявлены самым чудесным образом и получат дальнейший расцвет. Чистое общение со святыми существами, гармоничная жизнь в обществе блаженных ангелов и верных Божьих всех веков, которые омыли и убелили одежды свои кровью Агнца, святые узы, соединяющие всю семью на небесах и на земле (см. Ефесянам 3:15), – все это будет содействовать блаженству искупленных.
Там бессмертные умы с неутомимым восхищением будут созерцать чудеса творческой силы и тайны искупительной любви. Там не будет жестокого, коварного врага, соблазняющего забыть Бога. Там будет развиваться каждая способность; там будет шириться и возрастать каждое дарование и талант. Приобретаемые знания не приведут к умственному переутомлению или истощению жизненных сил. Там осуществятся самые грандиозные предприятия, самые возвышенные стремления; там найдут свое осуществление самые высокие желания; и все же будут появляться новые, непокоренные вершины, новые чудеса, которыми можно будет долго восхищаться, новые непознанные истины, новые объекты исследования, призывающие в движение все силы разума, души и тела.
Перед искупленным народом Божьим откроются для изучения все сокровища Вселенной. Свободные от смерти, в неутомляющем полете они достигнут далеких миров, миров, которые с такой глубокой душевной болью следили за человеческим горем и самыми радостными гимнами приветствовали обращение каждой души. С невыразимым восторгом дети земли присоединяются к радости и мудрости непавших существ, которые поделятся с ними сокровищами премудрости и знаний, приобретенными ими в течение долгих веков созерцания творческих дел Божьих. Незатуманенным взором они будут созерцать славу творения солнц, звезд и небесных систем, в установленном порядке вращающихся вокруг престола
Божества. На всем творении, от самого малейшего до самого великого, начертано имя Творца, и во всем раскрывается богатство Его силы.
И уходящие годы вечности будут приносить им все более богатые и прекрасные откровения Бога и Христа. По мере увеличения познания будут расти любовь, благоговение и счастье. Чем больше люди будут учиться у Бога, тем больше будет их восхищение Его характером. И когда Иисус откроет перед ними богатства искупления и удивительные достижения в великой борьбе с сатаной, сердца искупленных будут все более пламенеть любовью, и они с еще большей радостью заиграют на золотых арфах, и бесчисленные тысячи голосов сольются в едином могучем пении хвалебного гимна.
«И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откровение 5:13).
Великая борьба закончена. Не существует больше ни греха, ни грешников. Вся Вселенная чиста. Во всем беспредельном творении бьется единый пульс согласия и радости. От Того, Кто создал все, текут потоки жизни, света и радости во все царства безграничного пространства. От мельчайшего атома до величайшей галактики, все живое и неживое возвещает в своей ничем не омрачаемой красе и совершенной радости: «Бог есть любовь»
Взоры всех в этом огромном множестве обращены на славу Сына Божьего, и толпы нечестивых в один голос восклицают: «Благословен Грядый во имя Господне » (Ев. Луки 13:35). Но не любовью к Иисусу вызвано это восклицание. Сила истины срывает с их уст эти невольные слова. Нечестивые выходят из своих могил с той же враждебностью ко Христу и с тем же духом возмущения, с которыми они сошли туда. Им больше не будет дано время благодати для исправления ошибок их прошлой жизни. Этим ничего не было бы достигнуто. Жизнь, полная беззакония, не смягчила их сердец. Если бы им было предоставлено повторное время благодати, оно было бы проведено, как и первое, в нарушении заповедей Божьих и в восстании против Него.
Христос сходит на Елеонскую гору, откуда Он вознесся после Своего воскресения и где ангелы повторили обетование Его возвращения. Пророк говорит: «И придет Господь Бог мой
и все святые с Ним». «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская... весьма большою долиною». «И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его – едино» (Захарии 14:5, 4, 9). Затем в своем ослепительном блеске с неба сходит новый Иерусалим. Он опускается на очищенное и приготовленное для встречи место, и Христос вместе со Своим народом и ангелами входит в этот Святой Город.
Теперь сатана готовится к последней великой битве за свое господство. Лишенный власти и отстраненный от дела обольщения, князь зла тысячу лет находился в жалком и подавленном состоянии; однако, как только воскресают нечестивые и он видит такое огромное множество на своей стороне, надежда его оживает, и он твердо решает не сдаваться в великой борьбе. Он хочет собрать все эти полчища погибших под свое знамя и попытаться вместе с ними осуществить свои планы. Нечестивые являются пленниками сатаны. Отвергнув Христа, они согласились на господство мятежного предводителя. Они готовы принимать его предложения и исполнять его приказы. Однако, оставаясь верным своей прежней хитрости, он не признается, что является сатаной. Он выдает себя за князя, законного владельца мира, наследство которого было незаконным образом отнято, и представляется своим обманутым подданным как освободитель, заверяя их, что это его сила подняла их из могил и что он теперь намеревается освободить их от жесточайшей тирании. В отсутствии Христа сатана начинает творить чудеса, чтобы подтвердить свои претензии, – слабых делает сильными, вдохновляя всех своим духом и энергией. Сатана предлагает им атаковать стан святых и завладеть Городом Божьим. С дьявольским торжеством он обращает их внимание на несметные миллионы воскресших из мертвых и заявляет, что он, в качестве их командира, в состоянии завоевать город и вернуть свой трон и свое царство.
Среди этого великого множества находятся и допотопные долгожители, люди исполинского телосложения и могучего интеллекта, которые, подчинившись власти злых ангелов, посвятили все свои знания и дарования возвышению самих себя; мужи, чьи удивительные произведения искусства побудили мир к обоготворению их талантов, но своей жестокостью и злыми изобретениями они осквернили землю, исказили образ Божий и побудили Господа стереть их с лица земли. Здесь цари и полководцы, завоеватели народов, храбрые мужи, не знавшие поражения ни в одном сражении, гордые и честолюбивые воины, одно приближение которых потрясало царства. Смерть не изменила их: выйдя из могил, они продолжают думать о том, что волновало их перед смертью. Ими движет та же страсть, с какой они умерли, – страсть к завоеваниям.
Сатана советуется со своими ангелами, а затем и с этими царями, завоевателями и могучими мужами. Сознавая свою силу и численное превосходство, они заявляют, что за стенами города располагается сравнительно небольшая армия и что они вполне могут ее одолеть. Они разрабатывают план, как овладеть богатствами и славой нового Иерусалима. Все тотчас же начинают готовиться к битве. Одаренные конструкторы заняты изготовлением военного снаряжения. Военачальники, прославившиеся своими успехами, формируют из способных к войне мужей батальоны и полки.
Наконец, отдается приказ к наступлению, и бесчисленные полчища движутся вперед – армия, никогда ранее не мобилизованная земными завоевателями, армия, с которой никогда не могли бы сравниться объединенные силы всех столетий с тех пор, как начались на земле войны. Сатана, могущественнейший из воинов, идет впереди, и его ангелы объединили все свои силы для этого последнего боя. Цари и воины находятся в свите сатаны, а массы народа следуют большими подразделениями, каждое во главе со своим назначенным командиром. С военной точностью тесные ряды продвигаются по разбитой, неровной поверхности земли к Граду Божьему. По повелению Иисуса ворота Нового Иерусалима закрываются, и полчища сатаны окружают город, готовясь к нападению.
Теперь Христос снова появляется перед лицом Своих врагов. Высоко над городом, на основании из сверкающего золота находится величественный и возвышенный престол. На нем сидит Сын Божий, окруженный подданными Его царства. Ни один язык, ни одно перо не в состоянии описать могущество и величие Христа. Слава вечного Отца окружает Его Сына. Свет Его присутствия наполняет собой Город Божий и изливается за ворота, освещая всю землю своим лучезарным сиянием.
Ближе всех к престолу стоят те, которые однажды ревностно содействовали делам сатаны, но которые, подобно головне, выхваченной из огня, с глубокой и искренней преданностью последовали за своим Спасителем. За ними стоят те, которые среди обмана и неверия совершенствовали свой христианский характер, которые чтили Закон Божий, в то время как христианский мир объявил его ничтожным и недействительным, а также миллионы людей из всех столетий, претерпевшие мученическую смерть ради своей веры. Кроме них здесь находится «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков», стоящих «пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откровение 7:9). Их борьба окончена, победа одержана. Они выиграли бег на ристалище и достойны награды. Пальмовые ветви в их руках служат символом их торжества, а белые одеяния – эмблемой незапятнанной праведности Христа, которая теперь стала и их праведностью.
Из уст искупленных раздается песнь хвалы, которая несется под небесными сводами: «Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу » (стих 10). И ангелы, и серафимы сливаются своими голосами в поклонении. Когда искупленные увидят силу и злобу сатаны, они, как никогда раньше, поймут, что никакая сила, кроме силы Христа, не могла бы сделать их победителями. Во всем этом ослепительном множестве нет никого, кто приписывал бы спасение самому себе, считая, что он победил своей собственной силой и добротой. Ничего не говорится о том, что они сделали или перенесли, но главным содержанием каждой песни, основным тоном каждого гимна является: «Спасение Богу нашему и Агнцу»
В присутствии собравшихся жителей земли и неба состоится окончательная коронация Сына Божьего. И теперь, облеченный наивысшим величием и властью, Царь царей произносит приговор над мятежниками, восставшими против Его правления, и совершает правосудие над теми, кто нарушал Его Закон и угнетал Его народ. Пророк Божий говорит: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откровение 20:11, 12).
Как только откроются книги записей и глаза Иисуса обратятся на безбожников, в них пробудится сознание каждого совершенного ими греха. Они увидят во всей ясности, где их ноги уклонились от пути чистоты и святости, и как гордость и возмущение привели их к нарушению Закона Божьего. Обольстительные искушения, которым они уступали, потворствуя греху, злоупотребление благословениями, презрение к вестникам Божьим, отвергнутые предостережения, волны милосердия, отклоненные их своенравным, не готовым к раскаянию сердцем, – все предстанет перед ними, как бы написанное огненными буквами.
Над престолом появляется крест, и как в панораме проходят сцены искушения и падения Адама и последовательные шаги в великом Плане спасения. Скромное рождение Спасителя; Его юность, проведенная в простоте и послушании; Его крещение в Иордане; пост и искушение в пустыне; Его публичное служение, раскрывающее перед людьми драгоценные благословения Неба; дни, увенчанные делами любви и милосердия, и ночи молитвы и бодрствования в уединенности гор; заговоры завистливых, злобных и исполненных ненависти людей в отплату за Его благодеяния; ужасная, таинственная агония в Гефсимании под давящим бременем грехов всего мира; предательство Его в руки кровожадной
толпы; страшные события той ужасной ночи, когда Его, несопротивляющегося узника, оставленного Своими самыми близкими учениками, грубо пиная, влачили по улицам Иерусалима; Сын Божий, приведенный торжествующими людьми к Анне, поставленный перед судом во дворце первосвященника, в судебном зале Пилата и перед трусливым и жестоким Иродом, осмеянный, оскорбленный, измученный и, наконец, осужденный на смерть – все это заново представлено всем.
И затем перед трепещущим множеством открываются заключительные сцены: терпеливый Страдалец идет к Голгофе; Князь Неба висит на кресте; надменные священники и насмешливая чернь издеваются над Его предсмертными муками; сверхъестественная тьма, землетрясение, треснувшие скалы, отверстые могилы, ознаменовавшие собой момент, когда Искупитель мира отдал Свою жизнь.
Это ужасное зрелище показано во всей своей подлинности. Сатана, его ангелы и подданные не имеют силы отвернуться от картины, принадлежащей их собственной кисти. И каждый участник вспоминает ту роль, которую он сыграл в этих событиях. Ирод, по приказу которого были убиты невинные младенцы Вифлеема, мечтавший таким путем погубить и Царя Израиля; подлая Иродиада, чья виновная душа запятнана кровью Иоанна Крестителя; Пилат, слабый раб обстоятельств; насмехающиеся солдаты; священники, начальники и обезумевшая толпа, кричащая: «Кровь Его на нас и на детях наших », – все они видят чудовищность своей вины. И теперь они тщетно пытаются укрыться от Божественного величия Его лица, превосходящего своим сиянием великолепие солнца, в то время как искупленные повергают свои венцы к ногам Спасителя, восклицая: «Он умер за меня»
Среди сонма искупленных находятся апостолы Христа. Здесь доблестный Павел, пламенный Петр, любящий и любимый Иоанн и их прямодушные собратья, и вместе с ними огромное множество мучеников, в то время как за стенами вместе со всем низким и отвратительным находятся те, которые преследовали, заключали в тюрьмы и убивали их. Там Нерон – чудовище жестокости и порока. Он видит теперь радость и возвышение тех, кого он некогда истязал, и в невыносимых муках которых он находил сатанинское наслаждение. Его мать тоже там, чтобы осознать последствия
своего воспитания, чтобы видеть, как злые черты характера, переданные ею сыну, и страсти, подкрепленные и развитые посредством ее влияния и примера, принесли плоды в преступлениях, приведших в содрогание мир.
Там находятся папские священники и прелаты, которые утверждали, что являются посланниками Христа, но применяли пытки, темницы и костер, чтобы господствовать над совестью Его народа. Там высокомерные папы, которые поставили себя выше Бога и осмелились изменить Закон Всевышнего. Эти так называемые «отцы» церкви должны будут дать отчет перед Богом, от которого они с радостью бы уклонились. Слишком поздно они понимают, что Всеведущий Бог является ревнителем Своего Закона, и что Он ни в коем случае не оставит виновных без наказания. Теперь они видят, что Христос ставит благо Своего народа наравне со Своим Собственным, и сознают силу Его слов: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Ев. от Матфея 25:40).
Весь грешный мир стоит перед судом Божьим, обвиняемый в измене Правительству Неба. Нет никого, кто мог бы защитить их дело; для них нет оправдания, и над ними выносится приговор вечной смерти.
Теперь для всех становится очевидным, что возмездие за грех – это не благородная независимость и вечная жизнь, а рабство, разрушение и смерть. Безбожники видят, чего они лишились вследствие своей мятежной жизни. Они с презрением отнеслись к вечной славе, предлагаемой им, но какой желанной она кажется им теперь «Все это, – вопиет погибшая душа, – я мог бы иметь, но предпочел оттолкнуть от себя. О, странное ослепление Я променял мир, счастье и честь на бедствие, бесчестие и отчаяние» Все убедятся в справедливости исключения их из неба. Своей жизнью они заявили: «Не хотим, чтоб он (Иисус) царствовал над нами» (Ев. от Луки 19:14).
Как зачарованные, нечестивые смотрят на коронацию Сына Божьего. Они видят в Его руках скрижали Божественного Закона, постановления, которые они презирали и
нарушали. Они слышат голоса искупленных, полные изумления, восторга и обожания, и в то время, как волны прекраснейших звуков разливаются над множеством людей, за воротами города все в один голос восклицают: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель праведны и истинны пути Твои, Царь святых» (Откровение 15:3) – и, падая на землю, поклоняются Князю жизни.
При виде славы и величия Христа сатана стоит, словно парализованный. Тот, который некогда был осеняющим херувимом, вспоминает, откуда он ниспал. Сияющий серафим, «сын зари», как ты изменился, как ты деградировал Он навсегда исключен из Совета, где когда-то пользовался уважением. Теперь Он видит другого, стоящим перед Отцом и осеняющим Его славу. Он видит, как ангел величественной осанки и вида возлагает на голову Христа корону, и знает, что эта высокая честь могла бы принадлежать ему.
Он вспоминает родину своей непорочности и чистоты, мир и счастье, принадлежавшие ему до тех пор, пока он не начал роптать против Бога и завидовать Христу. С какой поразительной отчетливостью он вспоминает свои обвинения, восстание, всевозможные хитрые уловки, к которым прибегал, чтобы завоевать симпатию и поддержку ангелов, вспоминает свое своенравное упрямство в нежелании приложить усилия для своего спасения, когда Бог обещал ему прощение. Он вспоминает свою работу среди людей и ее последствия: вражду человека против своих ближних, ужасный разлад в жизни, возникновение и падение царств, свержение престолов и длинный ряд мятежей, войн и революций. Сатана вспоминает свои постоянные старания противодействовать работе Христа и вести человека ко все более глубокому падению. Он видит, что его адские замыслы уничтожить тех, кто надеялся на Иисуса, оказались бессильными. И, оглядываясь на свое царство, на плоды своей работы, сатана видит только неудачу и разорение. Он склонил это множество народа поверить тому, что они легко смогут овладеть Городом Божьим, но сам хорошо знает, что это ложь. Вновь и вновь дьявол терпел поражение в этой великой борьбе и был вынужден отступить. Ему слишком хорошо известны сила и величие Вечного.
Великий мятежник всегда стремился оправдать самого себя и возложить ответственность за восстание на Божественное правление. Для этой цели он отдавал всю силу своего исполинского разума, работал предусмотрительно, систематически и с великолепным успехом, побуждая огромные массы людей принимать его толкование этой так долго продолжающейся борьбы. На протяжении тысячелетий этот мастер всех заговоров выдавал ложь за истину. Но теперь пришло время, когда его восстанию должен быть положен конец, история и характер сатаны должны быть разоблачены. Этот великий обманщик полностью разоблачен в своем последнем усилии лишить Христа престола, уничтожить Его народ и завладеть Городом Божьим. Его союзники видят полнейший провал его дела. Последователи Христа и верные ангелы видят в полном объеме козни сатаны против правления Божьего. Он является объектом отвращения для всей Вселенной.
Сатана понимает, что его своевольное восстание сделало его непригодным для неба. Он отдал все свои силы на борьбу против Бога; чистота, мир и царящая на небе гармония были бы для него наивысшей мукой. Его обвинения против милосердия и справедливости Божьей теперь умолкают. Упрек, который он пытался бросить Иегове, теперь полностью ложится на него самого. И вот, сатана преклоняется и признает справедливость своего осуждения.
«Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся перед Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откровение 15:4). Теперь становится ясным каждый вопрос истины и заблуждения в этой долго продолжавшейся борьбе. Перед всеми сотворенными разумными существами открываются последствия восстания, результаты устранения Божественных предписаний. Вся Вселенная видит разницу между правлением сатаны и правлением Божьим. Сатана осужден своими собственными делами. Божья мудрость, справедливость и благость полностью оправданы. Теперь каждому понятно, что во всех Своих действиях в этой великой борьбе Бог преследовал
цель вечного блага для Своего народа, а также для всех сотворенных Им миров. «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои» (Псалтирь 144:10). История греха во всю вечность будет свидетельствовать о том, что счастье всех сотворенных Богом существ неразрывно связано с Законом Божьим. Перед лицом всех фактов великой борьбы вся Вселенная, как верные, так и мятежники, единогласно объявят: «Праведны и истинны пути Твои, Царь святых »
Перед всей Вселенной ясно представлена великая жертва, принесенная Отцом и Сыном ради человечества. Пришел час, когда Христос должен занять подобающее Ему место и быть прославленным превыше всех начальств, властей и всякого существующего под небом имени. Ради предлежащей Ему радости – привести многих сынов в славу – Он претерпел крест, пренебрегши посрамлением. И хотя непостижимо велики были страдания и позор, все же радость и слава еще больше. Иисус смотрит на искупленных, обновленных по Его собственному образу и видит, что на сердце каждого из них лежит совершенная печать Божества, и лицо каждого отражает образ их Царя. Он видит в них успех подвига души Своей, и Он доволен. Затем Христос говорит голосом, достигающим слуха всех собранных праведных и нечестивых: «Вот, прибыль от Моей крови За них Я страдал, за них Я умер, чтобы они были вместе со Мной на веки и веки». И голоса всех искупленных, стоящих вокруг престола в белых одеждах, сливаются в хвалебном гимне: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откровение 5:12).
Хотя сатана и вынужден признать справедливость Бога и преклониться перед верховной властью Христа, но характер его остается прежним. Дух возмущения опять прорывается, подобно могучему потоку. Исполненный ярости он решает продолжить великую борьбу. Момент последней отчаянной схватки с Небесным Царем настал.
Он бросается в середину собранного множества своих подданных, пытаясь воодушевить их своей собственной яростью и подбодрить к немедленному сражению. Но из всех несметных миллионов людей, совращенных им к мятежу, никто теперь не признает его господства. Его власти пришел конец. Нечестивые исполнены той же ненависти к Богу, что и сатана, но они видят, что их дело безнадежно, что они не могут устоять против Иеговы. Их ярость разгорается против сатаны и тех, которые были его орудиями в обмане, и с бешенством демонов они набрасываются на них.
Господь говорит: «Так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божьим, вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой; низведут тебя в могилу». «Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божьей, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней... Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор... Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя... Ты сделаешься ужасом; и не будет тебя во веки» (Иезекииля 28:6-8, 16-19).
«Всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню» (Исаии 9:5). «Гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание» (Исаии 34:2). «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши» (Псалтирь 10:6). Огонь от Бога ниспадает с неба. Земля разверзается, и скрытое в ее глубинах оружие извлекается. Из всех зияющих бездн выходит поедающее пламя. Горят даже скалы. Пришел день, пылающий как печь (см. Малахии 4:1). Стихии и земля расплавляются от пылающего жара, и все дела на ней сгорают (см. 2 Петра 3:10). Поверхность земли кажется расплавленной массой, огромным кипящим
огненным озером. Наступил день суда и гибели для нечестивых – «день мщения у Господа, год возмездия за Сион» (Исаии 34:8).
Нечестивые получают свое возмездие на земле (см. Притчи 11:31). Они будут «как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф» (Малахии 4:1). Некоторые будут истреблены как бы в одно мгновение, тогда как другие будут мучиться много дней. Все будут наказаны согласно своим делам. Грехи праведных будут возложены на сатану, и он должен будет страдать не только за свое собственное восстание, но и за все те грехи, к которым подстрекал народ Божий. Наказание дьявола будет гораздо больше наказания тех, кого он обманул. После того как будут уничтожены все обольщенные им, он все еще должен будет жить и страдать. В очищающем пламени будут окончательно истреблены все нечестивые – корень и ветви: сатана – корень, а его последователи – ветви. Свершилось полное возмездие Закона; требования справедливости удовлетворены; и небо, и земля провозглашают праведность Иеговы.
Разрушительной работе сатаны навсегда положен конец. В течение шести тысяч лет он действовал по своей воле, наполняя землю горем и Вселенную страданием. Все творение совокупно стенало и мучилось. Теперь все творения Божьи навеки освобождены от присутствия и искушений врага. «Вся земля отдыхает, покоится, (праведник) восклицает от радости» (Исаии 14:7). Возглас хвалы и торжества поднимается от всей верной Вселенной. Слышен «голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель » (Откровение 19:6).
В то время как земля охвачена истребляющим огнем, праведные находятся в безопасности в Святом Городе. Над участниками первого воскресения вторая смерть не имеет власти. В то время как для нечестивых Господь является поедающим огнем, для Своего народа Он – «солнце и щит» (см. Откровение 20:6; Псалтирь 83:11).
«И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откровение 21:1). Огонь, истребляющий безбожников, очищает землю. Устранен всякий след проклятия. Никакой вечно горящий ад не будет напоминать искупленным о страшных последствиях греха.
Останется только один памятный знак: наш Господь всегда будет нести на Себе следы распятия. Единственный след жестокой работы греха останется на Его боку, Его руках и ногах. Взирая на Христа в Его славе, пророк говорит: «От руки Его лучи, и здесь тайник Его силы » (Аввакума 3:4). Его пронзенный бок, откуда текла темно-красная струя, примирившая человека с Богом, – в нем слава Спасителя, здесь «тайник Его силы». Будучи «сильным, чтобы спасать» посредством жертвы искупления, Он был силен совершить правосудие над теми, которые презрели милосердие Божье. И эти знаки унижения – это Его наивысшие почести, и в течение бесконечных столетий вечности голгофские раны будут прославлять Его и проповедовать о Его силе.
«А ты, башня стада, холм дщери Сиона к тебе придет и возвратится прежнее владычество» (Михея 4:8). Настало время, которого с тоской ожидали святые мужи с тех пор, как пламенный меч изгнал первую чету из Едема, время «для искупления удела Его» (Ефесянам 1:14). Земля, первоначально доверенная человеку в качестве его царства, отданная им в руки сатаны и так долго находившаяся во владении этого могущественного врага, вновь возвращена посредством великого Плана спасения. Все, что было потеряно вследствие греха, вновь возвращено. «Ибо так говорит Господь, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее; не напрасно сотворил ее: Он образовал ее для жительства» (Исаии 45:18). Первоначальное намерение Божье при сотворении земли исполнено, так как она превращена в вечное жилище искупленных. «Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек» (Псалтирь 36:29).
Из опасения, чтобы будущее наследие искупленных не казалось слишком материальным,
многие пришли к тому, что начали одухотворять именно те истины, которые прямо говорят нам о новой земле как о нашей будущей родине. Христос заверил Своих учеников, что Он идет, чтобы приготовить обители для них в доме Отца. Те, которые принимают учения Слова Божьего, не будут находиться в полном неведении относительно небесных жилищ, и все же апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Коринфянам 2:9). Человеческий язык не способен описать награду праведных. Это смогут сделать только те, которые увидят ее. Ни один ограниченный разум не в состоянии постигнуть славу рая Божьего
В Библии наследие спасенных названо «отечеством» (см. Евреям 11:14-16). Там Небесный Пастырь водит Свое стадо к источникам воды живой. Там дерево жизни ежемесячно приносит свои плоды, и листья его служат для блага народов. Там вечно текут потоки, чистые, как кристалл, и растущие около них деревья, покачиваясь, бросают свою тень на дороги, приготовленные для искупленных Господа. Там широко расстилающиеся долины мягкой линией переходят в прекрасные холмы, и горы Божьи поднимают свои величественные вершины. И там, в этих мирных долинах, на берегах живых потоков, народ Божий, так долго бывший скитальцем и странником, наконец, обретет дом.
«Тогда народ Мой будет жить в обители мира, и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных». «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою». «И будут строить дома и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел... и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих» (Исаии 32:18; 60:18; 65:21, 22).
Там «возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет, как нарцисс». «Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт». «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет
лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их». «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей», – говорит Господь (Исаии 35:1; 55:13; 11:6, 9).
В небесной атмосфере нет места боли. Там не будет больше слез, похоронных процессий, не будет никаких признаков печали. «Смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни... ибо прежнее прошло» (Откровение 21:4). «Ни один из жителей не скажет: «Я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения» (Исаии 33:24).
Там – Новый Иерусалим, столица прославленной новой земли, «венец славы в руке Господа и царская диадема – на длани Бога твоего» (Исаии 62:3). «Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» (Откровение 21:11). «Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (стих 24). Господь говорит: «И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем» (Исаии 65:19). «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откровение 21:3).
В городе Божьем «ночи не будет». Там никто не будет нуждаться в отдыхе или иметь желание к этому. Исполнение воли Божьей и прославление Его имени не будет вызывать утомления. Мы всегда будем ощущать свежесть никогда не прекращающегося утра. «И не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Откровение 22:5). Вместо солнечного света будет сияние, не ослепительное, но все же во много раз превосходящее полуденный свет. Слава Бога и Агнца немеркнущим светом будет изливаться на Святой Город. И искупленные будут ходить во славе вечного дня, которая исходит не от солнца.
«Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель – храм Его, и Агнец» (Откровение 21:22). Народ Божий будет иметь преимущество открытого, свободного общения с Отцом и Сыном. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно»
(1 Коринфянам 13:12). Мы видим образ Божий отраженным, как в зеркале, в природе и в Его образе действий с людьми, но тогда мы увидим Его лицом к лицу без разделяющей затемненной завесы. Мы будем стоять перед Ним и видеть славу Его лица.
Там искупленные познают так, как и они познаны. Любовь и привязанность, которые Сам Бог насадил в душе человека, там будут проявлены самым чудесным образом и получат дальнейший расцвет. Чистое общение со святыми существами, гармоничная жизнь в обществе блаженных ангелов и верных Божьих всех веков, которые омыли и убелили одежды свои кровью Агнца, святые узы, соединяющие всю семью на небесах и на земле (см. Ефесянам 3:15), – все это будет содействовать блаженству искупленных.
Там бессмертные умы с неутомимым восхищением будут созерцать чудеса творческой силы и тайны искупительной любви. Там не будет жестокого, коварного врага, соблазняющего забыть Бога. Там будет развиваться каждая способность; там будет шириться и возрастать каждое дарование и талант. Приобретаемые знания не приведут к умственному переутомлению или истощению жизненных сил. Там осуществятся самые грандиозные предприятия, самые возвышенные стремления; там найдут свое осуществление самые высокие желания; и все же будут появляться новые, непокоренные вершины, новые чудеса, которыми можно будет долго восхищаться, новые непознанные истины, новые объекты исследования, призывающие в движение все силы разума, души и тела.
Перед искупленным народом Божьим откроются для изучения все сокровища Вселенной. Свободные от смерти, в неутомляющем полете они достигнут далеких миров, миров, которые с такой глубокой душевной болью следили за человеческим горем и самыми радостными гимнами приветствовали обращение каждой души. С невыразимым восторгом дети земли присоединяются к радости и мудрости непавших существ, которые поделятся с ними сокровищами премудрости и знаний, приобретенными ими в течение долгих веков созерцания творческих дел Божьих. Незатуманенным взором они будут созерцать славу творения солнц, звезд и небесных систем, в установленном порядке вращающихся вокруг престола
Божества. На всем творении, от самого малейшего до самого великого, начертано имя Творца, и во всем раскрывается богатство Его силы.
И уходящие годы вечности будут приносить им все более богатые и прекрасные откровения Бога и Христа. По мере увеличения познания будут расти любовь, благоговение и счастье. Чем больше люди будут учиться у Бога, тем больше будет их восхищение Его характером. И когда Иисус откроет перед ними богатства искупления и удивительные достижения в великой борьбе с сатаной, сердца искупленных будут все более пламенеть любовью, и они с еще большей радостью заиграют на золотых арфах, и бесчисленные тысячи голосов сольются в едином могучем пении хвалебного гимна.
«И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откровение 5:13).
Великая борьба закончена. Не существует больше ни греха, ни грешников. Вся Вселенная чиста. Во всем беспредельном творении бьется единый пульс согласия и радости. От Того, Кто создал все, текут потоки жизни, света и радости во все царства безграничного пространства. От мельчайшего атома до величайшей галактики, все живое и неживое возвещает в своей ничем не омрачаемой красе и совершенной радости: «Бог есть любовь»
Обсуждения XIV. Завершение великой борьбы
Господь наш.
Сказал наш Бог слова такие.
Я есть и буду вечность я.
Единый я Господь миров.
Вселенной я Творец.
Создатель я людей всего я суть.
Я Бог любви и милосердия.
Я есть Творец и свет всего.
Я дух святой я Истина.
Единый я Господь я мощь и сила.
И ангелы ответили ему.
Хранители мы ибо есть.
Все знающий все видящий.
Объемлющий добро дающий.
Единый вечный наш.
Дающий жизнь нам всем.
Един единый он единства.
И сила мощь его хвала тебе.
Наш справедливый наш свет.
Господь и Милосердия.
Святой младенец
Начертано звездой один Младенец.
От матери Святой и чистой.
Да непорочной Девы чудесный Сын.
Он послан был возвестить о Боге.
Единого Творца.
Он истины Посланец.
Слов непорочных смысл.
Единого Творца единой воли.
Заветом данный книгою Святой.
Он послан был возвестить об искупление.
Божественных чудес знамений светлых.
Он призывал к добру и к Богу.
И людям объяснял Писание.
Он говорил что ближнего Любя.
Полюбишь Бога.
Людей не бей и не гони Пророка.
Чужого не бери не лги и не воруй.
Да уважаете людей хороших.
И людям помогать не забываете.
Да главное вы верти в Бога.
Бог любит тех кто любит и его.