Три с половиной тысячи лет назад величайшему из пророков Моисею было дано откровение на горе Синай, в результате которого он в одно мгновение получил от Всевышнего Учение, составившее основу всех монотеистических религий мира. Моисей узнал абсолютно все о Боге и Мире. Меньшая часть его великого знания, доступная большинству, была записана и получила название Торы, Ветхого Завета, Библии, Книги. А особая, тайная часть, посвященная процессу Творения мира и устройству духовных миров, стала передаваться устно и получила название Каббалы. По сути, Каббала представляет собой мистическую часть иудаизма, Сокровенное, Нистар, самое эзотерическое учение на свете.
Учение Каббалы исходит из идеи сокровенного неизреченного Божества, которое, будучи выше всякого рода определений, может быть названо только Бесконечное или Ничто. Чтобы дать в себе место конечному существованию, Бог должен себя ограничить. Самоограничения или самоопределения Абсолютного и дают в нем место различным мирам. Эти самоограничения не изменяют Неизреченного в нем самом, но дают ему возможность проявляться, то есть существовать не только для себя, но и для другого.
Первоначальное основание или условие для другого, по представлениям каббалы, есть то пустое место, которое образуется внутри Абсолютного в результате его самоограничения или стягивания. Благодаря этой пустоте бесконечный Божественный свет получает возможность эманации, лучеиспускания. Это не физический, а умопостигаемый, духовный свет, а его первоначальные лучи – тридцать два пути премудрости, основные формы любого Бытия, представляющие собой десять цифр и двадцать две буквы священного языка иврита, из которых каждой соответствует особое имя Божье. Как посредством десяти цифр можно исчислить все, а двадцати двух букв достаточно, чтобы написать всевозможные слова и книги, так и неизреченное Божество посредством тридцати двух путей открывает всю свою Бесконечность.
Каббалисты полагают, что даже форма еврейских букв неслучайна, не обусловлена общественным договором, а отражает их внутреннюю сущность, их душу. Тоненькие иголочки на их концах, их " короны" – все это отражение определенных духовных понятий. И в основе каждой буквы – свет, сияние, исходящие из ее сущности и последовательно достигающий земли. Каждая буква как величественный дворец, заключающий в себе духовную концепцию. Каббалисты учат, что сверхъестественные миры были сотворены благодаря комбинациям букв иврита, и здесь, в нижнем мире, все живет благодаря своему имени.
Существует тридцать два принципа толкования Книги, среди них различные виды подсчетов числовых значений слов, так называемые гематрии, перестановки букв и слогов, акростихи различные, замены букв. Еврейские буквы дают много способов понять Книгу. В ней не выделены ни концы, ни начала предложений, нет гласных букв, отсутствует пунктуация. Она дана в таком виде, что, группируя буквы все новыми и новыми способами, можно найти новые смыслы помимо тех, что указаны установленным разбиением.
Каббалисты, интерпретируя тайные смыслы Книги, обычно поднимаются по следующим ступеням: воспринимают явный смысл написанного, затем нюансы, намеки, затем делается числовой анализ слов, затем исследуется форма букв.
Но даже знание методов анализа Книги ничего не дает духовно не подготовленному, истинные открытия совершаются лучшими из лучших, а пытающийся изучать ее лишь из любопытства или в надежде снискать славу, может пожалеть об этом.
И если постижение настоящих глубин Книги требует особого духовного и физического очищения, то числовой анализ текста доступен каждому, знающему иврит. Гематрия, эта простейшая арифметика Книги, воспринимается как прекрасная увлекательная игра, конец которой всегда удивителен и приносит новое знание, откровение.
Книга безмерна, больше земли и шире моря, отомкнуть ее запертые двери и расшифровать ее бесчисленные коды в надежде приблизиться к царствию Божию – цель, к которой продолжают стремиться каббалисты. Шестьсот тысяч букв Книги, количество которых совпадает с числом евреев, ожидающих Моисея у подножия горы Синай, складываясь в бесконечное число всевозможных сочетаний, хранят, как полагают каббалисты, всю мудрость мира, доступную только достойнейшим.
Если материальный мир в какой-то степени можно проанализировать и изучить, то духовный мир очень близок к непостижимому Творцу, к Единому. Поэтому его познание всегда условно и приблизительно, ограничено человеческим ничтожеством.
Углубленное же изучение множественных духовных миров, приводящее к осознанию человеком Единства мира, таит в себе огромную опасность, ибо стираются при этом границы между Низом и Верхом, Левым и Правым, Добром и Злом. Вот почему Каббалу должно изучать только с учителем, наставником, и только индивидуально.
Каббала и означает – "передача и получение"; учитель передает, ученик получает. Ибо в Книге написано: "Не излагаются дела о началах в присутствии двух…" Этот общепринятый порядок изучения каббалы существовал всегда, даже после того, как величайший каббалист раби Акива позволил своему ученику раби Шимону бар Йохаю записать отдельные положения Каббалы в виде книги "Зогар".
Однако появление этой книги и некоторых последующих не изменило порядка: каббала изучается только в тех случаях, когда учитель достиг такого уровня знаний, что может их передать, а ученик – такого уровня духовного совершенства – что может их принять.
Начальным возрастом для изучения Каббалы считается сорокалетие. Именно в этом возрасте духовный потенциал человека достигает нужного уровня, хотя далеко не у всех. Минимальный начальный уровень ученика – многолетнее серьезное изучение Книги, соблюдение всех ее заповедей, любовь к Всевышнему.
Однако постижение Каббалы и знакомство с ее понятиями – разные вещи. Второе может пробудить ум и духовный потенциал, вызвать человека ко второй жизни, показать, что в мире есть Неведомое, но не открывает Его. И даже такое знакомство может стать опасным, в этом следует отдавать себе отчет.
Каббалу разделяют на умозрительную и прикладную. Умозрительная Каббала состоит из двух главных частей: Маасэ берешит, учения о мире, космогонии, и Маасэ меркаба, учения о Боге, теософии.
Связь между умозрительною и прикладной каббалой определяется общим для обеих признанием мистического смысла букв и слов Книги. Относясь к ней как к шифрованному тексту и применяя различные методы расшифровки, можно не только постигнуть удивительные и тайные смыслы сказанного Богом, но и повлиять на происходящее на земле. Именно таким путем узнают Сокровенное и предсказывают Будущее, меняют ход событий. Прикладная Каббала является и вспомогательным средством для очищения душ.
Простейшей частью прикладной Каббалы является магия, осуществляющая чудеса через целесообразное употребление имен Божьих. Полагают, что именно так еврейские, чудотворцы, цадики, творили чудеса, исцеляли больных, предсказывали будущее. Магия может все в нашем физическом мире, но ее возможности ничто в мирах духовных. Она настолько же проще умозрительной каббалы, насколько умение считать проще высшей математики.
Обусловленная лучами божественной премудрости, конкретная Вселенная представляет различные степени удаления Божественного света от его первоисточника. В непосредственной близости и совершенном единстве с Богом находится Мир Сияний. Далее идут Мир Творения, т.е. область творческих идей и живущих ими чистых духов, Мир Создания, область душ или живых существ, и Мир Делания, сфера материальных явлений, наш видимый физический мир. Эти миры не разделены между собой внешним образом, а включены друг в друга подобно концентрическим сферам. Низшие миры реализуют то, что идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, принимая влияния из божественного источника, передают их низшим, служа сосудами или каналами Благодати.
Важнейшей каббалистической категорией, фундаментальной идеей являются "корни". Корнями всего созданного, нематериального (духовного) и физического, являются действия Всевышнего. Место корней между существованием Всевышнего, являющегося корнем всех миров, и той видимой частью Творения, в которую мы помещены. Каждый объект, с которым мы в жизни непосредственно связаны, имеет духовный прообраз в тех корнях.
Для любого существа, созданного в мире нижнем, отыщутся наверху отдельные силы, из которых по определенной цепочке, в определенной последовательности, назначенной Высшей Мудростью, выходит данное существо, оно само и его свойства. Эти силы и есть корни всех существ мира нижнего, а существа нижнего мира – ветви и производные тех сил, и одни с другими (верхние и нижние) соединены, как звенья в цепи.
Началом всех творений являются трансцендентные силы, и именно из них развиваются материальные объекты. И материальные вещи во всех своих деталях соответствуют тому, что переходит на них из высших сил во всех их аспектах, и нет большого или малого в материальных вещах, не имеющего причины и корня в каком-нибудь аспекте трансцендентных сил.
Корни - это силы, которые создал Творец и поместил вне Себя. Эти силы - составная часть мира, от которого Он решил Себя скрыть. В соответствии с этими силами, связями, определенными между ними, и границами, установленными для них, будет и то, что возникает из них в результате нисхождения по закону спуска, установленному волей Творца. И, в соответствии с тем, что нового возникает в них, также возникает новое в физическом мире. И Господь надзирает над всем этим в порядке создания, а именно - сначала над трансцендентными силами, а затем и над всем, что происходит из них.
Корни и ветви связаны сложным образом, и из мира нижнего можно определенными действиями поменять соотношение высших сил, а через них – и реальность.
Еще до сотворения мира существовал замысел Творца, план, проект будущего мироустройства, и это была Книга. Именно в книгу смотрел Творец, когда создавал мир. Согласно замыслу Творца, все сотворенное им существует как благо и во имя блага. Всевышний совершенен и добро его абсолютно, поэтому все его действия благи. Вот почему существование зла – это лишь одно из проявлений добра.
Любое событие, происходящее в мире, есть добро, но только в том случае, если рассматривать его не самостоятельно, а в совокупности, в связи со всеми прочими событиями. В системе мира нет зла, зло существует только в отдельных действиях и только до того, как они были окончательно совершены. Но ни в одной завершенной вещи зла нет. Любой изъян наблюдается только до завершения всего, что должно произойти с вещью, а когда процесс завершится, то все составляющие его действия предстанут как добро.
То же, что предстает перед человеческим взглядом, как злое, негативное, черное, кажется таким лишь в силу ограниченности человеческого понимания, когда истинная взаимосвязь событий от людей пока еще скрыта. Но настанет момент, и Всевышний откроет людям свой великий замысел. Тогда каждому станет очевидным, что зла нет на самом деле, а есть только добро. Но человеку в настоящем не дано постигнуть всю глубину замысла Творца.
Источником добра является Божественный Свет. И именно убывание божественного света приводит к возникновению зла, как уход солнца с небосвода рождает тьму. Тень есть умаление света, зло есть простое уменьшение добра. Тень не самостоятельна, зло относительно, свет и добро абсолютны.
И прост смысл появления зла на свете. Чтобы добро, которое посылает человеку Всевышний, было полным, то тот, кому оно дается должен удостоиться его в результате собственного труда, а не взять как милостыню. Лишь в этом случае получающий будет чувствовать себя полноценным владельцем этого блага. Поэтому цель создания зла - дать людям возможность поучаствовать в его устранении. Тогда от возникновения зла человек лишь выигрывает, а зло предстает в другом свете – как добро. Зло есть отвернувшееся, добро, добро, играющее с людьми в прятки, добро, скрытое одеждами. Сняв их, можно убедиться, что за любым злом прячется добро.
Для людей, живущих днем сегодняшним, зло имеет реальную силу, вера в его иллюзорность не устраняет сегодняшней боли. Для тех же, кто научается видеть жизнь как единое целое, зла нет.
Учение Каббалы исходит из идеи сокровенного неизреченного Божества, которое, будучи выше всякого рода определений, может быть названо только Бесконечное или Ничто. Чтобы дать в себе место конечному существованию, Бог должен себя ограничить. Самоограничения или самоопределения Абсолютного и дают в нем место различным мирам. Эти самоограничения не изменяют Неизреченного в нем самом, но дают ему возможность проявляться, то есть существовать не только для себя, но и для другого.
Первоначальное основание или условие для другого, по представлениям каббалы, есть то пустое место, которое образуется внутри Абсолютного в результате его самоограничения или стягивания. Благодаря этой пустоте бесконечный Божественный свет получает возможность эманации, лучеиспускания. Это не физический, а умопостигаемый, духовный свет, а его первоначальные лучи – тридцать два пути премудрости, основные формы любого Бытия, представляющие собой десять цифр и двадцать две буквы священного языка иврита, из которых каждой соответствует особое имя Божье. Как посредством десяти цифр можно исчислить все, а двадцати двух букв достаточно, чтобы написать всевозможные слова и книги, так и неизреченное Божество посредством тридцати двух путей открывает всю свою Бесконечность.
Каббалисты полагают, что даже форма еврейских букв неслучайна, не обусловлена общественным договором, а отражает их внутреннюю сущность, их душу. Тоненькие иголочки на их концах, их " короны" – все это отражение определенных духовных понятий. И в основе каждой буквы – свет, сияние, исходящие из ее сущности и последовательно достигающий земли. Каждая буква как величественный дворец, заключающий в себе духовную концепцию. Каббалисты учат, что сверхъестественные миры были сотворены благодаря комбинациям букв иврита, и здесь, в нижнем мире, все живет благодаря своему имени.
Существует тридцать два принципа толкования Книги, среди них различные виды подсчетов числовых значений слов, так называемые гематрии, перестановки букв и слогов, акростихи различные, замены букв. Еврейские буквы дают много способов понять Книгу. В ней не выделены ни концы, ни начала предложений, нет гласных букв, отсутствует пунктуация. Она дана в таком виде, что, группируя буквы все новыми и новыми способами, можно найти новые смыслы помимо тех, что указаны установленным разбиением.
Каббалисты, интерпретируя тайные смыслы Книги, обычно поднимаются по следующим ступеням: воспринимают явный смысл написанного, затем нюансы, намеки, затем делается числовой анализ слов, затем исследуется форма букв.
Но даже знание методов анализа Книги ничего не дает духовно не подготовленному, истинные открытия совершаются лучшими из лучших, а пытающийся изучать ее лишь из любопытства или в надежде снискать славу, может пожалеть об этом.
И если постижение настоящих глубин Книги требует особого духовного и физического очищения, то числовой анализ текста доступен каждому, знающему иврит. Гематрия, эта простейшая арифметика Книги, воспринимается как прекрасная увлекательная игра, конец которой всегда удивителен и приносит новое знание, откровение.
Книга безмерна, больше земли и шире моря, отомкнуть ее запертые двери и расшифровать ее бесчисленные коды в надежде приблизиться к царствию Божию – цель, к которой продолжают стремиться каббалисты. Шестьсот тысяч букв Книги, количество которых совпадает с числом евреев, ожидающих Моисея у подножия горы Синай, складываясь в бесконечное число всевозможных сочетаний, хранят, как полагают каббалисты, всю мудрость мира, доступную только достойнейшим.
Если материальный мир в какой-то степени можно проанализировать и изучить, то духовный мир очень близок к непостижимому Творцу, к Единому. Поэтому его познание всегда условно и приблизительно, ограничено человеческим ничтожеством.
Углубленное же изучение множественных духовных миров, приводящее к осознанию человеком Единства мира, таит в себе огромную опасность, ибо стираются при этом границы между Низом и Верхом, Левым и Правым, Добром и Злом. Вот почему Каббалу должно изучать только с учителем, наставником, и только индивидуально.
Каббала и означает – "передача и получение"; учитель передает, ученик получает. Ибо в Книге написано: "Не излагаются дела о началах в присутствии двух…" Этот общепринятый порядок изучения каббалы существовал всегда, даже после того, как величайший каббалист раби Акива позволил своему ученику раби Шимону бар Йохаю записать отдельные положения Каббалы в виде книги "Зогар".
Однако появление этой книги и некоторых последующих не изменило порядка: каббала изучается только в тех случаях, когда учитель достиг такого уровня знаний, что может их передать, а ученик – такого уровня духовного совершенства – что может их принять.
Начальным возрастом для изучения Каббалы считается сорокалетие. Именно в этом возрасте духовный потенциал человека достигает нужного уровня, хотя далеко не у всех. Минимальный начальный уровень ученика – многолетнее серьезное изучение Книги, соблюдение всех ее заповедей, любовь к Всевышнему.
Однако постижение Каббалы и знакомство с ее понятиями – разные вещи. Второе может пробудить ум и духовный потенциал, вызвать человека ко второй жизни, показать, что в мире есть Неведомое, но не открывает Его. И даже такое знакомство может стать опасным, в этом следует отдавать себе отчет.
Каббалу разделяют на умозрительную и прикладную. Умозрительная Каббала состоит из двух главных частей: Маасэ берешит, учения о мире, космогонии, и Маасэ меркаба, учения о Боге, теософии.
Связь между умозрительною и прикладной каббалой определяется общим для обеих признанием мистического смысла букв и слов Книги. Относясь к ней как к шифрованному тексту и применяя различные методы расшифровки, можно не только постигнуть удивительные и тайные смыслы сказанного Богом, но и повлиять на происходящее на земле. Именно таким путем узнают Сокровенное и предсказывают Будущее, меняют ход событий. Прикладная Каббала является и вспомогательным средством для очищения душ.
Простейшей частью прикладной Каббалы является магия, осуществляющая чудеса через целесообразное употребление имен Божьих. Полагают, что именно так еврейские, чудотворцы, цадики, творили чудеса, исцеляли больных, предсказывали будущее. Магия может все в нашем физическом мире, но ее возможности ничто в мирах духовных. Она настолько же проще умозрительной каббалы, насколько умение считать проще высшей математики.
Обусловленная лучами божественной премудрости, конкретная Вселенная представляет различные степени удаления Божественного света от его первоисточника. В непосредственной близости и совершенном единстве с Богом находится Мир Сияний. Далее идут Мир Творения, т.е. область творческих идей и живущих ими чистых духов, Мир Создания, область душ или живых существ, и Мир Делания, сфера материальных явлений, наш видимый физический мир. Эти миры не разделены между собой внешним образом, а включены друг в друга подобно концентрическим сферам. Низшие миры реализуют то, что идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, принимая влияния из божественного источника, передают их низшим, служа сосудами или каналами Благодати.
Важнейшей каббалистической категорией, фундаментальной идеей являются "корни". Корнями всего созданного, нематериального (духовного) и физического, являются действия Всевышнего. Место корней между существованием Всевышнего, являющегося корнем всех миров, и той видимой частью Творения, в которую мы помещены. Каждый объект, с которым мы в жизни непосредственно связаны, имеет духовный прообраз в тех корнях.
Для любого существа, созданного в мире нижнем, отыщутся наверху отдельные силы, из которых по определенной цепочке, в определенной последовательности, назначенной Высшей Мудростью, выходит данное существо, оно само и его свойства. Эти силы и есть корни всех существ мира нижнего, а существа нижнего мира – ветви и производные тех сил, и одни с другими (верхние и нижние) соединены, как звенья в цепи.
Началом всех творений являются трансцендентные силы, и именно из них развиваются материальные объекты. И материальные вещи во всех своих деталях соответствуют тому, что переходит на них из высших сил во всех их аспектах, и нет большого или малого в материальных вещах, не имеющего причины и корня в каком-нибудь аспекте трансцендентных сил.
Корни - это силы, которые создал Творец и поместил вне Себя. Эти силы - составная часть мира, от которого Он решил Себя скрыть. В соответствии с этими силами, связями, определенными между ними, и границами, установленными для них, будет и то, что возникает из них в результате нисхождения по закону спуска, установленному волей Творца. И, в соответствии с тем, что нового возникает в них, также возникает новое в физическом мире. И Господь надзирает над всем этим в порядке создания, а именно - сначала над трансцендентными силами, а затем и над всем, что происходит из них.
Корни и ветви связаны сложным образом, и из мира нижнего можно определенными действиями поменять соотношение высших сил, а через них – и реальность.
Еще до сотворения мира существовал замысел Творца, план, проект будущего мироустройства, и это была Книга. Именно в книгу смотрел Творец, когда создавал мир. Согласно замыслу Творца, все сотворенное им существует как благо и во имя блага. Всевышний совершенен и добро его абсолютно, поэтому все его действия благи. Вот почему существование зла – это лишь одно из проявлений добра.
Любое событие, происходящее в мире, есть добро, но только в том случае, если рассматривать его не самостоятельно, а в совокупности, в связи со всеми прочими событиями. В системе мира нет зла, зло существует только в отдельных действиях и только до того, как они были окончательно совершены. Но ни в одной завершенной вещи зла нет. Любой изъян наблюдается только до завершения всего, что должно произойти с вещью, а когда процесс завершится, то все составляющие его действия предстанут как добро.
То же, что предстает перед человеческим взглядом, как злое, негативное, черное, кажется таким лишь в силу ограниченности человеческого понимания, когда истинная взаимосвязь событий от людей пока еще скрыта. Но настанет момент, и Всевышний откроет людям свой великий замысел. Тогда каждому станет очевидным, что зла нет на самом деле, а есть только добро. Но человеку в настоящем не дано постигнуть всю глубину замысла Творца.
Источником добра является Божественный Свет. И именно убывание божественного света приводит к возникновению зла, как уход солнца с небосвода рождает тьму. Тень есть умаление света, зло есть простое уменьшение добра. Тень не самостоятельна, зло относительно, свет и добро абсолютны.
И прост смысл появления зла на свете. Чтобы добро, которое посылает человеку Всевышний, было полным, то тот, кому оно дается должен удостоиться его в результате собственного труда, а не взять как милостыню. Лишь в этом случае получающий будет чувствовать себя полноценным владельцем этого блага. Поэтому цель создания зла - дать людям возможность поучаствовать в его устранении. Тогда от возникновения зла человек лишь выигрывает, а зло предстает в другом свете – как добро. Зло есть отвернувшееся, добро, добро, играющее с людьми в прятки, добро, скрытое одеждами. Сняв их, можно убедиться, что за любым злом прячется добро.
Для людей, живущих днем сегодняшним, зло имеет реальную силу, вера в его иллюзорность не устраняет сегодняшней боли. Для тех же, кто научается видеть жизнь как единое целое, зла нет.
Обсуждения О Каббале