Собственно о чём речь.
Благодатный огонь - огонь, выносимый храма Гроба Господня на ежегодном богослужении на кануне православной пасхи. В любое другое время (точнее днём, утром и вечером так как ночью в храм не пускают) доступен всем желающим (а их.
Благодатный огонь - огонь, выносимый храма Гроба Господня на ежегодном богослужении на кануне православной пасхи. В любое другое время (точнее днём, утром и вечером так как ночью в храм не пускают) доступен всем желающим (а их.
Как показывают наблюдения, постоянно толпы) непосредственно в храме возле Кувуклия (часовня внутри храма Гроба Господня над каменным ложем, на котором покоилось в Великую субботу погребенное Тело Иисуса Христа). В том виде, котором видел его я, представляет собой небольшую горящую свечку.
Свойства Благодатного огня описаны достаточно обширно и противоречиво (начиная от того, что исцеляет болезни, способствует освещению дома и так далее) но все описания сходятся в одном - оный огонь не обжигает (официально называется неопалимостью).
Местные обитатели утверждают, что, что бы получить благодатный огонь в собственное использование достаточно зажечь от него особые пучки из 33х свеч или фитилей. Пучки доступны в трёх вариантах (парафиновые фитили, парафино-восковые свечки и восково-медовые свечки) и продаются как непосредственно в храме, так и во всевозможных туристических лавках по всему Израилю.
После того как пучок загорелся его необходимо потушить в одной из двух расположенных над исходной свечкой тушилок (чёрных металлических фиговин, отдалённо напоминающих колокольчики). Если пучок после этого ещё тлеет рекомендуется (точнее рекомендовалось одним из источников), дотушить руками - так как огонь не обжигает, то никакого ощутимого дискомфорта оное действие не доставит.
Ни в коем случае нельзя задувать огонь или тлеющие фитили на своих пучках так как, считается, что при задувании он теряет свои свойства (из-за огромной очереди желающих мы, увы, так и не удостоверились в справедливости данного утверждения).
Засовывая собственно руку в свежезажжёный огонь, туша его руками (тушилась свечка из эксперимента 2) и окончательно туша тлеющие фитили экспериментально установили, что огонь действительно не опаляет.
Согласно субъективным ощущениям, температура огня не превышала 45-60 градусов. При проведении руки над огнём или засовывании руки в пламя огонь не оставлял на руке копоти (при этом, при тушении пламени или тлеющих фитилей на руке оставалась сажа от собственно фитилей, на вид, ощупь и вкус не отличимая от аналогичной сажи свечи с простым огнём).
Визуально огонь мало отличался от обычного огня.
Так как вокруг Кувукли горят и обычные свечи (в стороне от благодатного огня, но проверить с небольшим перерывом их вполне реально) на месте сравнили ощущения от попыток засунуть руку в обычный огонь. Заодно и опровергнув теорию о том, что в храме Гроба Господня весь горящий огонь - благодатный.
Вывод: благодатный огонь действительно обладает свойством неопалимости. При этом, теории о том, что благодатный огонь имеет иную физическую природу (например есть результат горения эфиров с фитилей пучков) или же это явление есть результат внушения (опционально - самовнушения) не подтвердились.
Эксперимент 2.
Зажгли от благодатного огня обычную церковную свечку. Так как возле огня постоянно находится греческий священник более смелые эксперименты (скажем, с зажжением бытовой стеариновой свечки или самодельного факела) проводить не осмелились.
По ощущениям огонь на свечке сохранил свойство неопалимости. Температура огня субъективно так же была соответствующая температуре пучка с благодатным огнём.
Вывод: утверждение о том, что благодатный огонь передаётся только на пучки специальных свечек или фитилей неверен. В принципе оным экспериментом ещё раз продублировали опровержение теорий о иной физической природе благодатного огня и внушении.
Эксперимент 3.
Свечку из эксперимента 2 зажгли от обычной церковной свечи на другом конце храма (предварительно убедившись что огонь на той свече не является благодатным).
Согласно ощущениям, температура горения свечи была чуть выше. Но огонь по-прежнему не обжигал и не оставлял копоти на руке. Потушили рукой, после чего, как и в предыдущем эксперименте, на руке осталась сажа с фитиля.
Вывод: утверждение о том, что огонь передаётся именно через единожды зажжёные и потушенные свечи подтвердилось. Несколько настораживает более высокая температура.
Можно предположить, что огонь либо теряет свои свойства при каждом последующем зажжении, либо зависит от расстояния до исходного места. Возможно ещё и имеет место быть потеря свойств со временем.
Эксперимент 4.
Свечку из эксперимента 2 зажгли, привезя в Питер. Свечка жгла ощутимо сильнее, оставляя копоть на руке. Сторонние люди, не присутствующие на ранних экспериментах отмечали температуру пламени сходную с обычной. Потушена по ошибке дыханием (правда отдельным экспериментом это я считать не буду, так как огонь уже слишком сильно потерял исходные свойства).
Вывод: предположение о том, что огонь теряет свои свойства по тем или иным причинам подтвердились. В дальнейших экспериментах будем пытаться устанавливать причину.
Эксперимент 5.
Зажгли пучок из эксперимента 1. Температура пламени, как и в предыдущем эксперименте высока (увы, просто пучка нет, так что сравнить с обычной не представляется возможным, но жена утверждает что, всё же, холоднее). Оставляет на руке следы копоти. Потушить рукой не удалось из-за слишком большого количества горящих фитилей и достаточно высокой температуры:
- достаточно долго сжимать фитили не получалось - рука рефлекторно отдёргивалась (на руке остались следы воска и копоти от фитилей, ощущений сопутствующих ожёгам нет).
- те фитили, что в результате всё же гасли после отдёргивания руки загорались вновь от соседних.
Потушено в раковине.
Вывод: похоже что количество возгораний не имеет значения- пучок, как и свечка в третьем эксперименте, зажжён во второй раз, но при этом температура его пламени явно выше температуры пламени свечки. Следовательно потеря свойств происходит либо из-за времени, либо из-за расстояния.
Эксперимент 6.
Из пучка свечей, горевших только один раз и благодатным огнём выковыряли одну из свечек и зажгли параллельно с ней две обычных. На ощупь пламя у всех свечек примерно одинаковой температуры. Возможно с благодатным огнём чуть холоднее.
Все три свечки оставляли на руках копоть.
Вывод: похоже потеря свойств всё-таки в первую очередь обусловлена временем. Возможно временем и расстоянием. Но,в любом случае, время явно играет важную роль.
Свойства Благодатного огня описаны достаточно обширно и противоречиво (начиная от того, что исцеляет болезни, способствует освещению дома и так далее) но все описания сходятся в одном - оный огонь не обжигает (официально называется неопалимостью).
Способы и особенности передачи.
Местные обитатели утверждают, что, что бы получить благодатный огонь в собственное использование достаточно зажечь от него особые пучки из 33х свеч или фитилей. Пучки доступны в трёх вариантах (парафиновые фитили, парафино-восковые свечки и восково-медовые свечки) и продаются как непосредственно в храме, так и во всевозможных туристических лавках по всему Израилю.
После того как пучок загорелся его необходимо потушить в одной из двух расположенных над исходной свечкой тушилок (чёрных металлических фиговин, отдалённо напоминающих колокольчики). Если пучок после этого ещё тлеет рекомендуется (точнее рекомендовалось одним из источников), дотушить руками - так как огонь не обжигает, то никакого ощутимого дискомфорта оное действие не доставит.
Ни в коем случае нельзя задувать огонь или тлеющие фитили на своих пучках так как, считается, что при задувании он теряет свои свойства (из-за огромной очереди желающих мы, увы, так и не удостоверились в справедливости данного утверждения).
Проведённые эксперименты.
Эксперимент 1.Засовывая собственно руку в свежезажжёный огонь, туша его руками (тушилась свечка из эксперимента 2) и окончательно туша тлеющие фитили экспериментально установили, что огонь действительно не опаляет.
Согласно субъективным ощущениям, температура огня не превышала 45-60 градусов. При проведении руки над огнём или засовывании руки в пламя огонь не оставлял на руке копоти (при этом, при тушении пламени или тлеющих фитилей на руке оставалась сажа от собственно фитилей, на вид, ощупь и вкус не отличимая от аналогичной сажи свечи с простым огнём).
Визуально огонь мало отличался от обычного огня.
Так как вокруг Кувукли горят и обычные свечи (в стороне от благодатного огня, но проверить с небольшим перерывом их вполне реально) на месте сравнили ощущения от попыток засунуть руку в обычный огонь. Заодно и опровергнув теорию о том, что в храме Гроба Господня весь горящий огонь - благодатный.
Вывод: благодатный огонь действительно обладает свойством неопалимости. При этом, теории о том, что благодатный огонь имеет иную физическую природу (например есть результат горения эфиров с фитилей пучков) или же это явление есть результат внушения (опционально - самовнушения) не подтвердились.
Эксперимент 2.
Зажгли от благодатного огня обычную церковную свечку. Так как возле огня постоянно находится греческий священник более смелые эксперименты (скажем, с зажжением бытовой стеариновой свечки или самодельного факела) проводить не осмелились.
По ощущениям огонь на свечке сохранил свойство неопалимости. Температура огня субъективно так же была соответствующая температуре пучка с благодатным огнём.
Вывод: утверждение о том, что благодатный огонь передаётся только на пучки специальных свечек или фитилей неверен. В принципе оным экспериментом ещё раз продублировали опровержение теорий о иной физической природе благодатного огня и внушении.
Эксперимент 3.
Свечку из эксперимента 2 зажгли от обычной церковной свечи на другом конце храма (предварительно убедившись что огонь на той свече не является благодатным).
Согласно ощущениям, температура горения свечи была чуть выше. Но огонь по-прежнему не обжигал и не оставлял копоти на руке. Потушили рукой, после чего, как и в предыдущем эксперименте, на руке осталась сажа с фитиля.
Вывод: утверждение о том, что огонь передаётся именно через единожды зажжёные и потушенные свечи подтвердилось. Несколько настораживает более высокая температура.
Можно предположить, что огонь либо теряет свои свойства при каждом последующем зажжении, либо зависит от расстояния до исходного места. Возможно ещё и имеет место быть потеря свойств со временем.
Эксперимент 4.
Свечку из эксперимента 2 зажгли, привезя в Питер. Свечка жгла ощутимо сильнее, оставляя копоть на руке. Сторонние люди, не присутствующие на ранних экспериментах отмечали температуру пламени сходную с обычной. Потушена по ошибке дыханием (правда отдельным экспериментом это я считать не буду, так как огонь уже слишком сильно потерял исходные свойства).
Вывод: предположение о том, что огонь теряет свои свойства по тем или иным причинам подтвердились. В дальнейших экспериментах будем пытаться устанавливать причину.
Эксперимент 5.
Зажгли пучок из эксперимента 1. Температура пламени, как и в предыдущем эксперименте высока (увы, просто пучка нет, так что сравнить с обычной не представляется возможным, но жена утверждает что, всё же, холоднее). Оставляет на руке следы копоти. Потушить рукой не удалось из-за слишком большого количества горящих фитилей и достаточно высокой температуры:
- достаточно долго сжимать фитили не получалось - рука рефлекторно отдёргивалась (на руке остались следы воска и копоти от фитилей, ощущений сопутствующих ожёгам нет).
- те фитили, что в результате всё же гасли после отдёргивания руки загорались вновь от соседних.
Потушено в раковине.
Вывод: похоже что количество возгораний не имеет значения- пучок, как и свечка в третьем эксперименте, зажжён во второй раз, но при этом температура его пламени явно выше температуры пламени свечки. Следовательно потеря свойств происходит либо из-за времени, либо из-за расстояния.
Эксперимент 6.
Из пучка свечей, горевших только один раз и благодатным огнём выковыряли одну из свечек и зажгли параллельно с ней две обычных. На ощупь пламя у всех свечек примерно одинаковой температуры. Возможно с благодатным огнём чуть холоднее.
Все три свечки оставляли на руках копоть.
Вывод: похоже потеря свойств всё-таки в первую очередь обусловлена временем. Возможно временем и расстоянием. Но,в любом случае, время явно играет важную роль.
Обсуждения Благодатный огонь