Об обычаях молчальников писали такие византийские аскеты, как Марк Подвижник, Исайя Отшельник, Ефрем Сирин, Фалласий Африканский, Диадох, преп. Варсонофий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и др. авторы. Григорий Синаит распространил на Афоне правила исихии.
В 14 в. исихазм подвергся нападкам со стороны ученого монаха Варлаама из Калабрии. Не знакомый с мистич. традициями византийской правосл. церкви, он обвинил монахов-исихастов в суеверии, ереси двубожия и многобожия и, имея в виду внеш. приемы погружения в созерцание, при к-рых молчальники сидели, уставившись глазами в живот, назвал их омфалопсихами, т. е. теми, у кого душа находится в пупке (от греч. οωμφαλοψυχία — пуподушие). За И. вступился Григорий Палама. Т. н. исихастский спор варламитов с паламитами продолжался около 30 лет, разбирался на неск. соборах и окончился признанием учения исихазма офиц. православ. доктриной. Богослов. основы исихазма выявились в ходе истолкования т. н. Фаворского света, к-рый являлся монахам в их исихастских опытах. Требовалось доказать, что он не сотворен и доступен зрению и что его вечное присутствие в мире не ведет к разделению Бога на части, т. е. не нарушает простой недоступной природы Божества. Григорий Палама полагал, что в этом вопросе следует различать сущность Бога и его энергии, пронизывающие миры и доступные посвященным. Исихастский спор, по существу, обнаруживал противоположность двух форм духовности: у варламитов приближение к Богу осуществлялось посредством учености, силлогистики, рац. знания, у Паламы — путем опытов "блаженного созерцания Бога" с опорой на восточное византийское анахоретство. Исихия как путь к Богу и знание Бога отстаиваются Паламой в сочинениях "Второе слово на Преображение Господне", "Прозопопея, или Сочинение, в котором ум осуждает тело, а тело себя защищает", "Наставление безмолвствующим" и др. Офиц. признание исихазма на соборе 1351 окончательно утвердило позиции и авторитет Паламы и его сподвижников.
И. получил распространение на Руси, проникая туда по преим. через Афон. Центрами новых настроений на Руси стали Троице-Сергиев мон. и заволжские обители. В 14—15 вв. широко переводится исихастская и близкая к ней лит-ра, в т. ч. соч. Григория Синаита и Григория Паламы. Возрождение мистич. традиции И. в рус. церкви связано с именами Паисия Величковского и Серафима Саровского.
******************************************************************************************
Высказывания в сети интернет:
Иван Чёрный 17 июн 2013
На мой взгляд, ярким примером формы инициации является обряд монашеского пострига в Восточной христианской традиции.
Действительно, монашеский постриг по сию пору сохраняет премордиальные инициатические черты, а сами монахи (особенно в Восточной Церкви) являются "убежищем неприкосновенной традиции", надежно осмоленным ковчегом в бушующих волнах погибающего мира. Существуют предания о тайных монастырях и "неявленных миру праведниках, коих малым числом мир держится". Подлиная традиция живет в скитах и пустыни, а при "большой дороге" сами знаете, кто водится.
Инициация в восточнохристианском монашестве меняет опять же не только сознание, но и материальную составляющую человеческого естества (появился повод несколько дополнить высказанную ранее мысль). Характернейшим примером в данной связи является нетленность святых мощей, да и афонский обычай опознания духовности человека после его смерти может служить этому подтверждением. Такие необыкновнные останки как святые реликвии с благоговением помещаются в костницах афонских монастырей, находя там достойное упокоение. Истинный инициатический путь, подлинное духовное делание меняют человека кардинально.
Понятия гнозиса очень близки понятиям традиционной восточнохристианской эзотерики (исихазм и проч.), так что на этом фронте вражды особой нет и к тому же достигнут некий уровень взаимопонимания, обоюдной толлерантности и даже взаимного интереса.
...
можно долго спорить и обмениваться дефинициями, однако исихазм я бы так смело к мистицизму не подводил.Известно мнение традиционалистов о внутренне присущей " рецептивной пассивности" мистицизма, в отличие от инициатических школ,где духовный праксис основан на доктринальном знании, что и обьясняет, при всем разнообразии личностей аскетов и святых православной церкви, глубокое внутреннее единство и полную конгруэнтность (связность, логику,совместимость) христологии и духовных завоеваний православной духовной школы.
Максим Медоваров
В исихазме есть и инициатическая цепь, но в то же время известно, что эта цепь в отдельных регионах прерывалась и затем не раз восстаналивалась заново (свт. Паисий, схимонах Иларион)...
Россия слишком величественна, чтобы проводить национальную политику... ее дело в мире есть политика рода человеческого... (П.Я. Чаадаев)
Лев Каждан
Как в России. Сначала Нил Сорский затем 300 лет перерыва затем Паисий Величковский.
******************************************************************************************
Исихазм не есть отделённая от восточного православия традиция. Следовательно нет возможности говорить, что она прерывалась. Любой имеющий посвящение - может его практиковать, для этого какой-либо отдельной инициации не требуется. Требуется просто опытный наставник (который сам прошёл этим путём и знает подводные камни), так как имеются реальные опасности впасть в прелесть, сдвинуться умом, при самостоятельной, никем не благословлённой практике. Но главная цель наставника даже не дать какие-то методики, а держать ученика в жёстком послушании, смирении, так как эффекты от практик исихазма могут привести к непомерному тщеславию, которое сведёт на нет все предыдущие успехи.
Сама инициация - вступление в Церковь Хрiстову.
Главный учитель - тома Добротолюбия.
В Церкви не существует безблагодатных служений, в том числе и служение народа Божия. Безблагодатным становится только тот христианин, который от какого бы то ни было благодатного служения в Церкви сам отказывается; тогда благодать, полученная им в таинстве крещения, остается безплодной. Ветхозаветное священство было поставлено на служение как целый народ (колено Левия). В Новом Завете священство принадлежит всей Церкви. Вместо рукотворенного храма христиане имеют нерукотворенный, вместо кровавых жертв – духовные жертвы. В Церкви нет непосвященных, нет несвященников – но клир и народ вместе составляют новозаветное духовное царственное священство, ибо крещение есть посвящение и поставление на служение народа Божия – на “священство святое” (1 Пет. 2, 5). Каждый член Церкви в широком смысле есть “клирик” – т. е. избранный в удел, “причт” или “наследие Божие” (1 Пет. 5, 3). Различие между мiрянами, низшим, средним и высшим клиром заключается в степенях посвящения, ибо церковная иерархия начинается от крещения.
Итак, поскольку народ Божий призван к духовно-нравственному и практическому служению в области священнодействия, члены его могут совершать эти священнодействия, в случае необходимости, без иерея или архиерея, но опять-таки – рукою избранного для этого служения члена народа Божия (даже если это будет один из двух), не рукоположенного в священный сан. Таково православное учение о новозаветном царственном священстве и священнодействии мiрян в Церкви, вопреки утвердившейся повсюду в последнее время ереси папизма и олигархизма, разсекающей Тело Христово на посвященных и непосвященных, духовенство и бездуховных, гностиков и профанов, господ и рабов, благодатных и безблагодатных его членов.
Что до монашества, то им сам их чин обязывает к практике непрестанной молитвы, которая и выливается в практику исихазма.
Назорейство (воздержание и девство) есть обратная сторона брачного сожительства, ибо воздержание (монашество=“уединенность”) с девством и благословенное сожительство являются уравновешивающимися формами человеческого брака: в первом случае – при воздержании, души человека с Богом; во втором случае, при соединении мужа и жены в едину плоть, также с Богом.
Материалы из Добротолюбия по практике исихазма (рекомендую эти материалы, именно в такой последовательности, и не изучать далее, прежде чем осознано предыдущее, тем, кто хочет заниматься практикой исихазма самостоятельно, так как прежде чем заниматься техническими методиками, следует обезопасить себя от духовного безумия, и укрепить психику):
Борьба с тщеславием
http://www.sunhome.ru/religion/19501
Борьба с духом тщеславия
http://www.sunhome.ru/religion/19500
Борьба с духом печали
http://www.sunhome.ru/religion/19489
Борьба с духом уныния
http://www.sunhome.ru/religion/19487
Борьба со скорбями от бед и напастей
http://www.sunhome.ru/religion/19486
Борьба с помыслами и злыми духами
http://www.sunhome.ru/religion/19485
Письмо к монахам Индии
http://www.sunhome.ru/religion/19490
О трех образах внимания и молитвы
http://www.sunhome.ru/religion/19419
Одну из методик такой работы над собой приведу, но не рекомендую применять её без наставника, который должен быть действительно преподобным старцем. Иначе Вы можете и люциферианский свет принять за Божественный. Здесь нужно большое смирение и великие духовные труды. Наставление святого Симеона Нового Богослова (949-1022г.г.):
Запри дверь твоей келии, сядь в углу её, отвлеки свою мысль от всего земного. Склони затем подбородок твой на грудь свою и устреми чувственное и душевное око на пупок твой. Далее сожми обе ноздри свои так, чтобы едва можно было дышать и отыщи глазами то место сердца, где сосредоточены все способности души. Проведя в этом положении день и ночь — о, чудо! Увидишь, что вокруг сердца распространяется Божественный свет.
Кстати данная методика даётся из греческого Добротолюбия. В русском варианте этот метод из текста убрали, так как были случаи, когда целые монастыри, при неправильной практике, впадали в беснование и безумство.
И. получил распространение на Руси, проникая туда по преим. через Афон. Центрами новых настроений на Руси стали Троице-Сергиев мон. и заволжские обители. В 14—15 вв. широко переводится исихастская и близкая к ней лит-ра, в т. ч. соч. Григория Синаита и Григория Паламы. Возрождение мистич. традиции И. в рус. церкви связано с именами Паисия Величковского и Серафима Саровского.
******************************************************************************************
Высказывания в сети интернет:
Иван Чёрный 17 июн 2013
На мой взгляд, ярким примером формы инициации является обряд монашеского пострига в Восточной христианской традиции.
Действительно, монашеский постриг по сию пору сохраняет премордиальные инициатические черты, а сами монахи (особенно в Восточной Церкви) являются "убежищем неприкосновенной традиции", надежно осмоленным ковчегом в бушующих волнах погибающего мира. Существуют предания о тайных монастырях и "неявленных миру праведниках, коих малым числом мир держится". Подлиная традиция живет в скитах и пустыни, а при "большой дороге" сами знаете, кто водится.
Инициация в восточнохристианском монашестве меняет опять же не только сознание, но и материальную составляющую человеческого естества (появился повод несколько дополнить высказанную ранее мысль). Характернейшим примером в данной связи является нетленность святых мощей, да и афонский обычай опознания духовности человека после его смерти может служить этому подтверждением. Такие необыкновнные останки как святые реликвии с благоговением помещаются в костницах афонских монастырей, находя там достойное упокоение. Истинный инициатический путь, подлинное духовное делание меняют человека кардинально.
Понятия гнозиса очень близки понятиям традиционной восточнохристианской эзотерики (исихазм и проч.), так что на этом фронте вражды особой нет и к тому же достигнут некий уровень взаимопонимания, обоюдной толлерантности и даже взаимного интереса.
...
можно долго спорить и обмениваться дефинициями, однако исихазм я бы так смело к мистицизму не подводил.Известно мнение традиционалистов о внутренне присущей " рецептивной пассивности" мистицизма, в отличие от инициатических школ,где духовный праксис основан на доктринальном знании, что и обьясняет, при всем разнообразии личностей аскетов и святых православной церкви, глубокое внутреннее единство и полную конгруэнтность (связность, логику,совместимость) христологии и духовных завоеваний православной духовной школы.
Максим Медоваров
В исихазме есть и инициатическая цепь, но в то же время известно, что эта цепь в отдельных регионах прерывалась и затем не раз восстаналивалась заново (свт. Паисий, схимонах Иларион)...
Россия слишком величественна, чтобы проводить национальную политику... ее дело в мире есть политика рода человеческого... (П.Я. Чаадаев)
Лев Каждан
Как в России. Сначала Нил Сорский затем 300 лет перерыва затем Паисий Величковский.
******************************************************************************************
Исихазм не есть отделённая от восточного православия традиция. Следовательно нет возможности говорить, что она прерывалась. Любой имеющий посвящение - может его практиковать, для этого какой-либо отдельной инициации не требуется. Требуется просто опытный наставник (который сам прошёл этим путём и знает подводные камни), так как имеются реальные опасности впасть в прелесть, сдвинуться умом, при самостоятельной, никем не благословлённой практике. Но главная цель наставника даже не дать какие-то методики, а держать ученика в жёстком послушании, смирении, так как эффекты от практик исихазма могут привести к непомерному тщеславию, которое сведёт на нет все предыдущие успехи.
Сама инициация - вступление в Церковь Хрiстову.
Главный учитель - тома Добротолюбия.
В Церкви не существует безблагодатных служений, в том числе и служение народа Божия. Безблагодатным становится только тот христианин, который от какого бы то ни было благодатного служения в Церкви сам отказывается; тогда благодать, полученная им в таинстве крещения, остается безплодной. Ветхозаветное священство было поставлено на служение как целый народ (колено Левия). В Новом Завете священство принадлежит всей Церкви. Вместо рукотворенного храма христиане имеют нерукотворенный, вместо кровавых жертв – духовные жертвы. В Церкви нет непосвященных, нет несвященников – но клир и народ вместе составляют новозаветное духовное царственное священство, ибо крещение есть посвящение и поставление на служение народа Божия – на “священство святое” (1 Пет. 2, 5). Каждый член Церкви в широком смысле есть “клирик” – т. е. избранный в удел, “причт” или “наследие Божие” (1 Пет. 5, 3). Различие между мiрянами, низшим, средним и высшим клиром заключается в степенях посвящения, ибо церковная иерархия начинается от крещения.
Итак, поскольку народ Божий призван к духовно-нравственному и практическому служению в области священнодействия, члены его могут совершать эти священнодействия, в случае необходимости, без иерея или архиерея, но опять-таки – рукою избранного для этого служения члена народа Божия (даже если это будет один из двух), не рукоположенного в священный сан. Таково православное учение о новозаветном царственном священстве и священнодействии мiрян в Церкви, вопреки утвердившейся повсюду в последнее время ереси папизма и олигархизма, разсекающей Тело Христово на посвященных и непосвященных, духовенство и бездуховных, гностиков и профанов, господ и рабов, благодатных и безблагодатных его членов.
Что до монашества, то им сам их чин обязывает к практике непрестанной молитвы, которая и выливается в практику исихазма.
Назорейство (воздержание и девство) есть обратная сторона брачного сожительства, ибо воздержание (монашество=“уединенность”) с девством и благословенное сожительство являются уравновешивающимися формами человеческого брака: в первом случае – при воздержании, души человека с Богом; во втором случае, при соединении мужа и жены в едину плоть, также с Богом.
Материалы из Добротолюбия по практике исихазма (рекомендую эти материалы, именно в такой последовательности, и не изучать далее, прежде чем осознано предыдущее, тем, кто хочет заниматься практикой исихазма самостоятельно, так как прежде чем заниматься техническими методиками, следует обезопасить себя от духовного безумия, и укрепить психику):
Борьба с тщеславием
http://www.sunhome.ru/religion/19501
Борьба с духом тщеславия
http://www.sunhome.ru/religion/19500
Борьба с духом печали
http://www.sunhome.ru/religion/19489
Борьба с духом уныния
http://www.sunhome.ru/religion/19487
Борьба со скорбями от бед и напастей
http://www.sunhome.ru/religion/19486
Борьба с помыслами и злыми духами
http://www.sunhome.ru/religion/19485
Письмо к монахам Индии
http://www.sunhome.ru/religion/19490
О трех образах внимания и молитвы
http://www.sunhome.ru/religion/19419
Одну из методик такой работы над собой приведу, но не рекомендую применять её без наставника, который должен быть действительно преподобным старцем. Иначе Вы можете и люциферианский свет принять за Божественный. Здесь нужно большое смирение и великие духовные труды. Наставление святого Симеона Нового Богослова (949-1022г.г.):
Запри дверь твоей келии, сядь в углу её, отвлеки свою мысль от всего земного. Склони затем подбородок твой на грудь свою и устреми чувственное и душевное око на пупок твой. Далее сожми обе ноздри свои так, чтобы едва можно было дышать и отыщи глазами то место сердца, где сосредоточены все способности души. Проведя в этом положении день и ночь — о, чудо! Увидишь, что вокруг сердца распространяется Божественный свет.
Кстати данная методика даётся из греческого Добротолюбия. В русском варианте этот метод из текста убрали, так как были случаи, когда целые монастыри, при неправильной практике, впадали в беснование и безумство.
Обсуждения Практика Исихазма