Сколько бы я ни учил, тибетцы не понимают; вместо этого они занимаются не чем иным, как неверными действиями. Если вы искренне хотите практиковать Дхарму, поступайте так:
Быть буддистом-мирянином (упасака) – не значит просто соблюдать четыре главных обета: это значит отринуть неблагие деяния.
Быть буддистом-мирянином (упасака) – не значит просто соблюдать четыре главных обета: это значит отринуть неблагие деяния.
Быть послушником (шрамана) – не значит просто принять чистоту внешнего облика: это значит правильно практиковать добродетель. Быть монахом (бхикшу) – не значит просто обуздать тело, речь и ум в повседневных делах и соблюдать многочисленные запреты: это значит объединить все корни добродетели с путем великого Просветления.
Быть добродетельным – не значит просто носить желтое одеяние: это значит страшиться созревания кармы. Быть духовным другом – не значит просто принять важный вид: это значит быть доблестным защитником всех существ. Быть йогином – не значит просто вести себя вызывающе это значит слить свой ум с природой дхарматы.
Быть практиком мантры – не значит просто бормотать заклинания [со злым умыслом]: это значит быстро достичь Просветления путем объединения средств и знания. Быть практиком созерцания – не значит просто жить в пещере: это значит осваивать истинный смысл [естественного состояния]. Быть отшельником – не значит просто жить в глухом лесу: это значит, что ум свободен от двойственных представлений.
Быть ученым – не значит просто поддерживать восемь мирских дхарм[1]: это значит различать правильное и ложное. Быть бодхисаттвой – не значит отказаться от корыстных интересов: это значит усердно трудиться для освобождения всех живых существ от сансары.
Быть верующим – не значит проливать слезы: это значит вступить на истинный путь, страшась смерти и перерождения. Быть усердным – не значит заниматься без устали самыми разными делами: это значит упорно применять методы, позволяющие покинуть сансарное существование.
Быть щедрым – не значит просто отдавать с умыслом и пристрастием: это значит быть глубоко свободным от привязанности к чему бы то ни было. Устные наставления не означают множество книг, это – всего несколько слов, которые бьют прямо в цель, внося в твой ум самую суть смысла. Воззрение не значит просто философское мнение, это – свобода от ограниченности умственных построений. Медитация не значит мысленное сосредоточение на чем-либо: это значит, что твой ум стойко пребывает в естественной способности познавать, свободной от сосредоточения.
Спонтанное действие не значит разнузданность поведения: это свобода от привычки держаться за иллюзорные ощущения как за реальность. Различающее знание (праджня) не значит острые способности ошибочного мышления: это понимание того, что все дхармы нерождены и свободны от умственных построений.
Обучение не значит только выслушивание учений: это отсечение ложных представлений и постижение, превосходящее способность рассудочного ума. Размышление не значит только следование рассудочному мышлению и создание домыслов: это отсечение ошибочной привязанности. Обретение плода не значит только, что из Акаништхи нисходят рупакаи: это распознание природы ума и устойчивое пребывание в ней.
Не заблуждайся, считая, что смысл Учения ограничен словами. Объедини практику со всем своим существом и немедля обрети Освобождение от сансары.
[1] Обретение и утрата, счастье и несчастье (успех и неудача), слава и позор, хвала и хула.
Быть добродетельным – не значит просто носить желтое одеяние: это значит страшиться созревания кармы. Быть духовным другом – не значит просто принять важный вид: это значит быть доблестным защитником всех существ. Быть йогином – не значит просто вести себя вызывающе это значит слить свой ум с природой дхарматы.
Быть практиком мантры – не значит просто бормотать заклинания [со злым умыслом]: это значит быстро достичь Просветления путем объединения средств и знания. Быть практиком созерцания – не значит просто жить в пещере: это значит осваивать истинный смысл [естественного состояния]. Быть отшельником – не значит просто жить в глухом лесу: это значит, что ум свободен от двойственных представлений.
Быть ученым – не значит просто поддерживать восемь мирских дхарм[1]: это значит различать правильное и ложное. Быть бодхисаттвой – не значит отказаться от корыстных интересов: это значит усердно трудиться для освобождения всех живых существ от сансары.
Быть верующим – не значит проливать слезы: это значит вступить на истинный путь, страшась смерти и перерождения. Быть усердным – не значит заниматься без устали самыми разными делами: это значит упорно применять методы, позволяющие покинуть сансарное существование.
Быть щедрым – не значит просто отдавать с умыслом и пристрастием: это значит быть глубоко свободным от привязанности к чему бы то ни было. Устные наставления не означают множество книг, это – всего несколько слов, которые бьют прямо в цель, внося в твой ум самую суть смысла. Воззрение не значит просто философское мнение, это – свобода от ограниченности умственных построений. Медитация не значит мысленное сосредоточение на чем-либо: это значит, что твой ум стойко пребывает в естественной способности познавать, свободной от сосредоточения.
Спонтанное действие не значит разнузданность поведения: это свобода от привычки держаться за иллюзорные ощущения как за реальность. Различающее знание (праджня) не значит острые способности ошибочного мышления: это понимание того, что все дхармы нерождены и свободны от умственных построений.
Обучение не значит только выслушивание учений: это отсечение ложных представлений и постижение, превосходящее способность рассудочного ума. Размышление не значит только следование рассудочному мышлению и создание домыслов: это отсечение ошибочной привязанности. Обретение плода не значит только, что из Акаништхи нисходят рупакаи: это распознание природы ума и устойчивое пребывание в ней.
Не заблуждайся, считая, что смысл Учения ограничен словами. Объедини практику со всем своим существом и немедля обрети Освобождение от сансары.
[1] Обретение и утрата, счастье и несчастье (успех и неудача), слава и позор, хвала и хула.
Обсуждения Практика Дхармы